муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 2»)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МБОУ «СШ № 2»
педагогического совета _______ И. В. Позднякова
Протокол №1от «26» августа 2021 г. «26» августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Развитие речи
посредством театрального искусства»
для 5-6 классов
на 2021/2022 – 2022/2023 учебные года
Программу составила
Чепурина Марина Валентиновна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Классы 5В-6 В
Учитель Чепурина марина Валентиновна
Количество часов: всего 68 часа в неделю 1час
Данная рабочая программа составлена с учетом требований федерального базисного Учебного плана и федерального компонента государственного образовательного стандарта, на основе образовательной программы Российских вальдорфских школ, учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 – 2022/2023 учебные года.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа «Развитие речи посредством театрального искусства» рассчитана на подростков, желающих созидать, сочинять, творить новое. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Кроме того, настоящая программа ориентирована на развитие у детей чувства языка, эстетического переживания устной и письменной речи, направлена на осознание учениками выразительной силы и ёмкости русского языка, его лексического и интонационного богатства. При этом задачи развития речи подростка будут решаться на всех остальных учебных предметах (метапредметные компетенции и межпредметные связи).
Цели и задачи:
Цель занятий, проводимых по данной программе: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствованию у них навыков лингвистического анализа, повышению уровня языкового развития школьников, воспитанию познавательного интереса к родному языку, к театральной деятельности,
решению проблемы интеллектуального развития учащихся; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области речевой деятельности.
Данные занятия способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей школьников.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к театральной деятельности, к самовыражению и творчеству, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Развитие речи посредством тетра обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Задачи:
· развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой и театральной деятельности;
· учить приёмам речевого мастерства;
· учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
· обеспечивать правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
· способствовать созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
· способствовать формированию речевых интересов и потребностей учащихся.
Программа предусматривает расширения опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развёрнутое монологическое высказывание. Она поможет решить различные
· учебные задачи: освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие речевых навыков, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему);
· воспитательные задачи: воспитание культуры восприятия
художественной; воспитание эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира
и внутреннему миру человека, человеческих отношений, нравственных
и эстетических ценностей; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
· творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной
и театральной деятельности.
Итоги занятий могут быть проведены в форме концерта или спектакля с приглашением родителей, друзей, педагогов.
Структура программы
Каждое занятие состоит из трех частей:
· Активация речевого аппарата учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части (в этой части занятия используются чистоговорки, скороговорки, маленькие стишки с акцентом на определённый звук; использование речевых средств: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения).
· Основная часть предусматривает непосредственную работу с текстами
и актерской игрой (обращается внимание на ритмичность речи,
расстановка логических ударений; работа с орфоэпичностью речи; работа над выразительностью речи, чёткостью и правильным интонированием; наблюдение за сменой настроения от строчки с строчки; выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера).
· Занимательные задания, сценические этюды.
Форма занятий – 1 раза в неделю. Всего 34 часа.
Предполагаемый результат
В результате занятий подростки:
· разовьют природные задатки и способности в актерском мастерстве, в области речевой деятельности;
· научатся слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
· научатся выразительности и правильности речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата |
|
Темы |
|
Количество |
Примечания |
|
|
|
|
часов |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Драматическое |
искусство |
в |
|
|
|
|
|
рамках школьного образования |
12 |
|
|
|||
|
1. |
Основы |
театрального |
|
|
|
|
|
|
искусства (повторение) |
|
|
|
|
|
|
2. |
Искусство речи |
|
2 |
|
|
|
|
3. |
Артикуляция и полетность |
|
|
|
||
|
|
голоса |
|
|
|
|
|
|
4. |
Пластика и мимика |
|
|
|
|
|
|
5. |
Подражание и копирование |
|
2 |
|
|
|
|
6. |
Перевоплощение как развитие |
2 |
|
|
||
|
|
чувств |
|
|
|
|
|
|
7. |
Создание |
психологического |
2 |
|
|
|
|
|
образа |
|
|
|
|
|
|
8. |
Воспитательно-терапевтиче- |
|
|
|
|
|
|
|
ская роль театра |
|
|
|
|
|
|
Искусство речи |
|
|
8 |
|
|
|
|
1. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными |
|
|
|
|
|
|
2. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными и согласными в, ф, х |
|
|
|
||
|
3. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными и согласными д, т, |
|
|
|
|
|
|
4. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными и согласными б, п |
|
|
|
|
|
|
5. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными и согласными г-к |
|
|
|
|
|
|
6. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными и согласными р, л, |
|
|
|
|
|
|
7. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными и согласными с-з, ш |
|
|
|
||
|
8. |
Речевые |
упражнения |
с |
|
|
|
|
|
гласными и согласными ж, з, |
|
|
|
||
|
|
с, ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Театральные игры |
|
8 |
|
||
1. |
Театральные |
|
игры: |
|
|
|
упражнения с действиями |
2 |
|
||
2. |
Театральные |
|
игры: |
|
|
|
упражнения |
на |
выражение |
|
|
|
чувств |
|
|
2 |
|
3. |
Театральные |
|
игры: |
|
|
|
упражнения |
на |
развитие |
|
|
|
воображения |
|
|
2 |
|
4. |
Театральные |
|
игры: |
|
|
|
упражнения |
|
на |
|
|
|
взаимодействие |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Работа с пьесой |
6 |
|
|
2 |
|
||
1. |
Разучивание слов |
|
|
2. |
Репетиция |
3 |
|
3. |
Показ пьесы |
34 ч. |
|
|
Всего: |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.