РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Секреты текста» для учащихся 9-х классов
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Секреты текста» для учащихся 9-х классов

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
11 кл +1
15.11.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  курса внеурочной деятельности «Секреты текста» для учащихся 9-х классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты текста» рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ.
РП курса ВД Секреты текста.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»

 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора

приказом СОШ №3 г. Белоярский

_________/ Силаева Д.М.

от 30 августа 2023 года  №     577

30 августа 2023 года  

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 курса внеурочной деятельности «Секреты текста»

для учащихся 9-х классов

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол от 30 августа 2023г. № 5

Руководитель ШМО____________О.В. Иванова

 

РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета

Протокол от 30 августа 2023г. № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты текста» (далее – курса ВД) рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ.

В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Данный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

Программа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению-рассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9.

Данный курс ВД предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Несколько занятий уделены индивидуальному разбору отдельных заданий ОГЭ.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

·       овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

·       научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

·       владеть формами обработки информации исходного текста;

·       через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;

·       работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

·       четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

·       самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

·       работать с бланками экзаменационной работы;

·       сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.  

2. Содержание курса внеурочной деятельности

1. Подготовка к написанию изложения (7 часов)

1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.   

2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (15 часов)

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок.

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

9. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения.

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

13. Сложные предложения с разными видами связи.

3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 часов).

1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

4. Контроль знаний (4 часа).

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Первый уровень результатов

Гражданское воспитание:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

духовно-нравственное воспитание:

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Предметные результаты:

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Второй уровень результатов

Ценности научного познания:

1) овладение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Третий уровень результатов

Предметные результаты:

Приобретение опыта работы с материалами ОГЭ; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;проведение различных видов анализа слова; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

При реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности используются ресурсы цифровых платформ и цифровых образовательных ресурсов, что создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебных занятий, как

– уроки;

– лекции;

– семинары;

– практические занятия;

– контрольные работы;

– самостоятельная работа;

– консультации с преподавателем.

Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает

– систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронного ресурсаплатформы ЯКласс, УчиРу.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях

− предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы независимо от местонахождения и времени;

− повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

− увеличения контингента обучающихся по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

4. Тематическое планирование


п/п

Наименование

разделов, тем

Форма проведения занятий

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

 

 

1-2

Подготовка к написанию изложения

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Работа с текстом, беседа

2

 

 

 

skysmart.rumedia/texts/study/kak…izlozheniya…oge

 

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Видеоурок

1

 

 

infourok.ruРусский язык

4

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

Семинар

1

 

 

multiurok.ruindex.php/files/podgotovka-k-oge-…

 

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Практическое занятие

1

 

 

 

multiurok.ruindex.php/files/podgotovka-k-oge-…

 

6-7

Сжатое изложение.

Практикум

2

 

 

8

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

Комментированная работа

 

1

 

 

nsportal.ru…2013/04/21…analiz-teksta-9-Klass

 

9

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

Речевой практикум

1

 

yaklass.ru…ege/russky-yazik/ege-trenazher…sviazi…

10

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З -

С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок.

Орфографический диктант, комментированное письмо

1

 

 

 

 

yaklass.ruОрфографияПравописание приставок

 

11

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

Практическое занятие

1

 

mosmetod.rufiles/RUSLIT/Правописание_суффиксов…

12

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

Видеоурок, работа с тестами

1

 

 

 

 

 

maximumtest.ruuchebnik…sinonimy-antonimy-omonimy

 

13

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

 

Видеоурок, работа с тестами

1

 

russkiiyazyk.ruВиды словосочетаний

14

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Тестовая работа

1

 

yaklass.ru…russky…odnosostavnye-predlozheniia…re…

 

15

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Комментированное письмо

1

 

 

 

yaklass.ru…russky…odnosostavnye-predlozheniia…re…

16

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

Пунктуационный разбор

1

 

yaklass.ruПредметы…/re-4fa9d516-3dfe-481c…

17

Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения.

Комментированное письмо, тестовая работа

1

 

 

 

maximumtest.ruuchebnik/10…pri…i-obrashcheniyakh

 

18

Предложение. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении.

Видеоурок

1

 

 

 

 

yaklass.ruПредметыРусский язык…/slozhnoe-predlozhenie…

 

19

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

Видеоурок с пунктуационным разбором

1

 

yaklass.ruПредметыРусский язык…/slozhnoe-predlozhenie…

20

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

Практикум

1

 

russkiiyazyk.ru…pridatochnyh-predlozheniy.html

21

 

Сложные предложения с разными

видами связи.

Видеоурок с элементами беседы

1

 

videotutor-rusyaz.ruuchenikam/teoriya/307…

22

Выполнение заданий.

 

Практикум

1

 

 

 

 

 

23

 

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Беседа

1

 

 

 

vpr-ege.ruПодготовка к огэРусский язык…-kriterii-otsenivaniya…

 

24

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Творческая работа

1

 

 

primersoch.ruCочинения ОГЭ

 

 

25

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Речевой практикум, иедактирование

1

 

primersoch.ruCочинения ОГЭ

26-27

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание  9.1)

Практикум

2

 

primersoch.ruCочинения ОГЭ

28

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2)

Практикум

1

 

 

29

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3)

Практикум

1

 

primersoch.ruCочинения ОГЭ

30

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

Групповая консультация

1

 

vpr-ege.ruПодготовка к огэРусский язык…-kriterii-otsenivaniya…

31-32-33

Контроль знаний

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

Практикум

3

 

 

 

 

34

Анализ допущенных ошибок

Групповая и индивидуальная консультация

1

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «

Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю

Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод)

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод)

Третий уровень результатов

Третий уровень результатов

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Орфография › Правописание приставок 11

Орфография › Правописание приставок 11

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023