Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе
Оценка 5

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Оценка 5
Лекции
docx
русский язык
11 кл +1
04.01.2020
Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе
В данной статье рассматриваются различные классификации вступлений к итоговому сочинению; положительные и отрицательные черты рассматриваемых классификаций. Материал предназначен как для учителей, так и выпускников для проведения подготовительной работы к написанию сочинения.
Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе.docx

Осадчук Ю. С.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутск СОШ №5

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В 11 КЛАССЕ

 

Аннотация

В данной статье рассматриваются различные классификации вступлений к итоговому сочинению; положительные и отрицательные черты рассматриваемых классификаций. Материал предназначен как для учителей, так и выпускников для проведения подготовительной работы к написанию сочинения.

Ключевые слова: сочинение, требования к работе и критерии оценивания, основная цель вступления, классификация, ФГОС.

Key words: composition, work requirements and evaluation criteria, the main purpose of the introduction, classification, GEF.

Допуском выпускников общеобразовательных школ к ЕГЭ, реализующих программы среднего всеобщего образования, является написание итогового сочинения. Впервые это было введено в 2014 – 2015 учебном году. Цель написания сочинения: обнаружение у учащихся умения раздумывать, разбирать и обосновывать свою позицию с опорой не без помощи других выбранные творения отечественной и вселенской литературы.

Что такое «сочинение» (творение)? Что это за вид письменной работы? Начнём с такого, что сочинение (творение) – это, прежде всего, выражение собственного представления, которое появилось после чтения книжки, просмотра кинофильма (художественного или документального), после прослушивания общественных выступлений политических деятелей или научных докладов, а так же после произошедших событий.

Конечно, строчить сочинения может выучиться любой из нас. Но пересказать хорошо о самом основном, отметить главную мысль и тему, изготовить свою работу увлекательной и уникальной для чтения, вот это уже задачка еще труднее.

В школьной программе особенное и чрезвычайно принципиальное пространство отводится урокам развития речи как раз-таки по обучению написания сочинений. Это самостоятельная работа учеников, когда они письменно выражают или высказывают свою точку зрения на заданную тему.

Написание сочинение используют для контроля текущих познаний по литературе, русскому языку, истории. С поддержкой этой деятельность возможно понять и осознать, в какой степени хорошо изучена тематика, проконтролировать риторические и грамматические умения, а кроме того осознать, как дети понимают, что такое тематика сочинения. Ребята обязаны обдумывать, что главное содержание сочинения - это и есть основная мысль, которую нужно открыть в совершенной мерке. Сочинения представлены на различные темы, но в каждом из них принципиальна высказанная учащимся точка зрения. Важно взыскательно соблюсти структуру сочинения, состоящую из трёх долей.

Рассмотрим смысл слова «сочинение». В его состав вступает корень –чин-, имеющий смысл «распорядок». Это означает, что сочинение (творение) – это упорядочение личных идей, сведение их в соответствующий распорядок в согласовании с избранной темой и материалом разбора.

Так каким же обязано быть творение по литературе в 11 классе? Для такого чтоб ответствовать на этот вопрос, необходимо ознакомить учащихся с требованиями к работе и критериями её оценивания.

Сочинение обязано показать степень речевой культуры, начитанность воспитанника, его личностную зрелость, в том числе знание анализировать с опорой на писательский материал по выбранной теме. Таким образом, выпускнику следует представить знание разумно и хорошо основывать логичный контент – суждение, обращаться к литературному материалу, разбирая художественные тексты.

Подготовка к итоговому сочинению наступает заблаговременно. Она подключает: чтение художественных текстов, ознакомление с критической и методической литературой. Однако, выбирая одну из предложенных тем, чаще учащийся задумывается, что ни одну из них открыть не сумеет. Важно приготовить выпускника к такому сложному виду работы как сочинение. [5, с. 4]

Начало сочинения фактически постоянно вызывает затруднения. У всякого обучающегося появляется обычный вопрос: «С чего же начинать приступать к написанию?» Русская поговорка гласит: «Доброе начало – половина дела». Во многом успех и итог письменной работы зависит от такого, каким станет введение. Как правило, оно обязано быть не чрезвычайно огромным по объёму. В то же время обязано органически соединен с главным текстом сочинения не лишь по содержанию, но и по эмоциональному настрою. Основная цель вступления (введения) – ввести читателя в тему, подвести его к определению проблемы.

