Рабочая программа курс внеурочной деятельности "Я - исследователь"

  • doc
  • 24.08.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа внеурочной деятельности Я - исследователь.doc

Частное общеобразовательное учреждение

«Юнион»

Г. Новосибирск, Цветной проезд, 3

 

 

          ПРИНЯТО                                                                  

педагогическим советом                                                                                                                                  

протокол №____от_________________                      

               

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ                                           директор ЧОУ «Юнион»

____________Е. Н. Орлова

Приказ №____от______20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по   внеурочной деятельности

курса «Я - исследователь»

          

 

для 1-4 классов (2021-2024 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Рабочую программу составила:

Орлова Вита Юрьевна

Учитель начальных классов

                                  

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-исследователь» разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017;

 - Положение о внеурочной деятельности ЧОУ «Юнион».

Обоснование выбора курса

1)            Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

2)            Программа курса реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и представляет систему занятий, способствующих формированию у обучающихся общеучебных умений и связанных с ними личностных качеств;

3)            Особенность работы школы, направленная на учет индивидуальных особенностей каждого ученика, что хорошо реализуется через проектную деятельность.

Цель и задачи курса

Цель курса - создание условий для формирования проектных компетенций обучающихся с учетом ФГОС НОО.

Задачи курса:

·                формирование представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

·                развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;

·                формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

·                формирование и развитие умений и навыков проектной деятельности;

·                освоение проектной технологии самостоятельного поиска и освоения новых знаний, исследования окружающего мира;

·                формирование положительной мотивации обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

·                формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам.

 

Ценностные ориентиры

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

- формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

- формирование уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Основные принципы реализации программы – доступность, естественность, наглядность, осмысленность, культуросообразность, самодеятельность, обратная связь, успешность.

- Доступность. Занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, на высоком уровне трудности. «Высокий уровень трудности» - уровень имеет отношение к конкретному обучающемуся, а не к конкретному учебному материалу: что для одного школьника достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно.

- Естественность. Тема проекта, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, реально выполнимой. Ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощущать возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.

- Наглядность (экспериментальность). Позволяет обучающемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;

 - Осмысленность. Для того, чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Цели, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Процесс осмысления хода проектной работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;

- Культуросообразность. Воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Принцип творческой проектной деятельности, когда обучающийся привносит в работы что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;

- Самодеятельность. Ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными.

- Обратная связь. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии.

- Успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т. е. познавательные процессы обучающегося развиваются на протяжении всего обучения в начальной школе.

 

Место предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю;

1 год обучения – 33 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения – 34 часа

4 год обучения – 34 часа

Итого – 135 часов

Формы занятий: 

       Данный курс предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные проекты, самостоятельная работа, защита проектых работ, мини-конференция, консультация.

   Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

·        уровневая дифференциация;

·        проблемное обучение;

·        моделирующая деятельность;

·        поисковая деятельность;

·        информационно-коммуникационные технологии;

·        здоровьесберегающие технологии.

 

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы

·         первичные представления о ценностях знаний

·         ориентация на понимание причин успеха

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

·         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за общее благополучие

·         умения совместно договариваться о правилах общения в паре, группе

Обучающиеся получат возможность для формирования

·         основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности ( отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни.)

·         учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения практических задач

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

· проговаривать последовательность действий.

· высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

· работать по предложенному учителем плану.

· отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получит возможность научится:

· понимать, принимать и сохранять различные учебно- познавательные задачи

· составлять план действий для решения задач и следовать ему

· определять из темы занятия известные знания, определять круг неизвестного.

· операциям анализа, сравнения, обобщения, выделения главного.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

Обучающиеся получит возможность научится:

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, загадки (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

·     находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем )

· строить опорные сигналы и алгоритмы операций анализа, сравнения и обобщения, а затем применяют их для решения задач.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

·        доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·        слушать и понимать речь других.

·        Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся получит возможность научится:

·        знакомятся со структурой и способом общения, самостоятельно строить основные правила общения, основанные на доброжелательности, и приобретают положительный опыт их применения. .

·        развивать навыки самопознания и норм межличностного взаимодействия.

·        знакомятся с основными ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: автор и понимающий.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

·      описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·      выделять существенные признаки предметов;

·      сравнивать между собой предметы, явления;

·      обобщать, делать несложные выводы;

·      классифицировать явления, предметы;

·      определять последовательность событий;

·      судить о противоположных явлениях;

·      давать определения тем или иным понятиям;

·      выявлять функциональные отношения между понятиями;

·      выявлять закономерности и проводить аналогии.

