МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
Заместитель директора |
приказом СОШ №3 г. Белоярский |
_________/ Силаева Д.М. |
от 30 августа 2023 года № 577 |
30 августа 2023 года |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Секреты текста»
для учащихся 9-х классов
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол от 30 августа 2023г. № 5
Руководитель ШМО____________О.В. Иванова
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета
Протокол от 30 августа 2023г. № 1
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты текста» (далее – курса ВД) рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ.
В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Данный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению-рассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9.
Данный курс ВД предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Несколько занятий уделены индивидуальному разбору отдельных заданий ОГЭ.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
· овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
· научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
· владеть формами обработки информации исходного текста;
· через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
· работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
· четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
· самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
· работать с бланками экзаменационной работы;
· сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Подготовка к написанию изложения (7 часов)
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (15 часов)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок.
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.
12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.
13. Сложные предложения с разными видами связи.
3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 часов).
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
4. Контроль знаний (4 часа).
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Первый уровень результатов |
Гражданское воспитание: 1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; духовно-нравственное воспитание: 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; Предметные результаты: 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Второй уровень результатов |
Ценности научного познания: 1) овладение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Третий уровень результатов |
Предметные результаты: Приобретение опыта работы с материалами ОГЭ; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;проведение различных видов анализа слова; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
При реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности используются ресурсы цифровых платформ и цифровых образовательных ресурсов, что создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебных занятий, как
– уроки;
– лекции;
– семинары;
– практические занятия;
– контрольные работы;
– самостоятельная работа;
– консультации с преподавателем.
Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает
– систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронного ресурсаплатформы ЯКласс, УчиРу.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях
− предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы независимо от местонахождения и времени;
− повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
− увеличения контингента обучающихся по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4. Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем |
Форма проведения занятий |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||
|
|
|
|||||||
1-2 |
Подготовка к написанию изложения Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. |
Работа с текстом, беседа |
2
|
|
skysmart.ru›media/texts/study/kak…izlozheniya…oge
|
||||
3 |
Композиция, логическая, грамматическая структура текста |
Видеоурок |
1
|
|
infourok.ru›Русский язык |
||||
4 |
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. |
Семинар |
1
|
|
multiurok.ru›index.php/files/podgotovka-k-oge-…
|
||||
5 |
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. |
Практическое занятие |
1
|
|
multiurok.ru›index.php/files/podgotovka-k-oge-…
|
||||
6-7 |
Сжатое изложение. |
Практикум |
2 |
|
|
||||
8 |
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. |
Комментированная работа |
1
|
|
nsportal.ru›…2013/04/21…analiz-teksta-9-Klass
|
||||
9 |
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. |
Речевой практикум |
1 |
|
yaklass.ru›…ege/russky-yazik/ege-trenazher…sviazi… |
||||
10 |
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. |
Орфографический диктант, комментированное письмо |
1 |
|
yaklass.ru›Орфография›Правописание приставок
|
||||
11 |
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. |
Практическое занятие |
1 |
|
mosmetod.ru›files/RUSLIT/Правописание_суффиксов… |
||||
12 |
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. |
Видеоурок, работа с тестами |
1 |
|
maximumtest.ru›uchebnik…sinonimy-antonimy-omonimy
|
||||
13 |
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
|
Видеоурок, работа с тестами |
1 |
|
russkiiyazyk.ru›Виды словосочетаний |
||||
14 |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. |
Тестовая работа |
1 |
|
yaklass.ru›…russky…odnosostavnye-predlozheniia…re… |
||||
15 |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. |
Комментированное письмо |
1 |
|
yaklass.ru›…russky…odnosostavnye-predlozheniia…re… |
||||
16 |
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. |
Пунктуационный разбор |
1 |
|
yaklass.ru›Предметы›…/re-4fa9d516-3dfe-481c… |
||||
17 |
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. |
Комментированное письмо, тестовая работа |
1 |
|
maximumtest.ru›uchebnik/10…pri…i-obrashcheniyakh
|
||||
18 |
Предложение. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. |
Видеоурок |
1 |
|
yaklass.ru›Предметы›Русский язык›…/slozhnoe-predlozhenie…
|
||||
19 |
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. |
Видеоурок с пунктуационным разбором |
1 |
|
yaklass.ru›Предметы›Русский язык›…/slozhnoe-predlozhenie… |
||||
20 |
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. |
Практикум |
1 |
|
russkiiyazyk.ru›…pridatochnyh-predlozheniy.html |
||||
21
|
Сложные предложения с разными видами связи. |
Видеоурок с элементами беседы |
1 |
|
videotutor-rusyaz.ru›uchenikam/teoriya/307… |
||||
22 |
Выполнение заданий.
|
Практикум |
1 |
|
|
||||
23
|
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. |
Беседа |
1 |
|
vpr-ege.ru›Подготовка к огэ›Русский язык›…-kriterii-otsenivaniya…
|
||||
24 |
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. |
Творческая работа |
1 |
|
primersoch.ru›Cочинения ОГЭ
|
||||
25 |
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. |
Речевой практикум, иедактирование |
1 |
|
primersoch.ru›Cочинения ОГЭ |
||||
26-27 |
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 9.1) |
Практикум |
2 |
|
primersoch.ru›Cочинения ОГЭ |
||||
28 |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2) |
Практикум |
1 |
|
|
||||
29 |
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3) |
Практикум |
1 |
|
primersoch.ru›Cочинения ОГЭ |
||||
30 |
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. |
Групповая консультация |
1 |
|
vpr-ege.ru›Подготовка к огэ›Русский язык›…-kriterii-otsenivaniya… |
||||
31-32-33 |
Контроль знаний Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. |
Практикум |
3 |
|
|
||||
34 |
Анализ допущенных ошибок |
Групповая и индивидуальная консультация |
1 |
|
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.