РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Развитие речи посредством театрального искусства»

  • docx
  • 08.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ВД развитие речи....docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 2»)

 

ПРИНЯТО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                               Директор МБОУ «СШ № 2»

педагогического  совета                                               _______    И. В. Позднякова

Протокол  №1от «26»  августа  2021 г.                      «26» августа   2021 г.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

«Развитие речи

 

посредством театрального искусства»

 

 

для 5-6 классов

на 2021/2022 – 2022/2023 учебные года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу составила

Чепурина Марина Валентиновна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Классы 5В-6 В

 

Учитель Чепурина марина Валентиновна

 

Количество часов:                         всего 68 часа                                                    в неделю 1час

 

Данная рабочая программа составлена с учетом требований федерального базисного Учебного плана и федерального компонента государственного образовательного стандарта, на основе образовательной программы Российских вальдорфских школ, учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 – 2022/2023 учебные года.

 

Общая характеристика внеурочной деятельности

 

Программа «Развитие речи посредством театрального искусства» рассчитана на подростков, желающих созидать, сочинять, творить новое. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

 

Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Кроме того, настоящая программа ориентирована на развитие у детей чувства языка, эстетического переживания устной и письменной речи, направлена на осознание учениками выразительной силы и ёмкости русского языка, его лексического и интонационного богатства. При этом задачи развития речи подростка будут решаться на всех остальных учебных предметах (метапредметные компетенции и межпредметные связи).

 

Цели и задачи:

 

Цель занятий, проводимых по данной программе: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствованию у них навыков лингвистического анализа, повышению уровня языкового развития школьников, воспитанию познавательного интереса к родному языку, к театральной деятельности,


решению проблемы интеллектуального развития учащихся; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области речевой деятельности.

 

Данные занятия способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей школьников.

 

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к театральной деятельности, к самовыражению и творчеству, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Развитие речи посредством тетра обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 

Задачи:

 

 

·      развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в области речевой и театральной деятельности;

·      учить приёмам речевого мастерства;

 

·      учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

·      обеспечивать правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

·      способствовать созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

 

·      способствовать формированию речевых интересов и потребностей учащихся.


Программа предусматривает расширения опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развёрнутое монологическое высказывание. Она поможет решить различные

 

·         учебные задачи: освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие речевых навыков, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему);

·         воспитательные   задачи:   воспитание   культуры   восприятия

 

художественной; воспитание эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира

 

и   внутреннему миру человека, человеческих отношений, нравственных

 

и           эстетических ценностей; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

 

·         творческие задачи: умение осознанно использовать образно выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной

и   театральной деятельности.

 

 

Итоги занятий могут быть проведены в форме концерта или спектакля с приглашением родителей, друзей, педагогов.

 

Структура программы


 

 

Каждое занятие состоит из трех частей:


·       Активация речевого аппарата учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части (в этой части занятия используются чистоговорки, скороговорки, маленькие стишки с акцентом на определённый звук; использование речевых средств: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения).

 

·       Основная часть предусматривает непосредственную работу с текстами

 

и       актерской  игрой  (обращается  внимание  на  ритмичность  речи,

 

расстановка логических ударений; работа с орфоэпичностью речи; работа над выразительностью речи, чёткостью и правильным интонированием; наблюдение за сменой настроения от строчки с строчки; выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера).

 

·       Занимательные задания, сценические этюды.

 

 

Форма занятий – 1 раза в неделю. Всего 34 часа.

 

 

 

 

Предполагаемый   результат

 

В результате занятий подростки:

 

·       разовьют природные задатки и способности в актерском мастерстве, в области речевой деятельности;

·       научатся слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

·       научатся выразительности и правильности речи.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Дата

 

Темы

 

Количество

Примечания

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Драматическое

искусство

в

 

 

 

 

рамках школьного образования

12

 

 

 

1.

Основы

театрального

 

 

 

 

 

искусства (повторение)

 

 

 

 

 

2.

Искусство речи

 

2

 

 

 

3.

Артикуляция  и  полетность

 

 

 

 

 

голоса

 

 

 

 

 

 

4.

Пластика и мимика

 

 

 

 

 

5.

Подражание и копирование

 

2

 

 

 

6.

Перевоплощение как развитие

2

 

 

 

 

чувств

 

 

 

 

 

 

7.

Создание

психологического

2

 

 

 

 

образа

 

 

 

 

 

 

8.

Воспитательно-терапевтиче-

 

 

 

 

 

 

ская роль театра

 

 

 

 

 

Искусство речи

 

 

8

 

 

 

1.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными

 

 

 

 

 

 

2.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными и согласными в, ф, х

 

 

 

 

3.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными и согласными д, т,

 

 

 

 

 

4.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными и согласными б, п

 

 

 

 

 

5.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными и согласными г-к

 

 

 

 

 

6.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными и согласными р, л,

 

 

 

 

 

7.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными и согласными с-з, ш

 

 

 

 

8.

Речевые

упражнения

с

 

 

 

 

 

гласными и согласными ж, з,

 

 

 

 

 

с, ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Театральные игры

 

8

 

1.

Театральные

 

игры:

 

 

 

упражнения с действиями

2

 

2.

Театральные

 

игры:

 

 

 

упражнения

на

выражение

 

 

 

чувств

 

 

2

 

3.

Театральные

 

игры:

 

 

 

упражнения

на

развитие

 

 

 

воображения

 

 

2

 

4.

Театральные

 

игры:

 

 

 

упражнения

 

на

 

 

 

взаимодействие

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пьесой

6

 

2

 

1.

Разучивание слов

 

2.

Репетиция

3

 

3.

Показ пьесы

34 ч.

 

 

Всего: