Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математическая грамотность" для 7 класса
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математическая грамотность" для 7 класса

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
7 кл
02.11.2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математическая грамотность" для 7 класса
Программы курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» (5-9 классы), Самара, ГАУ ДПО Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2019г. Модуль «Математическая грамот-ность» С.Г. Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико - математического образования
внеурочка 7 класс математическая грамотность.docx

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для 7 класса разработана на основе:

1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).

2.Федеральный государственный образовательным стандарт основного общего образования (утверждён приказом №1897 Минобразования России от 17.12.2010 г) (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12. 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

4. Программы курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» (5-9 классы), Самара, ГАУ ДПО Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2019г. Модуль «Математическая грамотность» С.Г. Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико - математического образования

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №9 г. Сальска на 2022-2023 учебный год (Приказ )

6. Положение о рабочей программе МБОУ лицея № 9 г. Сальска;

7. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189) (с изменениями и дополнениями);

8. Календарный график МБОУ лицея №9 г. Сальска на 2022 -2023 учебный год

 

Место предмета

Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику школы.

 

Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 7 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

·               способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность).

 

Задачи курса:

1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

2) формулировать эти проблемы на языке математики;

3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

4) анализировать использованные методы решения;

5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

 

Общая характеристика курса

В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Умение находить и отбирать информацию

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые  арифметические действия.

Арифметические действия и использование информации

В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,  процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.

Интерпретация, оценка и анализ данных

Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.

Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников).

Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.

Новизна данного курса состоит в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.

Оригинальность программы состоит в том, что на основе формирования математической грамотности учащихся развивается интерес к математике, создаются условия для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Степень интегрированности с другими образовательными программами, уровень междисциплинарных связей программы.

Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности,  образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность. В данной программе показывается интеграция математики с другими предметами.

Реализация принципа преемственности.

Преемственность реализации задач  позволяет выполнять заказ общества на подготовку личности, на личности не только владеющей знаниями, представлениями о применении этих знаний, но и умеющей эти знания применять в различных областях деятельности, при решении практических задач, как учебных, так и жизненных проблем. В программе прослеживается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одной темы к следующей, при переходе от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения значительно расширяется. Таким образом, осуществляется через развитие обучающихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

 

Формы организации обучения

При изучении материала используются как традиционные, так и дистанционные формы организации обучения.

При дистанционном обучении применяются те же формы организации учебных занятий, что и при традиционном обучении: лекции, семинары, лабораторные практикумы, самостоятельные работы, консультации.

При этом в дистанционном образовании используется два типа технологий: синхронное (on-line) и асинхронное (off-line) обучение. Асинхронное обучение – это метод доставки учебного материала ученику с помощью электронной почты, электронных библиотек. Синхронный метод – доставка материалов учащимся, пока все они находятся в сети (on-line), что возможно на web- или видеоконференциях. Оба этих метода обычно комбинируются, чтобы увеличить эффективность обучения.

Предполагается использование платформ взаимодействия с обучающимися из перечня федеральных образовательных порталов, такие как: «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Яндекс.Учебник», «Фоксфорд», а также Zoom, (платформа для проведения онлайн-занятий), Skype, WhatsApp, Telegram (интернет-мессенджеры для обмена информацией) и др.

При дистанционном обучении  используются также и новые формы организации занятий:

Веб-занятия. Такие занятия организуются с использованием сети Интернет. Они могут быть реализованы в формах вебинаров, конференций, дистанционных лекций. Преподаватель принимает непосредственное участие в учебном процессе, который может предполагать двустороннее общение в режиме онлайн. При этом используется традиционная форма веб-занятий, при которой учебные материалы (в том числе видеозаписи с лекциями, практическими занятиями и т.п.) выкладываются на сайтеучителя или адресно рассылаются ученикам. Такая форма может быть дополнительно расширена путем использования функций комментирования и обсуждения в режиме онлайн.

Чат-занятия. Занятия в форме чата могут предполагать как текстовое общение, так и контакт с помощью голосовой или видео-связи. Чат-занятия позволяют проводить полноценные семинары, создавать дифференцированные рабочие группы из учеников, организовать полноценный процесс общения учащихся. Состав участников чата может быть разным – это определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, чат может быть организован для всего класса, отдельной его части, а также для конкретного ученика, нуждающегося в консультации учителя.

Другие формы взаимодействия между учениками и учителями (телеконференции, организация переписки по e-mail и т.п.).

 

Планируемые результаты обучения

Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

·    выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

·    готовности к самообразованию и самовоспитанию;

·    адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

·    компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·    морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·    эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·    самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;

·    выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

·    осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия

·    оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия

·    определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

·    самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

·    планировать пути достижения целей;

·    устанавливать целевые приоритеты;

·    принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

·    осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·    предполагать развитие будущих событий и развития процесса.

 

Коммуникативные УУД:

·    оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

·    осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

·    в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·    осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

·    работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·    основам коммуникативной рефлексии;

·    использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

·    отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

·    вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

·    следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

·    устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

·    в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

 

Познавательные УУД:

·    выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации)

·    проводить доказательные рассуждения;

·    самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;

·    синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;

·    использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач.

·    умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

·    владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;

·    выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;

·    анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;

·    выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов; осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;

·    устанавливать причинно-следственные связи;

·    проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.

·    комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·    исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;

·    самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.

 

Предметные результаты:

·    развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;

·    сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

·    овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

·    изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

·    развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

·    получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

·    развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

·    сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

 

Результаты обучения:

·    уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

·    уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

·    уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

 


Содержание курса «Математическая грамотность»

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во, ч

1

Диаграммы.

5

2

Умение планировать бюджет.

4

3

Математика в реальной жизни.

12

4

Наглядная геометрия.

8

5

Занимательные задачи.

5

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для 7 класса разработана на основе: 1

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для 7 класса разработана на основе: 1

Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации…

Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации…

Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается

Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается

Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД)

Познавательные УУД: · выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации) · проводить доказательные рассуждения; · самостоятельное создание способов решения…

Познавательные УУД: · выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации) · проводить доказательные рассуждения; · самостоятельное создание способов решения…

Содержание курса «Математическая грамотность» №

Содержание курса «Математическая грамотность» №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022