Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс

Оценка 4.8
docx
13.06.2024
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс
рабочая программа Шахматы.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «ШАХМАТЫ»

                                           1-4 годы обучения

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа курса «Шахматы» для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. Примерной программы по шахматам.

3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

4. Образовательной программы МБОУ «СОШ № 23 имени С.В. Астраханцева» за 2019-2020уч. год.

 

Цель учебного предмета «Шахматы»:

1.      равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.

2.      формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи преподавания шахмат в школе:

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

 

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

 

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

 

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

     Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

·         принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

·         принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

·         принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

·         принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·         принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

       В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
       Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
       В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Описание места учебного предметы в учебном плане.

 

Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 68 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 0,5 час в неделю, что составляет 17 часов.

 

Учебно-тематический план

1 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

15 ч

2

Практико - соревновательная деятельность

2 ч

 

Итого

17 ч.

 

2 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

11 ч

2

Практико - соревновательная деятельность

6 ч

 

Итого

17 ч.

 

3 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

11 ч

2

Практико - соревновательная деятельность

6 ч

 

Итого

17 ч.

 

4 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

11 ч

2

Практико - соревновательная деятельность

6 ч

 

Итого

17 ч

 

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 

   Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

 

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

 

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

 

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

 

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

 

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 

Содержание  учебного предмета

      Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

      Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

      На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

 

1 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (15 ч)

Сведения из истории шахмат.

     История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

     Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность (1,5 ч)

Соревнования.

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.

 

2 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (11 ч)

Сведения из истории шахмат.

     Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

     Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

Практико-соревновательная деятельность (6 ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

 

3 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (11ч)

Сведения из истории шахмат.

     Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры.

      Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические  приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (6ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник

     Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

 

4 класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (11ч)

Сведения из истории шахмат.

     История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры.

      Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

      Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (6ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

    Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,  соревнования, шахматные праздники.

 

 

Планируемые результаты

 

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности

 

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

·         уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;

·         знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;

·         иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;

·         ориентироваться на шахматной доске;

·         играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·         правильно располагать шахматную доску между партнерами;

·         правильно расставлять фигуры перед игрой;

·         различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

·         рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

·         знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

·         знать цену каждой шахматной фигуры;

·         усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;

·         владеть способом взятие на проходе;

·         записывать шахматную партию;

·         уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.

 

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

·         уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;

·         защищать свои фигуры от нападения и угроз;

·         решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

·         ставить мат одинокому королю ладьей и королем;

·         разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

·         реализовать большое материальное преимущество.

 

К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:

·         владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

·         понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

·         знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

·         уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

·         принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:

·         владеть основными шахматными позициями,

·         владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре,

·         находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода,

·         знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты,

·         уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,

·         разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции,

·         уметь реализовывать материальное преимущество,

·         принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

 

   Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

 

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

 

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

 

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

 

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

 

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 

 

 

 

 


Первый год обучения

 

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира.

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Знают основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие каждой фигуры.

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и  партию, рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнером.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.


Примерное тематическое планирование первый год обучения ( 17 часа)

 

Тема урока

 

 

1.

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

 

 

2.

Шахматная доска. Горизонталь.

 

 

3.

Вертикаль. Горизонталь.

 

 

4.

Диагональ. Шахматная нотация.

 

 

5.

Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья.

 

 

6.

Слон. Ферзь.

 

 

7.

Конь. Пешка.

 

 

8.

Превращение пешки. Король.

 

 

9.

Ценность фигур. Нападение.

 

 

10.

Взятие. Взятие на проходе. Шах и защита от шаха.

 

 

11.

Мат. Пат – ничья.

 

 

12.

Рокировка. Основные принципы игры в начале партии.

 

 

13.

Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

 

 

14.

Мат ферзем и королем одинокому королю. Материальное преимущество.

 

 

15.

Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры. Партии – миниатюры.

 

 

16.

Шахматный турнир.

 

 

17.

Шахматный турнир.

 

 

 

 

Второй год обучения

 

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими чемпионами мира.

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Основы шахматной игры( повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, коротки партии.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнера, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурс решения позиций на тактические приемы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали»

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные  упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участие в празднике.

 

 

 

 

Примерное тематическое планирование второй год обучения ( 17 часов)

 

Тема урока

 

 

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматные фигуры (повторение).

