Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология общения» 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология общения» 7 класс

Оценка 5
doc
24.02.2021
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология общения» 7 класс
Экология общения 7 класс внеурочка.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»

 

 

Рассмотрено

на заседании методического объединения  

естественнонаучных дисциплин

Руководитель МО

 

__________ Хайбуллина А.Г.

 

Протокол № 1 от 26.08.2020

Согласовано

 

Заместитель директора по УВР:

 

_______________ Л.В. Лукаш

 

Протокол № 1 от 27.08.2020

Утверждаю

 

 Директор школы

 

_____________ С.С. Васин

 

Приказ № 213 от 28.08.2020

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Экология общения»

 

 

Предметная область – биология

Класс – 7А,7Б

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы – 1 учебный год

         Составитель:

Хайбуллина А.Г.

соответствие

 

 

 

город Ульяновск

2020 год

 

 

 

Содержание  рабочей  программы:

 

           Пояснительная записка                                                                                                                                        стр. 3-5

Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                                                   стр. 6-12

Содержание учебного предмета                                                                                                                          стр. 13-15

Тематическое планирование                                                                                                                                стр. 16-18

Список использованных источников                                                                                                                  стр. 19                                                                   

Лист коррекции выполнения рабочей программы                                                                                            стр. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии, 7 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

–  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;

– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);

– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом  Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);

– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);

- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;

– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя школа № 29» города Ульяновска;

– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ                СШ № 29.

- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).

 

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

 

       1. Программы внеурочной деятельности «Экология общения»,  7  класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. -  М.: Просвещение, 2017 г.

Количество учебных часов в год – 35

Количество часов в неделю –  1.

 

Учебный курс внеурочной деятельности входит в предметную область «Естественнонаучные дисциплины», изучается на базовом уровне.

Целью обучения является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание начальных навыков экологической культуры.

Программа внеурочной деятельности «Экология общения» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и  способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности;  историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности

и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Экологическое образование реализуется через тематическую составляющую базовых учебных предметов, а также внеурочную деятельность. Каждая из этих форм решает свои специфические задачи.

Экологическое  образование  во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход преемственно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально - проектных ситуациях с экологической и здоровье сберегающей тематикой. В примерной программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственность по отношению к внеурочной деятельности начального образования.

В основной школе на базе формируемых универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленная рефлексивно-оценочная деятельность. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста. Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация.

 Формируемые ценности:

 гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность;

устойчивое развитие страны;  экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России.

Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа. В 7 классе внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с освоением ими новой ведущей деятельности – общения.

Программа  направлена на формирование опыта применения  экосистемной  познавательной модели к общению человека с природой и людьми; развитие коммуникативных и регулятивных умений работы в команде, ненасильственного общения, экологического просвещения; общения по интересующим подростков вопросам экологии, здоровья, безопасности; формирование ценностного отношения к биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные:

 

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

 

Метапредметные результаты:

 

Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

 

 

 

Универсальные учебные действия:

 

Регулятивные УУД

 

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

 

Познавательные УУД

 

3.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

4.        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

 

Коммуникативные УУД

 

5. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-     определять возможные роли в совместной деятельности;

-     играть определенную роль в совместной деятельности;

-     принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-     определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-     строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-     корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-     критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-     предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-     выделять общую точку зрения в дискуссии;

-     договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-     организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-     устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.

Ученик получит возможность учиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

 выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета.

(35 ч, 1 ч в неделю)

Наименование   темы

Содержание темы

Формы организации учебной деятельности. Перечень  лабораторных, практических работ, творческие работы, экскурсии, направления проектной деятельности.

Характеристика основных видов деятельности ученика в рамках изучения темы.

1. Формирование экологического мышления (5 часов)

 

Экология как область научного знания.

Дети-маугли. Зачем человеку общение.

Анализ жизненной ситуации общения как экологической.

Образ и девиз общения – как важнейшего аспекта

экологии человека.

Модель успешного общения.

 

 

Тематический диспут «Зачем человеку общение?», коллективное художественное творчество (рисование эмблем) «Образ и девиз общения», круглый стол «Модель успешного общения».

Определяют понятия: «общение», «дети-маугли».

