Рабочая программа кружковой деятельности "Мыльная сказка"
Оценка 4.8

Рабочая программа кружковой деятельности "Мыльная сказка"

Оценка 4.8
doc
6 кл
27.09.2022
Рабочая программа кружковой деятельности "Мыльная сказка"
Прежде всего, мыловарение – это творческий процесс. Уникальность мыла, приготовленного своими руками, заключается не только в том, что оно состоит из натуральных и полезных компонентов, но и в том, что рецептура такого мыла очень гибкая. Здесь можно дать волю фантазии и вкусу, подобрать свой неповторимый букет составляющих и создать собственный рецепт мыла.
Кружок Мыльная сказка.doc

ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в Аксубаевском муниципальном районе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

кружковой деятельности

«Мыльная сказка»

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Воспитатель: Мокроусова А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Пояснительная записка.

       

         Мыловарение – ремесло известное много веков. И если раньше изготовление мыла вручную было вынужденной необходимостью, то сейчас это ремесло превратилось в один из востребованных видов творчества, дарящих радость людям. Мыло, изготовленное своими руками всегда модно и актуально. Мыловарение стало настоящим искусством, где есть простор для творчества

 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности дости­гается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных цен­ностей до ступени их создателя.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кис­точки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, выши­вать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, по­зитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру пове­дения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидатель­ную, эстетически значимую творческую деятельность.

Мыловарение -  новый, интересный и необычный вид творческой деятельности, не требующий больших материальных затрат, времени.

Прежде всего,  мыловарение – это творческий процесс. Уникальность мыла, приготовленного своими руками, заключается не только в том, что оно состоит из натуральных и полезных компонентов, но и в том, что рецептура такого мыла очень гибкая. Здесь можно дать волю фантазии и вкусу, подобрать свой неповторимый букет составляющих и создать собственный рецепт мыла.

Программа формирует  эстетические ориентиры, овладение  современными видами  творческой деятельности, дает учащимся  реально открывать для себя  новый    мир  декоративно- прикладного  искусства, проявлять  и реализовывать свои творческие способности.

Возрастной уровень обучающихся - 7- 18 лет. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое обще­ственное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку.

Реальный результат в виде готовых изделий говорит о приобретенных навыках и умени­ях, а также имеет огромное воспитательное значение.

Ведь так приятно пользоваться продуктом, в который вложены не только натуральные ингредиенты, но и душа человека, тепло его рук.

              

Цель:

Формирование и развитие  творческих спо­собностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации лич­ности ребенка.

           Задачи:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами знаний в области мыловарения

-развивать стремление к углублению знаний;

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

-развивать индивидуальные способности обучающихся.

 

Воспитательные:

воспитывать интерес к старинному искусству мыловарения;

·   формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки по изготовлению и оформлению мыла;

·   учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Познавательные:

- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладно­му творчеству.

 

Развивающие:

-   развивать личностное самообразование, активность, само­стоятельность;

-  формировать  интерес  к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

-  содействовать формированию всесторонне развитой лично­сти;

-  создавать условия для социального, профессионального са­моопределения обучающихся.

 

Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности,  

   сотрудничества;                     

- развивать активную деятельность.

                     

Эстетические:

- воспитывать аккуратность, экономность,  культуру поведения;

- формировать умение видеть красоту посредством демонстра­ции и изготовления изделий

   декоративно-прикладного творчества.

 

Социально-педагогические:                

-  формирование общественной активности,  

-  формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

 

            Программа «Мыльная сказка»  раскрывает  понятие  красоты  и   своеобразия  предметного  мира,  особенности  восприятия  и  отражения  окружающей  действительности человеком,  опирается  на   концепцию  художественного  образа.

Невозможно  сегодня представить себе современный быт  без старого доброго куска мыла.  Оно стало  не только средством гигиены, его используют  для лечения различных кожных заболеваний, снятия стрессов и напряжения, борьбы с  возрастными изменениями  кожи, для улучшения состояния волос, кожи головы и многого другого. Несмотря на все сегодняшнее многообразие мыла  в магазинах, многие увлекаются  изготовлением мыла в домашних условиях.  Мыловарение - один из новых видов  творчества современных рукодельниц.

. Во все времена самым лучшим считался  тот подарок, который сделан своими руками.

 

Чем привлекательно мыло ручной работы?

  • Это экологически чистый продукт. В его основе эфирные масла, травы и пряности.
  • Кроме очищающего действия, оно оказывает и косметический эффект.
  • Мыло ручной работы имеет привлекательный внешний вид. Это не безликий магазинный кусок мыла с химическими ароматами, каждая партия по-своему интересна и неповторима.
  • Мыло, изготовленное вручную, учитывает вкусы и потребности клиента. Состав, цвет, форма, размер – всё может быть подобрано и сделано исключительно по заказу.
  • Мыло ручной работы может послужить оригинальным подарком, как для ребенка, так и для взрослого.
  • Изготовление мыла вручную – это творчество, в каждом созданном кусочке ручной работы остается кусочек его автора!