Учебно-методические пособия, предназначенные для тех, кто желает удачно приготовиться к написанию итогового сочинения в 11-ом классе, дают некоторое количество классификаций, связанных с видами и типами вступлений. Рассмотрим некие из них:

1. Вопросно-ответная целостность. Данный вид введения оформлен в облике разговора, что дозволяет изготовить его наиболее эмоциональным. Что такое риск? Словарная статья даёт нам протест, что это возможность вероятной нежелательной утрате или потере, какого-нибудь неблагополучного финала. Почему же люди рискуют? Как раз об этом и думает создатель предоставленного текста Михаила Иосифовича Веллер.

2. Цепочка вопросительных предложений. Вопросительные фразы во введении укрепляют интерес читателя на главных мнениях исходного текста. Что такое внимание и забота? Из чего вырастают такие эмоции как сострадание, милосердие? Такие появляются вопросы после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

3. Назывные предложения. Использование таковых фраз обязаны содержать базовое мнение или имя человека, о котором станет говорить в тексте. Чёрная обугленная земля до самого горизонта. Мёртвая тишь. Жизнь остановилась. Всё это ожидает человека, ежели он продолжит предстоящий губительный путь, о котором строчит создатель в собственной статье.

4. Риторический вопрос. Это предписание, представляющее собой вопрос-утверждение и не требующий ответа. Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается правда? Возможно, вы сталкивались с «конкретными спорщиками», какие готовы полемизировать до хрипоты вследствие хоть какой мелочи. Конечно, имеется различные методы ведения спора. Их и разглядывает в тексте Нина Михайловна Павлова.

5. Цитата. «Жизнь сильнее погибели». Это не ежедневная выдумка, а одна из повальных глубочайших истин.

6. Лирическое введение. Рябина. Это, непременно, прекрасный образ, сочетающий в себе яркую притягательность ягод-огоньков и застенчивость веток, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождём.

7. Краткая ссылка о писателе. Михаил Иосифович Веллер – современный беллетрист. За свою жизнь он сменил возле 30 профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное количество различных людских судеб знакомо ему. Какие свойства в человеке ключевые? Что может человек? Об этом строчит он в собственных творениях, об этом думает и в предложенном тексте.

8. Определение темы текста. Настоящее произведение о том, что память – созидательный процесс, что с поддержкой памяти население земли преодолевает время и погибель, что совесть и память – тесновато взаимосвязанные вещи.

9. Сравнение прошедшего и реального, сопоставление мнений. В жизни немало таковых событий, какие навечно остаются в памяти и не забываются практически никогда. Это имеют все шансы быть как милые, веселые воспоминания, так и чрезвычайно печальные, тяжкие.

10. Заглавие, которое разрешено отдать тексту. Заклятые товарищи природы – вот заглавие, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чём пишет Владимир Алексеевич Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту…

11. Связь с современностью. В человеке есть два истока - разумное и духовное. В современном мире интеллект доминирует над ощущением, но, не  глядя на это, в нас живёт душа поэта. Даже в городке, где, казалось, всё заполнено машинами, пылью, в нас живёт чувство отлично.

12. Личные воспоминания, ощущения и актуальный эксперимент, соединенный с темой, ключевой мыслью и центральными мнениями текста. Я чрезвычайно обожаю выслушивать музыку. Нельзя не договориться с Виктором Петровичем Астафьевым, который заявлял, что «музыка – это наиболее чудное творение человека, его ребус, услада». Музыка – это дробь нашей культуры.