Обучающиеся получит возможность научится:

·      проводить логические рассуждения, устанавливать отношения между объектами и формулировать выводы.

·      Определять верны логические высказывания по отношению к конкретному заданию.

 

Содержание программы внеурочной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, — от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:

§  Что такое исследование? Кто такие исследователи?

§  Как получать информацию? Как задавать вопросы?

§   Как научиться выделять главное и второстепенное?

Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.

Дети 9—10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.

Дети 10—11лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.

 Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате — выполнение коллективной работы.

Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате — создание групповой исследовательской работы.

Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.

Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат — самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.

 

Тематическое планирование

Данная программа рассчитана на 135 часов.

Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.

Продолжительность занятий: 1 класс — 30 минут, 2—4 классы —40 минут.

 

Класс

 

 

Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика

1 год обучения

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

+

 

1ч.

1ч.

1

Проект? Проект!

 

 

+

 

 

1ч.

 

1

Как выбрать тему  проекта?

 

 

+

 

1ч.

1ч.

1

 Какими могут быть  проекты?

+

 

1ч.

 

1

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

 

 

+

1ч.

1ч.

1

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

 

 

 

 

+

 

 

0,5ч.

 

 

0,5ч.

1

Наблюдение как способ выявления проблем.

+

+

1ч.

1ч.

1

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

 

+

 

 

 

1ч.

 

 

1ч.

1

Выдвижение идеи (мозговой штурм);

+

 

1ч.

1ч.

1

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

 

 

1ч.

1ч.

1

Коллективная игра- исследование

 

 

1ч.

1ч.

1

Постановка вопроса (поиск гипотезы);

+

 

 

1ч.

 

1ч.

 

1

Формулировка предположения (гипотезы);

+

 

1ч.

1

Развитие умения видеть проблемы.

 

+

 

1ч.

1ч.

1

 Развитие умения выдвигать гипотезы.

 

+

 

1ч.

1ч.

1

Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей

 

+

 

+

1ч.

1ч.

1

 Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

 

 

+

 

 

1ч.

 

1ч.

1

 Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

 

 

+

 

+

 

 

0,5ч.

 

 

0,5ч.

1

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

 

+

 

1ч.

2 год обучения

2

Роль исследований в нашей жизни

 

+

 

+

1ч.

1ч.

2

Учимся видеть проблемы

 

+

 

+

1ч.

1ч.

2

Наблюдение как способ выявления проблем.

+

+

2ч.

2ч.

2

Методы исследования.

+

+

1ч.

1ч.

2

Как провести эксперимент?

+

+

2ч.

2ч.

2

Выполняем логические операции.

+

 

1ч.

1ч.

2

Творческое воображение

+

+

1ч.

1ч.

2

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

+

+

 

1ч.

 

1ч.

2

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

 

+

 

 

1ч.

 

1ч.

2

 Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

 

+

 

 

2ч.

 

2ч.

2

Учимся делать выводы и умозаключения.
Пиктограммы

+

 

 

1ч.

 

1ч.

2

Презентация исследовательской работы

+

+

1ч.

2ч.

3 год обучения

3

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами

+

+

 

1ч.

 

2ч.

3

Установление закономерностей. Парадоксы

+

 

 

1ч.

 

1ч.

3

Логика. Метафора и метафоричность суждений в исследовании

+

 

 

1ч.

 

1ч.

3

Работа с текстом.

+

 

 

1ч.

 

2ч.

3

Обоснованный выбор способа выполнения задания;

 

+

 

 

 

 

1ч.

3

 Как подготовиться к защите исследовательской работы?

+

+

 

2ч.

 

2ч.

3

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами

+

+

 

2ч.

 

2ч.

3

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематик

+

+

 

6ч.

 

6ч.

3

Презентация исследовательских работ

+

+

 

1ч.

 

2ч.

4 год обучения

4

Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске...

 

+

 

+

 

2ч.

 

2ч.

4

Как оценивать идеи?

 

+

 

 

2ч.

 

2ч.

4

 Классификация тем исследований

 

+

 

 

2ч.

 

2ч.

4

Особенности проведения теоретических исследований

 

+

 

+

 

2ч.

 

2ч.

4

Особенности проведения эмпирических исследований

 

+

 

+

 

2ч.

 

2ч.

4

Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

 

 

+

 

 

1ч..

4

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

 

+

 

 

1ч..

4

Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

 

+

 

+

 

 

 

 

2ч.

4

Презентация исследовательских работ

 

+

 

+

 

2ч.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru