Рабочая программа курса Информационная_безопасность_10 класс_36_часов
Оценка 5

Рабочая программа курса Информационная_безопасность_10 класс_36_часов

Оценка 5
Образовательные программы
docx
информатика
10 кл
22.02.2023
Рабочая программа курса Информационная_безопасность_10 класс_36_часов
Курс ориентирован на проведение уроков по информационной безопасности школьников и безопасному поведению в сети Интернет и отражает актуальные вопросы безопасной работы с персональной информацией, сообщениями и звонками по мобильному телефону, электронной почтой, информационными и коммуникационными ресурсами в сети Интернет, доступа к ресурсам для досуга, поиска новостной, познавательной, учебной информации, общения в социальных сетях, получения и передачи файлов, размещения личной информации в коллективных социальных сервисах.
РП Информационная_безопасность_10 класс_36_часов.docx

 

Рабочая программа факультативного курса «Информационная безопасность»

Пояснительная записка

Курс ориентирован на проведение уроков по информационной безопасности школьников и безопасному поведению в сети Интернет и отражает актуальные вопросы безопасной работы с персональной информацией, сообщениями и звонками по мобильному телефону, электронной почтой, информационными и коммуникационными ресурсами в сети Интернет, доступа к ресурсам для досуга, поиска новостной, познавательной, учебной информации, общения в социальных сетях, получения и передачи файлов, размещения личной информации в коллективных социальных сервисах. В основе курса лежат технические, этические и правовые нормы соблюдения информационной безопасности, установленные контролирующими и правоохранительными органами, а также практические рекомендации ведущих ИТ ­ компаний и операторов мобильной связи Российской Федерации.

Информационная безопасность - междисциплинарный комплекс знаний и умений. Для того, чтобы обучающийся достиг приемлемого уровня знаний и умений в сфере информационной безопасности, он должен владеть знаниями и умениями в следующих сферах: математика, информатика, программирование, технические средства защиты информации, криптография, основы вирусологии. Раннее начало изучение практической области информационной безопасности по отношению к теоретическим знаниям, получаемым в рамках таких дисциплин, как информатика, математика, введение в информационную безопасность, позволяют сформировать более высокий интерес к освоению этих теоретических дисциплин и показывают учащемуся практическое значение теоретических знаний.

Курс предназначен для учащихся 10 классов и предполагает изучение основ информационной безопасности, средств и методов защиты информации, этических и правовых норм оперирования информационными ресурсами.

Цели изучения:

-   обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз;

-   формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости).

-   содействие формированию информационной безопасности как неотъемлемой составляющей информационной культуры личности.

Основные задачи:

-   формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как человеческая жизнь, свобода, равноправие и достоинство людей, здоровье, опыт гуманных, уважительных отношений с окружающими;

-   выстроить устойчивые алгоритмы поведения в окружающем информационном мире;

-   развивать способности анализировать и оценивать информацию на достоверность;

-   научить способам защиты информации;

-   расширить представление о правовых и морально-этических нормах в информационной сфере; законодательстве Российской федерации в области защиты информации и авторского права;

-   содействовать воспитанию чувства ответственности за производство и распространение информации;

-   сформировать знания, умения, мотивацию и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей;

-   создавать педагогические условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствий деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого человеческого общения;

-   формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, нарушения прав личности, экстремизма во всех его формах в сети Интернет;

-   мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально ­ правовых регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира;

-   сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.

-   научить молодых людей осознавать важность проектирования своей жизни и будущего своей страны — России в условиях развития цифрового мира, осознавать ценность ИКТ для достижения высоких требований к обучению профессиям будущего в мире, принимать средства в Интернете как среду созидания, а не разрушения человека и общества.

Описание места учебного предмета, учебного курса (в том числе по внеурочной деятельности), учебного модуля в учебном плане.

Срок реализации курса - 1 год. Курс рассчитан на 1 час в неделю, 36 часов в 10 классе. Всего – 36 часов.  

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

Класс

Личностные результаты

10

-        быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, соизмеряющим свои поступки с нравственными ценностями, осознающим свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

-        уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

-        осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

-        готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-        навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

-        сформированность понимания ценности безопасного образа жизни; сформированность понимания правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде.

 

Метапредметные результаты

Классы

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

10

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- самостоятельно определять цели и задачи деятельности; составлять планы; контролировать и корректировать их выполнение; 

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; 

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве;

- договариваться, приходить к общему решению;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения;

- устанавливать причинно-следственные связи

выделять явление из общего ряда других явлений, обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке.

Предметные результаты

Класс

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность нау­читься

10

-        базовым навыкам использования технических средств защиты информации; 

-        базовым навыкам работы с антивирусными средствами;

-        навыкам в области сетевой безопасности, работы со средствами защиты информации в сетях.

-        базовым навыкам оценивания уровня безопасности компьютерных систем;

-        этикету сетевого взаимодействия, роль близких людей, семьи для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи;

-        безопасно использовать средства коммуникации, безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества, безопасно использовать ресурсы интернета.

-        организовывать и защищать личное информационное пространство.

