Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по информатике"

  • docx
  • 12.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеурочка.docx

Пояснительная записка

   Программа внеурочной деятельности по информатике является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность по информатике направлена на достижение следующей цели: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике.

   Задачи занятий:

- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;

- формирование у учащихся умений работы с тестами;

- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

   Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия. Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности учащихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ. Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Процедура прохождения ОГЭ –деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями важно приучить учащегося ориентироваться во времени и уметь его распределять. Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • развитие логического, алгоритмического и математического мышления;
  • формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики;
  • формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели и своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение, умение находить в тексте важные для решения задачи параметры;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • оценка объема памяти, необходимого для хранения текстовых данных;
  • умение декодировать кодовую последовательность;
  • определение истинности составного высказывания;
  • умение анализировать простейшие модели объектов;
  • умение анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
  • формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования;
  • знать принципы адресации в сети Интернет;
  • понимать принципы поиска информации в Интернете;
  • умение анализировать информацию представленную в виде схем;
  • записывать числа в различных системах счисления;
  • осуществлять поиск информации в файлах и каталогах компьютера;
  • определять количество и информационный объём файлов, отобранных по некоторому условию;
  • создавать презентацию;
  • создавать текстовый документ;
  • умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • создавать и выполнять программы для заданного исполнителя или на универсальном языке программирования.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике .

Особенности проведения ОГЭ по информатике. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.

Тема 2. Моделирование

Анализ информационных моделей. Графы. Поиск путей в графах. Табличные модели.

Тема 3. Информация и ее кодирование

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Кодирование информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование текстовой информации.

Позиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Кодирование чисел в разных системах счисления. Сравнение чисел в разных системах счисления.

Тема 4. Основы логики

        Основные логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. Сложные запросы для поисковых систем. Проверка истинности логического выражения.

Тема 5. Программные средства информационных и коммуникационных технологий.

        Файловая система. Доменная система имен. Поисковые средства операционной системы.

Тема 6. Алгоритмизация и программирование

Повторение основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, повторение. Способы описания алгоритмов. Выполнение алгоритмов для исполнителя. Выполнение и анализ простых алгоритмов.

Программирование линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов. Анализ алгоритмов с условным оператором. Анализ алгоритмов с условным оператором. Разработка алгоритмов в среде формального исполнителя или в среде программирования. Решение задач повышенной сложности из материалов ОГЭ.

Тема 7. Обработка числовой информации в электронной таблице

Электронные таблицы. Организация вычислений в электронной таблице. Средства анализа и визуализации данных.

Тема 8. Обработка текстовой информации

Создание текстового документа. Форматирование текста в  среде текстового редактора. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Таблицы.

Фронтальная, индивидуальная работа, практическая работа.

Тема 9. Мультимедиа

Создание презентации.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1

2

Моделирование

3

3

Информация и ее кодирование

5

4

Основы логики

4

5

Программные средства информационных и коммуникационных технологий

3

6

Алгоритмизация и программирование

12

7

Обработка числовой информации в электронной таблице

4

8

Обработка текстовой информации

1

9

Мультимедиа

1

 

Итого:

34

 

Список литературы:

1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


 

Скачано с www.znanio.ru