МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования г. Электросталь
МОУ «СОШ №5»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________ / Пономарева И.Ю./
Протокол заседания ШМО №1 от 28.08.2022г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/ Мартынова В.А./
от 28.08.2022г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №5» ____________/ Тимошкина С.В./
Приказ № 394 - ОД от 31.08.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Познаю мир экспериментируя»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Павлова Светлана Петровна,
учитель физики
Электросталь 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Познаю мир экспериментируя» для обучающихся 6 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана на основе программ:
· Примерной программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. - М.: Просвещение, 2014. - 80 с.
· Программы под редакций А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак. – М.: Дрофа. – 2000.
· Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / В.А. Коровин – М.: Дрофа, 2005. - 125 с.
· При составлении программы использованы материалы учителей:
· Гильфанова, Ю.И. Программа элективного курса «Занимательные опыты по физике» [Электронный ресурс] / http://gilfanova-juliya.ru/d/329273/d/elektivnyy-kurs-po-fizike-zanimatelnye-opyty-po-fizike.doc.
Актуальность программы определена тем, что внеурочная экспериментальная деятельность обучающихся в области естественных наук в 5 – 9 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Новизна программы заключается в:
· экспериментальном подходе к определению физических закономерностей;
· доступности курса для младших школьников;
· возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования;
· прикладном характере исследований;
· развернутой схеме оценивания результатов изучения программы.
Цели курса: формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.
Задачи:
· формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;
· формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
· формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
· создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.
Общая характеристика программы
Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.
Программа построена таким образом, что на основе концентрического подхода введенные ранее понятия закрепляются при изучении новых разделов, экспериментально подтверждаются при демонстрациях и в лабораторных работах.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Наука опытным путем» в основной школе необходимо организовать работу обучающихся в лаборатории, предоставить возможность индивидуальных исследований и групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования научного метода познания эмпирическим методом используется работа по этапам:
1. Сбор информации.
2. Наблюдение явления или эксперимент.
3. Анализ.
4. Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление.
5. Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Предполагается также
· проведение обучающимися практических (лабораторных) работ, индивидуальных исследований, экспериментальное моделирование;
· демонстрация учителем большого количества экспериментов;
· использование наглядных пособий, в том числе видеоматериала, презентаций, раздаточного материала в виде алгоритмов, блок-схем, моделей и т.п.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МОУ «СОШ №5» на внеурочную деятельность по физике в 6 классе выделен 1 час в неделю. Согласно календарного графика на 2022/2023 предусмотрено 33 учебных недель. Срок реализации программы – 1 год. Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное.
Содержание курса
Введение (2 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Занимательные опыты по физике (29 ч)
Понятие физического эксперимента. Роль физического эксперимента в науке физики (1 ч)
Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Роль эксперимента в жизни человека.
Опыты с жидкостями и газами (4 ч)
Опыты на демонстрацию атмосферного давления. Опыты на строение вещества и на силы взаимодействия молекул. Опыты по механике. Опыты на тему: «Давление жидкостей и газов».
Перечень занимательных опытов:
Опыт 1. Спички – лакомки
Опыт 2. Яйцо в солёной воде
Опыт 3. Пять этажей
Опыт 4. Удивительный подсвечник
Опыт 5. Стакан с водой
Опыт 6. Яйцо в графине
Опыт 7. Яйцо в графине
Опыт 8. Подъём тарелки с мылом
Опыт 9. Соединённые стаканы
Опыт 10. Разбейте стакан
Опыт 11. Уроните монетку
Мыльные пузыри и плёнки (4 ч)
Мыльные пузыри. Гибкая оболочка мыльных пузырей. Трюки с пузырями.
Перечень занимательных опытов:
Опыт 12. Мал мала меньше
Опыт 13. Превращение мыльного пузыря
Опыт 14. Шар в бочке
Опыт 15. Шар-недотрога
Опыт 16. Снежные цветы
Опыт 17. Свеча, погасни!
Опыт 18. Мыльный винт
Шпионские штучки (4 ч)
Опыт 19. Зеркальное шифрование
Опыт 20. Ксерокс из желе
Опыт 21. Ластик для чернил
Опыт 22. Шпионские чернила
Опыт 23. Перископ
Опыт 24. Отпечатки пальцев
Интересные случаи равновесия (4 ч)
Понятие равновесия. Понятие центра тяжести. Правило рычага.
Перечень занимательных опытов:
Опыт 25. Карандаш на острие
Опыт 26. Поварёшка и тарелка
Опыт 27. Яйцо на бутылке
Опыт 28. Две вилки и монета
Опыт 29. Пятнадцать спичек на одной
Опыт 30. Верёвочные весы
Опыт 31. Парафиновый мотор
Опыт 32. Подставка для супницы
Опыт 33. Все 28!!!
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники (4 ч)
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека.
Перечень занимательных опытов:
Опыт 34. Монета и бумажное кольцо
Опыт 35. Чур не урони!
Опыт 36. Шнурок и цепочка
Опыт 37. Какое - крутое? Какое – сырое?
