Рабочая программа курса внеурочной деятельности юнармейского отряда "Юнармия"
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности юнармейского отряда "Юнармия"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
ОБЗР
6 кл—8 кл
19.10.2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельности юнармейского отряда "Юнармия"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ юнармейского отряда «Юнармия» духовно-нравственного направления развития личности обучающегося для 6-8 классов
6-8 Юнармия 2020-2021.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

 

Рассмотрено и обсуждено на заседании ШМО учителей естественных наук

Протокол №_1__ от «_23» августа 2021 г.

Руководитель ШМО:

___________ Тухфатуллина Р.Х.

Согласовано

заместитель директора по учебной работе

МБОУ “Татарско-Толкишская СОШ”

________________ Валиева Ф.М.

“__23__” августа 2021 г.

Утверждено

Директор МБОУ “Татарско-Толкишская СОШ”

___________________ Мирсиапова Г.А.

Приказ “_65___” от “_24___” августа 2021 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           

 

юнармейского отряда «Юнармия»

            духовно-нравстенного направления развития личности обучающегося

для 6-8 классов

 

 

 

 

Составитель:

Сатдаров Фаргат Гумерович,

преподаватель-организатор ОБЖ высшей квалификационной категории

 

 

Предмет:

Основы безопасности жизнедеятельности

           

 

 

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

 

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формировать данные качества возможно лишь через вовлечение подрастающего поколения в специфическую гражданскую деятельность.

Патриотизм прививается в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
            В 2016 году создано Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» (далее Юнармия).

Целью Юнармии является:                                              

1) участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;                        

2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;                                                                                                                                              3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;                                                                         

4) сохранение и приумножение патриотических традиций;                                                                        

5) формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Первичная форма организации участников Юнармии – отряд, который может создаваться на базе образовательных организаций, военно-патриотических клубов (центров), кадетских классов и школ, общественных и иных заинтересованных организаций. Количество желающих вступить в Юнармию растет. Для удовлетворения потребностей обучающихся подготовку юнармейцев (кандидатов в юнармейцы) нужно организовать в образовательном учреждении в отделении дополнительного образования или во внеурочной деятельности.

Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармейский отряд «ЮНАРМИЯ»» (далее Программа) предназначена для обучающихся 6 – 8 классов (основного общего образования) образовательных учреждений, которые вступили (вступают) в ряды Юнармии, создали (создают) в образовательном учреждении юнармейский отряд.

Программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

Проектирование содержания программы осуществлено на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ООО).

Актуальность программы. Защита Отечества является важнейшим направлением в деятельности современного Российского государства и его граждан. От успешного разрешения существующих в данной сфере проблем зависит будущее России как суверенного государства, полноправного субъекта международного права.

Интересы обороны страны требуют постоянного улучшения подготовки молодежи к службе в ВС. Стать полноценным воином ВС РФ, овладеть сложной боевой техникой, новейшим вооружением в условиях сокращенных сроков службы – задача не из легких. Для ее решения наши юноши еще до призыва в Армию должны обладать высокими морально-политическими качествами, приобретать определенные навыки в военной подготовке, знать Уставы, обязанности, обусловленные военной присягой, и добросовестно их выполнять.

Детский возраст 12-15 лет является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Реализовать цели духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания только с помощью системы знаний невозможно. Обучающиеся образовательного учреждения вступают в ряды Юнармии и это требует от педагогического состава совершенствование содержания форм и методов духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания с учетом новых социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней обучающихся (юнармейцев), через изменение климата образовательного учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Педагогическая целесообразность программы. Военно-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие подростков с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения, должной физической и военно-профессиональной готовности к защите Отечества.

Программа позволяет:

- обучающимся (юнармейцам) расширить кругозор, начальную военную подготовку, сформировать готовность к защите Отечества;

-  усилить ориентацию обучающихся (юнармейцев) на развитие их интересов и способностей к будущей военной деятельности, приобретении знаний и практических навыков, необходимых при прохождении службы и опыта вхождения в коллектив, межличностных отношений и коллективной деятельности.

Программа ориентирована на обучение и воспитание обучающихся (юнармейцев) с учетом их индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, личностных склонностей путем создания благоприятных условий, для умственного, нравственного, патриотического и физического развития личности.

Место программы в образовательном процессе. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования в течение двух последних лет обучения (10-11 класс). Данная подготовка осуществляется педагогическими работниками образовательного учреждения и предусматривает проведение с ними учебных сборов.

Программа представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития юнармейского отряда. Программа позволит целенаправленно развивать военно-патриотическое воспитание с учетом социального заказа общества, опоры на внешние и внутренние возможности образовательного учреждения в решении стоящих перед ней проблем, особенных возможностей обучающихся (юнармейцев). 

Цель программы:

развитие у обучающихся (юнармейцев) гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование необходимых качеств, обеспечивающих адаптацию к условиям военной службы, воспитания верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Задачи:

1.Обучающие:

       способствовать развитию познавательного интереса к военной истории страны, историческому прошлому народа;

        ознакомление с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого обучающегося юнармейца;

       познакомить обучающихся (юнармейцев) со структурой и составом ВС РФ, назначением видов и родов войск, боевыми традициями ВС РФ, порядком прохождения военной службы;

        изучить основы ведения боевых действий и обязанности солдата в бою, уметь выполнять действия солдата в различных видах боя;

       изучить боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия, правила его сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;

        получить знания о действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и метании ручных гранат;

       твердо знать порядок и правила оказания первой помощи, уметь правильно оказать первую доврачебную помощь себе и товарищу;

       изучить общие обязанности военнослужащих, порядок выполнения приказа, требования воинской дисциплины, правила воинской вежливости и воинского приветствия;

       знать обязанности солдата перед построением и в строю, уметь четко и правильно выполнять строевые приемы.

2. Развивающие:

       развивать позитивные личностные качества, организаторские способности, ответственность, смелость и самостоятельность;

       развивать интерес к военной и службе, к социально значимой деятельности;

       развивать познавательные интересы, коммуникативные и исследовательские компетенции, способствующих формированию личности, способной обнаруживать жизненно важные смыслы в традициях российских вооруженных сил;

       развивать физическое развитие.

3.   Воспитательные:

       воспитывать у обучающихся (юнармейцев) патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;

       воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его Вооруженным Силам;

       воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; чувство товарищества и взаимовыручки, высокие нравственно-волевые качества, активную гражданскую позицию;

       воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели;

       сформировать положительную мотивацию к военной службе, чувство гордости за свой народ и страну.

Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для обучающихся 6-8 классов образовательного учреждения, вступивших или желающих вступить в ряды Юнармии. В ней используется методический аппарат, формы и методы работы адекватные возрасту обучающихся (юнармейцев).

Программа имеет модульный формат (каждый раздел представляет собой модуль), позволяющий                    структурировать и дифференцировать материал, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, использовать широкий спектр форм и методов работы, с учетом психофизических особенностей учащихся.

Количество учебных часов – 105 часов:

1 год обучения – 35 часов;

2 год обучения – 35 часов;

3 год обучения – 35 часов.

            Режим занятий: занятия проводятся 1 час в неделю, продолжительность занятия – 40 мин.

Программа состоит из 7 модулей, все модули соответствуют одному из направлений работы по внеурочной деятельности: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, общекультурному и социальному. Это позволяет варьировать содержание внеурочной деятельности в зависимости от возраста учащихся.

Модули программы:

1. «От «Юнармии» до армии: путь защитника Отечества».

2. «Военная история и военные традиции России».

3. «Юнармеец – меткий стрелок».

4. «Первые шаги в медицину».

5. «Юнармеец - готов к труду и обороне (военно-прикладная физическая подготовка).

6. «Строевая подготовка юнармейца».

7. «Военно-патриотические мероприятия, конкурсы, сборы, конференции, экскурсии и соревнования».

При составлении программы было учтено, что обучающиеся (юнармейцы) в группе с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Программа призвана помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами освоения программы являются:

       Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, и её вооруженным силам.

       Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан.

       Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.

       Проявление познавательных интересов и активности в области военной подготовки.

       Формирование способностей применять теоретические знания в практическую деятельность.

       Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.

       Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

формирование универсальных учебных действий:

познавательные УУД:

       Научатся объяснять особенности современных процессов мирового развития, которые формируют угрозы для безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.

       Научатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

       Научатся характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны.

       Научатся доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ.

       Научаться обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

       Научатся обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.

       Научатся логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.

коммуникативные УУД:

       Научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

       Научатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

       Научатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

       Научится аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

       Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

       Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

       Научится работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

регулятивные УУД:

       Научится регулировать свои потребности в пользу духовных, интеллектуальных и эстетических.

       Научится планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

       Научится принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

       Научится дисциплинированности, инициативности, ответственности.

Предметными результатами освоения программы являются:

       Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.

       Сформированность морально-психологических и физических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях. Знание правовых основ военной службы, статуса военнослужащего, основных положений общевоинских уставов.

       Знание основных видов воинской деятельности, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.

       Знания о размещении и быте военнослужащих, об организации караульной и внутренней служб, о радиационной, химической и биологической защите войск.

       Умений в выполнении элементов строевой и огневой подготовок;

       Владение основами медицинских знаний и оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.

Формы работы: беседа, круглый стол, викторина, дискуссия, просмотр фильмов, презентация, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, соревнование, турнир, экскурсия, слет, игра, тренировка, конкурс, конференция, викторина, встреча, концерт, туристический слет, проект, исследование, проектная деятельность.

Критерии и способы оценки качества реализации программы. Основными показателями результативности программы являются активное участие обучающихся (юнармейцев) в конкурсно-соревновательных мероприятиях, которые позволяют им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения Программы.

Результаты испытаний позволяют оценить степень усвоения обучающимися (юнармейцами) материала. Контрольные испытания проводятся в форме выполнения нормативов по модулям спортивно-оздоровительной направленности (огневая подготовка, строевая подготовка, общефизическая подготовка), а также в виде смотров, конкурсов и викторин. Результаты полученные каждым обучающимся (юнармейцем) учитываются, систематизируются в форме рейтинга и являются критерием при поощрении в конце ученого года.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

6 класс

 

Вводное занятие. Теория. Первый год обучения. Знакомство с программой «Юнармеец – защитник Отечества». Определение цели и задач обучения на учебный год. Беседа о задачах деятельности школьного отряда «Юнармии».

Теория. Бессмертный подвиг защитников Отечества (на примере Великой отечественной войны). Расширение знаний о героическом прошлом нашей страны, формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным; сохранение традиций доблестного служения Отечеству; воспитание патриотизма и гражданственности.

Теория. Город-герой Ленинград – символ мужества и стойкости защитников Отечества. Совершенствование духовно - патриотического развития обучающихся, формирование чувства гордости за свою страну, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны, развитие мышления и познавательной активности.      

Практика. Каким должен быть защитник Отечества? Проект. Обучающимся юнармейцам предлагается выполнить проект. Цели проекта: Познакомить обучающихся юнармейцев с жизнью Александра Невского. Привить чувство уважения и гордости к истории России. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) обучающийся юнармеец выбирает сам.

Теория. Гражданин и армия: что такое воинская обязанность?

Воинская обязанность граждан. Правовой основой военной службы является статья 59 Конституции и Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.          

Практика. Гражданин и армия: кто и где охраняет нашу страну? Патриотическая викторина.

Практика. Гражданин и армия: для чего нам армия? Обучающимся юнармейцам предлагается выполнить проект. Цели проекта: Развитие патриотических чувств, познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. Сформировать умения осуществлять поисково-исследовательскую деятельность. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) обучающийся юнармеец выбирает сам.

Теория. История военной символики и формы. Государственные символы России. Знамена и флаги как воинские символы. Военная форма одежды.

Теория. Воинские звания ВС РФ и взаимоотношения по ним. Войсковые и корабельные воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Единоначалие. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие. Перечень воинских званий военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации. Единоначалие.

Практика. Они сражались за Родину. Обучающимся юнармейцам предлагается выполнить проект. Цели проекта: Воспитание духовных ценностей – любовь к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие. Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. Сформировать умения осуществлять поисково-исследовательскую деятельность. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) обучающийся юнармеец выбирает сам.

Теория. Древнерусское государство и его вооруженная организация. Древние славяне и их вооруженная организация. Сведения византийских и арабских авторов о состоянии военного искусства у славянских племен. Вооружение и стратегические приёмы славян. Тактика. Военные хитрости и военные традиции славянских племен. Древнерусское государство и его вооруженная организация. Организация древнерусской рати в X – XI вв. Командование войском. Вооружение руссов. Боевой порядок древнерусской рати. Тактика и стратегия боя и войны.

Теория. Первые военные победы русских князей в Византии и Дунае. От Олега до Святослава. Боевые походы князей на Византию и Дунай IX-X вв. Первые сведения о боевых походах. Походы Олега на Константинополь. Поход Святослава. Стратегия и тактика осады Константинополя.

