РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Учимся писать сочинение» для 5-9 классов

  • doc
  • 29.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УПС программа 5-9.doc

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 26

 

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 26

Протокол № _

от ______________года

Руководитель МО


подпись______________

УТВЕРЖДЕНА
на заседании МС
МАОУ СОШ № 26

Протокол № _
от ___________года

Председатель МС


подпись______________

РАЗРЕШЕНА
к применению приказом
директора МАОУ СОШ № 26

Приказ № _____
от __________г.

Директор МАОУ СОШ № 26


подпись______________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

  «Учимся писать сочинение»

для 5-9 классов

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

 

Составитель:

Степченко Т.А.

учитель русского языка и литературы

 

 

Калининград

2021 год

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

 «Учимся писать сочинение»

для 5-9 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

·         Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

·         Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 26 г. Калининграда

·         Учебного плана МАОУ СОШ № 26 г. Калининграда на 20??-20?? учебный год.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 5-9 классов 

предложен  курс «Учимся писать сочинение». Курс рассчитан на 34 часа в год: 1 ч в неделю.

Обоснование необходимости данного курса.

Согласно стандартам второго поколения в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В  обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;   использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа курса  «Учимся писать сочинение»  для обучающихся  5-9 классов  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку и направлена на развитие рече­вой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литера­турным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопони­манию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной правильной и красивой речи школьников является одним из главных направлений работы в среднем звене. Курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.  Это последовательная, постоянная учебная работа.

Обучение сочинению - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития школьников разработан курс  «Учимся писать сочинение». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей школьников. Курс составлен с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи школьников.

Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9х классов.

Направленность курса практическая, развивающая.

Программа курса рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). 34 часа в учебный год. 1 час в неделю.

Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся, подготовить к написанию экзаменационных сочинений по русскому языку и литературе.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.

Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Обучающиеся должны уметь:

·         самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

·         самостоятельно анализировать эпизод;

·         самостоятельно анализировать литературное произведение;

·         подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

·         составить конспекты критической или литературоведческой работы;

·         самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

 

  Результаты изучения курса 

      Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1.             Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.             Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3.             Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4.             Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.             Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

6.             Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

7.             Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты

1.             Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.             Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.             Использование знаково-символических средств представления информации.

4.             Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.             Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.

6.             Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.             Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.             Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.             Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.

10.         Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.

11.         Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».

12.         Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.         Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:

·        уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;

·        уметь монологически высказываться;

·        уметь вести учебный диалог;

·        уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;

·        уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;

·        уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

Предметные результаты

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/ понимать:

·        Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;

·        Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

·        Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;

·        Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;

·        Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

·        Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

·        писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

·        Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

 

Курс непосредственно связан с программой по русскому языку и литературе. Направленность курса практическая, развивающая.

                  Принципы курса:

·        занимательность;

·        научность;

·        сознательность и активность;

·        наглядность;

·        доступность;

·        связь теории с практикой;

·        индивидуальный подход к учащимся;

·        принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

Формы проведения занятий:

·         практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,

·         комплексный анализ и просмотр текстов;

·         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными текстами;

·         сочинения;

·         редактирование текста;

·         работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;

·         составление синквейнов, кластеров к тексту;

Основные методы и технологии:

·         Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

·         Методы деятельностного подхода («учение через деятельность»)

·         Методы развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова

·         Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

·         Технология проектной и исследовательской деятельности

·         Технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы.

2. Сочинения.

3.Презентации творческих работ.

 

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса учащиеся:

·         овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

·         научатся более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств.

 

 

 

 

Рекомендуемая литература.

 

1.   Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

2.   Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.

3.   Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.

4.   Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.

5.   Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

6.   Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.

7.   Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.

8.   Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.

9.   Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.

10.        Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.

11.        Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.

12.        Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.

13.        Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.

14.        Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1999


Скачано с www.znanio.ru