МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА
ШУМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Шумилинской СОШ _____________ Сакменнова В.В. Приказ от«30» августа 20 19 г. №77
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету _______ОДНКНР
основное общее образование , 5 класс
Количество часов 35ч Уровень базовый_____
Учитель Симонова Ирина Стефановна
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории, ООП ООО МБОУ Шумилинской СОШ, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) и Учебным планом МБОУ Шумилинской СОШ.
2019
Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
- в рамках воспитания российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, вере, к культуре, религии, традициям, ценностям народов России;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по итогам 5 класса
Выпускник научится:
- определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;
- использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего;
- проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;
- выявлять характерные черты национальных характеров народов России;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и других народов России;
- сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 КЛАСС (34 ч.)
Введение. Что такое нравственность?
Раздел 1. Быт народов России (8 ч.) Многонациональный народ России. Быт русского народа. Быт татарского народа. Быт украинского и белорусского народов. Быт башкирского народа. Быт народов Кавказа и Закавказья. Быт казахского народа. Быт малых народов.
Раздел 2. Нравственность, религия и культура (8 ч.) Роль религии в формировании нравственности. История появление христианства в России. Монастыри – как духовные центры России. Особенности христианского календаря. История появления ислама в России. Особенности мусульманского календаря. Возникновения буддизма в России.
Восточный календарь и его значение. Проверочная работа
Раздел 3. Культура России как выражение общих духовных ценностей её народов
(15 ч.) Культура России как совокупность культур её народов. Герои национального эпоса разных народов России. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Мораль в фольклоре народов России. Семейные ценности в фольклоре народов России. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Одушевление природы нашими предками. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Семья – первый трудовой коллектив. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Толерантность. Проектные работы. Итоговый урок.
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 КЛАСС (35 ч)
№ |
Наименование раздела и темы |
Общее количество часов |
Формы контроля |
|
Введение. Что такое нравственность |
1 ч |
|
1. |
Быт народов России |
8 ч |
Фронтальный опрос |
2. |
Нравственность, религия и культура |
8 ч |
Проверочная работа |
3. |
Культура России как выражение общих духовных ценностей её народов |
15 ч |
Проект |
|
Защита проекта |
2 ч |
|
|
Итоговый урок |
1 ч |
|
|
Итого |
35 |
|
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Основы духовно- нравственной культуры народов России» 5 класс 35 часов (1 час в неделю)
№ п/п |
Тема |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Что такое нравственность? |
02.09 |
|
2 |
Многонациональный народ России. |
09.09 |
|
3 |
Быт русского народа |
16.09 |
|
4 |
Быт татарского народа. |
23.09 |
|
5 |
Быт украинского и белорусского народов. |
30.09 |
|
6 |
Быт башкирского народа. |
07.10 |
|
7 |
Быт народов Кавказа и Закавказья. |
14.10 |
|
8 |
Быт казахского народа. |
21.10 |
|
9 |
Быт малых народов. |
28.10 |
|
10 |
Роль религии в формировании нравственности. |
11.11 |
|
11 |
История появление христианства в России. |
18.11 |
|
12 |
Монастыри – как духовные центры России |
25.11 |
|
13 |
Особенности христианского календаря. |
02.12 |
|
14 |
История появления ислама в России. |
09.12 |
|
15 |
Особенности мусульманского календаря. |
16.12 |
|
16 |
Возникновения буддизма в России. |
23.12 |
|
17 |
Восточный календарь и его значение. |
13.01 |
|
18 |
Проверочная работа по теме: «Нравственность, религия, культура» |
20.01 |
|
19 |
Культура России как совокупность культур её народов |
27.01 |
|
20 |
Герои национального эпоса разных народов России |
03.02 |
|
21 |
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). |
10.02 |
|
22 |
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). |
17.02 |
|
23 |
Мораль в фольклоре народов России. |
24.02 |
|
24 |
Семейные ценности в фольклоре народов России. |
02.03 |
|
25 |
Уважение к труду, обычаям, вере предков. |
09.03 |
|
26 |
Одушевление природы нашими предками. |
16.03 |
|
27 |
Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. |
30.03 |
|
28 |
Семья – первый трудовой коллектив. |
06.04 |
|
29 |
Примеры благотворительности из российской истории. |
13.04 |
06.04 |
30 |
Известные меценаты России. |
20.04 |
13.04 |
31 |
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. |
27.04 |
|
32 |
Толерантность. |
04.05 |
|
33 |
Защита проекта |
11.05 |
|
34 |
Защита проекта |
18.05 |
|
35 |
Итоговый урок. |
25.05 |
|
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
И.С. Симонова
Приложение 2
Проверочная работа по теме: «Нравственность, религия, культура»
Ф.И. учащегося_____________________
1. Что такое культура?
а) это материальные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории
б) это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории
в) это духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории
2. Внесла ли религия свой вклад в культуру?
а) да
б) нет
3. Как называется современное государство, куда по преданию ушел и там поселился родоначальник еврейского народа?
а) Россия
б) Пакестан
в) Израиль, Палестинской автономии, частично Сирии и Ливана
4. Что такое «стрижали»?
а)каменные таблички, на которых записано как построить храм
б) каменные таблички, на которых был рисунок как дойти из пустыни в Землю Обетованную
в) каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу
5. Соедини стрелкой название религии и соответствующий религиозный текст.
1. Христианство а) Трипитака
2. Ислам б) Тора
3. Буддизм в) Коран
4. Иудаизм г) Библия
6. Заполните пропуски в следующем высказывании:
Главное богатство нашей планеты Земля – её люди и то, что создано их стараниями и трудом, - ______________, духовные ________________.
7. Кто такой Моисей?
а) вождь и законодатель еврейского народа
б) греческий философ
в) писатель
8. Культурные традиции — это
а) народные праздники
б) богатство нашей многонациональной страны
в) морально — этические нормы
9. Что вы вносите в понятие «народы России»:
а) все люди на Земле
б) люди всех национальностей, живущих в Москве
в) люди живущие в России
10. Обращение к Богу называют…
а) молитвой;
б) верой;
в) религией.
Примерные темы для проектов
1.Что для меня значит добро?
2. Благотворительность в истории
3. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России
4. Герои былин народов России
5. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д).
6. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на выбор)
7. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.)
8. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство, архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор)
9. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь, национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на выбор)
10. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности
11. Национальные праздники моего народа
12.Что такое праздник и как мы отмечаем праздники?
13. Жизнь семьи в разных религиях и культурах (на выбор).
14. Особенности воспитания детей в различных религиях и традиционных культурах (на выбор)
15. Музеи нашего края
Приложение 3
Лист корректировки рабочей программы
.
№ урока из КТП |
Тема урока по КТП |
Дата по плану |
Вид коррек-тировки
|
Причина коррек-тировки
|
Дата коррек-тировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
заместитель директора по УВР Директор школы:
___________________(Симонова И.С.) __________________( .)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.