К тому же  мыловарение – великолепный способ  проявить  свои творческие способности, фантазию, выдумку в изготовлении  ароматного и полезного продукта .

 

            Организационно- педагогические основы обучения.

            Программа «Мыльная сказка» рассчитана на учащихся 7-18 лет.

Оптимальное количество  детей в группе -10 человек.  

            Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего в год – 48 часов.

 

Основные формы занятий:

Обучение проводится в виде лекционных, практических и индивидуальных занятий. Практика:  изготовление кусочков мыла разных форм и по разным рецептам.

 

                    Ожидаемые результаты и способы их проверки.

 

Должны знать:

 

  • Начальные сведения об  истории мыловарения.
  • Иметь представление о пропорции.
  • Начальные сведения о цветовом сочетании.
  • Какое оборудование необходимо для производства мыла.
  • Какие ингредиенты используются для изготовления мыла.
  • Какие способы приготовления мыла.

 

Должны уметь:

 

  • Приобрести навыки создания красивого и ароматного мыла.
  • Пользоваться рецептами приготовления мыла.
  • Работать согласно технологии изготовления.
  • Изготавливать сувенирные изделия.
  • Упаковывать готовое изделие в подарочную упаковку.
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • Соблюдать технику безопасности.
  • В процессе обучения строить отношения на основе сотруд­ничества и доброжелательности.

 

Личностные результаты

1. Проявление познавательных интересов к декоративно-прикладному творчеству.

2. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение навыками создания предметов посредством различных технологий работы с мылом.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации .

6. Формирование культуры межличностных отношений, навыков сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности.

7. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

 8. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

9. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

 

Метапредметные результаты

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5.  Выбор  и использование различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.

6.  Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.

9. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

10. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

 

Формы оценивания результатов деятельности обучающихся:

  • коллективное обсуждение;
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • самоконтроль;
  • экспертная оценка продуктов проектной деятельности.

 

      Формы подведения итогов:

·         Выставки декоративно- прикладного творчества;

·         Конкурсы «Подарок маме»; «Пасхальная капель», «Летние фантазии», «Новогодний салют».

 

      Итоговый контроль проводится в форме:

·         Выставки собственных работ;

·         Участие в районных, республиканских конкурсах, Олимпиадах по технологии;

·          Презентация работ.

                             Учебно-тематический план.

 

 

 

 

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Количество  часов

 

Всего

Теория

Практика

 

1.

Вводное занятие. История мыловарения. Использование мыла в современном мире.

1

1

-

 

2.

Технология мыловарения. Основные способы изготовления мыла. Техника безопасности при мыловарении. Виды мыльной основы

1

1

-

 

3.

Секреты мастерства ( необходимые инструменты и компоненты мыловарения).

Базовое масло: виды, назначение.

Красители: натуральные, пищевые.

Ароматизаторы.  Мир ароматов

1

1

-

 

4.

Домашнее мыло на базе детского мыла

Мыло-малютки.  

2

0,5

1,5

 

5.

Простые приемы работы с белой и прозрачной основой. 

Мыло-малютки

6

1

5

 

6.

Воздушные зефирки, мыло-суфле.

2

1

1

 

7.

Использование водорастворимой бумаги, декупаж на  мыле.

2

0,5

1,5

 

 

8.

«Пасхальная капель»

2

0.5

1,5

 

9.

 Мыло «Ландыш»

1

0,5

0,5

 

10.

Мыло - скраб. Использование натуральных компонентов (овсяные хлопья, морская соль, кофе, глина,)

 

5

1

4

 

11.

 Мыло с люфой

2

0.5

1.5

 

12.

Мыло с сухоцветами

2

0,5

1,5

 

 

13.

Мыло в форме леденца

2

0,5

1,5

 

14.

«Тонкая » заливка

2

0,5

1,5

 

15.

Мыло с глиттерами.

      2

0,5

1,5

 

16.

Мыло «Витраж»

1

0,5

1,5

 

17.

 Силиконовые формы и их применение в мыловарении.

1

1

-

 

18.

 Акварельная заливка цветов

2

1

1

 

19.

 Мыльные композиции.

8

1

7

 

20.

 Мыло «Чудо торт».

2

-

2

 

21.

 Итоговое занятие.  Презентация «Мыло Мечты».

 Выставка работ.

1

1

-

 

 

 Итого за год:

48

15

33

 

 

Содержание программы.