Практика. Имя России: Александр Невский полководец и дипломат. Рассмотреть биографию военачальника, определить его роль в истории нашего государства. Обучающимся юнармейцам предлагается выполнить проект. Цели проекта: Познакомить обучающихся юнармейцев с жизнью Александра Невского. Привить чувство уважения и гордости к истории России. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) обучающийся юнармеец выбирает сам.

Теория. Военное искусство Александра Невского и русского народа в войнах со шведскими и немецкими феодалами. Развитие русского военного искусства в войнах со шведскими и немецкими феодалами. Немецко-рыцарская агрессия в Прибалтике и Северо-Западной Руси. Войны за независимость и целостность государства. Невская битва (1204 г.). Ледовое побоище (1242 г.): итоги и результаты.

Теория. Военное вторжение монголо-татарских племен на территорию Руси. Развитие военного искусства вооруженной организации в войнах русичей с монголо-татарским игом. Сражение на р. Калке (1223 г.). Нашествие на Русь войска хана Батыя (1237 г.). Завоевание Руси монголо-татарами. Причины поражения в войнах с монголо-татарским игом. Рассмотреть героические поступки среди простого народа.   Теория. Героическая борьба русского народа против установления ордынского владычества.   Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Ордынского ига.

Теория. Дмитрий Донской, как образец христианского лидера защитника земли русской. Биографические сведения. Рассмотреть в чем выражался полководческий талант. Куликовская битва: причины, ход, итоги, значение. Образование единого государства и усовершенствование его вооруженной организации. Свержение золотоордынского ига. Свержение на р.Угре 1480 г. Иван III собирание русских земель в единое государство.

Теория. Спасители Отечества - Минин и Пожарский. Начало реформирования русской армии. Понятие Смутное время. Причина и сущность Смутного времени. Смена правителей. Опасность для российской государственности. Понятие интервенция. Борьба русского народа против иноземных захватчиков и создание ополчений. К. Минин и Д. Пожарский. Военные реформы первых Романовых. Создание солдатских, драгунских и рейтарских полков. Войска ―нового строя. Начало реформирования русской армии. Русская военно-теоретическая мысль в XVII в. Особенности русского военного искусства, тактики и стратегии русской рати в трудах военных специалистов XVII в.

Практика. Военное искусство первой четверти XVIII в. Создание регулярной армии и флота. Состояние войска и флота накануне петровских реформ. Военные реформы Петра I. Система обучения и воспитания воинов. Перевооружение русского войска. Создание флота.

Обучающимся юнармейцам предлагается выполнить проект. Цели проекта: Познакомить обучающихся с историей создания вооруженных сил России. Сформировать представление о содержании военных реформ как условии создания армии. Развивать и совершенствовать общеучебные умения и навыки. Способствовать воспитанию патриотических чувств. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) обучающийся юнармеец выбирает сам.

Теория. История развития огнестрельного оружия. История вооружения. Понятие о стрельбе и выстреле. Появление пистолетов и револьверов. Начало бурного развития пистолетов и револьверов. 19 век. Появление унитарных патронов. Дальнейшее развитие револьверов. Появление и развитие автоматических пистолетов. Современные образцы револьверов и пистолетов. Магазинные винтовки. Общая характеристика.

Теория. Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием.

Практика. Последовательность неполной разборки и сборки АК-74. Подготовка автомата и патронов к стрельбе, возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям. Снаряжение магазина патронами и укладывание его в сумку. Подготовка упора. Изготовка к стрельбе лежа с упора. Принятие положения для стрельбы и заряжание автомата. Производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прицеливание, спуск и удержание автомата при стрельбе). Прекращение стрельбы, разряжение автомата после стрельбы, выполнение приемов стрельбы из автомата лежа с упора. Метание ручных осколочных гранат в цель. Метание гранаты с места, в движении и из-за укрытия.

Теория. Основы устройства оружия и боеприпасов. Прицеливание. Меры безопасности. Правила выполнения стрельбы.

Практика. Правила выполнения стрельбы. Заряжание и разряжение магазина.

Практика. Обучение стрельбе в тире.

Теория. Общие принципы оказания первой помощи. Последовательность действий, обращение с пострадавшим. Средства первой помощи. Временная остановка кровотечения. Наложение стерильной повязки. Искусственная вентиляция легких. Непрямой массаж сердца. Тушение одежды при возгорании. Иммобилизация при транспортировке.      

Теория. Травма, повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки, первая помощь.

Теория. Первая помощь при ранениях: повязка на плечевой сустав, грудь; повязка на голову, глаз, пращевидная повязка; повязка на таз, коленный сустав, голеностоп.

Практика. Повязка на плечевой сустав, грудь; повязка на голову, глаз, пращевидная повязка; повязка на таз, коленный сустав, голеностоп.

Теория. Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении.   

Практика. Примеры остановки кровотечения максимальным фиксированным сгибанием конечности. Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута.             

Теория. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Комплекс ГТО в общеобразовательной организации 3-я ступень Возрастная группа 11 — 12 лет (5—6 классы).

Практика. Техника выполнения бега на 30, 60 метров, как научиться быстро бегать.

Практика. Смешанное передвижение на 1,5 и 2 км. Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона, зала или любой ровной местности.

Практика. Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) (девочки). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО. 

Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (мальчики). Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) (девочки). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Челночный бег 3х10м (секунд). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Прыжок в длину с разбега (см) или прыжок в длину с места (см). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Метание мяча 150 г на дальность. Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Спортивное соревнование. Цели: повышение уровня физической подготовленности обучающихся; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структур РФ.

Практика. «Мы готовы к ГТО!». Спортивное соревнование. Цели: повышение уровня физической подготовленности обучающихся; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структур РФ.

Теория. Строевая стойка. Выполнение команд. Требования к строевой стойке и порядку выполнения команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)» (статьи 27, 28, 29 Строевого устава ВС).

Практика.     Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись, или «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – снять», «Надеть».

Практика. Повороты на месте. Выполнение команд: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО, напра-ВО, «Кру-ГОМ» по разделением на два счета и в целом (статья 30 Строевого устава ВС).

Практика. Движение строевым и походным шагом. Изучение и отработка строевого походного шага. Движение рук, ног. Выполнение команд «Смирно» при движении походным шагом, «Бегом марш» (статьи 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 Строевого устава ВС).

Анализ результатов участия учащихся (юнармейцев) в мероприятиях, в социально-значимой деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

7 класс

 

Вводное занятие. Теория. Второй год обучения. Знакомство с содержанием программы «Юнармеец – защитник Отечества» второго года обучения. Определение цели и задач обучения на год. Беседа о задачах деятельности школьного отряда «Юнармии».