13. Историческая черта соответствующей эры, анализ социальных и экономических, а в том же духе нравственных, культурных ценностей. В истории населения земли имеется образцы такого, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз случалось отказано даже в самом праве на её наличие. [6]

В современной методической литературе о сочинениях не так нередко принято произносить о вариантах предисловий. Если всё же стиль об этом ведётся, то так по-разному. Невозможно ратифицировать о существовании единичных обычных предисловий.

Е. И. Ильин дает пять вариантов предисловий (зачинов). [3, с. 6-7]

1. Академический. Используются данные о жизни и творчестве писателя. Такой вариант просит точности, информированности и некой деловой сухости. Писатель родился в … году и закончил … институт. Вершиной его творчества стало творение …, который написан … году.

2. От " я ". Данный вариант подразумевает точное и мотивированное высказывание собственной позиции, выражение собственных идей и эмоций. Я не случаем избрал эту тему. Проблему, которую она затрагивает, интересует меня не лишь как читателя, но и как человека, живущего интересами собственного времени и собственного поколения.

3. " Киношный ". Этот вариант введения просит от учащегося умения обладать художеством композиции, это вступление-сценарий. Ненастная ночь. За окном шумит дождь, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и комфортно горит настольная лампочка. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов.

4. Дневниковый. Этот вариант для тех, кто может перед посторонними людьми раскрыть свою душу, в облике записи дневника. Болконский… Что же он такое? Почему любой раз, встречаясь с ним на страницах романа, я чувствую то необъяснимую удовлетворенность, то жгучую досаду, нередко преследую себя на идеи, что это я, это про меня. Хотя, конечно…

5. Цитатный. Использование цитаты. Подобный вариант даёт вероятность не находить первые слова, какие традиционно наиболее тяжелые. Он даёт взять в толк проверяющему профессионалу, что вы понимаете творение. «Что вы, что вы над собой сделали!» - произносит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они кое-что над собой сделали, кроме такого, что сделала над ними жизнь…

Следует отметить, что первое введение (зачин), предложенный Е. И. Ильиным, чаще только сталкивается в ребяческих работах, чем все другие. Необходимо выделить, что он принадлежит к критической литературе и ни малейшего отношения к теме сочинения не относится. Чаще только уводит обучающегося от избранной темы к изложению сухих фактов. Виды предисловий «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личной позиции, благодаря чему их разрешено соединить.

В учебно-методическом пособии «Итоговое выпускное творение в 11 классе» создатели А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич дают некоторое количество вариантов введения [5, c. 26]:

1. Историческое. Предполагает короткую характеристику определённой эпохи, анализ нравственных, политических или культурных особенностей такого времени. Быть беллетристом – нелёгкое дело во всевозможные эпохи, а в трудную эру публичных и культурных переворотов работать правде в особенности тяжело. Общество истока XX века отказалось от всех бывших эталонов и ценностей. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла…

2. Аналитическое. Данный вариант может содержать раздумье над центральным мнением темы сочинений (битва, совесть, сострадание и т. п.). Человек и природа… Развитие человечной цивилизации уже издавна перешагнуло тот предел, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются влага и воздух, пересыхают реки, пропадают бора, погибают животные, люди с опаской глядят в грядущее и всё чаще думают о катастрофических последствиях собственной деятельности.

3. Биографическое. Содержит факты из биографии писателя, имеющие известие к произведению или поднятой в нём проблеме. Вся жизнь большого российского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого – это нескончаемый розыск самого себя. Пройдя чрез соблазны огромного света, чрез страхи борьбы, став известным на целый мир беллетристом, Лев Николаевич ни на минутку не становился в розыске собственного предназначения.

4. Цитатное. В собственной базе охватывает цитату, которая владеет прямое известие в теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания идеи.

5. Личностное. Данное введение подразумевает высказывание собственной позиции, изложение идей, эмоций, связанных с темой сочинения. Я не случаем избрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не лишь как читателя, но и как человека, живущего интересами собственного времени и собственного поколения.

