Управление образования администрации
Павловского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3 г. Павлово
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 3 г. Павлово Протокол № 1 от 30.08.19 г. |
Утверждаю Директор МБОУ СШ № 3 Павлово _______________И.В. Баринов «31» августа 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОТРЯД ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ
«ПЕРЕКРЕСТОК»
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - составитель: Кадыров Э.Т.
Преподаватель-организатор ОБЖ
г. Павлово, 2019 г.
Пояснительная записка
Дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности «Отряд юных инспекторов движения «Перекресток» составлена на основании нормативных правовых документов:
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).
2. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г.
№ 1090 «О правилах дорожного движения».
3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного приказом № 1008 Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Актуальность программы. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углублённо работать по проблеме обучения школьников безопасному поведению на дорогах. Особое место данному вопросу отводится в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 г., излагающем порядок обучения правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах, которое «…проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к дорожной опасности, отсутствие навыков оценки опасности дорожной ситуации, пренебрежительное отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.
Отличительной особенностью данной программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Работа «Отряда юных инспекторов движения «Перекресток» основывается на различных видах деятельности:
- создание уголка безопасности дорожного движения;
- встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются все необходимое для изучения «Правил дорожного движения» и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 12-17 лет.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся навыков выполнения «Правил дорожного движения» и их привлечения к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Личностные:
· воспитывать дисциплину и ответственность за своё поведение на дороге;
· формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета;
· формировать сознательность и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные:
· развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
· способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Предметные:
· изучить основы правил дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомиться с группами дорожных знаков;
· разработать свой безопасный маршрут от дома до школы;
· способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, первоначальных навыков по оказанию доврачебной помощи;
· обучать грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
Объем и срок освоения, режим занятий. Программа кружка «Отряд юных инспекторов движения «Перекресток» рассчитана на обучение учащихся 12-17 лет в течение всего учебного года – 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Резервное время — 2 часа.
Формы обучения. Кружок имеет социально-педагогическую направленность. Формы обучения разнообразны: беседа, занятие-фантазия, занятие-игра, занятие-мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, экскурсия, выставки. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Программа курса предусматривает формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями.
В блок личностных результатов входят:
· воспитание дисциплины и ответственности за поведение на дороге;
· принятие образов «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· формирование навыков культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета;
· формирование сознательного и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
В состав метапредметных результатов входят:
· развитие у подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, и иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
В блок предметных результатов входят:
· изучение основ правил дорожного движения для пешехода, пассажира, велосипедиста, водителя,
· ознакомление с группами дорожных знаков;
· разработка собственного безопасного маршрута от дома до школы;
· выработка навыков правильного поведения на улицах и дорогах и по оказанию первой доврачебной помощи;
· обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки:
Ученик должен знать:
· «Правила дорожного движения»,
· нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
· серии дорожных знаков;
· способы оказания первой медицинской помощи;
· техническое устройство велосипеда.
Ученик должен уметь:
· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
· работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
· пользоваться общественным транспортом;
· управлять велосипедом.
Текущий контроль и промежуточная аттестация
Текущая аттестация - это оценка усвоения содержания компонентов какой-либо темы в процессе её изучения обучающимися по результатам проверки.
Текущая аттестация включает в себя и тематический контроль знаний учащихся. Тематический контроль - это оценка усвоения обучающимися содержания какой-либо темы по окончанию их изучения по результатам проверки.
Тематический контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование пятибалльной или зачетной систем оценивания.
Текущая аттестация проводится на основании тематической аттестации путём выставления оценки преподавателем за весь курс обучения на основании оценок, полученных обучающимися при проверке усвоения изучаемого материала.
Промежуточная аттестация проводится для обучающихся после освоения учебных программ.
Формами промежуточной аттестации являются исследовательский проект, зачет, открытое занятие, собеседование, практическая деятельность.
Критерии оценки результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Определение степени освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Задания для проведения промежуточной аттестации параметров развития детей социально-педагогической направленности
Учащиеся должны объяснить:
• значение знаний ПДД в жизни человека;
• технику охраны труда при выполнении практических занятий;
• основные правила поведения на улице, на дороге;
• специальные места для перехода дороги, пешеходные переходы, их виды;
• сигналы светофора, регулировщика;
• правила езды на велосипеде;
• права и обязанности пассажиров;
• правила поведения на остановках и в общественном транспорте;
• виды ран, способы их обработки, виды повязок и способы их наложения, приёмы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений;
• правила транспортировки пострадавших;
• деятельность движения ЮИД.
Высокий уровень – учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий.
Средний уровень - учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий, но допускает 1-2 ошибки, которые сам, же исправляет.
Базовый уровень – учащийся излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировках.
Оценочный лист
№пп |
ФИО |
Результаты по уровням |
||
Выполнение заданий по разделам |
||||
Владение предметными знаниями |
Умение работать с источниками информации (практическая деятельность) |
Выяление причинно-следственных связей |
||
1 |
Базаров Павел |
Высокий |
Средний |
Базовый |
Оценочный лист проекта
(название проекта)
Исполнитель:_______________________________________________________________________
Ученик (ученица) 8 ____ класса МБОУ СШ № 3 г. Павлово
№ пп |
Критерии |
Результаты по уровням |
||
|
|
Высокий |
Средний |
Базовый |
1 |
Оценка содержательности и актуальности проекта |
|
|
|
2 |
Оценка публичного выступления |
|
|
|
3 |
Оценка мультимедийной презентации |
|
|
|
4 |
Оценка буклета |
|
|
|
5 |
Оценка продукта деятельности |
|
|
|
6 |
Оценка проектной папки |
|
|
|
7 |
Оценка личностных проявлений докладчика |
|
|
|
Учебный план
Курс |
Количество часов |
Форма аттестации |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 год обучения |
30 |
4 |
34 |
Зачет |
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Отряд юных инспекторов движения
«Перекресток» на 2019-2020 учебный год
Комплектование групп проводится с 2 по 14 сентября 2019 года.
Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Учебные занятия в МБОУ СШ №3 г. Павлово начинаются с 2 сентября 2019 г. и заканчиваются 27 мая 2020 г.
В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях направленные на применение полученных знаний: экскурсии, флэшмобы, круглые столы, игры и т.п.
Учебные занятия проводятся в 1 смену. Продолжительность занятий составляет 1 учебный час (академический час) в МБОУ СШ № 3 г. Павлово – 40 минут.
1 год обучения |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
Всего учебных недель/ часов |
||||||||||||||||||||||||||||
02.09-07.09 |
09.09-14.09 |
16.09-21.09 |
23.09-28.09 |
30.09-05.10 |
07.10-12.10 |
14.10-19.10 |
21.10-26.10 |
28.10-04.11 |
5.11-09.11
|
11.11-16.11 |
18.11-23.11 |
25.11-30.11 |
02.12-7.12 |
9.12-14.12 |
16.12-21.12 |
23.12-28.12 |
30.12-12.01 |
13.01-18.01 |
20.01-25.01 |
27.01-01.02 |
03.02-08.02 |
10.02-15.02 |
25.02.-29.02 |
02.03-07.03 |
10.03-14.03 |
16.03-21.03 |
23.03-29.03 |
30.03-04.04 |
06.04-11.04 |
13.04-18.04 |
20.04-25.04 |
27.04-30.04 |
05.05-8.05 |
11.05-16.05 |
18.05-23.05 |
25.05-27.05 |
28.05-30.06 |
01.07-31.07 |
01.08-31.08 |
|
|
1 год обучения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
К |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
К |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
К |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
А |
А |
К |
К |
К |
34 |
Условные обозначения: Итоговая аттестация – А, Каникулярный период – К, Ведение занятий по расписанию – 1.
В содержании программы можно выделить три крупных раздела:
1. Введение.
2. История правил дорожного движения.
3. Изучение правил дорожного движения.
Содержание курса внеурочной деятельности «Отряд юных инспекторов движения
«Перекресток»
Раздел 1: Введение.
Тема 1: Введение. Правила движения – закон улиц и дорог.
Занятие 1: Введение. Правила движения – закон улиц и дорог.
Раздел 2: История правил дорожного движения.
Тема 2: История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Занятие 2: История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Раздел 3: Изучение правил дорожного движения.
Тема 3: ПДД. Общие положения.
Занятие 3: ПДД.
Занятие 4: Общие положения.
Занятие 5: Обязанности пешеходов.
Занятие 6: Обязанности пассажиров.
Занятие 7: Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
Занятие 8: Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.
Занятие 9: Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
Занятие 10: История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.
Занятие 11: Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
Занятие 12: Изготовление макетов дорожных знаков.
Занятие 13: Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
Занятие 14: Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.
Занятие 15: Изготовление макетов дорожных знаков.
Занятие 16: Обновление материалов на стендах по ПДД.
Занятие 17: Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры.
Занятие 18: Опознавательные знаки транспортных средств.
Занятие 19: Места установки дорожных знаков.