Теория. Военные профессии. Должности специального назначения. Подразделения специального назначения - ВДВ, пехота, военный флот и другие. Должности военно-технические. Специалисты, поддерживающие работу и боеспособность военной техники, оборудования, заняты в авиации. Должности военных водителей. Военная научно-исследовательская деятельность. Какие профессии нужны в армии: врач, инженер; летчик военный; связист военный; солдат, офицер; водитель военный; механик, монтажник; картограф; радист.

Теория. Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части. Ритуал приведения к Военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

Теория. Памяти поколений - дни воинской славы России. Дни воинской славы России. Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. Организация проведения победных дней. Формы и методы увековечения памяти Российских воинов.

Теория. Военно - учебные заведения министерства обороны РФ. ВУЗы Сухопутных войск РФ. ВУЗы Военно-Воздушных Сил РФ. ВУЗы Военно-Морского Флота РФ. ВУЗы Ракетных войск стратегического назначения. ВУЗы Военно-космических войск. ВУЗы Войск связи. ВУЗы Материально-технического обеспечения. ВУЗы отдельных родов войск и служб.

Практика. Есть такая профессия – Родину защищать. Обучающимся предлагается выполнить проект. Цели проекта: Сбор информации о людях, которых можно по праву назвать героями России. Воспитывать уважение к Российской Армии, чувство патриотизма, уважения к культурной прошлой России. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) учащийся выбирает сам.

Теория. Ордена и медали России. Высшие звания Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации, звание Героя Труда Российской Федерации. Ордена Российской Федерации. Медали Российской Федерации. Знаки отличия Российской Федерации. Почётные звания Российской Федерации.

Теория. Воинское приветствие. Требования Строевого Устава ВС РФ. Порядок представления командирам (начальникам). О воинской вежливости и поведении военнослужащих.

Теория. О воинской вежливости и поведении военнослужащих. Ст. 67-74 Строевого Устава ВС РФ.

Теория. Что такое воинская дисциплина? Определение воинской дисциплиной. Что служит основой воинской дисциплины? В каком документе изложены требования к воинской дисциплине? В чем разница между понятиями «дисциплина и «дисциплинированность? Какова разница между воинской и трудовой дисциплиной? От чьего имени командир отдает приказ?

Теория. Развитие военного искусства Российской империи в первой половине XVIII в. Военно-экономические преобразования Петра I. Регулярная армия и флот как следствие военной реформы.

Практика. Адмирал Федор Ушаков – защитник Отечества. Начало биографии Великого адмирала. Рождение новой тактики. Фидониси. Керчь. Тендра. Сражение у мыса Калиакрия. Слагаемые побед Ушакова: его капитаны, его корабли, моряки, непревзойденное флотоводческое искусство и вера. Учащимся предлагается выполнить проект. Цели проекта: Познакомить с жизнью великого русского флотоводца адмирала Ф. Ушакова. Формировать добросердечие, милосердие, желание защищать Родину. Прививать чувство гордости за великих полководцев – сынов своего Отечества. Воспитывать активную жизненную позицию. Развивать познавательную активность, процессы памяти, внимания, мышления. Способствовать воспитанию патриотических чувств. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) учащийся выбирает сам.

Практика. Генералиссимус русской армии и флота Александр Суворов – защитник Отечества. Учащимся предлагается выполнить проект. Цели проекта: Познакомиться с биографией и узнать интересные факты из жизни самого известного полководца - А.В. Суворова. Развивать интерес к истории России. Воспитывать чувства гордости за Родину, сопричастности к ее судьбе. Способствовать воспитанию патриотических чувств. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) учащийся выбирает сам.

Теория. Великий подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г. Герои 1812 года. Русский полководец, генерал-фельдмаршал князь Кутузов Михаил Илларионович. Генерал-майор Сергей Иванович Бирюков. Русский генерал от инфантерии, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года Петр Иванович Багратион. Российский полководец немецкого происхождения, военный министр, генерал-фельдмаршал князь Михаил Богданович Баркла́й-де-То́лли. Командир партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов. Предводитель крестьянского партизанского отряда Герасим Матвеевич Курин. Русская кавалеристка, офицер Русской императорской армии, участница Отечественной войны 1812 года Надежда Андреевна Дурова.

Теория.  Война 1812 года. Бородинская битва. Предыстория. Расстановка сил к началу битвы. Численность. Начальная позиция. Ход сражения. Бой за Шевардинский редут. Начало битвы. Багратионовы флеши. Бой за Утицкий курган. Рейд казаков Платова и Уварова. Батарея Раевского. Завершение битвы. Хронология битвы. Итог сражения. Оценки русских потерь. Оценки потерь французов. Общий итог. Изгнание неприятеля и заграничные походы. Ополченцы и партизаны.

Практика. Защитник Отечества в 1812 году - фельдмаршал М. И. Кутузов. Учащимся предлагается выполнить проект. Цели проекта: Познакомиться с биографией и узнать интересные факты из жизни фельдмаршала М. И. Кутузова. Развивать интерес к истории России. На примере исторической личности воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) учащийся выбирает сам.

Теория. Гордость Отечества: великий русский флотоводец, адмирал Павел Нахимов. Юные годы. Хороший ученик от хорошего учителя. Синопское сражение. Защита Севастополя.

Теория.  Военные конфликты России XIX - XX вв. Кавказская война (1817—1864), Русско-персидская война (1826—1828), Русско-турецкая война (1828—1829), Крымская война (1853—1856), Русско-турецкая война (1877—1878) Англо-русский конфликт (1877-1878), Русско-японская война (1904 – 1905), Россия в Первой мировой войне (1914-1918)

Теория. Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"и канонерской лодки "Кореец". Постройка бронепалубного крейсера «Варяг» в Филадельфии (19.10.1899). «Варяг на Большом Кронштадтском рейде (1901), в Порт-Артуре (1902). Командир крейсера «Варяг» капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев. Парусно-винтовая канонерская лодка «Кореец» в Чемульпо (1904). Командир канонерской лодки «Кореец» капитан 2 ранга Григорий Павлович Беляев. Японский ультиматум. Неравный бой, «Погибаю, но не сдаюсь!». 16.04.2004 – военные почести в России: марш, торжественный прием и награждение Николаем II.

Практика.  Обучение стрельбе из АК-74 и ПМ в лазерном тире: стрельба из различных положений.

Теория. 10 самых популярных модификаций автомата Калашникова. АК-47. АКМ. Ручной пулемет Калашникова. Карабин «Сайга». АКС. ПП-19 «Бизон». Пакистанский АК. RK 62. Galil ACE. Северокорейский АК.