2. Экологическая культура (22 часа)

Мораль и право. Административная ответственность за нарушение норм культурного общения с природой. Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными. Правила и нормы культурного общения с природой. Ответственность за негуманное общение с людьми. Законодательство РФ о нормах общения человека с природой и обществом. Проблемы правонарушений против природной и культурной среды жизни человека. Экология слова. Проблемы сквернословия. Проблема кризиса русского языка. Средства общения словесные и бессловесные. Культура мимики, жестов. Национальные особенности бессловесно общения. Традиции общения у представителей различных наций. Особенности русского языка. Язык как культурная среда обитания человека. Русский язык как ценность для всех народов России, для мировой культуры. Опасность его загрязнения и возможные последствия. Проблема сквернословия. Факты и мнения разных специалистов, политиков, религий. Проблемы культуры анонимного общения (Интернет, телефон). Пути сохранения чистоты русского языка. Средства коммуникации (связи). Роль новейших средств связи в развитии цивилизации. Выступление с сообщениями по данной тематике перед старшеклассниками. Экологические проблемы современных средств коммуникации. Требования к их безопасности. Безопасность общения в Интернете

Тестирование «Правила и нормы культурного общения», тематическая беседа, викторина «Средства общения словесные и бессловесные», коллективное литературное творчество (написание эссе и сочинений) «Традиции общения у представителей различных наций», тематический диспут «Опасность загрязнения русского языка и возможные последствия», ролевая игра «Проблемы культуры анонимного общения», тематический диспут «Пути сохранения чистоты русского языка», анкетирование «Средства коммуникации», выступление с сообщениями «Роль новейших средств связи в развитии цивилизации», деловая игра «Безопасность общения в Интернете»

Определяют понятия: «мораль», «право», «ответственность», «административная ответственность», «норма общения», «сквернословие», «мимика», «жесты», «традиции», «культура»

3. Культура общения (7 часов)

Понятие спора. Цели спора, его роль в отыскании истины, убеждении собеседника в своем мнении, самоутверждении. Понятия «доказывать», «довод, или аргумент», «факт», «мнение», «убедить». Отличие факта от мнения, доказательства от убеждения. Способы доказательства: прямые и от противного. Правила спора. Уловки и хитрости в споре. Как не превратить спор в ссору. Грубейшие нарушения правил спора. Разработка проекта «Искусство спора». Разработка проекта «Искусство спора». Защита проекта «Искусство спора»

Тематический диспут «Как не превратить спор в ссору?», разработка и защита проекта «Искусство спора».

Определяют понятия: «спор», «доказывать», «довод, или аргумент», «факт», «мнение», «убедить».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

(35 ч внеурочной деятельности в 7 классе,  1 час в неделю)

Тема

Количество часов на тему

Тема урока

Дата проведения

Формы организации учебной деятельности. Перечень лабораторных, практических работ, творческие работы, экскурсии, направления проектной деятельности.

1. Формирование экологического мышления

5

Экология как область научного знания

 

Тематический диспут «Зачем человеку общение?», коллективное художественное творчество (рисование эмблем) «Образ и девиз общения», круглый стол «Модель успешного общения»

 

 

 

 

Дети-маугли. Зачем человеку общение

 

 

 

Анализ жизненной ситуации общения как экологической

 

 

 

Образ и девиз общения – как важнейшего аспекта экологии человека

 

 

 

Модель успешного общения

 

2. Экологическая культура

22

Мораль и право. Административная ответственность за нарушение норм культурного общения с природой

 

Тестирование «Правила и нормы культурного общения», тематическая беседа, викторина «Средства общения словесные и бессловесные», коллективное литературное творчество (написание эссе и сочинений) «Традиции общения у представителей различных наций», тематический диспут «Опасность загрязнения русского языка и возможные последствия», ролевая игра «Проблемы культуры анонимного общения», тематический диспут «Пути сохранения чистоты русского языка», анкетирование «Средства коммуникации», выступление с сообщениями «Роль новейших средств связи в развитии цивилизации», деловая игра «Безопасность общения в Интернете»

 

 

 

 

Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными

 

 

 

Правила и нормы культурного общения с природой

 

 

 

Ответственность за негуманное общение с людьми

 

 

 

Законодательство РФ о нормах общения человека с природой и обществом

 

 

 

Проблемы правонарушений против природной и культурной среды жизни человека

 

 

 

 

Экология слова. Проблемы сквернословия

 

 

 

Проблема кризиса русского языка

 

 

 

Средства общения словесные и бессловесные. Культура мимики, жестов

 

 

 

Национальные особенности бессловесно общения

 

 

 

Традиции общения у представителей различных наций

 

 

 

Особенности русского языка

 

 

 

Язык как культурная среда обитания человека

 

 

 

Русский язык как ценность для всех народов России, для мировой культуры

 

 

 

Опасность его загрязнения и возможные последствия

 

 

 

Проблема сквернословия. Факты и мнения разных специалистов, политиков, религий

 

 

 

Проблемы культуры анонимного общения (Интернет, телефон)

 

 

 

Пути сохранения чистоты русского языка

 

 

 

Средства коммуникации (связи)

 

 

 

Роль новейших средств связи в развитии цивилизации. Выступление с сообщениями по данной тематике перед старшеклассниками

 

 

 

Экологические проблемы современных средств коммуникации. Требования к их безопасности

 

 

 

Безопасность общения в Интернете

 

3. Культура общения

8

Понятие спора. Цели спора, его роль в отыскании истины, убеждении собеседника в своем мнении, 1 самоутверждении

 

Тематический диспут «Как не превратить спор в ссору?», разработка и защита проекта «Искусство спора».

