Пояснительная записка.
Происходящие изменения в содержании и организации учебно-образовательного процесса, связанные с усилением его культурологической составляющей и необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода, социальные и экономические потребности общества, современные экологические проблемы обуславливают проведение кружка «Юный натуралист»
Занятия кружка проводятся с учащимися школы, которые проявляют интерес к изучению биологии, хотят углублять свои биологические знания и умения, любят природу и родной край. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью один учебный час.
Программа кружка основывается на естественнонаучных знаниях, полученных учащимися в начальной школе, является пропедевтическим по отношению к курсам биологии и географии, способствует развитию универсальных учебных действий, воспитанию экологической культуры у учащихся, оценке места и роли человека в природе, привлекают и развивают интерес и любовь к природе, ко всему окружающему нас миру, расширяют кругозор, развивают практические умения и навыки определять растения, животных и грибы, проводить с ними лабораторные опыты, работать с лабораторным оборудованием. Содержание кружка «Юный натуралист» строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел включает практические работы и экскурсии. Программа предусматривает проведение систематических наблюдений и ведение дневников; экскурсионно-визуальный сбор информации, ее обработку; изучение литературных источников по соответствующим темам, психологических тестов и игр-тренингов.
В основу занятий кружка «Юный натуралист» положены разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса: беседы, лекции, практические работы, наблюдения, экскурсии. Это позволит связать изучаемый материал с жизнью, с практикой охраны природы в нашей местности, С необходимостью взаимодействия с природой для самовоспитания и самореализации. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка рефератов, проведение викторин, праздников, участие в неделе творческого мастерства в школе будут способствовать развитию навыков самообразования, умений пропагандировать идеи оптимизации природопользования. Практические работы и решение экологических задач будут развивать мышление, внимательность, память у учащихся, их умения ставить опыты и проводить наблюдения. При работе кружка «Юный натуралист» используются такие виды деятельности учащихся, как подготовка проектов, выпуск стенгазет, анкетирование и обсуждение результатов, самооценка отношения к природе, психологические тесты и игры-тренинги и др. Предполагается использование разнообразных организационных форм: от индивидуальных до групповых и коллективных, которые основываются на различных видах деятельности: индивидуальной, поисковой, исследовательской, рефлексивной, творческой, коммуникативной.
Цель кружка «Юный натуралист».
Углублять знания учащихся по ботанике, зоологии, экологии, фенологии, наук о человеке;
создать условий для формирования умений и навыков непосредственных наблюдений за природными объектами в живой природе, в том числе за человеком, для материалистического понимания естественно-научной картины мира, формирования УУД
Задачи.
1. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, их познавательных способностей.
2. Воспитывать у учащихся чувства бережного отношения к природе, любови к родному краю, экологическую культуру.
3. Познакомить учащихся с местными экологическими системами, их компонентами, экологическими факторами и закономерностями.
4. Продолжать изучать вопросы охраны природы, пропагандировать их среди населения, участвовать в различных экологических акциях.
5. Формировать навыки по проведению лабораторных опытов и практических работ.
6. Воспитывать патриотические чувства, трудолюбие, ответственность за выполняемое дело.
Требования к результатам освоения программы
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» (1 год обучения)
Введение (3 ч.)
Растительный мир как составная часть природы. Место и роль растений в природе, их связи с другими организмами. Сезонные явления. Фенологические наблюдения
Экскурсия «Осень в природе».
Лес и лесное хозяйство (12 ч.)
Экологическая система – лес. Растительный и животный мир, грибы леса. Дендрология. Лесное хозяйство. Лесная промышленность. Лекарственные, съедобные, ядовитые растения и грибы леса.
Экскурсия «Как узнать деревья зимой».
Охрана природы (9 ч.)
Место и роль человека в природе, в деле охраны природы. Мероприятия по охране природы, участие в них школьников. Законы об охране природы.
Экскурсия. 1. «В гостях у новогодних красавиц».
2. «Весна в природе».
Занимательная биология (3 ч. )
Занимательные ребусы, викторины, головоломки, кроссворды, криптограммы о растениях. Рекорды в растительном мире. Занимательная дендрология.
Удивительные опыты с растениями (3 ч. )
Растения – источник знаний, лабораторные объекты. Физиология растений. Рост растений, их активный период жизни и покой. Раздражимость и движения у растений. Растения осенью и зимой.