Практика. Последовательность неполной разборки и сборки АК-74. Подготовка автомата и патронов к стрельбе, возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям. Снаряжение магазина патронами и укладывание его в сумку. Подготовка упора. Изготовка к стрельбе лежа с упора. Принятие положения для стрельбы и заряжание автомата. Производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прицеливание, спуск и удержание автомата при стрельбе). Прекращение стрельбы, разряжание автомата после стрельбы, выполнение приемов стрельбы из автомата лежа с упора. Метание ручных осколочных гранат в цель. Метание гранаты с места, в движении и из-за укрытия.

Теория. Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах.

Практика. Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины.

Теория. Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии.         

Теория. Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании первой помощи пострадавшим. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог. Практика. Первая помощь при химическом поражении глаз, солнечном ожоге, химическом ожоге.

Теория. Причины электротравмы. Варианты прохождения электрического тока по телу. Первая помощь при электротравме: прекордиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.             Практика. Первая помощь при электротравме: прекордиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. 

Теория. Признаки отморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях.

Теория. Утопление. Виды утоплений. Особенности первой помощи при утоплении. Асфиксия. Физиологические основы кровообращения. Основные признаки при остановке сердца. Последствия остановки кровообращения. Восстановление кровообращения. Что такое прямой и непрямой массаж сердца. Когда и для чего делается массаж сердца? Суть и алгоритм выполнения непрямого массажа сердца. Как делать массаж сердца у взрослого человека. Особенности проведения реанимационных действий у детей.  Наружный массаж у младенца. Искусственное дыхание. Прекордиальный удар. Как определить правильно ли выполняется реанимация. Что недопустимо при наружном массаже сердца. Когда прекратить реанимационные действия?

Практика. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание — правила и техника его проведения.

Теория. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Комплекс ГТО в общеобразовательной организации 4-я ступень Возрастная группа 13 — 15 лет (7—9 классы).

Практика. Техника выполнения бега на 30, 60 метров, как научиться быстро бегать.

Практика. Смешанное передвижение на 2 и 3 км. Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона, зала или любой ровной местности.

Практика. Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) (девочки). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО. 

Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Челночный бег 3х10м (секунд). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Прыжок в длину с разбега (см). Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Метание мяча 150 г на дальность.  Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Спортивное соревнование. Цели: повышение уровня физической подготовленности обучающихся; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структур РФ.

Практика. «Мы готовы к ГТО!». Спортивное соревнование. Цели: повышение уровня физической подготовленности обучающихся; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структур РФ.

Теория. Походный строй. Выполнение команд: «Отделение в колонну по два (по три) становись».

Практика. Походный строй. Выполнение команд: «Отделение в колонну по два (по три) становись».

Практика. Выход из строя и возвращение в строй. Выполнение команд: «юнармеец Иванов, выйти из строя», «юнармеец Иванов встать в строй».

Практика. Подход к командиру и отход от него. Выполнение команд: «юнармеец Иванов ко мне», форма доклада о прибытии, «юнармеец Иванов встать в строй».

Практика. Повороты на месте, построение из   одной шеренги в две и обратно.

Анализ результатов участия учащихся (юнармейцев) в мероприятиях, в социально-значимой деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

8 класс

 

Вводное занятие. Теория. Третий год обучения. Знакомство с содержанием программы «Юнармеец – защитник Отечества» третьего года обучения. Определение цели и задач обучения на год. Беседа о задачах деятельности школьного отряда «Юнармии». 

Практика. Герои Отечества - наши земляки.

Теория. Защита отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству.

Теория. Нам есть чем гордиться: великие российские полководцы, флотоводцы, военачальники, военные ученые и конструкторы.

Практика. Обучающимся юнармейцам предлагается выполнить проект. Цели проекта: Воспитать у обучающихся юнармейцев готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству, формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу. Жанр работы (презентация, слайд-фильм, эссе, альбом рисунков) обучающийся юнармеец выбирает сам.

Теория. Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Теория. Страницы воинской доблести (о мужестве и верности воинской доблести российских солдат (матросов) в вооруженных конфликтах на территориях других государств и Российской Федерации, в контртеррористических и миротворческих операциях).

Практика. Россия – великая космическая держава.

Теория. Гражданская война как национальная трагедия.

Теория. Великая Отечественная война. Битва за Москву.

Практика. Великая Отечественная война. Битва под Москвой. Зимнее контрнаступление Красной армии. Оборона и блокада Ленинграда.     

Практика. Сталинградская битва Великая Отечественная война. Сталинградская битва. Курская битва - величайшее танковое сражение. Освобождение Украины, Белоруссии (Операция "Багратион").

Практика. Полководцы Советской армии – Маршал Г. К. Жуков и его соратники. Военное искусство Красной армии.

Теория. Коренной перелом в ходе войны Великая Победа. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.           

Теория. СССР в период «холодной войны». Роль армии.

Теория. Вооруженные силы современной России. Состав, структура, тактика и стратегия. Понятие Военной доктрины Государства.           Практика. Крым. Путь на Родину.

Практика. Обучение стрельбе в лазерном тире: стрельба из различных положений. 

Практика. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова, заряжание и разряжание магазина.

Теория. Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь.

Теория. Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой.

Теория. Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими лекарствами, ртутью.

Теория. Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь.

Практика. Первая помощь при обмороке, последовательность оказания.

Практика. Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи».      

Теория. Комплекс ГТО в общеобразовательной организации 4-я ступень Возрастная группа 13 — 15 лет (7—9 классы).

Практика. Бег на 30, 60 м. Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Смешанное передвижение на 2 и 3 км.   Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) (девочки). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Челночный бег 3х10м (секунд). Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. Метание мяча 150 г на дальность.  Техника выполнения физического упражнения для выполнения нормы комплекса ГТО.

Практика. «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Соревнование.

Практика. «Мы готовы к ГТО!». Соревнование.

Теория. Повороты на месте в составе отделения. Практика. Отработка строевых элементов по разделениям на два счета и в целом.

Практика. Построение в одну (две) шеренги, в колонну по одному (по два, по три) Отработка четкости и быстроты построения отделения, в две шеренги, одну шеренгу, в колонну по два, по три. Выполнение команды «отделение разойдись».

Практика. Перестроение взвода из одношереножного строя в двухшереножный строй и наоборот. Отработка элемента строевой подготовки по разделениям и в целом.

Практика. Движение походным шагом в составе отделения (отряда). Отработка элементов строевого шага по разделениям и в целом. Проведение тренировки движения походным и строевым шагом.           

