Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (4 класс)

  • docx
  • 30.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функциональная грамотность 4 кл..docx

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

4 класс А

 

 

 

 

  Количество часов по учебному плану: 34 ч. в год;

                                                                1 ч. в неделю

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» составлена:  

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- на основе программы М.В. Буряк, С.А. Шейкиной «Функциональная грамотность. 4 класс».

                Программа данного курса представляет систему обучающих и развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности», соответствует основной образовательной программе МБОУ СШ № 17.

 

Программа обеспечена следующим  учебно-методическим  комплектом:

 

  1. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023.
  2. Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В.  Буряк, С.А. Шейкина. –М.: Планета, 2024.

 

Цель программы:

·     создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.  

 

В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 17 в 4 классе отводится: 34 учебные недели, по 1 часу в неделю – 34 часа в год. При необходимости допускается интеграция форм обучения: очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.


 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

·         овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

·         осознавать личную ответственность за свои поступки;

·         уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

 

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

·         осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

·         использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

·         овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·         использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

·         ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

·         делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

·         перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

·         проявлять познавательную и творческую инициативу;

·         принимать и сохранять учебную цель и задачу;

·         планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

·         контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

·         уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

·         оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

·         адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

·         доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

·         слушать и понимать речь других;

·         совместно договариваться о правилах работы в группе;

·         учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

·         способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

·         способность различать тексты различных жанров и типов;

·         умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

·         умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

·         умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

 

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

·         способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

·         способность проводить математические рассуждения;

·         способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

·         способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

·         понимание и правильное использование финансовых терминов;

·         представление о семейных расходах и доходах;

·         умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

·         представление о различных видах семейных доходов;

·         представление о различных видах семейных расходов;

·         представление о способах экономии семейного бюджета.

 

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

·         способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

·         способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

 

 

Содержание курса

 

Наименование блоков

Всего

часов

Номера занятий

1

Блок «Читательская грамотность»

8

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

2

Блок «Естественно-научная грамотность»

8

9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

3

Блок «Финансовая грамотность»

8

18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

4

Блок «Математическая грамотность»

8

26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33

5

Творческие работы

2

17, 34

Итого

34

 

 


 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Наименование блоков

Дата

Примечание

план

факт

1

Старинная женская одежда

Чит.грам.

 

 

 

2

Старинные женские головные уборы.

Чит.грам.

 

 

 

3

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Чит.грам.

 

 

 

4

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Чит.грам.

 

 

 

5

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 

Чит.грам.

 

 

 

6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 

Чит.грам.

 

 

 

7

История посуды на Руси.

Чит.грам.

 

 

 

8

Какие деньги были раньше в России

Чит.грам.

 

 

 

9

Томат.

Ест.-научн.

 

 

 

10

Болгарский перец.

Ест.-научн.

 

 

 

11

Картофель.

Ест.-научн.

 

 

 

12

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Ест.-научн.

 

 

 

13

Лук.

Ест.-научн.

 

 

 

14

Капуста.

Ест.-научн.

 

 

 

15

Горох.

Ест.-научн.

 

 

 

16

Грибы.

Ест.-научн.

 

 

 

17

Творческая работа

Тв/р

 

 

 

18

Потребительская корзина.

Фин.грам.

 

 

 

19

Потребительская корзина.

Фин.грам.

 

 

 

20

Прожиточный минимум.

Фин.грам.

 

 

 

21

Инфляция.

Фин.грам.

 

 

 

22

Распродажи, скидки, бонусы.

Фин.грам.

 

 

 

23

Распродажи, скидки, бонусы.

Фин.грам.

 

 

 

24

Благотворительность.

Фин.грам.

 

 

 

25

Страхование.

Фин.грам.

 

 

 

26

В бассейне.

Матем.грам.

 

 

 

27

Делаем ремонт.

Матем.грам.

 

 

 

28

Делаем ремонт.

Матем.грам.

 

 

 

29

Праздничный торт.

Матем.грам.

 

 

 

30

Обустраиваем участок.

Фин.грам.

 

 

 

31

Поход в кино.

Матем.грам.

 

 

 

32

Поход в кино.

Фин.грам.

 

 

 

33

Отправляемся в путешествие.

Матем.грам.

 

 

 

34

Творческая работа

Тв/р

 

 

 

 


 

Посмотрите также