 

 

1.Тема: Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория. .Вводное занятие (1час )

Ознакомление с учебным планом на год. Цели и задачи объединения. Расписание занятий. Правила поведения и требования к учащимся. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Организационные вопросы. Краткая история развития мыловарения.  Использование мыла в современном мире

 

2. Тема: Технология мыловарения.

Теория.Технология мыловарения. Основные способы изготовления мыла. Техника безопасности при мыловарении. Виды мыльной основы

 

3. Тема: Подручные материалы. Инструменты и приспособления.

Теория. Секреты мастерства ( необходимые инструменты и компоненты мыловарения).

Базовое масло: виды, назначение.

Красители: натуральные, пищевые.

Ароматизаторы.  Мир ароматов

 

4.  Тема: Домашнее мыло на базе детского мыла.

Мыло-малютки

Теория. Характеристика детского мыла, применение.

Практика.  Простые приемы работы с мылом. Пробные упражнения. Изготовление мыла  различных форм  на основе детского мыла и некоторых добавок.

 

5. Тема: Простые приемы работы с белой и прозрачной основой. 

Мыло-малютки

Теория. Знакомство с видами  готовой мыльной основы:  прозрачной и белой.  Изучение прозрачной, белой мыльной основы. Изучение рецептов приготовления мыла ручной работы.

Практика.  Отработка навыков работы с готовой мыльной основой.

 

6. Тема: Воздушные зефирки, мыло-суфле.

Теория. Изучение изготовления мыла-суфле.

Практика. Отработка навыков работы с готовой мыльной основой.

 

7. Тема: Использование водорастворимой бумаги, декупаж на  мыле

Теория. Краткие сведения о применении декупажа в народно-прикладном творчестве. Применение в оформлении подарочного мыла. Бумажные салфетки – отличный материал для изготовления небольших мыл с летними мотивами.

Практика.  Отработка навыков работы.

 

8. Тема: «Пасхальная капель»

Теория. Рассматривание и обсуждение выбора специальных форм для мыла.

Практика. Отработка навыков работы с готовой мыльной основой.

 

9. Тема: Мыло «Ландыш»

Теория. Создание эффектного мыла «Ландыш».

Практика. Работа с белой и прозрачной основой, подготовка цветных мелких деталей для заливки прозрачной основой.

 

10. Тема: Мыло - скраб.

Теория. Использование натуральных компонентов (овсяные хлопья, морская соль, кофе, глина, цедра цитрусовых) Применение скраба в косметологии. Очищающие свойства компонентов.

Практика. Отработка навыков работы с готовой мыльной основой и натуральными компонентами. Подбор араматизаторов и масел для мыла.

 

11. Тема: Мыло с люфой.

Теория. Создание мыла с  натуральным компонентом – люфой. Свойства и применение люфы.

Практика. Отработка навыков работы с готовой мыльной основой.

 

12. Тема: Мыло с сухоцветами.

Теория. Применение сухоцветов при декорировании мыла ручной работы (лепестки календулы, розы, зверобоя)

Практика. Отработка навыков создания и декорирования мыла сухоцветами.

 

13. Тема: Мыло в форме леденца.

Теория. Использование двух форм для создания целого мыла.

Практика. Создание «леденца» по собственным эскизам.

 

14. Тема: «Тонкая» заливка.

Теория. Поэтапное заполнение формы слоями разноцветного мыла.

Практика. Самостоятельный подбор масел, араматизаторов и цветовых решений для заливки форм для мыла.

 

15. Тема: Мыло с глиттерами.

Теория. Применение глиттеров в создании интересных новогодних  мыльных формах.

Практика. Создание мыла из базового мыла с применением глиттеров по собственным эскизам

 

16. Тема: Мыло «Витраж».

Теория. Беседа о технике витраж в искусстве. Рассматривание иллюстраций.

Практика. Работа с цветовым решением и формой мыла из базовых основ мыла.

 

17. Тема: Силиконовые формы.

Теория. Силиконовые формы и их применение в мыловарении.

Практика. Отработка навыков работы с силиконовыми формами.

 

18. Тема: Акварельная заливка цветов.

Теория. Создание интересных и красочных цветов путём акварельной заливки мыла.

Практика. Отработка навыков работы с разноцветным мылом.

 

19. Тема: Мыльные композиции.

Теория. Изучение рекомендаций опыта работы мастеров в создании мыла ручной работы.

Практика. Закрепление навыков и создание авторских работ  мыла по собственным эскизам.

 

20. Тема: Мыло «Чудо-торт».

Теория. Обсуждение форм и цветового решения, способа заливки «Чудо-торта»

Практика. Коллективное создание «Чудо-торта»

 

20. Тема: Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов о проделанной работе. Презентация «Мыло Мечты»

Выставка изделий мыла ручной работы.

 

 

 

                                         Методическое обеспечение.

 

Формы, методы и технологии, используемые в программе.

