Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
15.03.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"
Направление спотривно-оздоровительное
4В,Г,Е шахматы.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 21им. Валентина Овсянникова-Заярского»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  «30» августа  2022 г.

руководитель  МО _______

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете школы  протокол №  1

от «31 » августа 2022 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 176

от «31» августа 2022 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

курса внеурочной деятельности

 

Шахматы

 

Направление: спортивно – оздоровительное

 

 

Возраст: 4 В, Г, Е-  класс

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                     Руководитель и составитель программы:

                                                     Исакова Валентина Михайловна

                                      учитель физической культуры первой категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2022 - 2023учебный год.

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 4 - классов МБОУ«СШ №21 им.  В.Овсянникова - Заярского».

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа составлена в соответствии с нормативнымитребованиями ФГОС основного общего образования и с учетом:

1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. Примерной программы по шахматам.

3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 4 - классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

4. Образовательной программы МБОУ «СШ № 21 им.  В.Овсянникова - Заярского» за 2022-2023 уч. год.

Программа разработана и составлена для учащихся 4 – классов и на изучение курса установлено определенное количество часов в неделю.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в четвертом классе.

 

Цель курса внеурочной деятельности:

 

1.     Создание условий для формирования основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

2.     Равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.

 

Задачи обучения:

Общие:

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

Результаты курса внеурочной деятельности

 

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

·        Личностные

·        Метапредметные

·        Предметные

·        Воспитательные

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

-  формирование основ шахматной культуры;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

Мета предметные результаты освоения программы - характеризуют сформированный уровень универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметныерезультаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

–овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям. Воспитание чувства уважения к результатам труда других людей. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности, установку на сохранение и укрепление интеллектуального, физического и духовно-нравственного здоровья, освоить умения и навыки ведения здорового и безопасного образа жизни.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств иповышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матовано одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приёма и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч)

 

Сведения из истории шахмат.

История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

 

Практико-соревновательная деятельность (11ч)

 

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

 

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуального подхода к обучающимся 1- 4 классов, а также специфики классного коллектива.


 

Тематическое планирование

 

 

Раздел (модуль)/тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

1

Блок «Сведения из истории шахмат.»

ü  История шахмат. История появления шахмат на Руси.

ü  Зарождение шахматной культуры в России

 

1 час.

o   Знать: историю возникновения   шахматных соревнований

o   Практическое занятие с игровыми элементами

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html

2

Блок «Базовые понятия шахматной игры.»

ü  Правила техники безопасности во время занятий шахматами, Шахматные соревнования и правила их проведения.

ü  Основные принципы  игры в дебюте

ü  Перевес в развитии фигур

2 часа

o   Практическое занятие с игровыми элементами

o   Викторина

o   Игра

 

https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/

https://www.labirint.ru/books/483632/

 

3

Блок «Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам».  

ü  Атака на короля

ü  Перевес в пространстве

ü  Оценка позиций

ü  План игры

ü  Выбор хода

ü  Открытые дебюты

ü  Полуоткрытые дебюты

ü  Закрытые дебюты

ü  Гамбиты

ü  Тактический прием «мельница»

ü  Тактический прием «перекрытие»

ü  Тактический прием «рентген»

ü  Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

ü  Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

ü  Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

ü  Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля.

ü  Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю

ü  Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

18часов

o   Практическое занятие с игровыми элементами

o   Игра

 

https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html

https://iro86.ru/images/Documents/shahmaty/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%95%D0%AE_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.pdf-сказка

https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

4

Блок «Практико-соревновательная деятельность» Конкурсы решения позиций.

ü  Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

ü  Анализ шахматной партии: выбери ход

ü  Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

ü  Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным  шахматистом

Соревнования

ü  Шахматный турнир

 

Шахматный праздник

4 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 часов

 

1 час

o   Практическое занятие с игровыми элементами

o   Игра

 

https://resh.edu.ru/subject/4/

http://cb-rzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные

https://www.labirint.ru/books/483632/

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

Итого  34 часа

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ п/п

Дата по

плану

Дата по факту

Тема

Кол-во

 часов

Вид деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

  1.  

