Рабочая программа факультативного курса «Информационная безопасность»
Пояснительная записка
Курс ориентирован на проведение уроков по информационной безопасности школьников и безопасному поведению в сети Интернет и отражает актуальные вопросы безопасной работы с персональной информацией, сообщениями и звонками по мобильному телефону, электронной почтой, информационными и коммуникационными ресурсами в сети Интернет, доступа к ресурсам для досуга, поиска новостной, познавательной, учебной информации, общения в социальных сетях, получения и передачи файлов, размещения личной информации в коллективных социальных сервисах. В основе курса лежат технические, этические и правовые нормы соблюдения информационной безопасности, установленные контролирующими и правоохранительными органами, а также практические рекомендации ведущих ИТ компаний и операторов мобильной связи Российской Федерации.
Информационная безопасность - междисциплинарный комплекс знаний и умений. Для того, чтобы обучающийся достиг приемлемого уровня знаний и умений в сфере информационной безопасности, он должен владеть знаниями и умениями в следующих сферах: математика, информатика, программирование, технические средства защиты информации, криптография, основы вирусологии. Раннее начало изучение практической области информационной безопасности по отношению к теоретическим знаниям, получаемым в рамках таких дисциплин, как информатика, математика, введение в информационную безопасность, позволяют сформировать более высокий интерес к освоению этих теоретических дисциплин и показывают учащемуся практическое значение теоретических знаний.
Курс предназначен для учащихся 10 классов и предполагает изучение основ информационной безопасности, средств и методов защиты информации, этических и правовых норм оперирования информационными ресурсами.
Цели изучения:
- обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз;
- формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости).
- содействие формированию информационной безопасности как неотъемлемой составляющей информационной культуры личности.
Основные задачи:
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как человеческая жизнь, свобода, равноправие и достоинство людей, здоровье, опыт гуманных, уважительных отношений с окружающими;
- выстроить устойчивые алгоритмы поведения в окружающем информационном мире;
- развивать способности анализировать и оценивать информацию на достоверность;
- научить способам защиты информации;
- расширить представление о правовых и морально-этических нормах в информационной сфере; законодательстве Российской федерации в области защиты информации и авторского права;
- содействовать воспитанию чувства ответственности за производство и распространение информации;
- сформировать знания, умения, мотивацию и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей;
- создавать педагогические условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствий деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого человеческого общения;
- формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, нарушения прав личности, экстремизма во всех его формах в сети Интернет;
- мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира;
- сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.
- научить молодых людей осознавать важность проектирования своей жизни и будущего своей страны — России в условиях развития цифрового мира, осознавать ценность ИКТ для достижения высоких требований к обучению профессиям будущего в мире, принимать средства в Интернете как среду созидания, а не разрушения человека и общества.
Описание места учебного предмета, учебного курса (в том числе по внеурочной деятельности), учебного модуля в учебном плане.
Срок реализации курса - 1 год. Курс рассчитан на 1 час в неделю, 36 часов в 10 классе. Всего – 36 часов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Класс |
Личностные результаты |
10 |
- быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, соизмеряющим свои поступки с нравственными ценностями, осознающим свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. - уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. - осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; - сформированность понимания ценности безопасного образа жизни; сформированность понимания правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде. |
Метапредметные результаты
Классы |
Метапредметные результаты |
||
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
10 |
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - самостоятельно определять цели и задачи деятельности; составлять планы; контролировать и корректировать их выполнение; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования). |
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - допускать существование различных точек зрения; - стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; - договариваться, приходить к общему решению; - контролировать свои действия в коллективной работе; - следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. |
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике; - анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения; - устанавливать причинно-следственные связи выделять явление из общего ряда других явлений, обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке. |
Предметные результаты
Класс |
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
10 |
- базовым навыкам использования технических средств защиты информации; - базовым навыкам работы с антивирусными средствами; - навыкам в области сетевой безопасности, работы со средствами защиты информации в сетях. - базовым навыкам оценивания уровня безопасности компьютерных систем; - этикету сетевого взаимодействия, роль близких людей, семьи для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи; - безопасно использовать средства коммуникации, безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества, безопасно использовать ресурсы интернета. - организовывать и защищать личное информационное пространство. |
- навыкам работы с электронной подписью; - различать источники угроз, поступающих на мобильный телефон, планшет, компьютер, виды угроз, проблемные ситуации в сетевом взаимодействии; - знать правила поведения для защиты от угроз, правила поведения в проблемных ситуациях; - анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете; регистрироваться на сайтах без распространения личных данных; - правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.) – отключиться от нежелательных контактов - использовать позитивный Интернет. |
Содержание тем учебного курса «Информационная безопасность».