Рассмотрев разные подходы и варианты видов введения к итоговому сочинению, более увлекательным видится подход Н. П. Морозовой. Следует отметить, что на нынешний день общепризнанной терминологии нет, она держится последующих заглавий:

1. Историческое (о времени, когда было написано творение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…).

2. Аналитическое (объясняется какое-либо мнение, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или другим одним словом).

3. Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие известие к творению или к поднятой в нём проблеме).

4. Сравнительное (проведение литературных параллелей).

5. Обществоведческое (привлекающее марксистко-ленинское преподавание; в настоящее время учащиеся не используют). [3, c. 72]

В собственной работе Н.П. Морозова упоминает и такое введение, когда ученик сходу дает ответ на вопрос, установленный темой, он «берёт быка за рога». И, естественно же, встречаются вступления, построенные на чисто собственном материале.

Следует упомянуть ещё учебное пособие В.Н. Мещерякова, в котором автор делает попытку обобщить и систематизировать варианты предисловий (зачинов), разглядеть их функции. Автор дает применять последующую схему:

1. Мемуарный приём.

2. Монтаж информации по контрасту: должное и сущное, ожидаемое и свершившееся, вероятное и настоящее.

3. Монтаж фактуальной информации.

4. Обращение к информационному запасу коммуниканта.

5. Обзорная черта предмета обсуждения.

6. Призыв к совоспоминаниям.

7. Приглашение к разговору.

8. Призыв к сопереживанию.

9. Противопоставление.

10. Сопряжение фактов по контрасту.

11. Зачин-парадокс.

12. Характеристика чрез воспоминания современников.

Рассмотрев предлагаемые классификации, следует вывод, что все они перекликаются меж собой, меж ними немало всеобщего, некие повторяются по аналогии.

В свете ФГОС обучающиеся обязаны самостоятельно находить и подбирать информацию в разных источниках. Можно рекомендовать учащимся ознакомиться со всеми подходами и избрать то, что идет конкретно этому ребёнку. Можно разделить на группы по трудности: базовый, повышенный уровень. Подготовительную работу к написанию итогового сочинения приступить с базового, равномерно переходя на повышенный уровень. Особенно это касается слабых учащихся. Сильным же учащимся рекомендовать различные варианты из наиболее трудных.

При подготовке к итоговому сочинению учителю принципиально представить учащимся положительные и отрицательные стороны предложенных вариантов, показать им образцы введения (виды зачинов). Необходимо, чтоб к экзамену воспитанники определили те варианты вступления, какие им удаются, не требуют огромных издержек сил и времени, какие помогут совладать с установленной задачей. При написании вступления учащийся должен руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопрос: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» следует помнить, что подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор-эксперт, проверяющий итоговое сочинение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. М., Школа-пресс, 1995

2.      Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст: учебное пособие. М., Флинта: Наука, 2004

3.      Морозова Н. П. Учимся писать сочинение: учебное пособие. М., 1987.

4.      Прусова Е. Б. сочинение по литературе (техника написания: теория и практика). Иваново, 2013

5.      Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие / А. Г. Нарушевич, И. С. Нарушевич; Под ред. Н. А. Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2014.-96с.- (Готовимся к ЕГЭ)

6.      URL: http://www.egeigia.ru/2190/ (дата обращения: 14.08.18)

7.      URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/20/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 14.08.18)

8.      URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/03/sochinenie-po-literature-tekhnika-napisaniya-teoriya-i-prakti-0 (дата обращения: 14.08.18)

9.      URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vidi_vstuplenij_i_zaklyuchenij_182112.html (дата обращения: 14.08.18)

10.  URL: https://weburok.com/80815/%d0%a3%d1%80%d0%be%d0%ba-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0-%d0%bf%d0%be-%d1%82%d0%b5%d0%bc%d0%b5-%d0%9f%d0%be%d0/ (дата обращения: 14.08.18)

11.  URL: http://sochitog.ru/kak_pisat/vstupleniye.html (дата обращения: 14.08.18)

 

 

Осадчук Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ

г. Иркутск СОШ №5; baik71@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе

Виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2020