РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ "ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ "ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
химия
8 кл—9 кл
23.10.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ  "ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"
Внеурочная деятельность, в соответствии с новыми ФГОС, актуальна. Поэтому данная программа может пригодиться учителям химии, работающим в 8 и даже в 9 классах.
ПРОГРАММА внеурочки.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

"ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"

 

Автор: учитель химии

МБОУ МО г. Нягань «СОШ №6»

имени А.И.Гордиенко

Ким Наталья Викторовна

АННОТАЦИЯ

Данная рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия в повседневной жизни человека" рассчитана на учащихся 8 класса. Курс рассчитан на один учебный год, 35 часов по 1 часу в неделю.

Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами. Учащиеся смогут увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир бытовой химии.

Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.

 

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

·           Федеральный закон №273 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

·           Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

·           Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4.12.2010 г. №986;

·           СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189».

·           Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности  в МАОУ «СОШ №6»

 

Занятия проводятся индивидуальные и групповые.

 

Цели изучения курса:

·       обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы;

·       расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с ними;

·       создание условий для самооценки подготовленности учащихся к продолжению естественнонаучного образования в средней школе.

·       формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

·       приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни;

·       овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;

·       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·       воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·       применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

·       приобретение (закрепление) учащимися опыта работы с проектом.

 

Задачи изучения курса:  

·      освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической

символике;

·      овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химически

эксперимент, проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·      развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе

проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·      воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов

естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для использования в нестандартной ситуации.

 

                                                 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения учебного курса:

обучающийся научится:

·      осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

·       постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

·       оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

·       оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

·       формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

·       формировать ответственное отношение к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

·       формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·       формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·       коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·       основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты освоения учебного курса:

1. Регулятивные УУД

Учащийся научится:

·         самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

·         выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;

·         составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

·         работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

·         в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

·         обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.

·         ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

·         самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

·         планировать ресурсы для достижения цели.

·         называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

2. Познавательные УУД.

Учащийся научится:

·         анализировать, сравнивать,  классифицировать  и  обобщать факты и явления;

·         выявлять причины и следствия простых явлений;

·          осуществлять        сравнение,        классификацию,        самостоятельно выбирая основания  и критерии для указанных логических операций;

·         строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно-следственных связей;

·         создавать схематические модели с выделением существенных характеристик данного объекта;

·         составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.),

преобразовывать        информацию        из        одного вида        в другой (таблицу в текст и пр.);

·           определять       возможные        источники        необходимых        сведений,      поиск информации,        анализировать        и        оценивать        её достоверность;

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·         переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;

·         проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

·         давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;

·         обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

·         осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

·         самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);

·         соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

·         формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;

·         координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

·         устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

·         спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

·         осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·         учитывать  разные мнения  и  интересы  и  обосновывать  собственную позицию.

 

При выполнении учебного проекта в конце курса учащийся получит возможность научиться:

·         самостоятельно ставить цели и подбирать задачи;

·         самостоятельно разбивать во временной перспективе планы выполнения задач проекта;

·         при планировании целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

·         выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

·         адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

·         продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

·         владеть монологической и диалогической формами речи при аргументации, защите проекта;

·         самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

·         соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

·         формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;

·         координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

·         устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

·         спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

·         осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·         учитывать  разные мнения  и  интересы  и  обосновывать  собственную позицию.

 

Предметные результаты освоения учебного курса:

1. В познавательной сфере:

·         давать определения изученных понятий;

·         описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

·         описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;

·         классифицировать изученные объекты и явления;

·         делать выводы и умозаключения из наблюдений;

·         структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

·         безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.

2.       В ценностно-ориентационной сфере: анализировать        и        оценивать        последствия         для        окружающей        среды  бытовой и производственной        деятельности  человека,        связанной  с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере: проводить химический эксперимент.

4.       В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами (4  часа)

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания).

Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Тема 2. Пищевые продукты (5 часов)

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках.

Тема 3. Домашняя аптечка (2 часа)

Лекарства.        Сроки        годности        лекарств.        Классификация        лекарств.        Обезболивающие        средства.

Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.

Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Тема 4. Косметические средства и личная гигиена (2 часа) 

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.

Тема 5. Средства бытовой химии (5 часов)

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.

Удобрения и ядохимикаты.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.  

Тема 6. Химия и экология. (7 часов)

Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.

Вода.  Вода  в  масштабах  планеты.  Круговорот  воды  в  природе.  Питьевая  вода  и  её  запасы.

Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.

Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.

Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)

Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)

Выполнение и защита проектов (8 часов)

 

 

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

Химия в моём доме.

Из истории моющих средств.

Как и чем мыть посуду.

Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.

Экологический след. Как сделать мой след меньше?!

Антисептические препараты.

Мусор: проблемы и решения в нашем городе

Как сделать мою школу чище.

Экологический паспорт школы (микрорайона).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ темы

Название темы

Часы на тему

1

Введение. Основы безопасного обращения с веществами

4

2

Пищевые продукты

5

3

Домашняя аптечка

2

4

Косметические средства и личная гигиена

2

5

Средства бытовой химии

5

6

Химия и экология

7

7

Выполнение и защита проектов

10

 

Всего часов

35

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащегося

Дата занятия

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами (4 часа)

1

Химия и её значение.