Класс |
Разделы, темы |
Содержание |
10 |
Введение |
Информационная безопасность: сущность понятия и эволюция. Информационная безопасность в условиях информатизации общества. Интересы личности в информационной сфере. Интересы общества в информационной сфере. Национальные интересы РФ в информационной сфере. Системный подход к решению проблемы защиты информации. |
10 |
Правовые аспекты информационной безопасности |
Информация как объект юридической защиты. Общедоступная, конфиденциальная и секретная информация. Основные принципы засекречивания информации. Государственная система правового обеспечения защиты информации в РФ. Основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации». Авторское право, права автора или правообладателя в законе «О правовой охране программ и данных». Основные положения главы «преступления в сфере компьютерной информации» УК РФ. Закон «Об электронной цифровой подписи». |
10 |
Методы и средства защиты информации |
Общая характеристика основных методов и приемов обеспечения санкционированного доступа. Средства и методы идентификации и аутентификации пользователя. Формирование электронной цифровой подписи. Технология централизованной аутентификации. Управление доступом к данным. Методы управления доступом к сети связи. Методы защиты передачи данных в сети связи. |
10 |
Защита данных в информационных системах |
Целостность данных в ИС и ограничения целостности, семантическая целостность, ссылочная целостность. Особенности защиты данных в ИС, основанной на криптографии. Методы криптографического преобразования информации. Сравнение симметричных и асимметричных алгоритмов шифрования. |
10 |
Защита информации в сети Интернет |
Основные технологии обеспечения защиты информации в сети Интернет. Функции и средства защиты информации в сети Интернет. Средства защиты службы электронной почты. Перспективы развития средств, методов и технологий защиты информации в сети Интернет. Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном информационном пространстве. Индивидуальный зачет. Защита проекта. |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
10 |
Введение (3 часа) |
||
|
Вводный урок. Информационная безопасность: что это такое? |
1 |
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
Национальные интересы РФ в информационной сфере |
1 |
||
Системный подход к решению проблемы защиты информации |
1 |
||
10 |
Правовые аспекты информационной безопасности (10 часов) |
||
|
Информация как объект юридической защиты |
1 |
- повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта ведения конструктивного диалога, командной работы; |
Общедоступная, конфиденциальная и секретная информация. |
1 |
||
Основные принципы засекречивания информации |
2 |
- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информационной безопасности в жизни современного общества; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; - привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий. |
|
Государственная система правового обеспечения защиты информации в РФ |
1 |
||
Основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации» |
2 |
||
Авторское право, права автора в законе «О правовой охране программ и данных». |
1 |
||
Основные положения главы «Преступления в сфере компьютерной информации» УК РФ |
1 |
||
Закон «Об электронной цифровой подписи». |
1 |
||
10 |
Методы и средства защиты информации (9 часов) |
||
|
Методы обеспечения санкционированного доступа. |
2 |
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
Средства и методы идентификации и аутентификации пользователя |
2 |
||
Формирование электронной подписи и аутентификации |
1 |
||
Технология централизованной аутентификации |
1 |
- применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога. |
|
Управление доступом к данным |
1 |
||
Методы управления доступом к сети связи |
1 |
||
Методы защиты передачи данных в сети связи |
1 |
||
10 |
Защита данных в информационных системах (10 часов) |
||
|
Целостность данных в ИС |
1 |
- повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта ведения конструктивного диалога, командной работы; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
Ограничения целостности |
1 |
||
Семантическая целостность |
1 |
||
Ссылочная целостность. |
1 |
||
Особенности защиты данных в ИС, основанной на криптографии |
3 |
||
Методы криптографического преобразования информации |
2 |
||
Сравнение симметричных и асимметричных алгоритмов шифрования
|
1 |
||
10 |
Защита информации в сети Интернет (4 часа) |
||
|
Основные технологии обеспечения защиты информации в сети Интернет. Функции и средства защиты информации в сети Интернет. |
1 |
- применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дискуссий |
Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном пространстве. Защита проектов |
3 |
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. |
|
|
Итого |
36 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.