Опыт 38. Танцующее яйцо
Опыт 39. Маятник Фуко
Опыт 40. Смешная дуэль
Опыты с теплотой и электричеством (4 ч)
Понятие источника тока. Электризация тел. Проводимость жидкости.
Перечень занимательных опытов:
Опыт 41. Лимон - источник тока
Опыт 42. Электрический цветок
Опыт 43. Бумажная кастрюля
Опыт 44. Олово на игральной карте
Опыт 45. Кто раньше?
Опыт 46. Наэлектризованный стакан
Ошибки наших глаз. Опыты со светом (4 ч)
Элементы геометрической оптики.
Перечень занимательных опытов:
Опыт 47. Ложка – рефлектор
Опыт 48. Посеребренное яйцо
Опыт 49. Вот так лупа
Опыт 50. Живая тень
Опыт 51. Зелёный чёртик
Опыт 52. Не раскупоривая бутылки!
Опыт 53. Копировальное стекло
Опыт 54. Птичка в клетке
Опыт 55. Белая и чёрная бумага
Опыт 56. Кто выше
Опыт 57. Циркуль или глаз?
Опыт 58. Монета или шар?
Заключение (2 ч)
Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. Подготовка и защита проектов. Круглый стол.
Планируемые результаты учащихся:
Личностными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
· сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
· сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;
· формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
Метапредметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
· использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
· понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
· формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
· умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
· использование различных источников для получения научной информации.
· формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
· развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
· освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Общими предметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
В познавательной сфере:
· знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
· умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
· умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
· умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
· умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
· умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с работой механизмов, переработкой веществ.
В трудовой сфере:
· проводить физический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Частными предметными результатами изучения курса «Познаю мир экспериментируя» являются:
· формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
· формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
· формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
· формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми физическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
· приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
· понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
· осознание необходимости применения достижений физики для рационального природопользования;
· развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
· формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
· формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Примерное тематическое планирование курса «Познаю мир экспериментируя»
6 класс (1 час в неделю)
Тема по программе |
Кол-во часов |
I. Введение |
2 |
II. Занимательные опыты по физике |
|
Понятие физического эксперимента. Роль физического эксперимента в науке физики |
1 |
Опыты с жидкостями и газами |
4 |
Мыльные пузыри и плёнки |
4 |
Шпионские штучки |
4 |
Интересные случаи равновесия |
4 |
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники |
4 |
Опыты с теплотой и электричеством |
4 |
Ошибки наших глаз. Опыты со светом |
4 |
Заключение |
2 |
Итого: |
33 |
Календарно - тематическое планирование 6 М класса
№ урока по программе |
№ урока в теме |
Тема по программе |
Количество часов по программе |
Форма занятия |
Вид деятельности |
Плановые сроки прохождения |
Факт. сроки прохождения |
Введение |
2 |
|
|
|
|
||
1. |
1. |
Природа живая и неживая. Физика и химия – науки о природе. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием. |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л, П |
05.09-09.09 |
|
2. |
2. |
Измерительные приборы. Знакомство с измерительными приборами. Определение размеров физического тела. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием. |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л П. Р |
12.09-16.09 |
|
Занимательные опыты по физике |
29 |
|
|
|
|
||
Понятие физического эксперимента. Роль физического эксперимента в науке физики |
1 |
|
|
|
|
||
3. |
1. |
Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л П |
19.09-23.09 |
|
Опыты с жидкостями и газами |
4 |
|
|
|
|
||
4. |
1. |
Спички – лакомки. Яйцо в солёной воде. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
26.09-30.09 |
|
5. |
2. |
Пять этажей. Удивительный подсвечник. Стакан с водой. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
03.10-07.10 |
|
6. |
3. |
Яйцо в графине. Подъём тарелки с мылом |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
17.10-21.10 |
|
7. |
4. |
Соединённые стаканы. Разбейте стакан. Уроните монетку |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
24.10-28.10 |
|
Мыльные пузыри и плёнки |
4 |
|
|
|
|
||
8. |
1. |
Мыльные пузыри. Гибкая оболочка мыльных пузырей. Превращение мыльного пузыря |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л П |
31.10-04.11 |
|
9. |
2. |
Мал мала меньше Снежные цветы |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
07.11-11.11 |
|
10. |
3. |
Шар в бочке Шар-недотрога |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
14.11-18.11 |
|
11. |
4. |
Свеча, погасни! Мыльный винт |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
28.11-02.12 |
|
Шпионские штучки |
4 |
|
|
|
|
||
12. |
5. |
Зеркальное шифрование. Ксерокс из желе. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
05.12-09.12 |
|
13. |
6. |
Ластик для чернил. Шпионские чернила. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
12.12-16.12 |
|
14. |
7. |
Перископ |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
19.12-23.12 |
|
15. |
8. |
Отпечатки пальцев |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
26.12-30.12 |
|
Интересные случаи равновесия |
4 |
|
|
|
|
||
16. |
1. |
Понятие равновесия. Понятие центра тяжести. Правило рычага. Карандаш на острие |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л П |
09.01-13.01 |
|
17. |
2. |
Поварёшка и тарелка Яйцо на бутылке |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
16.01-20.01 |
|
18. |
3. |
Две вилки и монета. Пятнадцать спичек на одной. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
23.01-27.01 |
|
19. |
4. |
Верёвочные весы. Подставка для супницы |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
23.01-27.01 |
|
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники |
4 |
|
|
|
|
||
20. |
1. |
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Монета и бумажное кольцо |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л П |
06.02-10.02 |
|
21. |
2. |
Чур не урони! Шнурок и цепочка |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
13.02-17.02 |
|
22. |
3. |
Какое - крутое? Какое – сырое? Танцующее яйцо |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
27.02-03.03 |
|
23. |
4. |
Маятник Фуко Смешная дуэль |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
06.03-10.03 |
|
Опыты с теплотой и электричеством |
4 |
|
|
|
|
||
24. |
1. |
Понятие источника тока. Электризация тел. Проводимость жидкости. |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л П |
13.03-17.03 |
|
25. |
2. |
Лимон - источник тока. Электрический цветок. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
20.03-24.03 |
|
26. |
3. |
Бумажная кастрюля. Олово на игральной карте. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
27.03-31.03 |
|
27. |
4. |
Кто раньше? Наэлектризованный стакан. |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
10.04-14.04 |
|
Ошибки наших глаз. Опыты со светом |
7 |
|
|
|
|
||
28. |
1. |
Элементы геометрической оптики. Вот так лупа Живая тень |
1 |
Лекция, дем. эксперимент |
Л П |
17.04-21.04 |
|
29. |
2. |
Зелёный чёртик. Не раскупоривая бутылки! |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
24.04-28.04 |
|
30. |
3. |
Копировальное стекло Белая и чёрная бумага |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
01.05-05.05 |
|
31. |
4. |
Циркуль или глаз? Монета или шар? |
1 |
Опыт -исследование |
Р |
08.05-12.05 |
|
Заключение |
2 |
|
|
|
|
||
32. |
1. |
Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. |
1 |
Заключительная беседа |
Л, К |
15.05-19.05 |
|
33. |
2. |
Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. Круглый стол. |
1 |
Круглый стол, конференция |
Л, К |
22.05-26.05 |
|
Л - личностные универсальные учебные действия
Р - регулятивные универсальные учебные действия
П - познавательные универсальные учебные действия
К - коммуникативные универсальные учебные
Программное и учебно-методическое обеспечение
1. Галилео. Наука опытным путем. [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - М.: ООО Де Агостини. Россия;
2. Гуревич, А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 5 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] / А. Е. Гуревич, М. В. Краснов, Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. - М.:Дрофа. 2012 г., 10 с.;
3. Гуревич, А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] / А. Е. Гуревич, М. В. Краснов, Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. - М.:Дрофа. 2012 г., 10 с.;
4. Гуревич, А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Физика. Химия. 5 - 6 классы. [Текст] / А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак. - М.: Дрофа. - 2011 г., 96 с.;
5. Еремина, Е.А. Химия. Краткий справочник школьника. 8-11 классы [Текст] / Е.А.Еремина, В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко. – М.: Дрофа – 2007 г., 208 с.;
6. Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс] / http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1;
7. Какие любопытные эксперименты можно делать в домашних условиях? Физика и химия для дошкольников. [Электронный ресурс] / http://www.moi-roditeli.ru/preschooler/education/experiements-at-home.html;
8. Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] / http://experiment.edu.ru/;
9. Ллансана, Хорди; Атлас физики и химии [Текст] / Хорди Ллансана. - М.: Ранок. - 2005., 96 с.;
10. Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. [Текст] / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2001 г.;
11. Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2004 г., 320 с.;
12. Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;
13. Рабиза, В.Ф. Простые опыты: Забавная физика для детей [Текст] / В.Ф. Рабиза. - М.: Детская литература, 2002 г., 222 с.;
14. Ссылки. Опыты, эксперименты для детей, физика, химия, астрономия для дошкольников. MAAM. RU. Междунардный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. [Электронный ресурс] / http://www.maaam.ru/detskijsad/sylki-opyty-yeksperimenty-dlja-detei-fizika-himija-astronomija-dlja-doshkolnikov.html;
15. Трофимова, Т.И. Физика от А до Я: Справочник школьника [Текст] / Т.И. Трофимова. – М.: Дрофа; 2002 г., 304 с.;
16. Хуторской, А. В. Увлекательная физика. [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2004 г., 192 с.;
Литература для учителя
1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии. Книга для учителя [Текст] / В.Н. Алексинский - М.: Дрофа – 2010 г., 96 с.;
2. Гара, Н.Н., Зуева М.В. Химия. 8-9 классы. Школьный практикум. [Текст] / Н.Н.Гара – М.: Дрофа – 2008 г., 128 с.;
3. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 1985 г. — 175 с.;
4. Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-10 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2004 г., 148 с.
5. МИФ. [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - Хабаровский краевой центр технического творчества. 2001 - 2005 гг.;
6. Никифоров, Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7 - 11кл. [Текст] / Г.Г. Никифоров – М.: Дрофа, 2004 г., 112 с.;
7. Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике. [Электронный ресурс] / javascript:window.document.location ='http://depositfiles.com/files/04reqdmmy';
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.