Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 21им. Валентина Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «30» августа 2022 г. руководитель МО _______ |
ПРИНЯТА на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31 » августа 2022 г |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _____________/Е.А. Левицкая Приказ № 176 от «31» августа 2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Шахматы
Направление: спортивно – оздоровительное
Возраст: 4 В, Г, Е- класс
Руководитель и составитель программы:
Исакова Валентина Михайловна
учитель физической культуры первой категории.
Нижневартовск, 2022 - 2023учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 4 - классов МБОУ«СШ №21 им. В.Овсянникова - Заярского».
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа составлена в соответствии с нормативнымитребованиями ФГОС основного общего образования и с учетом:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной программы по шахматам.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 4 - классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
4. Образовательной программы МБОУ «СШ № 21 им. В.Овсянникова - Заярского» за 2022-2023 уч. год.
Программа разработана и составлена для учащихся 4 – классов и на изучение курса установлено определенное количество часов в неделю.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в четвертом классе.
Цель курса внеурочной деятельности:
1. Создание условий для формирования основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
2. Равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
Задачи обучения:
Общие:
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Результаты курса внеурочной деятельности
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
· Личностные
· Метапредметные
· Предметные
· Воспитательные
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
Мета предметные результаты освоения программы - характеризуют сформированный уровень универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметныерезультаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
–овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям. Воспитание чувства уважения к результатам труда других людей. Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности, установку на сохранение и укрепление интеллектуального, физического и духовно-нравственного здоровья, освоить умения и навыки ведения здорового и безопасного образа жизни.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств иповышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матовано одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приёма и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Содержание учебного предмета
Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуального подхода к обучающимся 1- 4 классов, а также специфики классного коллектива.
Тематическое планирование
|
Раздел (модуль)/тема |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
||||
1 |
Блок «Сведения из истории шахмат.» ü История шахмат. История появления шахмат на Руси. ü Зарождение шахматной культуры в России
|
1 час. |
o Знать: историю возникновения шахматных соревнований o Практическое занятие с игровыми элементами |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/ https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html |
2 |
Блок «Базовые понятия шахматной игры.» ü Правила техники безопасности во время занятий шахматами, Шахматные соревнования и правила их проведения. ü Основные принципы игры в дебюте ü Перевес в развитии фигур |
2 часа |
o Практическое занятие с игровыми элементами o Викторина o Игра
|
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/ https://www.labirint.ru/books/483632/
|
3 |
Блок «Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам». ü Атака на короля ü Перевес в пространстве ü Оценка позиций ü План игры ü Выбор хода ü Открытые дебюты ü Полуоткрытые дебюты ü Закрытые дебюты ü Гамбиты ü Тактический прием «мельница» ü Тактический прием «перекрытие» ü Тактический прием «рентген» ü Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля ü Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля ü Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля ü Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля. ü Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю ü Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю |
18часов |
o Практическое занятие с игровыми элементами o Игра
|
https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html https://iro86.ru/images/Documents/shahmaty/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%95%D0%AE_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.pdf-сказка https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
4 |
Блок «Практико-соревновательная деятельность» Конкурсы решения позиций. ü Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? ü Анализ шахматной партии: выбери ход ü Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? ü Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом Соревнования ü Шахматный турнир
Шахматный праздник |
4 часа
8 часов
1 час |
o Практическое занятие с игровыми элементами o Игра
|
https://resh.edu.ru/subject/4/ http://cb-rzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные https://www.labirint.ru/books/483632/ https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/ https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
Итого 34 часа |
|
Календарно-тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
4В-5.09 4Г-7.09 4Е-1.09 |
4В-5.09 4Г-7.09 4Е-1.09 |
История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России
|
1 |
Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура Учиться работать в команде, воспитывать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение |
http://cb-rzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные
|
|
4В-12.09 4Г-14.09 4Е-8.09 |
4В-12.09 4Г-14.09 4Е-8.09 |
Основные принципы игры в дебюте |
1 |
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
|
4В-19.09 4Г-21.09 4Е-15.09 |
4В-19.09 4Г-21.09 4Е-15.09 |
Перевес в развитии фигур |
1 |
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства Знать: понятия о шахматной комбинации, тактических приемах. вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, развивать умение предвидеть результаты своей деятельности. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности |
http://cb-rzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные
|
|
4В-26.09 4Г-28.09 4Е-22.09 |
4В-26.09 4Г-28.09 4Е-22.09 |
Атака на короля |
1 |
Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре. Знать: понятия о шахматной комбинации завлечение, отвлечение, дебютные ловушки, короткие партии Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. |
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/
|
|
4В-3.10 4Г-5.10 4Е-29.09 |
4В-3.10 4Г-5.10 4Е-29.09 |
Перевес в пространстве |
1 |
Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса. Знать: понятия о шахматной комбинации уничтожение защиты, основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии |
https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html
