Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"
Оценка 4.8

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл +1
09.01.2017
Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"
На уроке "Грамматические нормы языка"формируются лингвистические компетентности через овладение языковыми понятиями «культура речи», «языковая норма», «речевая норма», практическое владение речевыми нормами . Формируются умения владеть способом действия при выборе речевой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать языковые явления, делать выводы на основе анализа; формируются коммуникативные компетентности посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). Формируется информационная компетентность через умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и второстепенную информацию.Урок Грамматические нормы языка
урок грам.нормы.docx
Тема: Грамматические нормы языка Цели: Развивающая: формирование лингвистической компетентности через овладение языковыми понятиями   «культура   речи»,   «языковая   норма»,   «речевая   норма», практическое   владение   речевыми   нормами;   формирование   умения   владеть способом   действия   при   выборе   речевой   нормы,   умения   анализировать, сопоставлять, дифференцировать языковые явления, делать выводы на основе анализа;   формирование   коммуникативной   компетентности   посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение);   формирование   информационной   компетентности   через   умение осуществлять   поиск   необходимой   информации,   выделять   главную   и второстепенную информацию. Воспитательная: ценности   народа;   осознание   национального   своеобразия   русского   языка; овладение культурой общения. Образовательная: знать о  понятии «культура  речи» и  его составляющих, владеть  основными нормами русского литературного языка. Ход урока: 1.Организационный момент. (приветствие, запись числа, темы урока в тетради) 2. Определение цели урока (через практическую деятельность) ­Определите ключевое понятие сегодняшнего урока («культура речи») ­Что такое культура речи? Закончите в тетради предложение: «Культура речи – это…» (2­3 высказывания учеников по записям в тетрадях) ­Соотнесите написанное вами с материалом учебника на стр. 372­373. Что добавили вы в свое определение? ­Какие понятия, кроме понятия «культура речи» вам встретились? («язык», «речь», «языковая норма») ­Исходя   из   этого   постарайтесь   самостоятельно   сформулировать   цель сегодняшнего урока. (если   учащиеся   затрудняются   с   формулировкой   цели   урока,   учитель помогает): ­Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой речи как разделом русской лингвистики, узнаем о понятиях «язык», «речь», «языковая норма», «речевая норма»,   практически   закрепляем   употребление   речевых   норм,  работая   над заданиями ЕГЭ 2016 года 3. Актуализация полученных знаний. Лекция с элементами беседы. (лекционный материал подается с использованием слайдовой презентации № 1) ­Была ли в материале абсолютно новая для вас информация? ­В чем ее новизна? ­Таким образом, выполняя экзаменационную работу по русскому языку, вы показываете   свое   владение   языком   как   системой,   имеющей   уровневую организацию, и владение речью, показывая свою речевую культуру. ФИЗПАУЗА 4. Выполнение практической работы (часть А) ­Сегодня на уроке мы закрепляем акцентологические (орфоэпические),  лексические, грамматические и пунктуационные нормы. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА ­Перед вами лежит лист с практической работой. Найдите первый раздел  «Орфоэпическая норма» (в КИМ задание А1) Расставьте самостоятельно ударения в данных словах.   апостроф  хвоя  жалюзи  приобретение  сформированный  бледна  обеспечение  осведомиться  хлопковый  подростковый  перенявший  жестка  убывший   баловать  принудить  благовест    исчерпать  нефтепровод  средства  феномен  гражданство завидно занята заняла ­осуществите самопроверку (ответы в презентации № 2 на доске)   апострОф  хвОя  жалюзИ  приобретЕние  сформирОванный  бледнА  обеспЕчение  освЕдомиться  хлОпковый  подрОстковый  перенЯвший  жесткА  убЫвший   баловАть  принУдить  блАговест    исчЕрпать  нефтепровОд  срЕдства  фенОмен  граждАнство завИдно занятА занялА ­Закрепите нормы произношения данных слов, прочитав их вслух (2 ученика) ­Зафиксируйте количество правильных ответов на полях тетради (О ­ …) ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА (в КИМ задание А2) ­По материалу учебника на стр. 374­375 дайте понятие лексической нормы. ­С чем связано ее нарушение? ­Возьмите на своих партах листы с заданием «Лексическая норма». ­Самостоятельно   обозначьте   номера   предложений,   в   которых   допущена речевая ошибка. 1. Мы довольно долго пробыли в Крыму. 2. Ученики уделяли заботу своей первой учительнице. 3. Каждый человек индивидуален, но это не мешает ему находить людей с похожими взглядами. 4. Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве. 5. Текст написан очень понятливым языком. 6. Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство признания. 