1

обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать  факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оказывать первую помощь при отравлениях; составлять инструкцию безопасного обращения с веществами;

проводить наблюдение и эксперимент под

руководством учителя.

 

2

Вещества в быту. Отравления бытовыми веществами.

1

 

3

Первая медицинская помощь при отравлениях.

1

 

4

Практикум

1

 

Тема 2. Пищевые продукты (5 часов)

5

Основные питательные вещества.

1

давать определения понятиям;

анализировать, сравнивать  и  обобщать

факты и явления; структурировать  изученный материал и  химическую  информацию, полученную из других источников; оценивать  жизненные  ситуации  с  точки зрения   безопасного образа жизни   и сохранения здоровья.

 

6

Калорийность пищевых продуктов.

1

 

7

Основные принципы

рационального питания. Пищевые отравления.

1

 

8

Состав пищевых продуктов.

1

 

9

Напитки.

1

 

Тема 3. Домашняя аптечка (2 часа)

10

Лекарства. Правила употребления лекарств.

1

обобщать понятия;

осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать  и обобщать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья;

оказывать первую помощь при отравлениях

лекарственными препаратами; составлять инструкцию безопасного обращения с лекарственными препаратами.

 

11

Первая медицинская помощь при отравлениях

лекарственными

препаратами.

1

 

              Тема 4. Косметические средства и личная гигиена (2 часа)

12

Искусственные и натуральные косметические средства.

1

обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; анализировать, сравнивать, классифицировать  и  обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

 

13

Косметические средства в нашем доме. Личная гигиена.

1

 

                                     Тема 5. Средства бытовой химии (5 часов)

14

Синтетические моющие средства.

1

обобщать понятия;

осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать,

классифицировать  и  обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

 

15

Вещества бытовой химии для дома.

1

 

16

Вещества бытовой химии для дачи и огорода.

1

 

17

Безопасное обращение со средствами бытовой химии.

1

оценивать  жизненные  ситуации  с  точки

зрения   безопасного   образа   жизни   и сохранения здоровья; структурировать  изученный  материал и  химическую  информацию, полученную из других источников; составлять инструкцию безопасного обращения со средствами бытовой химии.

 

18

Практическая  работа.  Безопасная бытовая химия.

1

 

Тема 6. Химия и экология (7 часов)

19

Природные ресурсы.

1

обобщать понятия;

осуществлять сравнение и классификацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать        и        обобщать факты и явления;

 выявлять причины и следствия простых явлений.

Структурировать изученный материал

химическую информацию, полученную

из других источников; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; оценивать экологический риск взаимоотношений

человека и природы; осознавать единство и целостность окружающего мира; формировать экологическое мышление.

 

20

Экология воды.

1

 

21

Экология атмосферы

1

 

22

Экология почвы.

1

 

23

Экология и человек

1

 

24

Практическая  

работа. Органолептические свойства воды.

1

 

25

Практическая работа. Изучение

состава почвы

1

 

                                      Выполнение и защита проектов (10 часов)

26 -31

Выполнение проектов

6

демонстрировать основы химической

грамотности; представлять индивидуальные проекты по темам курса;

формировать ответственное отношение к  учению; осознавать   единство   и   целостность окружающего   мира; осуществлять диалог с другими людьми.

 

32 -35

Подготовка и  защита проектов

4

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Для ученика:

1.         Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание,1986

2.         Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997

3.         Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ ЭНАС,2002

4.         Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М: Легпромбытиздат,1985

5.         Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004

6.         Кукушкин  Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992

7.         Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004

8.   Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной     работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

9.         Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;

10.     Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.

11.     Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.

Для учителя:

1.         Балуева Г.А. Осокина Д.Н.  Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.;

2.         Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.;

3.         Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.;

4.         Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс 2 части. Дрофа, 2003г.;

5.         Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.;

6.         Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа, 2008.

7.       Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

8.       Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

9.       Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

10.     Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.

 

Печатные и электронные пособия.

11.     1. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

12.     2. Таблица растворимости веществ

13.     3. Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента

14.     8.3. Технические средства обучения.

15.     Мультимедийный компьютер с пакетом программ.

16.     Мультимедиапроектор.

17.     Средства телекоммунимкации (электронная почта, выход в Интернет)


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Цели изучения курса : · обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы; · расширение знаний…

Цели изучения курса : · обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы; · расширение знаний…

Земле. · формировать ответственное отношение к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей…

Земле. · формировать ответственное отношение к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей…

Интернета; · переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот; · проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ·…

Интернета; · переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот; · проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; ·…

Предметные результаты освоения учебного курса: 1

Предметные результаты освоения учебного курса: 1

Напитки. Чай. Кофе. Их состав

Напитки. Чай. Кофе. Их состав

Мусор: проблемы и решения в нашем городе

Мусор: проблемы и решения в нашем городе

Напитки. 1

Напитки. 1

Природные ресурсы. 1 обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Природные ресурсы. 1 обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов

Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022