Комнатные растения (4 ч.)
Многообразие комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений.
СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» (2 год обучения)
Введение (1 ч.)
Животные как составная часть живой природы, место и роль животных в природе, их связи с другими организмами.
Воспитание природой (6 ч.)
За что мы любим животных. Кое-что о выборе друга.
Игры-тренинги «В гости к любимцам» , «Кошачьи ассоциации», «Живое облако», «Модница жаба»
Основы фенологии животных (10 ч.)
Сезонные явления в жизни почвенных, водных обитателей, членистоногих, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Фенологические наблюдения.
Экскурсия «Осень в природе»
Экскурсия «Зима в природе»
Экскурсия «Весна в природе»
Значение животных для человека (6 ч.)
Опасные, ядовитые, полезные для человека животные. Одомашнивание животных. Разведение рыб, птиц, млекопитающих в неволе.
Практическая работа «Определение животных с помощью определителя»
Охрана природы (4 ч.)
Место и роль человека в природе, в деле охраны природы. Мероприятия по охране природы, участие в них школьников. Законы об охране природы.
Экологические праздники «День птиц» и «Всемирный день Земли»
Занимательная зоология (3 ч.)
Занимательные ребусы, викторины, головоломки, кроссворды, криптограммы о животных. Рекорды в мире животных.
Комнатные растения (4 ч.)
Многообразие комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений.
Используемая литература.
1. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю. Материалы к урокам-экскурсиям. М. НЦ ЭНАС. 2002
2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями. Минск. Народная асвета. 1991.
3. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М. Просвещение. 1996
4. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. Большая книга леса. М. Дрофа. 1996
5. Онегов А. Школа юннатов. М. Детская литература. 1986.
6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М. Аст – Пресс. 1998.
7. Травникова В.В. Биологические экскурсии. С – Пб. Паритет. 2002.
8. Шорина Н.И., Пятунина С.К. Практикум по ботанике. 6 – 7 класс. М. НЦ ЭНАС. 2003.
9. Яковлев В.А. , Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии. М. Просвещение. 1992.
10. Журналы «Биология в школе».
11. Приложение к газете «Первое сентября» - «Биология в школе».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Юный натуралист» (1 год)
Тема занятия.
Дата проведения.
План
Факт
1. Вводное занятие. Анкетирование «Мое отношение к к природе»
2. Фенологические наблюдения в природе, их роль для
человека.
3. Экскурсия «Осень в природе». Многообразие растений.
4. Охрана природы. Как школьники могут участвовать
в деле охраны природы.
5. Удивительные опыты с растениями «Осенние краски».
6. Что такое лес? Растения леса, их значение.
7. Лесное хозяйство.
8. Лес и животный мир.
9. Лес и грибы.
10. Занимательная дендрология.
11. Удивительные опыты с растениями «Покой – это
тоже жизнь».
12. Экскурсия «Зима в природе». Как узнать деревья зимой.
13. Практическая работа «Морфология древесных растений».
14. Занимательная ботаника.
15. Удивительные опыты с растениями «Рост растений».
16. Экскурсия и рейд с работниками лесничества
«В гостях у новогодних красавиц».
17. Выставка книг о природе.
18. Комнатные растения, их многообразие в школе.
Обновление этикеток.
19. Уход за комнатными растениями, их размножение.
20. Практическая работа «Вегетативное размножение
комнатных растений. Посев семян на рассаду».
21. Лесной огород.
22. Лекарственные растения, их значение, сроки сбора
и приготовление отваров, настоев.
23. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные леса.
24. Экскурсия «Весна в природе».
25. «Огород» на окне. Защищенный грунт, его использование.
26. Проектирование работ по экологии.
27. Творческая работа «Экология. Безопасность. Жизнь»
28. Практическая работа «Определение растений и
животных леса»
29. Экскурсия «Тебе перелесок весенний мил в краю,
что зовешь ты любимым?».
30. Посадка деревьев (теория и практика).
31. Решение головоломок, ребусов, кроссвордов,
их составление.
32. Практическая работа «Высадка комнатных растений
в открытый грунт. Размножение растений.
Пересадка комнатных растений, их подкормка».
33. Законы об охране природы.
34. Экскурсия «Вот и лето пришло».
Итоговое занятие. Анкетирование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.