 

 

2.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка.Мат. Пат. Мат в один ход (повторение).

 

 

3.

Мат одинокому королю королем  и ладьей.Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

 

 

4.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

5.

Тактический прием «двойной удар», «связка» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

6.

Тактический прием «ловля фигуры», «сквозной удар».

 

 

7.

Мат на последней горизонтали. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

8.

Тактический прием «открытый шах», «двойной шах»

 

 

9.

Шахматный турнир.

 

 

10.

Шахматный турнир.

 

 

11.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

 

 

12.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

 

 

13.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

 

 

14.

Основы анализа шахматной партии. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

15.

Шахматный турнир.

 

16.

Шахматный турнир.

 

17.

Шахматный праздник.

 

 

Третий год обучения

 

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований

Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила поведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом реализация лишней пешки.

 

Знают шахматные комбинации и тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдать правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приемы  «завлечение», «отвлечение», «спертый мат»

 

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно – шахматном празднике

 

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

 

 

 

Примерное тематическое планирование третий год обучения ( 17 часов)

Тема урока

 

 

1.

Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований. Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение)

 

 

2.

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры», «двойной шах», «открытый шах» (повторение)

 

 

3.

Тактический прием «завлечение», «отвлечение» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

4.

Тактический прием «уничтожение защитой», «спертый мат». Сочетание тактических приемов

 

 

5.

Борьба за инициативу. Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

 

 

6.

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

7.

Шахматный турнир

 

 

8.

Шахматный турнир

 

 

9.

Шахматный турнир

 

 

10.

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план. Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

 

 

11.

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом», оппозиции и ключевые слова

 

 

12.

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой, король против пешек, правило блуждающего квадрата

 

 

13.

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

14.

Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

 

 

15.

Шахматный турнир

 

 

16.

Шахматный турнир

 

 

17.

Шахматный праздник

 

 

 

Четвертый год обучения

 

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/ f7 перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации

 

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно – шахматном празднике

 

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

 

Примерное тематическое планирование четверый год обучения ( 17 часов)

Тема урока

 

 

1.

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Основные принципы  игры в дебюте

 

 

2.

Перевес в развитии фигур. Атака на короля

 

 

3.

Перевес в пространстве. Оценка позиций

 

 

4.

План игры. Выбор хода

 

 

5.

Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты

 

 

6.

Закрытые дебюты. Гамбиты

 

 

7.

Тактический прием «мельница», «перекрытие»

 

 

8.

Тактический прием «рентген». Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

9.

Шахматный турнир

 

 

10.

Шахматный турнир

 

 

11.

Шахматный турнир

 

 

12.

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля. Анализ шахматной партии: выбери ход

 

 

13.

Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю.

 

 

14.

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

15.

Шахматный турнир

 

 

16.

Шахматный турнир

 

 

17.

Шахматный праздник

 



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «ШАХМАТЫ» 1-4 годы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «ШАХМАТЫ» 1-4 годы обучения

Воспитательные: - приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время; - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия…

Воспитательные: - приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время; - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия…

Содержание программного материала часы 1

Содержание программного материала часы 1

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета

Практико-соревновательная деятельность (1,5 ч)

Практико-соревновательная деятельность (1,5 ч)

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны: · уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы; ·…

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны: · уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы; ·…

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в

Коммуникативные УУД : - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести…

Коммуникативные УУД : - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести…

Первый год обучения Содержание раздела

Первый год обучения Содержание раздела

Примерное тематическое планирование первый год обучения ( 17 часа) №

Примерное тематическое планирование первый год обучения ( 17 часа) №

Базовые понятия шахматной игры

Базовые понятия шахматной игры

Примерное тематическое планирование второй год обучения ( 17 часов) №

Примерное тематическое планирование второй год обучения ( 17 часов) №

Базовые понятия шахматной игры

Базовые понятия шахматной игры

Примерное тематическое планирование третий год обучения ( 17 часов) №

Примерное тематическое планирование третий год обучения ( 17 часов) №

Основы дебюта: открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f 2/ f 7 перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве

Основы дебюта: открытие, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f 2/ f 7 перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве

Шахматный праздник Основные содержательные линии

Шахматный праздник Основные содержательные линии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2024