Рабочая программа кружка "Юный экскурсовод"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "Юный экскурсовод"

Оценка 4.9
doc
30.01.2020
Рабочая программа кружка "Юный экскурсовод"
Программа.doc

Пояснительная записка

 

Программа направлена на совершенствование организации, и содержания обучения и воспитания средствами краеведения, предусмотрена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей края, школы, музееведения.

Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усиления интереса к истории родного края в процессе гражданского образования школьников.

Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.

 

Цели программы:

  • совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
  • подготовка экскурсоводов для экспозиций школьного музея;
  • сохранение исторической памяти.

 

Задачи программы:

  • развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и навыки школьников;
  • содействовать творческой самореализации;
  • способствовать формированию гражданской позиции школьников;
  • формировать уважение к истории школы и её традициям.

 

Образовательные технологии:

  • Технология обучения как учебного исследования;
  • Технология проектной деятельности учащихся.

 

Воспитательные технологии:

Технология коллективной творческой деятельности.

 

Формы занятий:

  • Самостоятельная работа с документами.
  • Составление текстов экскурсий по темам школьных экспозиций.
  • Проведение конкурсов, смотров.
  • Участие в научно-практических конференциях.
  • Встреча с участниками изучаемых событий (выпускники, родители).
  • Записи воспоминаний.
  • Экскурсии в музеи.

 

Ожидаемые результаты:

  • Умение работать с историческими источниками.
  • Умение группировать и классифицировать факты (места, время, обстоятельство, участники, результаты событий).
  • Умение создавать социальные проекты.
  • Умение оформлять и рецензировать экскурсию.

 

Ключевые компетенции:

Коммуникативно-информационная.

• Гражданско-правовая.

 

Ценности:

• сохранение исторической памяти;

• уважение к учителю школы;

• ответственность за порученное дело;

 

Формы подведения итогов:

• Создание экспозиций школьного музея.

• Организация экскурсий.

• Участие в научно-практических конференциях.

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

 

В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:

 

Личностные действия:

Обучающийся научится и приобретет:

·  научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

·  приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

·  научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

·  приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·  основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;

·  мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

·  эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;

·  чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

·  эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

·  планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

·  выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

·  проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

·  самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

·  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

·  уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

·  в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;

·  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;

·  вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

·  используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

·  на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·  узнавать символику города;

·  описывать достопримечательности города;

·  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

·  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея;

·  использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой;

·  работать с атласом, глобусом и картой;

·  устанавливать причинноследственные связи;

·  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·  устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

·  самостоятельно подбирать литературу по теме;

·  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

·  работать в семейных, школьных архивах.

 

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

·  понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

·  ориентироваться на позицию партнера в общении;

·  способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее;

·  учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

·  готовить и выступать с сообщениями;

·  работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея;

·  формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в школьном музее;

·  аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и структура программы

 

I. Введение. 4 часа

Школьный музей хранитель и воспитатель. Название и профиль школьного музея. Знакомство с экспозициями школьного музея.

II. Система музеев. 8 часов

Что такое библиография? Справочно-библиграфический аппарат. Художественная, мемуарная литература. Интернет как источник информации.

III. История экспонатов школьного музея. 8 часов

Понятие «музейный предмет». Экспонаты, подаренные музею. Экспонаты, собранные учащимися и родителями. Раритеты и реликвии.

IV. Фонды школьного музея. 20 часов

Комплектование фондов школьного музея. Книга поступлений. Акт приёма - сдачи. Основной фонд. Вспомогательный фонд. Учёт фондов школьного музея. Инвентарная книга.

V. Выбор темы экскурсии. 8 часов

Ориентирование в школьном музее. Цель экскурсии в школьном музее. Связь темы экскурсии с экспозициями школьного музея. Знакомство с работой экскурсовода.

VI. Основные требования к экскурсии. 12 часов

Соответствие экскурсии тематико-экспозиционному плану. Последовательность построения экскурсии. Тематико-экспозиционный сценарий.

VII. Технические средства сопровождения экскурсии. 12 часов

Техника в школьном музее: фото, киноаппаратура, видеофильм, экранно-звуковые средства. Использование интерната, сайтов «Одноклассники» , «Контакт» в работе школьного музея.

