Частное общеобразовательное учреждение
«Юнион»
Г. Новосибирск, Цветной проезд, 3
ПРИНЯТО педагогическим советом протокол №____от_________________
|
|
УТВЕРЖДАЮ директор ЧОУ «Юнион» ____________Е. Н. Орлова Приказ №____от______20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса «Я - исследователь»
для 1-4 классов (2021-2024 гг.)
Рабочую программу составила:
Орлова Вита Юрьевна
Учитель начальных классов
2021
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-исследователь» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017;
- Положение о внеурочной деятельности ЧОУ «Юнион».
Обоснование выбора курса
1) Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
2) Программа курса реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и представляет систему занятий, способствующих формированию у обучающихся общеучебных умений и связанных с ними личностных качеств;
3) Особенность работы школы, направленная на учет индивидуальных особенностей каждого ученика, что хорошо реализуется через проектную деятельность.
Цель и задачи курса
Цель курса - создание условий для формирования проектных компетенций обучающихся с учетом ФГОС НОО.
Задачи курса:
· формирование представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
· развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
· формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
· формирование и развитие умений и навыков проектной деятельности;
· освоение проектной технологии самостоятельного поиска и освоения новых знаний, исследования окружающего мира;
· формирование положительной мотивации обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
· формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам.
Ценностные ориентиры
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Основные принципы реализации программы – доступность, естественность, наглядность, осмысленность, культуросообразность, самодеятельность, обратная связь, успешность.
- Доступность. Занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, на высоком уровне трудности. «Высокий уровень трудности» - уровень имеет отношение к конкретному обучающемуся, а не к конкретному учебному материалу: что для одного школьника достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно.
- Естественность. Тема проекта, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, реально выполнимой. Ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощущать возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
- Наглядность (экспериментальность). Позволяет обучающемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;
- Осмысленность. Для того, чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Цели, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Процесс осмысления хода проектной работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;
- Культуросообразность. Воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Принцип творческой проектной деятельности, когда обучающийся привносит в работы что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;
- Самодеятельность. Ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными.
- Обратная связь. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии.
- Успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т. е. познавательные процессы обучающегося развиваются на протяжении всего обучения в начальной школе.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю;
1 год обучения – 33 часа
2 год обучения – 34 часа
3 год обучения – 34 часа
4 год обучения – 34 часа
Итого – 135 часов
Формы занятий:
Данный курс предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные проекты, самостоятельная работа, защита проектых работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· моделирующая деятельность;
· поисковая деятельность;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы
· первичные представления о ценностях знаний
· ориентация на понимание причин успеха
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
· способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за общее благополучие
· умения совместно договариваться о правилах общения в паре, группе
Обучающиеся получат возможность для формирования
· основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности ( отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни.)
· учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения практических задач
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
· проговаривать последовательность действий.
· высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
· работать по предложенному учителем плану.
· отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающиеся получит возможность научится:
· понимать, принимать и сохранять различные учебно- познавательные задачи
· составлять план действий для решения задач и следовать ему
· определять из темы занятия известные знания, определять круг неизвестного.
· операциям анализа, сравнения, обобщения, выделения главного.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
Обучающиеся получит возможность научится:
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, загадки (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)
· находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем )
· строить опорные сигналы и алгоритмы операций анализа, сравнения и обобщения, а затем применяют их для решения задач.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
· доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· слушать и понимать речь других.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающиеся получит возможность научится:
· знакомятся со структурой и способом общения, самостоятельно строить основные правила общения, основанные на доброжелательности, и приобретают положительный опыт их применения. .
· развивать навыки самопознания и норм межличностного взаимодействия.
· знакомятся с основными ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: автор и понимающий.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· выявлять функциональные отношения между понятиями;
· выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получит возможность научится:
· проводить логические рассуждения, устанавливать отношения между объектами и формулировать выводы.
· Определять верны логические высказывания по отношению к конкретному заданию.
Содержание программы внеурочной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, — от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:
§ Что такое исследование? Кто такие исследователи?
§ Как получать информацию? Как задавать вопросы?
§ Как научиться выделять главное и второстепенное?
Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.
Дети 9—10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.
Дети 10—11лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате — выполнение коллективной работы.
Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате — создание групповой исследовательской работы.
Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.
Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат — самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.
Тематическое планирование
Данная программа рассчитана на 135 часов.
Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 1 класс — 30 минут, 2—4 классы —40 минут.
Класс
|
Темы занятий |
Количество часов |
|||
В школе (в классе) |
Вне школы (класса) |
Теория |
Практика |
||
1 год обучения |
|||||
1 |
Что такое исследование? Кто такие исследователи? |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Проект? Проект!
|
+ |
|
1ч. |
|
1 |
Как выбрать тему проекта?
|
+ |
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Какими могут быть проекты? |
+ |
|
1ч. |
|
1 |
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)
|
|
+ |
1ч. |
1ч. |
1 |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)
|
|
+ |
0,5ч. |
0,5ч. |
1 |
Наблюдение как способ выявления проблем. |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
1 |
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Выдвижение идеи (мозговой штурм); |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Основные методы исследования. Как задавать вопросы? |
|
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Коллективная игра- исследование |
|
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Постановка вопроса (поиск гипотезы); |
+
|
|
1ч.
|
1ч.
|
1 |
Формулировка предположения (гипотезы); |
+ |
|
1ч |
1ч. |
1 |
Развитие умения видеть проблемы.
|
+ |
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Развитие умения выдвигать гипотезы.
|
+ |
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
1 |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике
|
+ |
|
1ч. |
1ч. |
1 |
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.
|
+ |
+ |
0,5ч. |
0,5ч. |
1 |
Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления |
|
+ |
|
1ч. |
2 год обучения |
|||||
2 |
Роль исследований в нашей жизни |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
2 |
Учимся видеть проблемы |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
2 |
Наблюдение как способ выявления проблем. |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
2 |
Методы исследования. |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
2 |
Как провести эксперимент? |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
2 |
Выполняем логические операции. |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
2 |
Творческое воображение |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
2 |
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек; |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
2 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
2 |
Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; |
+ |
|
2ч. |
2ч. |
2 |
Учимся делать выводы и
умозаключения. |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
2 |
Презентация исследовательской работы |
+ |
+ |
1ч. |
2ч. |
3 год обучения |
|||||
3 |
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами |
+ |
+ |
1ч. |
2ч. |
3 |
Установление закономерностей. Парадоксы |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
3 |
Логика. Метафора и метафоричность суждений в исследовании |
+ |
|
1ч. |
1ч. |
3 |
Работа с текстом. |
+ |
|
1ч. |
2ч. |
3 |
Обоснованный выбор способа выполнения задания; |
+ |
|
|
1ч. |
3 |
Как подготовиться к защите исследовательской работы? |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
3 |
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
3 |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематик |
+ |
+ |
6ч. |
6ч. |
3 |
Презентация исследовательских работ |
+ |
+ |
1ч. |
2ч. |
4 год обучения |
|||||
4 |
Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске... |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
4 |
Как оценивать идеи? |
+ |
|
2ч. |
2ч. |
4 |
Классификация тем исследований |
+ |
|
2ч. |
2ч. |
4 |
Особенности проведения теоретических исследований |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
4 |
Особенности проведения эмпирических исследований |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
4 |
Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
|
+ |
|
1ч.. |
4ч |
4 |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике |
+ |
|
1ч.. |
4ч |
4 |
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. |
+ |
+ |
|
2ч. |
4 |
Презентация исследовательских работ |
+ |
+ |
|
2ч. |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.