Анализ результатов участия учащихся (юнармейцев) в мероприятиях, в социально-значимой деятельности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Агапова, Г.В. Патриотическое воспитание молодежи и подготовка ее к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования. - Елец, 2009. – 433 с.

2.  Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя/ А.А. Аронов. -  М: 1989. -172 с.          

3.  Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Г.П Артюнина. – М.: Академический проект, 2009. – 766 с.

4. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб пособие для высшей школы. – 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова – М.: Академический проект, 2005. – 560 с.

5. Баев В.И. Педагогические условия организации патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в современных условиях. – М., 2004. – 164 с.

6. Большая медицинская энциклопедия. под. ред. Бородулина В.И. 4-е изд. – М.: Рипол Классик, 2007. – 960с.

7. Бурьян К.В. Система военно-патриотического воспитания старшеклассников средствами клубной работы. – Уфа, 2005. – 202 с.

8. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие/ А.К. Быков, И.И. Мельниченко. – М., 2007. – 208 с.

9. Быков А.К. Проектно-программный подход в патриотическом воспитании: проблемы и перспективы реализации / А.К. Быков // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 1 (53). – С. 117-125.

10. Всеобщая   история.   Рабочие   программы.   Предметная   линия учебников А.А. Вигасина 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014. – 144

11. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учебное пособие / В.Г. Бубнов; Н.В. Бубнова; под. ред. Г. А. Короткина. – 4-е изд., стереотип. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –. – 79 с.

12. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учебное пособие для высшей школы / В.Г. Бубнов – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 256 с.

13. Военный энциклопедический словарь.  – М., 2007. – 832 с.

14. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний: учебное пособие для высшей школы / Т.В. 15. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская– М.: Академия, 2008. – 224 с.

16. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. –172 с.

17. Вырщиков А.Н. Формирование у учащихся общеобразовательной школы готовности к защите Родины.  –М., 1991. –52 с.

18. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка; Феникс - Москва, 2010. - 256 c.

19. Гусак, П. А. Начальная военная подготовка (справочное пособие военрука) / П.А. Гусак, А.М. Рогачев. - М.: Народная асвета, 1975. - 480 c.

20. Давыдов, В.П., Липатников, А.Г. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников в интересах подготовки к профессиональному образованию в военно-учебных заведениях: пути и средства./В.П. Давыдов, А.Г. Липатников// Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Часть I. – М., 2009. – С. 578 – 580.

21. Инструкция "Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы". - М.: КноРус, 2010. - 821 c.

22. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011.

23. История России. Конец XVI –XVIII век.7 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011. 

24. История России. XIX век. 8 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011.

25. История России. XX век. 9 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011.

26. Кабачков, В.А.; Полиевский, С.А. Профессионально - прикладная физическая подготовка; М.: Высшая школа - Москва, 2010. - 176 c.

27. Керсновский А.А. История русской армии, в 4-х т. - М.:Голос, 1992

28. Ключевский В.О. Русская история, в 3 т. - М.: Мысль 1997

29. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р).

30. Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А. Война 1941-1945. Факты и

документы. М.: "Олма-пресс" 2004.

31. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. Учебно-методические материалы. / Под общ. ред. С.А. Маева. – М.: АНО «СПО «СОТИС», 2014. – 192 с.

32. Начальная военная подготовка. - М.: АСТ, Харвест, 2001. - 432 c.

33. Начальная военная подготовка: моногр. / ред. Ю.А. Науменко. - М.: Просвещение; Издание 9-е, 1987. - 256 c.

34. Науменко, Ю.А. Начальная военная подготовка; М.: Просвещение; Издание 9-е - Москва, 1987. - 256 c.

35. Поляков С.П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе. – М., 2010. –.576 с.

36. Поляков, С.П., Кайдалова, Н.С. Подготовка молодежи к военной защите Отечества в предвоенный период) / С.П. Поляков. Н.С. Кайдалова /Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 1. – С. 24-27.

37. Попов Е. А., «Огневая подготовка. Учебное пособие»

38. Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х т. — СПб. Полигон, 1999

39. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. – 4-е изд. / Е.Е. Тен – М.: Академия, 2008. – 256 с.

40. Шевченко, К.В. Система подготовки старших подростков к службе в Вооруженных Силах: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. /Шевченко Константин Владимирович. – Кострома, 2006. –165 с.

41. Шульдешов Л.С., «Огневая подготовка. Учебное пособие».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Календарно-тематический план 6 класса (35 часов)

 

Тема занятий

Кол-во часов

Рекомендуемая форма

     Всего

    Теория

 

1

    Практика

 

-

Беседа, викторина

1

Вводное занятие

1

2

Бессмертный подвиг защитников Отечества (на примере Великой Отечественной войны)

1

1

-

Беседа,

 круглый стол, просмотр фильмов

3

Город-герой Ленинград – символ мужества и стойкости защитников Отечества

1

1

-

Круглый стол, просмотр фильмов

4

Каким должен быть защитник Отечества?

1

-

1

Проект

5

Гражданин и армия: что такое воинская обязанность?

1

1

-

Беседа, круглый стол

6

Гражданин и армия: кто и где охраняет нашу страну?

1

-

1

Викторина

7

Гражданин и армия: для чего нам армия?

1

-

1

Проект

8

История военной символики и формы

1

1

-

Круглый стол,

просмотр фильмов

9

Воинские звания ВС РФ

1

1

-

Круглый стол,

просмотр фильмов

10

Они сражались за Родину

1

-

1

Проект

11

Создание русской регулярной армии и флота

1

-

1

Проект

12

История развития огнестрельного оружия. История вооружения. Понятие о стрельбе и выстреле

1

1

 

Беседа,

просмотр фильмов

13

Автомат Калашникова (АК-74).  Назначение, ТТХ и общее устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.

1

-

1

Рассказ, показ, практическое занятие

14

Основы устройства оружия и боеприпасов. Прицеливание. Меры безопасности. Правила выполнения стрельбы. Заряжание и разряжение магазина.

1

-

1

Беседа, практическое занятие

15

Обучение стрельбе в лазерном тире

1

-

1

Практическое

занятие

16

Общие принципы оказания первой доврачебной помощи. Последовательность действий, обращение с пострадавшим. Средства первой помощи.

1

1

-

Беседа,

просмотр фильмов,

познавательная игра

17

Травма, повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки, первая доврачебная помощь.

1

1

-

Беседа,

 просмотр фильмов, познавательная игра

18

Первая доврачебная помощь при ранениях: повязка на плечевой сустав, грудь; повязка на голову, глаз, пращевидная повязка; повязка на таз, коленный сустав, голеностоп.