VIII. Имидж экскурсовода. 8 часов

Этикет поведения в общественном месте (музей, экскурсия). Этикет внешнего вида. Имидж современного делового человека. Этикет общения.

IX. Речь экскурсовода. 12 часов

Культура речи. Что такое ораторское искусство. Чтение прозы и стихов. Беседа, разговор.

X. Подготовка текста экскурсии. 12 часов

Связь темы экскурсии с музейной экспозицией. Определение этапов и продолжительности экскурсии. Оформление текста экскурсии.

XI. Обработка материалов и сдача экскурсии. 12 часов

Классификация музейных экскурсий. Обзорная экскурсия, и её особенности. Тематическая экскурсия. Рецензирование текста экскурсий.

XII. Практикуем. Искусство музейной экспозиции. 20 часов

Работа по подготовке и модернизации школьных музейных экспозиций

Итого: 136 часов

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Часы

Форма занятий

Сроки

1.       

Введение

4

 

 

 

Музей - хранитель и воспитатель

1

Беседа

 

 

Знакомство с экспозициями

школьного музея

3

Беседа, экскурсия

 

2.       

Информационная система

музея

8

 

 

 

Что такое библиография?

4

Презентация

 

 

Интернет как источник

информации.

4

 

 

3.       

История экспонатов

школьного музея

8

 

 

 

Музейный предмет. Экспонат

школьного музея.

Раритеты и реликвии.

4

Лабораторная работа

 

 

Экспонаты, собранные

учащимися и родителями.

4

Лабораторная работа

 

4.       

Фонды школьного музея.

20

 

 

 

Комплектование фондов

школьного музея. Основной

фонд.

4

Беседа

 

 

Вспомогательный фонд

4

Беседа

 

 

Учет фондов. Акт приема-

сдачи музейных экспонатов.

4

Практическая работа

 

 

Инвентарная книга

4

Практическая работа

 

 

Требование к записям

инвентарной книги. Работа

с памяткой.

4

Практикум

 

5.       

Выбор темы экскурсии

8

 

 

 

Цель экскурсии в школьном

музее

4

Беседа

 

 

Показ и анализ экспонатов.

Определение темы экскурсии.

4

Практикум

 

6.

Основные требования к экскурсии

12

 

 

 

Связь темы экскурсии с материалами экспозиции

4

Беседа

 

 

Последовательность построения экскурсии.

4

Беседа

 

 

Тематико-экспозиционный

план

4

Практикум

 

7.

Технические средства

сопровождения экскурсии

12

 

 

 

Техника в школьном музее

4

Практикум

 

 

Использование материалов

Интернета в школьном музее

8

Практика

 

8.

Имидж экскурсовода

8

 

 

 

Этикет внешнего вида

4

Беседа

 

 

Этикет общения

4

Беседа

 

9.

Речь экскурсовода

12

 

 

 

Культура речи.

4

Беседа

 

 

Что такое ораторское искусство.

4

Беседа

 

 

Чтение прозы, стихов.

4

Практика

 

10.

Подготовка текста экскурсии.

12

 

 

 

Тематико-экспозиционный

сценарий.

4

Практикум

 

 

Определение этапов и

продолжительности экскурсии

4

Практикум

 

 

Оформление текста экскурсии

4

Практикум

 

11.

Обработка материала и

сдачи экскурсии.

12

 

 

 

Обзорная экскурсия и ее

особенности

4

Беседа

 

 

Тематическая экскурсия

и ее особенности.

4

Беседа

 

 

Рецензирование текста

экскурсии.

4

Практикум

 

12.

Практикум. Искусство

музейной экспозиции.

20

 

 

 

Работа по обновлению экспозиции «Улицы микрорайона школы», «От творчества учителя к творчеству ученика», «Профессия – Родину защищать»

6

Практикум

 

 

Работа по созданию зала

Воинской славы.

6

Практикум

 

 

Подготовка экскурсии

«Учителями славится

Россия»

8

Практикум

 

 

ИТОГО

136 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки мастерства экскурсовода.