4В-5.09

4Г-7.09

4Е-1.09

4В-5.09

4Г-7.09

4Е-1.09

История появления шахмат на Руси. Зарождение

шахматной культуры в России

 

1

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура

Учиться работать в команде, воспитывать  чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение

http://cb-rzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные

 

  1.  

4В-12.09

4Г-14.09

4Е-8.09

4В-12.09

4Г-14.09

4Е-8.09

Основные принципы  игры в дебюте

1

Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

  1.  

4В-19.09

4Г-21.09

4Е-15.09

4В-19.09

4Г-21.09

4Е-15.09

Перевес в развитии фигур

1

Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства Знать: понятия о шахматной комбинации, тактических приемах. вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, развивать умение предвидеть результаты своей деятельности. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности

http://cb-rzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные

 

  1.  

4В-26.09

4Г-28.09

4Е-22.09

4В-26.09

4Г-28.09

4Е-22.09

Атака на короля

1

Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре. Знать: понятия о шахматной комбинации завлечение, отвлечение, дебютные ловушки, короткие партии Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/

 

  1.  

4В-3.10

4Г-5.10

4Е-29.09

4В-3.10

4Г-5.10

4Е-29.09

Перевес в пространстве

1

Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса. Знать: понятия о шахматной комбинации уничтожение защиты, основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии

https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html

 

  1.  

4В-10.10

4Г-12.10

4Е-6.10

4В-10.10

4Г-12.10

4Е-6.10

Оценка позиций

1

Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, зафиксировать и систематизировать полученное знание, подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

  1.  

4В-17.10

4Г-19.10

4Е-13.10

4В-17.10

4Г-19.10

4Е-13.10

План игры

1

Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. 

https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html

  1.  

4В-24.10

4Г-26.10

4Е-20.10

4В-24.10

4Г-26.10

4Е-20.10

Выбор хода

1

Умение самостоятельно применять полученные знания на практике  в выборе хода

Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра

 

https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html

 

  1.  

4В-7.11

4Г-9.11

4Е-27.10

4В-7.11

4Г-9.11

4Е-27.10

Открытые дебюты

1

 Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней Ознакомление с классификацией дебютов. На примере показ, что такое открытые  дебюты

 

https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/

 

  1.  

4В-14.11

4Г-16.11

4Е-10.11

4В-14.11

4Г-16.11

4Е-10.11

Полуоткрытые дебюты

1

Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита Ознакомление с классификацией дебютов. На примере показ, что такое открытые,  полуоткрытые    дебюты

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

  1.  

4В-21.11

4Г-23.11

4Е-17.11

4В-21.11

4Г-23.11

4Е-17.11

Закрытые дебюты

1

Ознакомление с классификацией дебютов. На примере показ, что такое открытые,  полуоткрытые и  закрытые дебюты

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

  1.  

4В-28.11

4Г-30.11

4Е-24.11

4В-28.11

4Г-30.11

4Е-24.11

Гамбиты

1

Королевский гамбит. Знакомство по источникам

https://iro86.ru/images/Documents/shahmaty/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%95%D0%AE_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.pdf-сказка

 

  1.  

4В-5.12

4Г-7.12

4Е-1.12

4В-5.12

4Г-7.12

4Е-1.12

Тактический прием «мельница»

1

Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий

https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/

 

  1.  

4В-12.12

4Г-14.12

4Е-8.12

4В-12.12

4Г-14.12

4Е-8.12

Тактический прием «перекрытие»

1

Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий

https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html

 

  1.  

4В-19.12

4Г- 21.12

4Е-15.12

4В-19.12

4Г- 21.12

4Е-15.12

Тактический прием «рентген»

1

Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/

 

  1.  

4В-26.12

4Г- 11.01

4Е-22.12

4В-26.12

4Г- 11.01

4Е-22.12

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработка на практике материала Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности

https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html

 

  1.  

4В-9.01

4Г-18.01

4Е-12.01

4В-9.01

4Г-18.01

4Е-12.01

Анализ шахматной партии: выбери ход

1

Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.   С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/

 

  1.  