|
|
4В-10.10 4Г-12.10 4Е-6.10 |
4В-10.10 4Г-12.10 4Е-6.10 |
Оценка позиций |
1 |
Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, зафиксировать и систематизировать полученное знание, подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
|
4В-17.10 4Г-19.10 4Е-13.10 |
4В-17.10 4Г-19.10 4Е-13.10 |
План игры |
1 |
Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. |
https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html |
|
4В-24.10 4Г-26.10 4Е-20.10 |
4В-24.10 4Г-26.10 4Е-20.10 |
Выбор хода |
1 |
Умение самостоятельно применять полученные знания на практике в выборе хода Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра
|
https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html
|
|
4В-7.11 4Г-9.11 4Е-27.10 |
4В-7.11 4Г-9.11 4Е-27.10 |
Открытые дебюты |
1 |
Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней Ознакомление с классификацией дебютов. На примере показ, что такое открытые дебюты
|
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/
|
|
4В-14.11 4Г-16.11 4Е-10.11 |
4В-14.11 4Г-16.11 4Е-10.11 |
Полуоткрытые дебюты |
1 |
Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита Ознакомление с классификацией дебютов. На примере показ, что такое открытые, полуоткрытые дебюты |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
|
4В-21.11 4Г-23.11 4Е-17.11 |
4В-21.11 4Г-23.11 4Е-17.11 |
Закрытые дебюты |
1 |
Ознакомление с классификацией дебютов. На примере показ, что такое открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
|
4В-28.11 4Г-30.11 4Е-24.11 |
4В-28.11 4Г-30.11 4Е-24.11 |
Гамбиты |
1 |
Королевский гамбит. Знакомство по источникам |
https://iro86.ru/images/Documents/shahmaty/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%95%D0%AE_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.pdf-сказка
|
|
4В-5.12 4Г-7.12 4Е-1.12 |
4В-5.12 4Г-7.12 4Е-1.12 |
Тактический прием «мельница» |
1 |
Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий |
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/
|
|
4В-12.12 4Г-14.12 4Е-8.12 |
4В-12.12 4Г-14.12 4Е-8.12 |
Тактический прием «перекрытие» |
1 |
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий |
https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html
|
|
4В-19.12 4Г- 21.12 4Е-15.12 |
4В-19.12 4Г- 21.12 4Е-15.12 |
Тактический прием «рентген» |
1 |
Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/
|
|
4В-26.12 4Г- 11.01 4Е-22.12 |
4В-26.12 4Г- 11.01 4Е-22.12 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
1 |
Отработка на практике материала Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности |
https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html
|
|
4В-9.01 4Г-18.01 4Е-12.01 |
4В-9.01 4Г-18.01 4Е-12.01 |
Анализ шахматной партии: выбери ход |
1 |
Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/
|
|
4В-16.01 4Г- 4Е- |
4В-16.01 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Игровая практика Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/ https://www.labirint.ru/books/483632/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля
|
1 |
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля
|
1 |
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля |
1 |
Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами |
https://iro86.ru/images/Documents/shahmaty/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%95%D0%AE_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE.pdf-сказка |
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля
|
1 |
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
https://book24.ru/catalog/shakhmatnaya-shkola-dlya-detey-1502/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю
|
1 |
Просмотр видеофильма. Уметь разобрать и сделать вывод в игре Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону |
https://chess-opt.ru/yea-prudnikova-yei-volkova-shahmaty-v-shkole-metodicheskiye-rekomendatsii-trety-god-obucheniya
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю |
1 |
Знать: понятия о шахматной комбинации шахматной партии основы пешечных и простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю
|
http://cbrzhev.blogspot.com/2017/07/blog-post_20.html-художественные
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
1 |
Отработка на практике материала Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени. Умение определять и формулировать тему и цель деятельности |
https://www.rulit.me/books/uchebnik-shahmatnoj-igry-read-280225-1.html
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом
|
1 |
Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре. Решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
https://www.championat.com/other/article-4586611-12-filmov-o-shahmatah-kotorye-stoit-posmotret-zaschita-luzhina-grossmejster-hod-korolevy-i-drugie.html |
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный турнир |
1 |
Уметь: играть партию от начала до конца с записью и с различным контролем времени. Соблюдают правила техники безопасности во время участия |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/
|
|
4В- 4Г- 4Е- |
4В- 4Г- 4Е- |
Шахматный праздник |
1 |
Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике |
https://www.ozon.ru/category/shahmaty-v-shkole-prudnikova/ https://www.labirint.ru/books/483632/
|
ИТОГО |
34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации программы обеспечены учебниками и творческими тетрадями для общеобразовательных учреждений авторов: Уманской Э.Э., Волковой Е.И., Прудниковой Е.А, имеется необходимое: комплекты шахмат на класс для игры.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
· Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый и второй, третий и четвертый год обучения.
· Учебно-методические пособия.
1. Шахматы. Четвертый год обучения. Четвертый класс. Методическое пособие для учителя.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе четвертый год обучения методические рекомендации- М.: Просвещение, 2017
· Рабочая тетрадь: Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе четвертый год обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: четвертый год обучения. Методика проведения занятий. – М.: ООО «Дайв», 2009, 256 с.
Материально-техническое обеспечение
· Учебное оборудование
· Компьютерная техника
· Электронные образовательные ресурсы
· Образовательные Интернет-ресурсы
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры (шахматы).
http://www.chess-in-schools.org официальный сайт программы «Шахматы в школе» в России
https://www.fide.com/ - официальный сайт «Международной шахматной федерации» (FIDE)
http://moscowchess.org официальный сайт региональной общественной организации – Шахматная федерация г.Москвы
http://ruchess.ru/ официальный сайт общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация»
http://zdd.1september.ru/ Газета "Здоровье детей" Издательского дома "Первое сентября»
http://spo.1september.ru/ Газета "Спорт в школе" Издательского дома "Первое сентября"
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся классов и специфики коллектива.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.