РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «ШАХМАТЫ»
1-4 годы обучения
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Шахматы» для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной программы по шахматам.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
4. Образовательной программы МБОУ «СОШ № 23 имени С.В. Астраханцева» за 2019-2020уч. год.
Цель учебного предмета «Шахматы»:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
· принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Настоящая
программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения
об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Описание места учебного предметы в учебном плане.
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на
изучение
материала в течение 68 часов. В соответствии с Образовательной программой
школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 0,5 час в неделю, что
составляет 17 часов.
Учебно-тематический план
1 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
15 ч |
2 |
Практико - соревновательная деятельность |
2 ч |
|
Итого |
17 ч. |
2 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
11 ч |
2 |
Практико - соревновательная деятельность |
6 ч |
|
Итого |
17 ч. |
3 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
11 ч |
2 |
Практико - соревновательная деятельность |
6 ч |
|
Итого |
17 ч. |
4 класс
№ |
Содержание программного материала |
часы |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
11 ч |
2 |
Практико - соревновательная деятельность |
6 ч |
|
Итого |
17 ч |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Содержание учебного предмета
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
1 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (15 ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (1,5 ч)
Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
2 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (11 ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (6 ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
3 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (11ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (6ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
4 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (11ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (6ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Планируемые результаты
В
результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными,
физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист -
спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
· уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;
· знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;
· иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
· ориентироваться на шахматной доске;
· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
· правильно располагать шахматную доску между партнерами;
· правильно расставлять фигуры перед игрой;
· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
· рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
· знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
· знать цену каждой шахматной фигуры;
· усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
· владеть способом взятие на проходе;
· записывать шахматную партию;
· уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
· уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;
· защищать свои фигуры от нападения и угроз;
· решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
· ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
· разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
· реализовать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:
· владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
· понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
· знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
· уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
· принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:
· владеть основными шахматными позициями,
· владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре,
· находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода,
· знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты,
· уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
· разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции,
· уметь реализовывать материальное преимущество,
· принимать участие в шахматных соревнованиях.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Первый год обучения
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира. |
Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. |
Знают основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнером. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность |
||
Соревнования |
Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» |
Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. |
Примерное тематическое планирование первый год обучения ( 17 часа)
№ |
Тема урока |
|
|
1. |
Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. |
|
|
2. |
Шахматная доска. Горизонталь. |
|
|
3. |
Вертикаль. Горизонталь. |
|
|
4. |
Диагональ. Шахматная нотация. |
|
|
5. |
Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. |
|
|
6. |
Слон. Ферзь. |
|
|
7. |
Конь. Пешка. |
|
|
8. |
Превращение пешки. Король. |
|
|
9. |
Ценность фигур. Нападение. |
|
|
10. |
Взятие. Взятие на проходе. Шах и защита от шаха. |
|
|
11. |
Мат. Пат – ничья. |
|
|
12. |
Рокировка. Основные принципы игры в начале партии. |
|
|
13. |
Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзем и ладьей одинокому королю. |
|
|
14. |
Мат ферзем и королем одинокому королю. Материальное преимущество. |
|
|
15. |
Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры. Партии – миниатюры. |
|
|
16. |
Шахматный турнир. |
|
|
17. |
Шахматный турнир. |
|
|
Второй год обучения
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими чемпионами мира. |
Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии Основы шахматной игры( повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, коротки партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. |
Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнера, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность |
||
Конкурсы решения позиций |
Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приемы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали» |
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования |
Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» |
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник |
Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике |
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участие в празднике. |
Примерное тематическое планирование второй год обучения ( 17 часов)
№ |
Тема урока |
|
|
1. |
Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматные фигуры (повторение). |
|
|
2. |
Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка.Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). |
|
|
3. |
Мат одинокому королю королем и ладьей.Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. |
|
|
4. |
Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
5. |
Тактический прием «двойной удар», «связка» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
6. |
Тактический прием «ловля фигуры», «сквозной удар». |
|
|
7. |
Мат на последней горизонтали. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
8. |
Тактический прием «открытый шах», «двойной шах» |
|
|
9. |
Шахматный турнир. |
|
|
10. |
Шахматный турнир. |
|
|
11. |
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. |
|
|
12. |
Основы игры в дебюте: атака на короля. |
|
|
13. |
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. |
|
|
14. |
Основы анализа шахматной партии. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
15. |
Шахматный турнир. |
|
|
16. |
Шахматный турнир. |
|
|
17. |
Шахматный праздник. |
|
Третий год обучения
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований |
Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила поведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом реализация лишней пешки.
|
Знают шахматные комбинации и тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдать правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность |
||
Конкурсы решения позиций |
Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «спертый мат»
|
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение |
Соревнования |
Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» |
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник |
Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно – шахматном празднике
|
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
Примерное тематическое планирование третий год обучения ( 17 часов)
№ |
Тема урока |
|
|
1. |
Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований. Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение) |
|
|
2. |
Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры», «двойной шах», «открытый шах» (повторение) |
|
|
3. |
Тактический прием «завлечение», «отвлечение» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
4. |
Тактический прием «уничтожение защитой», «спертый мат». Сочетание тактических приемов |
|
|
5. |
Борьба за инициативу. Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля |
|
|
6. |
Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
7. |
Шахматный турнир |
|
|
8. |
Шахматный турнир |
|
|
9. |
Шахматный турнир |
|
|
10. |
Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план. Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата |
|
|
11. |
Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом», оппозиции и ключевые слова |
|
|
12. |
Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой, король против пешек, правило блуждающего квадрата |
|
|
13. |
Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
14. |
Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов |
|
|
15. |
Шахматный турнир |
|
|
16. |
Шахматный турнир |
|
|
17. |
Шахматный праздник |
|
|
Четвертый год обучения
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
||
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России |
Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии Тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/ f7 перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. |
Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность |
||
Конкурсы решения позиций |
Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации
|
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение |
Соревнования |
Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» |
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник |
Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно – шахматном празднике
|
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
Примерное тематическое планирование четверый год обучения ( 17 часов)
№ |
Тема урока |
|
|
1. |
История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Основные принципы игры в дебюте |
|
|
2. |
Перевес в развитии фигур. Атака на короля |
|
|
3. |
Перевес в пространстве. Оценка позиций |
|
|
4. |
План игры. Выбор хода |
|
|
5. |
Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты |
|
|
6. |
Закрытые дебюты. Гамбиты |
|
|
7. |
Тактический прием «мельница», «перекрытие» |
|
|
8. |
Тактический прием «рентген». Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
9. |
Шахматный турнир |
|
|
10. |
Шахматный турнир |
|
|
11. |
Шахматный турнир |
|
|
12. |
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля. Анализ шахматной партии: выбери ход |
|
|
13. |
Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю. |
|
|
14. |
Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
15. |
Шахматный турнир |
|
|
16. |
Шахматный турнир |
|
|
17. |
Шахматный праздник |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.