Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
3 класс А
Количество часов по учебному плану: 34 ч. в год;
1 ч. в неделю
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» составлена:
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- на основе программы М.В. Буряк, С.А. Шейкиной «Функциональная грамотность. 3 класс».
Программа данного курса представляет систему обучающих и развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности», соответствует основной образовательной программе МБОУ СШ № 17.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Цель программы:
· создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 17 в 3 классе отводится: 34 учебные недели, по 1 часу в неделю – 34 часа в год. При необходимости допускается интеграция форм обучения: очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты изучения курса:
· овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
· осознавать личную ответственность за свои поступки;
· уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
· осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
· использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
· делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· принимать и сохранять учебную цель и задачу;
· планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
· контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
· уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
· оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
· адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
· доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· совместно договариваться о правилах работы в группе;
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
· способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
· способность различать тексты различных жанров и типов;
· умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
· умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
· умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
· способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
· способность проводить математические рассуждения;
· способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
· способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
· понимание и правильное использование финансовых терминов;
· представление о семейных расходах и доходах;
· умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
· представление о различных видах семейных доходов;
· представление о различных видах семейных расходов;
· представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
· способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
· способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Содержание курса
№ |
Наименование блоков |
Всего часов |
Номера занятий |
1 |
Блок «Читательская грамотность» |
8 |
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 |
2 |
Блок «Естественно-научная грамотность» |
9 |
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 |
3 |
Блок «Финансовая грамотность» |
8 |
18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 |
4 |
Блок «Математическая грамотность» |
9 |
19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 |
5 |
Проверочные работы |
2 |
17, 34 |
Итого |
34 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Наименование блоков |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
Про дождевого червяка |
Чит.грам. |
|
|
|
2 |
Дождевые черви |
Ест.-научн. |
|
|
|
3 |
Кальций |
Чит.грам. |
|
|
|
4 |
Полезный кальций |
Ест.-научн. |
|
|
|
5 |
Сколько весит облако? |
Чит.грам. |
|
|
|
6 |
Про облака |
Ест.-научн. |
|
|
|
7 |
Хлеб – всему голова |
Чит.грам. |
|
|
|
8 |
Про хлеб и дрожжи |
Ест.-научн. |
|
|
|
9 |
Про мел |
Чит.грам. |
|
|
|
10 |
Интересное вещество – мел |
Ест.-научн. |
|
|
|
11 |
Про мыло |
Чит.грам. |
|
|
|
12 |
Чем интересно мыло и как оно «работает» |
Ест.-научн. |
|
|
|
13 |
История свечи |
Чит.грам. |
|
|
|
14 |
Про свечи |
Ест.-научн. |
|
|
|
15 |
Магнит |
Чит.грам. |
|
|
|
16 |
Волшебный магнит |
Ест.-научн. |
|
|
|
17 |
Проверь себя |
Пр/р |
|
|
|
18 |
Что такое «бюджет»? |
Фин.грам. |
|
|
|
19 |
Расходы и доходы бюджета |
Матем.грам. |
|
|
|
20 |
Семейный бюджет |
Фин.грам. |
|
|
|
21 |
Планируем семейный бюджет |
Матем.грам. |
|
|
|
22 |
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата |
Фин.грам. |
|
|
|
23 |
Подсчитываем семейный доход |
Матем.грам. |
|
|
|
24 |
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия |
Фин.грам. |
|
|
|
25 |
Пенсии и пособия |
Матем.грам. |
|
|
|
26 |
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш |
Фин.грам. |
|
|
|
27 |
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы |
Матем.грам. |
|
|
|
28 |
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов |
Фин.грам. |
|
|
|
29 |
Подсчитываем расходы |
Матем.грам. |
|
|
|
30 |
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи |
Фин.грам. |
|
|
|
31 |
Расходы на обязательные платежи |
Матем.грам. |
|
|
|
32 |
Как сэкономить семейные деньги? |
Фин.грам. |
|
|
|
33 |
Подсчитываем сэкономленные деньги |
Матем.грам. |
|
|
|
34 |
Проверь себя |
Пр/р |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.