Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Оценка 4.8
Образовательные программы
pdf
другое
1 кл—4 кл
25.02.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Проектная деятельность» по научно-исследовательскому направлению разработана на основе авторской программы к учебному комплекту «Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности “Учусь создавать проект”.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91 имени Надежды Курченко с углубленным изучением отдельных предметов»  города Ижевска Удмуртской Республики

 

 

 

                                                                                                                 Составлена на основе авторской

программы к учебному комплекту  «Учусь создавать проект».

Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф.

Селимова

           

           

        

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  по научно-исследовательскому направлению Проектная деятельность Возраст детей: 6-11 лет.

Срок реализации: 4 года.

(1 час в неделю: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах  в год)

 

          

 

 

Авторы-составители:

Кедрова О.Г., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь» Старинная китайская поговорка

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Проектная деятельность» по научно-исследовательскому направлению разработана на основе авторской программы к учебному комплекту «Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.     

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. С появлением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» происходит изменение оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятие «компетенция». В Концепции закреплено положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Таким образом, новая цель образования – формирование компетентной личности выпускника через освоение им ключевых образовательных компетенций. 

         Что же такое компетентность? В федеральном государственном образовательном стандарте датся следующее определение понятия.

Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов: 

      постановку проблемы, 

      изучение теории, посвященной данной проблематике, 

      подбор методик исследования и практическое овладение ими, 

      сбор собственного материала, его анализ и обобщение,  научный комментарий, собственные выводы. 

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. 

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий по проектной деятельности, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Проектная деятельность» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, способностях. 

В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.             Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2.             Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.             Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.             Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.             Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный,  деятельностный подходы.  

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

              соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;            содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

              непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

              развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

              системность организации учебно-воспитательного процесса;

              раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Программа «Проектная деятельность» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Она включает в себя 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 часа в первом классе и по 34  часа во 2, 3, 4 классах. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. 

 

Формы занятий

              по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

              по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

              по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические

занятия, комбинированные формы занятий.

 

Режим занятий

Продолжительность занятий: 1 класс – в первом полугодии - 35 минут, во втором полугодии  - 40 минут,  2 – 4 классы – 40 минут.

 

Основные разделы программы

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. 

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.             Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2.             Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.             Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.             Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.             Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и

любознательность, память и способность к восприятию.

 

Этапы проектно-исследовательской деятельности: Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

 

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

 

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои

достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:

 

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи курса:

1.  Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.  Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по               совместной деятельности;

  способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.

3.  Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  воспитание целеустремленности и настойчивости;

  формирование навыков организации рабочего пространства и рационального         использования рабочего времени;

  формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и      сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.  Формирование умения решать творческие задачи.

5.  Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,     использование). 

 

Описание ценностных ориентиров курса «Проектная деятельность»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя

страны и государства. 

 

Ожидаемы результаты и способы определения их результативности

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

1.                  Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

2.                  Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

3.                  Итоговый контроль в формах:

        тестирование;

        практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

        степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении проекта;

        поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивающие положительные результаты;

        результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

        умение оценивать промежуточные и конечные результаты;

        умение осуществить анализ результатов;

        умение выделить проблему,  поставить цель проекта или исследования, определить предполагаемы продукт проекта;

        косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по разным школьным дисциплинам.

 

Критерии оценки результатов тестов.

§   80 – 100% - высокий уровень освоения программы;

§   60-80% - уровень выше среднего;

§   50-60% - средний уровень; § 30-50% - уровень ниже среднего;

§   меньше 30% - низкий уровень. 

 

 

 

Планируемы результаты 

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-   ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней            позиции         обучающегося           на        уровне            понимания           необходимости         проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

-   выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

 

Познавательные УУД Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

 

Коммуникативные УУД Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

  

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

 

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по логике, относятся:

           DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор; 

           цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

           компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность создать атмосферу вовлеченности. 

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

           виды деятельности учеников на уроке;          приёмы преподнесения заданий;           процесс выполнения заданий.

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. 

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства широко привлекаются также при создании:

           классных газет и журналов (компьютер); 

           фотоальбомов (фотоаппарат); 

           DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) математических праздников, конкурсов и т.д. 

Анализируя и создавая изображения с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

 

Список литературы

1.    Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

2.    Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. 

3.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:

пособие для учителя/  под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. 

4.    Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления./О.Ю.Нежинская  –Волгоград, 2004г.

5.    Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,              проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса               (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2011г.).

6.    Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем,             проектируем, создаем: Рабочие тетради 1,2,3,4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова,              «РОСТкнига», 2011г.).

7.    Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для 

             воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / 

8.    Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых            // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74. 

9.    Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе  / Е. М. Карпов // Лучшие              страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

10.                        Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии /              С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. –              № 7. – С. 41-44. 

11.                        Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: -              ПЕР СЭ, 2000. – 80 с. 

12.                        Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И.              Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33. 

13.                        Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для 1 класса

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Кто я? Моя семья.

1

 

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

 

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

 

4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

1

 

5

Повторение. Давай вспомним.

1

 

6

Проблема.

1

 

7

Проблема. Решение проблемы.

1

 

8

Гипотеза. Предположение.

1

 

9

Гипотеза. Играем в предположения.

1

 

10

Цель проекта.

1

 

11

Задача проекта.

1

 

12

Выбор нужной информации.