 

 

Понятия «доказывать», «довод, или аргумент», «факт», «мнение», «убедить». Отличие факта от мнения, доказательства от убеждения

 

 

 

Способы доказательства: прямые и от противного. Правила спора. Уловки и хитрости в споре

 

 

 

Как не превратить спор в ссору. Грубейшие нарушения правил спора

 

 

 

Разработка проекта «Искусство спора»

 

 

 

Разработка проекта «Искусство спора»

 

 

 

Защита проекта «Искусство спора»

 

 

 

Защита проекта «Искусство спора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

 

1.   Программы внеурочной деятельности «Экология общения»,  7 класс, авторы Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. -  М.: Просвещение, 2017 г.

2.    Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар,2000.

3.   Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома.- М.: Образование и экология, 2009.

4.   Захлебный А. Н. На экологической тропе. – М.:Педагогика,2019.

5.   Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе.- М.: Тетра Системс, 2019.

6.   Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании.- М.: Скрипторий, 2004.

7.   Ревель П. Среда нашего обитания.- М.: Мир,2005.

 

Учебное оборудование

- компьютер

- проектор

- экран

- видеофильмы

- изобразительные инструменты и материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету

№ урока

Раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

1 час в неделю (всего 35 часов в год)

 

№ п/п

 

Наименование раздела и темы

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

Плановые сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные сроки

прохождения.

Раздел 1. Введение (3  часа)

1

Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни.

 

Называть предмет изучения экологии человека. Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения. Перечислять группы экологических факторов жизни человека. Высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения. Давать им оценку с точки зрения экологической безопасности. Согласовывать цели и задачи клуба со своими интересами. Представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее. Делиться позитивным опытом общения. Формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения.

 

 

2

Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения.

 

 

3

Цели и задачи клуба «Экология общения». Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста.

 

 

Раздел 2. Информация как экологический фактор  (9 часов)

4

Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании.

Устанавливать причинно – следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Приводить примеры способов сохранения генетической информации вымирающих видов растений и животных.

Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека как биологического вида. Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя, наркотических веществ на генетическое здоровье человека. Обосновывать значение общения с природой для телесного и психического здоровья человека. Высказывать суждения о роли общения с природой в собственной жизни.

Приводить примеры информации о способах рационального природопользования в культуре местных народов. Приводить примеры сохранения и возрождения культуры коренных народов своей местности.

Обосновывать роль общения для полноценного развития человека.

 Перечислять формы общения. Называть существенные признаки дискуссии как публичного обсуждения разных точек зрения на проблему с целью поиска общей позиции. Называть требования к организации дискуссии. Составлять сценарий дискуссии и организовывать ее.

 

 

5

Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов, формы ее сохранения.

 

 

6

Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение, наркомания как факторы, снижающие уровень генетического  здоровья человека.

 

 

7

Общение с природой, его формы. Ценность природной среды в культуре народов России.

 

 

   8

Культура как источник информации о способах рационального природопользования.

 

 

9

Формы сохранения ценной культурной информации. Уменьшение этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема.

 

 

10

Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития.

 

 

11

Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения.

 

 

12

Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения взаимоприемлемого решения.

 

 

Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде (9 часов)

  13

Экологическая безопасность технических средств связи.

Перечислять технические средства связи, представлять информацию об их влиянии на здоровье человека, о способах безопасного пользования техническими средствами связи. Обобщать информацию о влиянии шума и вибрации на организм человека. Приводить примеры манипулятивного воздействия. Применять способы его нейтрализации. Распознавать уловки – манипуляции в рекламе. Приводить примеры информационного терроризма. Обосновывать его угрозу для безопасности государства, общества, свободного доступа к объективной информации. Объяснять роль языка в жизни человека. Приводить мнения разных специалистов о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека. В дискуссии отстаивать свою точку зрения на проблему сквернословия в обществе. Рефлексировать опыт досугового общения по волнующим проблемам курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. В ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений.

 

 

14

Безопасность видеосреды и аудиосреды человека.

 

 

15

Примеры манипулятивного воздействия и способы его нейтрализации.

 

 

16

Способы распознавания недостоверной информации в рекламе.

 

 

17

Способы распознавания информационного терроризма и защита от него.

 

 

18

Язык – основа культурной среды человека. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека.

