Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения и работы с текстом"
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения и работы с текстом"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
24.12.2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы смыслового чтения и работы с текстом"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работы с текстом» предназначена для 6 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю (17 часов в год).
6 класс Смысловое чтение.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа посёлка Харпичан

Солнечного муниципального района Хабаровского края

        

Согласовано:                               

зам. директора по ВР                                                    МБОУ СОШ п. Харпичан                 ___________/О. А. Дашинимаева/  

от 30.08.2022 г.              

Утверждаю:

 директор МБОУ СОШ

 п. Харпичан

___________/О. О. Фёдорова/

приказ №72   от 30.08.2022 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Основы смыслового чтения и работы с текстом»

6 класс

 

                                                                                                                       Разработала: Филиппова Светлана Сергеевна,

                                                                                                                                               учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                              высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

2022 - 2023 учебный год

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

для 6 класса (ФГОС ООО)

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работы с текстом» предназначена для 6 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п. Харпичан. Рабочая программа содержит описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения предмета, содержание учебного предмета, а также тематическое планирование.

Рабочая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю (17 часов в год).

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

 

Личностные результаты:

обучающиеся научатся

- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

§     использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

обучающиеся овладеют

§     элементарными навыками работы с книгой;

§     умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

§     элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

§     определять главную тему, общую цель или назначение текста;

§     предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

§     находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

§     находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

§     выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

§     понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

§     выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

§     формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

§     объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

§     сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

§     интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

§     задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

§     прогнозировать содержание текста;

§     находить скрытую информацию в тексте;

§     использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

§  составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

§  делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

§  приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

§  преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

§  откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

§  оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

§  использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

§  оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

обучащиеся получат возможность

§     использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

§     обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

 

Воспитательные результаты внеурочной деятельности: 

 

·         воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;

·         понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Тема 2. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования.

Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)

Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Тема 6.Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и начала текста, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого текста по заглавию и первого предложения. Оформление заголовка на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тема 8.  Как эффективно воспринимать озвученную информацию?

Восприятие и понимание речи на слух– это мыслительно- мнемическая деятельность, которая осуществляется на основе анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, конкретизации и абстрагирования.

Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Библиотечный урок

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.

Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.

Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Тема 17. Ролевые игры «Сочиняем сказку»

 

 

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

ЭОР

1.                   

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

беседа

(http://www.slovari.ru

 

2.                   

Умеем ли мы читать? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

1

наблюдение и исследование

http://ru.wikipcdia.org

3.                   

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

1

игра

https://resh.edu.ru/

 

4.                   

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

исследование

https://resh.edu.ru/

 

5.                   

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

беседа

http://www.wikipedia.ru

 

6.                   

Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)

1

наблюдение

http://www.slovari.ru

 

7.                   

Внимание к слову

1

практикум

https://resh.edu.ru/

 

8.                   

Как эффективно воспринимать текст на слух?

1

ролевая игра

http://www.wikipedia.ru

 

9.                   

Наши друзья и помощники (Словари и справочники) Библиотечный урок

1

библиотечные занятия

http://www.slovari.ru

 

10.               

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

наблюдение

http://www.slovari.ru

 

11.               

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в тексте)

1

исследование

http://www.wikipedia.ru

 

12.               

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1

наблюдение

http://www.wikipedia.ru

 

13.               

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

1

практикум

https://resh.edu.ru/

 

14.               

Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

1

исследование

https://resh.edu.ru/

 

15.               

Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

1

исследование

http://www.wikipedia.ru

 

16.               

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

1

практикум

https://resh.edu.ru/

 

17.               

Ролевая игра «Сочиняем сказки»

1

ролевая игра

https://resh.edu.ru/

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа посёлка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа посёлка

АННОТАЦИЯ к рабочей программе курса внеурочной деятельности для 6 класса (ФГОС

АННОТАЦИЯ к рабочей программе курса внеурочной деятельности для 6 класса (ФГОС

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного , на основе умений: § определять главную…

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного , на основе умений: § определять главную…

Предметные результаты: обучащиеся получат возможность § использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных…

Предметные результаты: обучащиеся получат возможность § использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных…

Тема 6.Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)

Тема 6.Начало начал? (Роль заглавия и первого предложения в тексте)

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

Как эффективно воспринимать текст на слух? 1 ролевая игра http:// www

Как эффективно воспринимать текст на слух? 1 ролевая игра http:// www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022