МО Крыловский район станица Крыловская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Владимира Ступака
ст. Крыловской муниципального образования Крыловский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от____августа 2020г протокол №1
председатель ______ Волкова Н.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса: «Финансовая грамотность»
уровень образования (класс): основное общее образование (6класс)
количество часов: 34
Учитель: Бондарь Наталья Николаевна
Составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018)
МО Крыловский район станица Крыловская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Владимира Ступака
ст. Крыловской муниципального образования Крыловский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2019г. протокол №1
председатель ______ Волкова Н.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса: «Основы православной культуры»
уровень образования (класс): основное общее образование (6класс)
количество часов: 17
Учитель: Бондарь Наталья Николаевна
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной культуры разработана на основе авторской программы культурологического курса для общеобразовательных школ «Основы православной культуры и история христианства» (основная школа. 5 – 9 классы), автор А.В. Бородина (М.: МОФ «ОПК», 2015).
Рабочая программа курса
«Финансовая грамотность» для учащихся 5 класса
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
--- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
--- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
--- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Содержание |
Основные понятия |
Компетенции |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
6 класс 2019-2020 учебный год |
|
|
||||||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи |
план |
факт |
||||||
Тема 1. Деньги (10 ч) |
||||||||
1.1 |
«О короле и волшебнице экономике» |
1 |
История и причины возникновения денег. История денежных отношений на Руси. Объяснить выгоды обмена; рассмотреть различные формы денег и области их использования. Валюта РФ, Госхран РФ и история его создания. Что такое золотой запас и как он формируется. В чьей компетенции производство денег, защита от подделок. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки, история их возникновения. |
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. |
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Перечислять виды денег. • Приводить примеры товарных денег. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять и решать задачи с денежными расчётами. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. • Знать, что золотой запас страны, валюта. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление. |
|
|
|
1.2 |
Деньги: а что это такое? |
1 |
|
|
|
|||
1.3 |
Удивительные факты и истории о деньгах |
1 |
Найти материал по теме «Удивительные деньги» |
|
|
|||
1.4 |
Фальшивые деньги: история и современность. Статья 186 УК. |
1 |
|
|
||||
1.5 |
Какие бывают деньги и какая у них функция? «Королевское ли слово «потребность»?» |
1 |
Обсудить с родителями вопрос: Почему нельзя купить все, что вы хотите?
|
|
|
|||
1.6 |
«О злой фее ограниченности.» |
|
|
|
||||
1.7 |
Что такое нумизматика? И кого можно назвать нумизматом? Что такое «сувенирные» деньги? |
1 |
Спросить у родителей увлекались ли они когда-нибудь нумизматикой. И если есть коллекция, попросить рассказать о ней. |
|
|
|||
1.8 |
Кто печатает деньги и где они хранятся? Что такое банк и для чего он нужен? |
1 |
Работа с Интернетом. Энциклопедия денег: Как менялись деньги с первобытных времен до наших дней. История происхождения валют. |
|
|
|||
1.9 |
Гохран РФ. Аукцион вопросов. |
1 |
|
|
||||
1.10 |
Почему к деньгам нужно бережно относится? Игра : Бартерный обмен |
1 |
Обсудить с родителями ситуации: Разные цены на один и тот же товар в разных магазинах. Разные цены на один и тот же товар в одном магазине в разные периоды. |
|
|
|||
Тема 2. Доходы семьи (11 ч) |
||||||||
2.1 |
«Каждому приходится выбирать..» |
1 |
Рассмотреть различные источники доходов семьи, объяснить причины различий размеров доходов у разных семей. |
Потребности и потребители. Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. |
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Описывать виды заработной платы. • Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Приводить примеры кредитов.