Занятие 20: Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
Виды разметки.
Занятие 21: Горизонтальная разметка и ее назначение.
Занятие 22: Вертикальная разметка и ее назначение.
Занятие23: Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов.
Занятие 24: Сигналы светофора.
Занятие 25: Виды светофоров.
Занятие 26: Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Занятие 27: Сигналы регулировщика.
Занятие 28: Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Занятие 29: Сигналы автомобиля.
Занятие 30: Расположение транспортных средств на проезжей части.
Занятие 31: Перекрестки и их виды.
Занятие 32: Проезд перекрестков.
Занятие 33: Обновление материалов на стендах по ПДД.
Занятие 34: Правила перехода перекрестка.
Практикум (4 часа)
Цель: Изготовление макетов дорожных знаков.
Рабочие программы по модулям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Отряд юных инспекторов движения «Перекресток»
Раздел |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Введение |
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. |
1 |
1 |
- |
История правил дорожного движения |
История и развитие Правил дорожного движения. |
1 |
1 |
- |
Изучение правил дорожного движения |
ПДД. Общие положения. |
28 |
28 |
4 |
Методические материалы и условия реализации программы
Формы организации образовательного процесса:
1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);
2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);
3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.
Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.
Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.
При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы, энциклопедии, таблицы, атласы Нижегородской области, контурные карты Нижегородской области.
Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
3. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
4. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.
5. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
6. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
7. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.
8. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
Приложение 1
Протокол
результатов промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам
МБОУ СШ №3 г. Павлово
2019-2020 учебный год
Объединение: _______________________________________________________________
Год обучения _______________________________________________________________
ФИО педагога_______________________________________________________________
Дата проведения аттестации____________________________________________________
Форма проведения___________________________________________________________
Форма оценки результатов аттестации: уровень (высокий, средний, базовый)
РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ
№ пп |
ФИО учащегося |
Теоретическая подготовка |
Практическая подготовка |
Итоги аттестации |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
ПО ИТОГАМ АТТЕСТАЦИИ |
||||
Высокий (В) уровень (чел.) |
|
|||
Средний (С) уровень (чел.) |
|
|||
Базовый (Б) уровень (чел.) |
|
|||
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ |
||||
Переведено на следующий год (чел.) |
|
|||
Оставлено для продолжения обучения на этом же году (чел.) ФИО |
|
|||
Подпись педагога |
|
Приложение 2
Оценочные и методические материалы для проведения текущего контроля
Учащимся предлагается устно ответить на вопросы:
1. Пешеход – это:
1. Человек, производящий работу на дороге
2. Лицо, идущее по тротуару.
3. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
2. Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно – транспортных происшествий?
1.Переход дороги в неустановленном месте
2.Игры на проезжей части
3.Хождение по проезжей части дороги.
3. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?
1. Можно начинать переход
2. Скоро будет включен зеленый сигнал.
4. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
1. Светофор неисправен.
2. Время зеленого сигнала истекает.
3. Движение запрещено.
5. Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
1. По левому краю дороги навстречу движущемуся транспорту.
2. По правому краю дороги по направлению движения транспорта.
6. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?
1. Жестом регулировщика
2. Сигналом светофора
3. Действовать по своему усмотрению.
7. Где разрешается кататься на лыжах?
1. По дороге, предназначенной для пешеходов.
2. По правой стороне проезжей части.
3.В парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть.
8. Какие требования Правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?
1.Переходить под прямым углом.
2.Не останавливаться на дороге без надобности
3. Не есть мороженого.
9. Что такое тротуар?
1. дорога для велосипедистов.
2. дорога для пешеходов.
3. дорога для транспорта.
10. Опасно ли ходить по краю тротуара?
1. Не опасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.
2. Не опасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.
3. Опасно, так как можно быть задетым близко идущим транспортом.
Задачи оценочной деятельности:
1. Определить результаты предметных знаниях и умениях обучающегося (как в самом задании, в любой работе - в узком смысле, так и в учебном процессе в целом - в широком смысле).
2. Ориентировать на достижение результата:
а) духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
б) формирование универсальных учебных действий (метапредметные
результаты),
в) освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).
3. Обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных
результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
Приложение 3
План учета массовых мероприятий в каникулярный период
· 28.10-04.11 Акция: «Не гоните, водители, Вы ведь тоже родители!».
· 30.12-12.01 Беседа: «Выиграешь минуту, потеряешь жизнь!»
· 23.03-29.03 Флешмоб: «Засветись!».
· 28.05-01.06 Экскурсия: «Спасательный отряд города Павлово».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.