1

-

1

Беседа, практические занятия, просмотр фильмов, познавательная игра

19

Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая доврачебная помощь при носовом кровотечении.

1

1

-

Беседа, просмотр фильмов, познавательная игра

22

Примеры остановки кровотечения максимальным сгибанием конечности. Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута.

1

-

1

Практические занятия, просмотр фильмов, познавательная игра

21

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации 3-я ступень Возрастная группа 11 — 12 лет (5—6 классы)

1

1

-

Беседа, просмотр фильмов

22

Техника выполнения бега на 30, 60 метров, как научиться быстро бегать

1

-

1

Тренировка

23

Смешанное передвижение на 1,5 и 2 км

1

-

1

Тренировка

24

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) (девочки)

1

-

1

Тренировка

25

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (мальчики). Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) (девочки)

1

-

1

Тренировка

26

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Челночный бег 3х10 метров (секунд)

1

-

1

Тренировка

27

Прыжок в длину с разбега (см) или прыжок в длину с места (см)

1

-

1

Тренировка

28

Метание мяча 150 г на дальность.

1

-

1

Тренировка

29

 «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

1

-

1

Соревнование

30

 «Мы готовы к ГТО!»

1

-

1

Соревнование

31

Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись, или «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – снять», «Надеть».

1

-

1

Беседа, практическое занятие

32

Повороты на месте. Выполнение команд: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО, напра-ВО, «Кру-ГОМ» по разделением на два счета и в целом.

1

-

1

Практическое занятие

33

Движение строевым и походным шагом. Изучение и отработка строевого походного шага. Движение рук, ног. Выполнение команд «Смирно» при движении походным шагом, «Бегом марш».

1

-

1

Практическое занятие

34

Военно-патриотические мероприятия (конкурсы, сборы, конференции, экскурсии и соревнования)

1

-

1

Анализ результатов

 участия учащихся (юнармейцев) в мероприятиях,

в социально-значимой деятельности

35

Заключительное занятие

1

-

1

Мини-конференция

 

Всего

35

11

24

 

 

Календарно-тематический план 7 класса (35 часов)

 

Название модуля

Кол-во часов

    Рекомендуемая форма

      Всего

       Теория

      Практика

 

1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа, викторина

2

Военные профессии

1

1

-

Круглый стол,

 просмотр фильмов

3

Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части

1

1

-

Круглый стол,

 просмотр фильмов

4

Памяти поколений - дни воинской славы России

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

5

Военно - учебные заведения министерства обороны РФ

1

1

-

Круглый стол,

 просмотр фильмов

6

Есть такая профессия – Родину защищать

1

-

1

Проект

7

Ордена и медали России

1

1

-

Круглый стол,

просмотр фильмов

8

Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении военнослужащих

1

1

-

Беседа, просмотр фильмов

9

Что такое воинская дисциплина?

1

1

-

Беседа,

круглый стол,

викторина

10

Адмирал Федор Ушаков – защитник Отечества

1

-

1

Проект

11

Генералиссимус русской армии и флота Александр Суворов –

защитник Отечества

1

-

1

Проект

12

Фельдмаршал М. И. Кутузов и военачальники 1812 г.

1

-

1

Проект, викторина

13

Гордость Отечества: великий русский флотоводец, адмирал Павел Нахимов

1

1

-

Круглый стол,

просмотр фильмов

14

Обучение стрельбе в  тире: стрельба из различных положений

1

-

1

Практические занятия

15

10 самых популярных модификаций автомата Калашникова

1

1

-

Беседа,

просмотр фильмов

16

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Заряжение и разряжение магазина.

1

-

1

Практические занятия

17

Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах.

1

1

-

Беседа, просмотр фильмов, познавательная игра

18

Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины

1

-

1

Практическое занятие

19

Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии.

1

1

-

Беседа,

 познавательная игра

20

Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании первой помощи пострадавшим. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог.

1

1

-

Беседа, просмотр фильмов, познавательная игра

21

Причины электротравмы. Варианты прохождения электрического тока по телу. Первая помощь при электротравме: пред кардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.

1

-

1

Беседа, просмотр фильмов, познавательная игра

22

Признаки отморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях.

1

1

-

Беседа, просмотр фильмов, познавательная игра

23

Утопление. Виды утоплений. Особенности первой помощи при утоплении. Асфиксия. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание — правила и техника его проведения.

1

1

-

Беседа, просмотр фильмов, познавательная игра

24

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание — правила и техника его проведения.

1

-

1

Познавательная игра

25

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации 4-я ступень. Возрастная группа 13 — 15 лет (7—9 классы)

1

1

-

Беседа

26

Бег на 30, 60 метров.  Смешанное передвижение на 2 и 3 км.

1

-

1

Тренировка

27

Подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши). Отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) (девочки)

1

-

1

Тренировка

28

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см)

1

-

1

Тренировка

29

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Челночный бег 3х10метров (секунд)

1

-

1

Тренировка

30

Прыжок в длину с разбега (см). Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Метание мяча 150 г на дальность

1

-

1

Тренировка

31

 «Мы готовы к ГТО!»

1

-

1

Соревнование

32

Походный строй. Выполнение команд: «Отделение в колонну по два (по три) становись».  Повороты на месте, построение из   одной шеренги в две и обратно

1

-

1

Беседа,

практические

занятия

33

Выход из строя и возвращение в строй. Выполнение команд: «юнармеец Иванов, выйти из строя», «юнармеец Иванов встать в строй». Подход к командиру и отход от него. Выполнение команд: «юнармеец Иванов ко мне», форма доклада о прибытии, «юнармеец Иванов встать в строй»

1

-

1

Практические

 занятия

34

Военно-патриотические мероприятия (конкурсы, сборы, конференции, экскурсии и соревнования)

1

-

1

Анализ результатов участия

учащихся

(юнармейцев)

 в мероприятиях, в социально-значимой деятельности

35

Заключительное занятие

1

-

1

Мини-конференция

 

Итого

35

16

19

 

 

Календарно-тематический план 8 класса (35 часов)

 

Название модуля

Кол-во часов

Рекомендуемая форма

   Всего

     Теория

    Практика

 

 1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

 2

Герои Отечества - наши земляки

1

-

1

Круглый стол, викторина

 3

Защита отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству.

