Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
4 класс А
Количество часов по учебному плану: 34 ч. в год;
1 ч. в неделю
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» составлена:
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- на основе программы М.В. Буряк, С.А. Шейкиной «Функциональная грамотность. 4 класс».
Программа данного курса представляет систему обучающих и развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности», соответствует основной образовательной программе МБОУ СШ № 17.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Цель программы:
· создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 17 в 4 классе отводится: 34 учебные недели, по 1 часу в неделю – 34 часа в год. При необходимости допускается интеграция форм обучения: очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты изучения курса:
· овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
· осознавать личную ответственность за свои поступки;
· уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
· осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
· использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
· делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· принимать и сохранять учебную цель и задачу;
· планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
· контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
· уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
· оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
· адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
· доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· совместно договариваться о правилах работы в группе;
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
· способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
· способность различать тексты различных жанров и типов;
· умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
· умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
· умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
· способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
· способность проводить математические рассуждения;
· способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
· способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
· понимание и правильное использование финансовых терминов;
· представление о семейных расходах и доходах;
· умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
· представление о различных видах семейных доходов;
· представление о различных видах семейных расходов;
· представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
· способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
· способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Содержание курса
№ |
Наименование блоков |
Всего часов |
Номера занятий |
1 |
Блок «Читательская грамотность» |
8 |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
2 |
Блок «Естественно-научная грамотность» |
8 |
9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
3 |
Блок «Финансовая грамотность» |
8 |
18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 |
4 |
Блок «Математическая грамотность» |
8 |
26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 |
5 |
Творческие работы |
2 |
17, 34 |
Итого |
34 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Наименование блоков |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
Старинная женская одежда |
Чит.грам. |
|
|
|
2 |
Старинные женские головные уборы. |
Чит.грам. |
|
|
|
3 |
Старинная мужская одежда и головные уборы. |
Чит.грам. |
|
|
|
4 |
Жилище крестьянской семьи на Руси. |
Чит.грам. |
|
|
|
5 |
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. |
Чит.грам. |
|
|
|
6 |
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. |
Чит.грам. |
|
|
|
7 |
История посуды на Руси. |
Чит.грам. |
|
|
|
8 |
Какие деньги были раньше в России |
Чит.грам. |
|
|
|
9 |
Томат. |
Ест.-научн. |
|
|
|
10 |
Болгарский перец. |
Ест.-научн. |
|
|
|
11 |
Картофель. |
Ест.-научн. |
|
|
|
12 |
Баклажан. Семейство Паслёновые. |
Ест.-научн. |
|
|
|
13 |
Лук. |
Ест.-научн. |
|
|
|
14 |
Капуста. |
Ест.-научн. |
|
|
|
15 |
Горох. |
Ест.-научн. |
|
|
|
16 |
Грибы. |
Ест.-научн. |
|
|
|
17 |
Творческая работа |
Тв/р |
|
|
|
18 |
Потребительская корзина. |
Фин.грам. |
|
|
|
19 |
Потребительская корзина. |
Фин.грам. |
|
|
|
20 |
Прожиточный минимум. |
Фин.грам. |
|
|
|
21 |
Инфляция. |
Фин.грам. |
|
|
|
22 |
Распродажи, скидки, бонусы. |
Фин.грам. |
|
|
|
23 |
Распродажи, скидки, бонусы. |
Фин.грам. |
|
|
|
24 |
Благотворительность. |
Фин.грам. |
|
|
|
25 |
Страхование. |
Фин.грам. |
|
|
|
26 |
В бассейне. |
Матем.грам. |
|
|
|
27 |
Делаем ремонт. |
Матем.грам. |
|
|
|
28 |
Делаем ремонт. |
Матем.грам. |
|
|
|
29 |
Праздничный торт. |
Матем.грам. |
|
|
|
30 |
Обустраиваем участок. |
Фин.грам. |
|
|
|
31 |
Поход в кино. |
Матем.грам. |
|
|
|
32 |
Поход в кино. |
Фин.грам. |
|
|
|
33 |
Отправляемся в путешествие. |
Матем.грам. |
|
|
|
34 |
Творческая работа |
Тв/р |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.