 

1 .Компетентность экскурсовода:

·         Владение темой

·         Полнота раскрытия

·         Чёткость структуры

·         Логичный переход от фрагмента к фрагменту.

 

2.Умение устанавливать контакт с группой ( представиться ,изложить план экскурсии)

 

3. Владение приёмами показа: выбор правильной точки обзора, расположение группы так, чтобы было видно всем, создание установки на узнавание: «вы, наверное, знаете», «вы помните..»

 

4.Правильное соотношение рассказа и показа.

 

5. Грамотная и эмоциональная речь экскурсовода.

 

6 .Строгое соблюдение времени экскурсии:

·         1-3 классы -15-20 мин.

·         4-7 классы-30-40 мин.

·         8-9 классы-45 мин.

 

Определения понятий:

Предмет, который сохранился в ограниченном количестве.

Памятник истории культуры, прошедший научную обработку и включённый в состав музейного собрания.

Предмет, который хранят особенно бережно так как он напоминает о каком то важном событии или родственнике.

Оригинал в отличии от копии и подделки.

Предмет, созданный с целью замены или имитации или замены другого предмета.

Точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и размере оригинала. Объемное воспроизведение внешнего вида предмета, точно передающее его форму, цвет и размер.

Масштабная копия оригинала.

Все предметы, хранящееся в музее.

Коллективный осмотр музея, по какой либо намеченной теме.

Вспомогательные материалы (карты, предметы, таблицы).

Специальное помещение для хранения предметов.

Выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы.

Основной документ учёта музейных предметов.

Уникальность предмета по отношению подобным (стотысячный, книга с автографом, юбилейная

монета).

Выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.

Научно-организованная совокупность музейных предметов.

Специализация деятельности музея, обусловленная его связью с определённой областью науки или искусства.

Способность музейного предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (форма, цвет, размер).

Совокупность сведений о музейном предмете: среда его бытования, история происхождения, связь с событиями и лицами, размер и цвет.

Предметы составляющие основу музейного собрания.

 

 

Технология мероприятия

Классификация массовых мероприятий:

 

- Рассчитанные на однородную или разновозрастную

(разнонациональную и т.д.) аудиторию.

- Единичные и комплексные.

- Уникальные и многоповторяемые.

- Авторские и по готовому сценарию.

- Проводимые силами самого педагога или с приглашением других

педагогов и специалистов других областей (актеры, журналисты

и др.).

 

Требования к мероприятию:

 

1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, развитие, воспитание).

2. Спланировать этапы мероприятия.

3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.

4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.

5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.

6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.

7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».

8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.

9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).

 

Составление и оформление сценария

 

Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели.

 

Схема разработки сценария:

  • Название. Эпиграф.
  • Форма.
  • Тема.
  • Контингент (кому адресовано).
  • Участники (кто проводит).
  • Цели.
  • Оформление и наглядность.
  • Оборудование и технические средства.
  • Дидактический, раздаточный материал.
  • Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  • Ход (структура) мероприятия.

Пояснительная записка Программа направлена на совершенствование организации, и содержания обучения и воспитания средствами краеведения, предусмотрена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей края, школы,…

Пояснительная записка Программа направлена на совершенствование организации, и содержания обучения и воспитания средствами краеведения, предусмотрена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей края, школы,…

Ценности: • сохранение исторической памяти; • уважение к учителю школы; • ответственность за порученное дело;

Ценности: • сохранение исторической памяти; • уважение к учителю школы; • ответственность за порученное дело;

Познавательные действия: Обучающийся научится: · используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; · на основе имеющих знаний…

Познавательные действия: Обучающийся научится: · используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; · на основе имеющих знаний…

Содержание и структура программы

Содержание и структура программы

Интернет как источник информации

Интернет как источник информации

Обзорная экскурсия и ее особенности 4

Обзорная экскурсия и ее особенности 4

Владение приёмами показа: выбор правильной точки обзора, расположение группы так, чтобы было видно всем, создание установки на узнавание: «вы, наверное, знаете», «вы помните

Владение приёмами показа: выбор правильной точки обзора, расположение группы так, чтобы было видно всем, создание установки на узнавание: «вы, наверное, знаете», «вы помните

Требования к мероприятию: 1

Требования к мероприятию: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020