1

1

-

Беседа,

круглый стол,

проект, викторина

 4

Нам есть чем гордиться: великие российские полководцы, флотоводцы, военачальники, военные ученые и конструкторы

1

1

-

Беседа,

круглый стол,

проект, викторина

 5

Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

1

1

-

Беседа,

круглый стол, викторина,

просмотр фильмов

 6

Страницы воинской доблести (о мужестве и верности воинской доблести российских солдат (матросов) в вооруженных конфликтах на территориях других государств и РФ, в контртеррористических и миротворческих операциях)

1

1

-

Беседа,

круглый стол,

проект, викторина

 7

Россия – великая космическая держава

1

-

1

Беседа,

круглый стол, викторина

8

Гражданская война как национальная трагедия

1

1

-

Беседа,

 круглый стол, просмотр фильмов

9

Великая Отечественная война. Битва за Москву

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

10

Великая Отечественная война. Битва под Москвой. Зимнее контрнаступление Красной армии. Оборона и блокада Ленинграда

1

-

1

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 11

Сталинградская битва Великая Отечественная война. Сталинградская битва. Курская битва - величайшее танковое сражение. Освобождение Украины, Белоруссии (Операция "Багратион")

1

-

1

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 12

Полководцы Советской армии – Маршал Г. К. Жуков и его соратники. Военное искусство Красной армии.

1

-

1

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 13

Коренной перелом в ходе войны Великая Победа. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 14

СССР в период «холодной войны». Роль армии.

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 15

Вооруженные силы современной   России. Состав, структура, тактика и стратегия. Понятие Военной доктрины Государства

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 16

Крым. Путь на Родину

1

-

1

Круглый стол, просмотр фильмов

 17

Обучение стрельбе в тире: стрельба из различных положений

1

-

1

Практическое занятие

 18

Неполная разборка и сборка автомата Калашникова, заряжание и разряжение магазина.

1

-

1

Практическое занятие

 19

Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь.

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 20

Признаки и первая доврачебная помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 21

Признаки и первая доврачебная помощь при отравлениях медицинскими лекарствами, ртутью

1

1

-

Беседа,

круглый стол, просмотр фильмов

 22

Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь.

1

1

-

Лекция,

практическое занятие

 23

Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи»

1

-

1

Познавательная игра

 24

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации 4-я ступень Возрастная группа 13 — 15 лет (7—9 классы)

1

1

-

Беседа

 25

Бег на 30, 60 метров. Смешанное передвижение на 2, 3 км.

1

-

1

Тренировка

 26

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) (девочки)

1

-

1

Тренировка

 27

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см). Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Челночный бег 3х10м (секунд).

1

-

1

Тренировка

 28

Прыжок в длину с разбега (см). Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Метание мяча 150 г на дальность.

  1

-

1

Тренировка

 29

«Мы готовы к ГТО!»

  1

-

1

Соревнование

 30

Повороты на месте в составе отделения. Отработка строевых элементов по разделениям на два счета и в целом

1

-

1

Беседа,

практическое занятие

 31

Построение в одну (две) шеренги, в колонну по одному (по два, по три) Отработка четкости и быстроты построения отделения, в две шеренги, одну шеренгу, в колонну по два, по три. Выполнение команды «отделение разойдись»

1

-

1

Практические занятия

 32

Перестроение взвода из одношереножного строя в двухшереножный строй и наоборот. Отработка элемента строевой подготовки по разделениям и в целом.

1

-

1

Практические занятия

 33

Движение походным шагом в составе отделения (отряда). Отработка элементов строевого шага по разделениям и в целом. Проведение тренингов движения походным и строевым шагом.

1

-

1

Практические занятия

 34

Военно-патриотические мероприятия (конкурсы, сборы, конференции, экскурсии и соревнования)

    1

-

1

Анализ результатов участия обучающихся юнармейцев в мероприятиях, в социально-значимой деятельности

 35

Заключительное занятие

1

-

1

Мини-конференция

 

Всего

35

15

20

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татарско-Толкишская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка С учетом современных задач развития

Пояснительная записка С учетом современных задач развития

Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармейский отряд «ЮНАРМИЯ»» (далее

Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармейский отряд «ЮНАРМИЯ»» (далее

Место программы в образовательном процессе

Место программы в образовательном процессе

Воспитательные: ● воспитывать у обучающихся (юнармейцев) патриотизм, гражданское сознание, верность

Воспитательные: ● воспитывать у обучающихся (юнармейцев) патриотизм, гражданское сознание, верность

Ожидаемые результаты Личностными результатами освоения программы являются: ●

Ожидаемые результаты Личностными результатами освоения программы являются: ●

Научится аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Научится аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 6 класс

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 6 класс

Теория. Древнерусское государство и его вооруженная организация

Теория. Древнерусское государство и его вооруженная организация

Способствовать воспитанию патриотических чувств

Способствовать воспитанию патриотических чувств

Практика. Смешанное передвижение на 1,5 и 2 км

Практика. Смешанное передвижение на 1,5 и 2 км

Должности военных водителей. Военная научно-исследовательская деятельность

Должности военных водителей. Военная научно-исследовательская деятельность

Развивать интерес к истории России

Развивать интерес к истории России

Прекращение стрельбы, разряжание автомата после стрельбы, выполнение приемов стрельбы из автомата лежа с упора

Прекращение стрельбы, разряжание автомата после стрельбы, выполнение приемов стрельбы из автомата лежа с упора

Практика. Метание мяча 150 г на дальность

Практика. Метание мяча 150 г на дальность

Практика. Великая Отечественная война

Практика. Великая Отечественная война

Практика. Построение в одну (две) шеренги, в колонну по одному (по два, по три)

Практика. Построение в одну (две) шеренги, в колонну по одному (по два, по три)

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.

Шевченко, К.В. Система подготовки старших подростков к службе в

Шевченко, К.В. Система подготовки старших подростков к службе в

Приложение №1 Календарно-тематический план 6 класса (35 часов) №

Приложение №1 Календарно-тематический план 6 класса (35 часов) №

История развития огнестрельного оружия

История развития огнестрельного оружия

Техника выполнения бега на 30, 60 метров, как научиться быстро бегать 1 - 1

Техника выполнения бега на 30, 60 метров, как научиться быстро бегать 1 - 1

Движение строевым и походным шагом

Движение строевым и походным шагом

Военно - учебные заведения министерства обороны

Военно - учебные заведения министерства обороны

Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины 1 - 1

Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины 1 - 1

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу

Вводное занятие11 - Беседа 2Герои

Вводное занятие11 - Беседа 2Герои

Сталинградская битва Великая

Сталинградская битва Великая

Признаки и первая доврачебная помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой 1 1 -

Признаки и первая доврачебная помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой 1 1 -

Построение в одну (две) шеренги, в колонну по одному (по два, по три)

Построение в одну (две) шеренги, в колонну по одному (по два, по три)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2022