Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей начальных классов Протокол № _____________ От______________________ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Умные клетки»
уровень начального общего образования
Составитель: Микина А.М.,
Новосибирск 2020
1. Программа составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 06.10. 2009г.,
2.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2821-10.
3.Учебный план МБОУ «Лицей №22 «Надежда Сибири» на 2018-2022 учебный год.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть внеурочная деятельность «Умные клетки», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Цели:
· формировать всесторонне образованную и инициативную личность, владеющую системой математических знаний и умений;
· формировать умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
Задачи:
· развивать мелкую моторики рук и глазомер.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Программа «Умные клетки» рассчитана на ребят 7-8 лет, срок реализации 1 год.
Общая характеристика курса
Курс «Умные клетки» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
«Умные клетки» учитывают возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривают организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания могут выполняться в команде.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 13 часов в год (0,4 часа в неделю), продолжительность занятия 20 минут. Используется модульный принцип построения программы.
Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности.
Личностные универсальные учебные действия:
У учащегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия
успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью
одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Учащийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
- адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
^ Метапредметные
универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством
учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной
ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
^ Познавательные
универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения
объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия
полученных групп;
- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения
и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и
явлениями.
Учащийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового
характера.
^ Коммуникативные
универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
^ Предметные
УУД:
Учащийся научится:
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→
1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по
заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие
одну и несколько осей симметрии.
Учащийся получит возможность научиться:
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
-Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
-Использовать критерии для обоснования своего суждения
-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предполагаемые результаты:
Занятия курса «Умные клетки» должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- в формировании творческое мышление;
- в улучшении качества решения задач различного уровня сложности учащимися; в успешном выступлении на олимпиадах, играх, конкурсах;
- расширить кругозор;
- увеличить словарный запас;
- научиться ориентироваться в тетради.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Кол.час |
Характеристика деятельности |
Дата |
|||
план |
факт |
||||||
Математика – это интересно. |
|||||||
|
Занятие «Узор» |
1 |
Дети учатся рисовать по клеткам простой узор. |
|
|
||
|
Занятие «Ракета» |
1 |
Дети учатся отсчитывать клетки, ставить точки и соединять их так, чтобы получилась фигура. |
|
|
||
|
Занятие «Ключик» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Слоник» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Собачка» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Зонт» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Белочка» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Робот» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Уточка» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Заяц» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Цветок» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Рыбка» |
1 |
Дети продолжают знакомиться с рисованием предметов по клеткам. |
|
|
||
|
Занятие «Бабочка» |
1 |
Дети рисуют под диктовку взрослого половину бабочки, затем другую половину дорисовывают самостоятельно. |
|
|
||
Используемая литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.