 

 

19

Личная позиция в дискуссии.

 

 

20

Способы противостояния опасным предложениям при общении.

 

 

21

Формы предложения курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений. Формы и способы отказа.

 

 

            Раздел 4. Работаем в команде (9 часов)

22

Социальное партнерство как условие устойчивого развитие общества.

Применять знания, полученные на учебных предметах, информацию из СМИ и телевизионных передач, личный опыт для обоснования необходимости социального партнерства для решения экологических проблем. Называть существенные признаки ненасильственного общения, диалога, компромисса и уступки. Приводить их примеры в жизненных ситуациях. Называть существенные различия конструктивной критики и конфликта. Перечислять способы аргументации: рассуждение, научное доказательство, ссылка на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл. Применять правила спора в модельных ситуациях. Называть способы предупреждения конфликта и выхода из него. Называть существенные признаки мягкого управления, принципа обратной связи. Приводить примеры мягкого управления для предупреждения и решения экологических проблем. Называть принципы работы в команде. Применять принципы работы в команде при выполнении проекта на экологическую тему.

 

 

23

Ненасильственное общение. Диалог.

 

 

24

Компромисс и уступка. Конструктивная критика.

 

 

25

Искусство спора. Аргументация.

 

 

26

Избегание конфликтов. Выход из конфликта.

 

 

27

Мягкое управление. Принцип обратной связи как сущность мягкого управления.

 

 

28

Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологических проблем.

 

 

29

Принципы работы команды.

 

 

30

Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели.

 

 

 

Раздел 5. Учусь экологическому просвещению (5 часов)

31

Цели, принципы, формы экологического просвещения.

Называть цели экологического просвещения, его принципы и формы. Приводить примеры учета возрастных особенностей аудитории и ее интересов в просветительской работе. Перечислять социальные требования к просветительскому проекту. Называть существенные отличия доказательства и убеждения. Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Определять условия реализации проекта. Проводить оценку соответствия проекта требованиям к нему, организовывать общественную экспертизу.

 

 

32

Экологическое просвещение. Учет возрастных особенностей аудитории, ее интересов.

 

 

33

Социальные требования к просветительскому проекту. Доказательность. Убедительность.

 

 

34

Экспертиза проекта. Защита проекта.

 

 

35

Экспертиза проекта. Защита проекта.

 

 

 

 

ИТОГО:

 

35 ч

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Содержание рабочей программы:

Содержание рабочей программы:

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии, 7 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии, 7 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в неделю – 1

Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического…

Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического…

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения

Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения

Познавательные УУД 1.

Познавательные УУД 1.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Предметные результаты Учащиеся должны уметь: — работать в соответствии с поставленной задачей; — составлять простой и сложный план текста; — участвовать в совместной деятельности; —…

Предметные результаты Учащиеся должны уметь: — работать в соответствии с поставленной задачей; — составлять простой и сложный план текста; — участвовать в совместной деятельности; —…

— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное…

— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное…

Содержание учебного предмета. (35 ч, 1 ч в неделю)

Содержание учебного предмета. (35 ч, 1 ч в неделю)

Проблемы сквернословия. Проблема кризиса русского языка

Проблемы сквернословия. Проблема кризиса русского языка

Культура общения (7 часов)

Культура общения (7 часов)

Тематическое планирование (35 ч внеурочной деятельности в 7 классе, 1 час в неделю)

Тематическое планирование (35 ч внеурочной деятельности в 7 классе, 1 час в неделю)

Проблемы культуры анонимного общения», тематический диспут «Пути сохранения чистоты русского языка», анкетирование «Средства коммуникации», выступление с сообщениями «Роль новейших средств связи в развитии цивилизации», деловая…

Проблемы культуры анонимного общения», тематический диспут «Пути сохранения чистоты русского языка», анкетирование «Средства коммуникации», выступление с сообщениями «Роль новейших средств связи в развитии цивилизации», деловая…

Экологические проблемы современных средств коммуникации

Экологические проблемы современных средств коммуникации

Список используемых источников

Список используемых источников

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету № урока

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету № урока

Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю (всего 35 часов в год) № п/п

Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю (всего 35 часов в год) № п/п

Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании

Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании

Называть требования к организации дискуссии

Называть требования к организации дискуссии

Обосновывать его угрозу для безопасности государства, общества, свободного доступа к объективной информации

Обосновывать его угрозу для безопасности государства, общества, свободного доступа к объективной информации

Называть существенные признаки ненасильственного общения, диалога, компромисса и уступки

Называть существенные признаки ненасильственного общения, диалога, компромисса и уступки

Перечислять социальные требования к просветительскому проекту

Перечислять социальные требования к просветительскому проекту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021