Основной задачей мыловарения является - развитие творческих способностей учащихся. Целенаправленная работа в этом направлении проводится с первого и до последнего дня обучения.       

Для решения этой задачи используются следующие методы организации образовательного процесса:

методы, повышающие познавательную и творческую активность учащихся в индивидуальных формах работы.

Практические работы носят творческий характер. На теоретических занятиях, особенно при подборе рецептов, необходимо заострять внимание на интересах и нестандартных находках авторов и вырабатывать у учащихся негативное отношение к любым формам подражательства.

Система оценивания создаёт ситуацию развивающего дискомфорта, стимулирующего ребёнка на поиск новых нестандартных решений. У воспитанников формируется представление о том, что лишь творческая деятельность может быть наиболее успешной и приносящей наибольшее удовлетворение.

Огромное значение имеет и сама образовательная среда. Она должна служить средством раскрытия и развития природных задатков и быть максимально вариативной, разнообразной по своему содержанию и представленным в ней способам деятельности.

Творческая образовательная среда, являющаяся оптимальной для развития творческих способностей, личностного саморазвития учащихся, должна характеризоваться:

- наличием индивидуального подхода к учащимся;

- свободой и активностью её субъектов;

- преобладанием положительного взаимного оценивания, доброжелательности друг  к  

   другу, позитивного настроения;

- авторитетностью руководителей и, вместе с тем, диалогичностью обучения;

- постановкой перед учащимися проблем.

Для качественного проведения учебного процесса необходимы:

- иллюстрированные учебные пособия;

- подробные технологические карты для выполнения работы;

- наглядные пособия (картинки, брошюры и т.д.);

- периодические издания  с соответствующими материалами, и т.д;

Материально – техническое обеспечение.

Для проведения полноценного учебного процесса, должно быть  соответствующее помещение, которое оснащено современным оборудованием; учебный кабинет для теоретических занятий и практических работ.

Перечень основного оборудования:

1.СВЧ-печь или электроплита.

2.Раковина.

Инструменты и приспособления.

  • Небольшие кастрюли.
  • Деревянные  или фарфоровые палочки или ложечки для помешивания.
  • Пипетки-дозаторы.
  • Мерные ложечки.
  • Формы для мыла.
  • Миксер.
  • Нож  или  овощечистка.
  • Для защиты рук и одежды понадобятся перчатки и фартук.
  • Доска разделочная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1.      Лупато  Мариза.  Мыло. Изготовление и декорирование.  - Пер.с итал. - М.:ЗАО «БММ», 2011.

2.      Мыло своими руками/Авт.-сост. Е.А. Каминская. - М.:ООО ТД «Издательство  Мир книги», 2011.

  1. Декоративное мыло. Техника. Приемы. Изделия: Энцеклопедия. – М: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 112с.
  2. Красивое мыло своими руками/ Анна Зайцева – М: Эксмо,2008. – 64 с.

 

  1. Линда Гемблин. Мыло ручной работы.

 

Интернет-источники

 

 

  1. «Уроки мыловарения» - http://www.podelkin-dom.ru/mk-milovarenie/218-zefir.html
  2. «Мыловарение в домашних условиях» - http://uroki-online.com/other/milovarenie/
  3. «Мастера рукоделия» - http://mastera-rukodeliya.ru/
  4. «Мыловарение дома» - http://pokasijudoma.ru/mylovareniye-doma-koldovstvo-svoimi-rukami.html

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в

ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Воспитательные: . воспитывать интерес к старинному искусству мыловарения; · формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки по изготовлению и оформлению мыла; · учить аккуратности, умению…

Воспитательные: . воспитывать интерес к старинному искусству мыловарения; · формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки по изготовлению и оформлению мыла; · учить аккуратности, умению…

Мыло, изготовленное вручную, учитывает вкусы и потребности клиента

Мыло, изготовленное вручную, учитывает вкусы и потребности клиента

Формирование культуры межличностных отношений, навыков сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности

Формирование культуры межличностных отношений, навыков сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности

Учебно-тематический план. № п/п

Учебно-тематический план. № п/п

Акварельная заливка цветов 2 1 1 19

Акварельная заливка цветов 2 1 1 19

Тема: Использование водорастворимой бумаги, декупаж на мыле

Тема: Использование водорастворимой бумаги, декупаж на мыле

Практика. Создание мыла из базового мыла с применением глиттеров по собственным эскизам 16

Практика. Создание мыла из базового мыла с применением глиттеров по собственным эскизам 16

Система оценивания создаёт ситуацию развивающего дискомфорта, стимулирующего ребёнка на поиск новых нестандартных решений

Система оценивания создаёт ситуацию развивающего дискомфорта, стимулирующего ребёнка на поиск новых нестандартных решений

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2022