|
|
|
|
2.2 |
Откуда берутся деньги? Виды доходов. |
1 |
Стр 27-39 |
|
|
|||
2.3 |
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? |
1 |
Эссе «Профессии XXI века» |
|
|
|||
2.4 |
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. |
1 |
Творческая работа. Диаграмма связей «Доходы семьи» |
|
|
|||
2.5 |
Социальные выплаты: пенсии, пособия. Материнский капитал. Кредит. |
1 |
Обсуждение с дедушками и бабушками пенсии и льгот пенсионерам. |
|
|
|||
2.6 |
«Как король узнал, что он потребитель». Решение задач. |
1 |
|
|
|
|||
2.7 |
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? «О пользе домашнего труда» |
1 |
Исследование «Профессии и зарплаты»
|
|
|
|||
2.8 |
Зачем нужны карманные деньги? Учимся считать карманные деньги. |
1 |
Обсудить с родителями вопрос карманных денег и составить Таблицу - Карманные деньги: за и против. |
|
|
|||
2.9 |
Решение задач на доходы. Чтение «Не лучше ли жить семьями?»; |
1 |
Обобщение изученного материала по теме «Доходы семьи» |
|
Эссе «Кем работают мои родители» |
|
|
|
2.10 |
Большая аукцион вопросов. «Путешествие короля с королевой в прошлое» |
1 |
|
|
|
|||
2.11. |
«… И чем закончилось путешествие» Экскурсия в страну Кросвордиюю |
1 |
|
|
|
|||
Тема 3. Расходы семьи (8 ч). |
||||||||
3.1 |
Куда уходят деньги? Как управлять расходами? Покупки. |
1 |
Рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов. |
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги и управление коммунальными платежами. Детские расходы. |
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Классифицировать виды благ. • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. |
|
|
|
3.2 |
Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление коммунальными платежами. Отличие собственного жилья и муниципального. Кто такой судебный пристав? |
1 |
Снятие показаний электросчетчика. Обсудить с родителями, что нужно сделать, чтоб не переплачивать за эл. энергию. |
|
|
|||
3.3 |
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного пользования. |
1 |
Сравнение цен на товары в разных магазинах. Оформить таблицу. |
|
|
|||
3.4 |
Реклама и рекламные акции. Аукцион задач. |
1 |
Исследование «Рекламная компания» Оформить в виде таблицы. |
|
|
|||
3.5 |
Деньги на отдых и развлечения. «Путешествие короля и королевы на остров Бартер» |
1 |
Исследование цен на продукты и товары для проведения праздника. Опрос родителей. |
|
|
|||
3.6 |
Игра «Планируем праздник» |
1 |
Эссе «Как сократить расходы семьи» |
|
|
|||
3.7 |
«.. И что посоветовала жителям острова волшебница Экономика». Игра Вопрос-ответ» |
1 |
|
|
|
|||
3.8 |
«Что могут деньги?» |
1 |
|
|
|
|||
Тема 4. Семейный бюджет (7 ч). |
||||||||
4.1 |
Что такое семейный бюджет и зачем он нужен? Соотношение доходов и расходов- профицит и дефицит. Сбалансированный бюджет. |
1 |
Рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства. Управление доходами и расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений.
|
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. |
• Составлять семейный бюджет на условных примерах. • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. • Описывать формы сбережений. • Описывать последствия превышения расходов над доходами. • Сравнивать потребительский и банковский кредиты. • Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги. |
Выгодно ли покупать товар в Интернете? Сравнить цены в магазинах и интернет сайтах продаж. Оформить таблицу сравнения. Сделать вывод. |
|
|
4.2 |
Кредиты, долги, сбережения семейные и личные, вклады, депозиты и пластиковые карты. Решение задач. |
1 |
Как накопить денег на отпуск? Разработать с родителями пункты экономии семейного бюджета. |
|
|
|||
4.3 |
Электронные формы составления бюджета. Сроки бюджета. Почему при составлении бюджета учитывают налоги и что это такое? |
1 |
«Почему нужно планировать семейный бюджет?» |
|
|
|||
4.4 |
Играя, решаем задачи. |
1 |
Обобщение изученного материала по теме «Семейный бюджет» |
Какие статьи расходов в семье можно сократить, чтобы сбалансировать бюджет. |
|
|
||
4.5 |
Игра «Составляем бюджет» |
1 |
Темы сообщений к обобщающему занятию по курсу: 1. Какие степени защиты имеют современные деньги. 2. Исторические примеры «порчи денег» и её послед- ствия для жителей страны. 3. Какие источники доходов были у жителей Древней Греции (или другого периода на выбор учащихся). 4. На что тратили свои заработки ваши дедушки и бабушки во времена Советского Союза (исследование про- водится на основе социологического опроса). 5. Ведут ли семейный бюджет современные семьи Мичуринского сельского поселения (исследование проводится на основе социологического опроса). |
|
|
|||
4.6 |
Урок повторения «Из истории Российских денег» и «Туда где хранится история» |
1 |
Темы эссе (раскройте смысл пословицы и выразите своё отношение к нему): 1. Без нужды живёт, кто деньги бережёт. 2. Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено. 3. Деньги легче прожить, чем нажить. |
|
|
|||
4.7 |
Занятие обобщение курсу «Финансовая грамотность» 5 класс |
1 |
Повторение пройденного материала |
|
|
|
|
|
|
Итого часов по курсу «Финансовая грамотность» 6 класс |
35 |
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО классных руководителей Дудченко И.А. МБОУ СОШ № ____ от ___________ 2020 года № 1 _______________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. |
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР __________Мильбрат Т.В. подпись Ф.И.О. ______________ 2020 года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.