7. Во   многих   странах   есть   больницы   для   бедных,   где   оказывают бесплатную помощь. 8. Ни один укол, который эта медсестра делает, не бывает больным. 9. Он был смешной парень: как начнет смеяться, так не остановишь. 10.Важную роль в создании образа героя играют эпитеты. ­Проверка (№ 2, 5, 6, 8, 9) ­Зафиксируйте количество правильных вариантов на полях тетради (Л ­ …) ­Как возможно исправить каждую ошибку. Исправленный вариант запишите в тетрадь. ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА (в КИМ задание А5) ­По   материалу   учебника   на   стр.375   определите   понятие   грамматической нормы. ­Самостоятельно   обозначьте   номера   предложений,   в   которых   допущена грамматическая ошибка. 1. У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов. 2. Вопреки прогноза специалистов безработица в стране резко выросла. 3. С   1   июля   началась   выдача   новых   паспортов,   содержащая закодированные сведения об их владельцах. 4. Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы. 5. Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрел путевку заранее. 6. И   здесь,   в   этом   уникальном   заповеднике,   нашлись   люди,   которые   с жаром принялись за дело. 7. В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как можно дом сделать теплее, а проживание в нем – экономичнее. 8. Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка. 9. Хотелось бы рассказать собравшимся о том, что волнует людей сегодня. 10.Благодаря умелым действиям пожарных возгорание удалось погасить в считанные ­Проверка (№ 2,3,5,7,8) ­Исправьте ошибки, запишите эти варианты в тетрадь. ­Зафиксируйте количество правильных вариантов на полях тетради (Г ­ …) ПУНКТУАЦИОННАЯ НОРМА (в КИМ задание А26) ­Откройте сборник для подготовки к ЕГЭ на стр. 161, найдите задания 1­5,  самостоятельно выполните. ­Проверьте себя по листу проверки (стр. 164) ­Зафиксируйте количество правильных вариантов тетради на полях (П ­ …) 5. Выполнение практической работы (часть В) ­Выполняя задание В3, вы должны показать умение различать типы связи в словосочетании.   Из   предложения   4   выпишите   по   одному   словосочетанию, построенному по типу согласования, управления, примыкания. Утренняя   тишина   была   такой,   что   если   на   озере   сонно   вскрикивала птица, то ее крик гулким эхом отзывался по всему еще не проснувшемуся лесу. Согласование: гулким эхом Управление: отзывался эхом Примыкание: сонно вскрикивала ­За каждое правильное словосочетание поставьте себе по 1 баллу (С ­ …) 7. Работа над сочинением. ­Сочинение – основной показатель владения вами всеми нормами русского литературного языка. ­Откройте сборники на стр. 483, найдите текст. ­Чтение текста учителем  ­Самостоятельное чтение текста учениками. (пока ученики читают текст, включить презентацию № 3) ­выявление проблемы текста (вместе определяем, каждый самостоятельно словесно оформляет мысль в тетради, используя шаблоны) (возможные   формулировки:   проблема сквернословия как признак культурной катастрофы, проблема сквернословия как проявление бескультурия человека) ­текстуальный комментарий (вместе   определяем,  каждый   самостоятельно словесно оформляет мысль в тетради, используя шаблоны) (используемые   приемы: использование эмоционально­оценочной лексики, метафора) ­выявление авторской позиции (вместе определяем, каждый самостоятельно словесно оформляет мысль в тетради, используя шаблоны) (авторская   позиция:   как   законченное   проявление бескультурия человека возможно искоренить, повышая культурный уровень как отдельного человека, так и общества в целом) ­Для   более   успешной   и   продуктивной   работы   опираемся   на шаблоны   (на доске слайдовая презентация № 3) Проблема Основная проблема, рассматриваемая автором в тексте – проблема…. В данном тексте автор рассматривает проблему… Текстуальный комментарий   вопросно­ответная   форма   повествования,   проблема   экологии   языка,   сквернословие,  Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…  Рассматривая   проблему   (чего?)   на   примере…,   автор   с   (   иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…  Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…  Используя такие изобразительно­выразительные средства, как…., автор пытается…  Избранный автором художественный прием…помогает глубже понять …., усиливает эмоциональное воздействие текста. Выявление авторской позиции  Таким   образом,   авторская   позиция   по   исследуемой   проблеме очевидна:...  …. – вот авторская позиция по данной проблеме.  Автор считает, что… 8. Подведение итогов, рефлексия. ­ученики подсчитывают набранное за урок количество баллов 0 ­ 18 баллов – «2» 19 ­ 28 баллов – «3» 29 – 36 баллов – «4» 36 – 42 балла – «5» ­Рефлексия (на оценочной линии укажите свое место) (от ­5 до 5 баллов) Д/З написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту урока

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"

Конспект урока на тему : Грамматические нормы языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017