Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин Руководитель МО
__________ Хайбуллина А.Г.
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
« Экологическая культура и здоровый образ жизни»
Предметная область – биология
Класс – 8А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель:
Хайбуллина А.Г.
учитель биологии
соответствие занимаемой должности
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3-5
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 6-12
Содержание учебного предмета стр. 13-15
Тематическое планирование стр. 16-18
Список использованных источников стр. 19
Лист коррекции выполнения рабочей программы стр. 20
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии, 8 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.
- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Примерная программа внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни». 8 класс. Авторов Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, Л.И. Колесникова, А.Ю. Либерова, Н.М. Мамедова (М.: Просвещение, 2017)
Количество учебных часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1.
Учебный курс внеурочной деятельности входит в предметную область «Естественнонаучные дисциплины», изучается на базовом уровне.
Целью обучения является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание начальных навыков экологической культуры.
Программа внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности
и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Экологическое образование реализуется через тематическую составляющую базовых учебных предметов, а также внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические задачи.
Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход преемственно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально - проектных ситуациях с экологической и здоровье сберегающей тематикой. В примерной программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственность по отношению к внеурочной деятельности начального образования.
В основной школе на базе формируемых универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленная рефлексивно-оценочная деятельность. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста. Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация.
Формируемые ценности:
гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность;
устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России.
Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа. В 7 классе внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с освоением ими новой ведущей деятельности – общения.
Программа направлена на формирование опыта применения экосистемной познавательной модели к общению человека с природой и людьми; развитие коммуникативных и регулятивных умений работы в команде, ненасильственного общения, экологического просвещения; общения по интересующим подростков вопросам экологии, здоровья, безопасности; формирование ценностного отношения к биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Метапредметные результаты:
Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
5. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
— соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
— использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
— выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
— находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
— выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
— соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
— использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
— выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
— находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
— выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Содержание учебного предмета.
(35 ч, 1 ч в неделю)
Введение
Клуб «Экология и здоровье», его задачи.
Формы работы клуба: тематические заседания; форумы, дискуссии, диспуты, прения, дебаты; практические и лабораторные работы; переговорные площадки; работа в Интернете, библиотеке; вечера встреч; тематический месячник. Портфолио члена клуба.
Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. Единство телесного и духовного здоровья человека. Здоровье как медицинская и культурная проблема. Виды ресурсов здоровья. ЗОЖ как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья. Заседание клуба «Здоровье и его ресурсы».
Раздел 1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий. Культурные традиции ЗОЖ разных времен и народов. Культура здоровья как результат адаптации поколений к условиям проживания. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования; воспитание здорового потомства и отношение к вредным привычкам, отраженное в фольклоре местных народов.
Раздел 2.Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?
Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски в сельской и урбанизированной среде. Практические методы оценки экологических рисков (экологический мониторинг: качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные ресурсы здоровья. Коммуникативные умения. Общение по вопросам экологии и здоровья. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по вопросам экологии и здоровья.
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни.
Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей на здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Чрезвычайные экологические ситуации (ЧЭС). Экологически безопасное поведение. Способы оказания первой помощи в ЧЭС.
Действия в повседневных экологических ситуациях. Проектирование здорового и экологически безопасного образа жизни. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологического жилища, безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек для сохранения здоровья человека. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.
Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды
Оздоровление окружающей среды. Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. Принцип предосторожности. Баланс экономических, социальных и экологических интересов. Исполнение проектов. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня в 21 веке. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья, их связь с решением глобальных экологических проблем. Решения Конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли. Полемика как способ отстаивания своей точки зрения.
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья.
Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья. Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально-психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию и долголетие. Примеры экологических направлений, здоровьесберегающей деятельности из жизни известных людей. Прения как форма выражения различных мнений. Способы и формы просветительской работы. Дебаты. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета.
Тематическое планирование
(35 ч внеурочной деятельности в 7 классе, 1 час в неделю)
Название разделов и тем |
Количество часов по программе |
Введение |
2 ч |
Клуб по интересам |
|
Ключевые понятия |
|
Раздел 1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий |
4 ч |
Особенности традиций здоровья у разных народов |
|
Культура здоровья местных коренных народов |
|
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? |
6 ч |
Исследовательские умения |
|
Коммуникативные умения |
|
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни |
11 ч |
Действия в чрезвычайных экологических ситуациях |
|
Действия в повседневных экологических ситуациях |
|
Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды |
6 ч |
Оздоровление окружающей среды |
|
Повестка дня на 21 век |
|
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья |
6 ч |
Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья |
|
Способы и формы просветительской работы |
|
Итого |
35 ч |
Список используемых источников.
1. учебно-методического обеспечение
для учителя
1. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учебно-метод. пособие /Т.Я. Ашихмина, А.И. Васильева, Л.В. Кондакова и др.; под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар,2000.
2. Губарева, Л.И. Экология человека: практикум/О. М. Мизирева, Т.М. Чурилова. - М.: Владос,2005.
3. Данилов-Данильян, В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект /В.И. Данилов- Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. -М.: 2001
4. Дзятковская, А.Н. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни.8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие.9 класс [Текст] / А.Н Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012 - 92 с.- (Работаем по новым стандартам).
5. Мансурова, С. Е. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс: практикум /С.Е. Мансурова, О.А. Шклярова .-М.: Виктория плюс: 5 за знания, 2007.
для учащихся
1. Дзятковская, Е.Н. Экология и здоровье: учеб. пособие /Е.Н. Дзятковская // Хрестоматия к курсу «Экология и здоровье в моей будущей профессии». -М.: Образование и экология, 2009.
2. Зверев, А.Т. Экология: учеб. пособие для 7-9 кл. / А.Т. Зверев. -Оникс, 2007.
3. Сергеев, Б.Ф. Занимательная физиология: книга для чтения /Б.Ф. Сергеев . - М.:, 2001.
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
|
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю (всего 35 часов в год)
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения |
Примечание |
I четверть |
||||
Введение |
||||
1 |
Организация занятий. |
1 |
|
|
2 |
Клуб «Экология и здоровье», его задачи |
1 |
|
|
3 |
Глоссарий. Формы работы клуба |
1 |
|
|
4 |
Заседание клуба «Здоровье и его ресурсы». Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. |
1 |
|
|
Раздел1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий |
||||
5-6 |
Клубная гостиная «Этнография о здоровье» |
2 |
|
|
7-8 |
Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?» |
2 |
|
|
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?
|
||||
9 |
Экологические риски и источники информации. |
1 |
|
|
II четверть |
||||
10 |
Практические способы оценки. Экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта |
1 |
|
|
11-12 |
Коммуникативные умения. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать» |
2 |
|
|
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни |
||||
13 |
Ролевая игра, моделирующая ЧС. |
1 |
|
|
14 |
Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. |
1 |
|
|
15-16 |
Диспут «Цена выживания» |
2 |
|
|
III четверть |
||||
17-18 |
Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ» |
2 |
|
|
Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды
|
||||
19-20 |
Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. |
2 |
|
|
21-22 |
Выбор темы проекта. Цели и задачи. |
2 |
|
|
23-24 |
Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. |
2 |
|
|
25-26 |
Защита проектов |
2 |
|
|
IV четверть |
||||
27-28 |
Исполнение проектов в реальной жизни. |
2 |
|
|
Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья
|
||||
29-30 |
Организация месячника. План работы. |
2 |
|
|
31-32 |
Средства просвещения и пропаганды. Подготовка статьи в СМИ |
2 |
|
|
33-34 |
Изготовление и конкурс плакатов |
2 |
|
|
35 |
Подведение итогов |
1 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.