-        навыкам работы с электронной подписью;

-        различать источники угроз, поступающих на мобильный телефон, планшет, компьютер, виды угроз, проблемные ситуации в сетевом взаимодействии;

-        знать правила поведения для защиты от угроз, правила поведения в проблемных ситуациях;

-        анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете; регистрироваться на сайтах без распространения личных данных;

-        правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.) – отключиться от нежелательных контактов

-        использовать позитивный Интернет.

Содержание тем учебного курса «Информационная безопасность».

Класс

Разделы, темы

Содержание

10

Введение

Информационная безопасность: сущность понятия и эволюция. Информационная безопасность в условиях информатизации общества. Интересы личности в информационной сфере. Интересы общества в информационной сфере. Национальные интересы РФ в информационной сфере. Системный подход к решению проблемы защиты информации.

10

Правовые аспекты информационной безопасности

Информация как объект юридической защиты. Общедоступная, конфиденциальная и секретная информация. Основные принципы засекречивания информации.

Государственная система правового обеспечения защиты информации в РФ. Основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации».  Авторское право, права автора или правообладателя в законе «О правовой охране программ и данных». Основные положения главы «преступления в сфере компьютерной информации» УК РФ. Закон «Об электронной цифровой подписи».

10

Методы и средства защиты информации

Общая характеристика основных методов и приемов обеспечения санкционированного доступа.  Средства и методы идентификации и аутентификации пользователя. Формирование электронной цифровой подписи. Технология централизованной аутентификации. Управление доступом к данным. Методы управления доступом к сети связи. Методы защиты передачи данных в сети связи.

10

Защита данных в информационных системах

Целостность данных в ИС и ограничения целостности, семантическая целостность, ссылочная целостность. Особенности защиты данных в ИС, основанной на криптографии. Методы криптографического преобразования информации.  Сравнение симметричных и асимметричных алгоритмов шифрования.

10

Защита информации в сети Интернет

Основные технологии обеспечения защиты информации в сети Интернет. Функции и средства защиты информации в сети Интернет. Средства защиты службы электронной почты. Перспективы развития средств, методов и технологий защиты информации в сети Интернет. Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном информационном пространстве. Индивидуальный зачет. Защита проекта.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Класс

Разделы, темы

Кол-во

часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

10

Введение (3 часа)

 

Вводный урок. Информационная безопасность: что это такое?

1

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Национальные интересы РФ в информационной сфере

1

 Системный подход к решению проблемы защиты информации

1

10

Правовые аспекты информационной безопасности (10 часов)

 

Информация как объект юридической защиты

1

- повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта ведения конструктивного диалога, командной работы;

Общедоступная, конфиденциальная и секретная информация.

1

Основные принципы засекречивания информации

2

- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информационной безопасности в жизни современного общества;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

- привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий.

Государственная система правового обеспечения защиты информации в РФ

1

Основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации»

2

Авторское право, права автора в законе «О правовой охране программ и данных».

1

Основные положения главы «Преступления в сфере компьютерной информации» УК РФ

1

Закон «Об электронной цифровой подписи».

1

10

Методы и средства защиты информации (9 часов)

 

Методы обеспечения санкционированного доступа.

2

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

Средства и методы идентификации и аутентификации пользователя

2

Формирование электронной подписи и аутентификации

1

Технология централизованной аутентификации

1

- применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дискуссий, содействующие учащимся в обретении опыта ведения конструктивного диалога.

Управление доступом к данным

1

Методы управления доступом к сети связи

1

Методы защиты передачи данных в сети связи

1

10

Защита данных в информационных системах (10 часов)

 

Целостность данных в ИС

1

-  повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта ведения конструктивного диалога, командной работы;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе.

Ограничения целостности

1

Семантическая целостность

1

Ссылочная целостность.

1

Особенности защиты данных в ИС, основанной на криптографии

3

Методы криптографического преобразования информации

2

Сравнение симметричных и асимметричных алгоритмов

шифрования

 

1

10

Защита информации в сети Интернет (4 часа)

 

Основные технологии обеспечения защиты информации в сети Интернет. Функции и средства защиты информации в сети Интернет.

1

- применение на уроке интерактивных форм работы с учениками: интеллектуальных игр, дискуссий

Проектная работа. Практика соблюдения норм информационной безопасности в личном пространстве. Защита проектов

3

- инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

 

Итого

36

 

 


 

Рабочая программа факультативного курса «Информационная безопасность»

Рабочая программа факультативного курса «Информационная безопасность»

Российской федерации в области защиты информации и авторского права; - содействовать воспитанию чувства ответственности за производство и распространение информации; - сформировать знания, умения, мотивацию и…

Российской федерации в области защиты информации и авторского права; - содействовать воспитанию чувства ответственности за производство и распространение информации; - сформировать знания, умения, мотивацию и…

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты Класс

Предметные результаты Класс

Об информации, информатизации и защите информации»

Об информации, информатизации и защите информации»

Информация как объект юридической защиты 1 - повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта ведения конструктивного диалога, командной работы;

Информация как объект юридической защиты 1 - повышение познавательной мотивации школьников, развитие опыта ведения конструктивного диалога, командной работы;

Защита информации в сети Интернет (4 часа)

Защита информации в сети Интернет (4 часа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023