4В-16.01

4Г-

4Е-

4В-16.01

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

https://www.labirint.ru/books/483632/

 

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой

и королем против ладьи и короля

 

1

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой

и королем против ладьи и короля

 

1

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону

https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и

королем против ладьи и короля

1

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами

https://iro86.ru/images/Documents/shahmaty/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%95%D0%AE_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.pdf-сказка

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и

королем против ладьи и короля

 

1

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону

https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя

слонами одинокому королю

 

1

Просмотр видеофильма. Уметь разобрать и сделать вывод в игре Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону

https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Простейшие легкофигурные

окончания: мат конем и слоном

одинокому королю

1

Знать: понятия о шахматной комбинации шахматной партии основы пешечных и простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном

одинокому королю

 

http://cbrzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Конкурс решения позиций: как

бы вы сыграли?

1

Отработка на практике материала Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности

https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Роль шахмат в жизни человека.

Как стать сильным шахматистом

 

1

Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре.  Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.   С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Уметь: играть партию от начала  до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Уметь: играть партию от начала  до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный турнир

1

Уметь: играть партию от начала  до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

 

  1.  

4В-

4Г-

4Е-

4В-

4Г-

4Е-

Шахматный праздник

1

Активно участвуют в играх и эстафетах.  Общаются и взаимодействуют со сверстниками.  Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике

https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/

https://www.labirint.ru/books/483632/

 

 

ИТОГО

          34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 

Для реализации программы обеспечены учебниками и творческими тетрадями для общеобразовательных учреждений авторов: Уманской Э.Э., Волковой Е.И., Прудниковой Е.А, имеется необходимое: комплекты шахмат на класс для игры.

 Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

·        Учебно-методическое обеспечение

Учебники:

Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый и второй, третий и четвертый год обучения.

·        Учебно-методические пособия.

1.     Шахматы. Четвертый год обучения. Четвертый класс. Методическое пособие для учителя.

2.     Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе четвертый год обучения   методические рекомендации- М.: Просвещение, 2017

·        Рабочая тетрадь: Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе четвертый год обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: четвертый год обучения. Методика проведения занятий. – М.: ООО «Дайв», 2009, 256 с. 

Материально-техническое обеспечение

·        Учебное оборудование

·        Компьютерная техника

·        Электронные образовательные ресурсы

·        Образовательные Интернет-ресурсы

Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры (шахматы).

http://www.chess-in-schools.org официальный сайт программы «Шахматы в школе» в России

https://www.fide.com/ - официальный сайт «Международной шахматной федерации» (FIDE)

http://moscowchess.org официальный сайт региональной общественной организации – Шахматная федерация г.Москвы

http://ruchess.ru/ официальный сайт общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация»

http://zdd.1september.ru/ Газета "Здоровье детей" Издательского дома "Первое сентября»

http://spo.1september.ru/ Газета "Спорт в школе" Издательского дома "Первое сентября"

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся классов и специфики коллектива.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 21им

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 21им

Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 4 - классов

Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 4 - классов

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов освоения курса, заложенных в

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов освоения курса, заложенных в

Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию,…

Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию,…

Оздоровительные: - формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности; - формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;…

Оздоровительные: - формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности; - формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;…

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Блок « Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам»

Блок « Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам»

Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа) № п/п

Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа) № п/п

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности

Г-16.11 4Е-10.114В-14.11 4Г-16

Г-16.11 4Е-10.114В-14.11 4Г-16

Г- 21.12 4Е-15.124В-19.12 4Г- 21

Г- 21.12 4Е-15.124В-19.12 4Г- 21

Е-4В- 4Г- 4Е-Шахматный турнир1

Е-4В- 4Г- 4Е-Шахматный турнир1

В- 4Г- 4Е-4В- 4Г- 4Е-Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю1

В- 4Г- 4Е-4В- 4Г- 4Е-Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю1

В- 4Г- 4Е- 4В- 4Г- 4Е-

В- 4Г- 4Е- 4В- 4Г- 4Е-

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение ·

Материально-техническое обеспечение ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2023