1

 

13

Интересные люди - твои помощники.

1

 

14

Продукт проекта.

1

 

15

Виды продукта. Макет.

1

 

16

Повторение пройденных проектных понятий.

1

 

17-18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

2

 

19-20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

 

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

 

22-23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

2

 

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

 

25-26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

2

 

27

Повторение. Давай вспомним.

1

 

28

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

 

29

Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

 

30

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

 

31

Тест «Чему я научился?»

1

 

32-33

Памятка для учащегося-проектанта. Советы на лето от Мудрого Дельфина.

2

 

 

Итого

33

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для 2 класса

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

 

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.

1

 

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

 

4

Выбор помощников в работе над текстом.

1

 

5

Этапы работы над проектом.

1

 

6

Актуальность          темы   проекта.         Твое    знакомство    с           понятием «актуальность».

1

 

7

Проблема. Решение проблемы.

1

 

8

Выработка гипотезы-предположения

1

 

9

Цель проекта. Задачи проекта

1

 

10

Сбор информации для проекта

1

 

11

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

 

12

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

 

13

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка»

1

 

14

Играем в ученых. Это интересно

1

 

15

Тест «Чему ты научился?»

1

 

16

Отбор           информации для      семиминутного         выступления.           (Мини- сообщение)

1

 

17

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

1

 

18

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

 

19

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

1

 

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

 

21

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

 

22

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

2

 

23-24

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

 

25

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

1

 

26

Играем в ученых. Это интересно

1

 

27

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

 

28

Памятка жюри конкурсов

1

 

29

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

 

30

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

 

31

Играем в ученых. Это интересно

1

 

32-33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам

1

 

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

 

 

Итого

34

 

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

 

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.

Решение проблемы

1

 

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

 

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом.

Сбор информации

1

 

5-6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

 

7-8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

 

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

 

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

 

11-12

Практическая работа. Создание мини-постера

2

 

13-15

Изучение   и   освоение   возможностей   программы   МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

 

16-17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

 

18-19

Программа МРР. Дизайн

2

 

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

 

22-23

Требования к компьютерной презентации. Power Point

2

 

24-25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

2

 

26-28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

3

 

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

Обработка информации. Интервью. Визитка

2

 

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

 

32

Твои впечатления от работы над проектом. Пожеланиям будущим проектантам

1

 

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин)

1

 

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

2

 

 

ИТОГО

34

 

Тематическое планирование для 3 класса

 

 

 

 

Тематическое планирование для 4 класса

 

 

№п/п

 

                                                      Тема

 

Теор ия

 

Прак тика

 

Дата

1.  

Твои новые интересы

1

 

 

2.  

Виды проектов

1

 

 

3.  

Исследовательско – творческий проект

1

 

 

4.  

Творческий проект

1

 

 

5.  

Ролево – игровой проект

1

 

 

6.  

Ролево – игровой проект

 

1

 

7.  

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

1

 

 

8.  

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

 

1

 

9.  

Информационно – исследовательский проект

1

 

 

10.  

Информационно – исследовательский проект

 

1

 

11.  

Практико – ориентированный проект

1

 

 

12.  

Практико – ориентированный проект

 

1

 

13.  

Монопредметный проект

1

 

 

14.  

Монопредметный проект

 

1

 

15.  

Виды презентационных проектов

1

 

 

16.  

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

1

 

 

17.  

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

 

 

18.  

Правильная подготовка презентации к проекту

1

 

 

19.  

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

 

 

20.  

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

 

 

 

21.  

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

 

 

22.  

Типичные ошибки проектантов

 

1

 

23.  

Критерий итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

 

 

24.  

Программа МРР

1

 

 

25.  

Формирование умений в работе с диаграммой

 

1

 

26.  

Формирование умений в работе с таблицей

 

1

 

27.  

Формирование умений в работе с диаграммой. Формирование умений в работе с таблицей

 

1

 

28.  

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

 

 

29.  

Использование ресурсов интернета при подготовке презентации

1

 

 

30.  

Программа MICROSOFT OFFICE WORD.

 

1

 

31.  

Формирование навыков работы с текстом.

 

1

 

32.  

Настройка полей и абзацев.

 

1

 

33.  

Твои впечатления от работы над проектом.  Пожелания будущим проектантам

1

 

 

34.  

Итоговое занятие

1

 

 

 

ИТОГО

21

23

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91 имени

Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем»

Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем»

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: • воспитание целеустремленности и настойчивости; • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; •…

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: • воспитание целеустремленности и настойчивости; • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; •…

Планируемы результаты Личностные

Планируемы результаты Личностные

Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения…

Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения…

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :

Технические средства широко привлекаются также при создании: • классных газет и журналов (компьютер); • фотоальбомов (фотоаппарат); •

Технические средства широко привлекаются также при создании: • классных газет и журналов (компьютер); • фотоальбомов (фотоаппарат); •

Тематическое планирование для 1 класса №п/п

Тематическое планирование для 1 класса №п/п

Повторение. Давай вспомним. 1 28

Повторение. Давай вспомним. 1 28

Играем в ученых. Это интересно 1 27

Играем в ученых. Это интересно 1 27

Тема Кол-во часов

Тема Кол-во часов

Тематическое планирование для 4 класса №п/п

Тематическое планирование для 4 класса №п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2023