Рабочая программа «Легоконструирование»
Оценка 5

Рабочая программа «Легоконструирование»

Оценка 5
docx
03.12.2023
Рабочая программа «Легоконструирование»
Программа Легоконструирования.docx

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Дом детского творчества»

 

Принята на заседании                                                         Утверждаю:

педагогического совета                                                        Директор МОУ ДО ДДТ

от «_____» ____________20___г.                                         ______________/

Протокол № 1 от 31 августа                                                    «___» ________________20___г.

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа для детей

«Робомир»

Направленность - техническая

Стартовый уровень

Возраст обучающихся: 9 – 11 лет

Срок реализации программы  1 год

 

Автор-составитель:

Нестерова Людмила Анатольевна,                                                                  

                                                   высшей квалификационной категории

 

 

2023

 

 

 

Пояснительная записка

Программа кружка «Робомир» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Данная программа предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. ЛЕГО – универсальный продукт и перспектива его применения безгранична.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности дошкольников является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:

1. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 - 13 в/07)

2. ЗаконРФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от29.12.2012)

3.Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от4сентября 2014г. №1726-р)

4.Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от29.08.2013г.№1008)

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

6.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

7.Письмо Минобрнауки РФ от 14.122015г.№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

8.МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 ноября 2018 г. № 196 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ .

Направленность программытехническая. Программа направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

Актуальность  программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных людях, в развитии интереса к техническим профессиям. Основная задача программы состоит в разностороннем развитии ребенка. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной сфере Lego Wedo, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты Lego, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления собранной моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составление программ управления. В процессе систематического обучения конструированию у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Наряду с конструктивнотехническими умениями формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Простота в построении модели в сочетании большими конструктивными возможностями Lego, позволяет детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же задачу. В программе последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети знакомятся с возможностями 4 конструктора, учатся строить сначала несложные модели, затем самостоятельно придумывать свои конструкции. Постепенно у детей развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается логическое, проектное мышление.

Новизна  программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования. Интегрирование различных образовательных областей в объединении «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций школьников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Педагогическая целесообразность

программы заключается в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе изготовления моделей технического творчества, с одной стороны, и формировании  самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник технического творчества, при выполнении индивидуальных заданий.

Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для обучения и развития с учетом их индивидуальных способностей. Развитие мотивации личности ребенка к познанию технического творчества посредством Lego-конструирования.

 

Задачи:

Предметные:

·        - знание устройства персонального компьютера; правил техники безопасности и гигиены при работе на ПК; типов роботов; основных деталей Lego Wedo

·        Формирование представлений об элементарных приемах сборки и программирования робототехнических средств, правилах безопасной работы при конструировании;

·        формирование навыков творческого мышления;

·        развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Метапредметные:

·        развитие интереса к техническому творчеству; творческого, логического мышления;мелкой моторики; изобретательности, творческой инициативы; стремления к достижению цели;

·        умение анализировать результаты своей работы, работать в группах.

·        развитие творческой инициативы и самостоятельности.

·        формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Личностные:

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - устойчивого познавательного интереса к новым видам технического творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

- выраженной познавательной мотивации;

- внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости технической деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

 - адекватного понимания причин успешности /не успешности .

 Отличительные особенности   Данная программа предполагает личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе, учит их свободно и творчески мыслить.

 Лего-технология – это технология деятельностного подхода. Дети экспериментируют и открывают для себя новые знания в процессе практической деятельности.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

          Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял еще и кругозор: архитектура, животные, птицы, транспорт и др.

          В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Принцип построения программы в том, что на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

 

Планируемые результаты:

предметные:

·        конструирование по схеме;

·        развить умение узнавать механизмы в готовой модели;

·        конструирование модели по заданной теме;

·        разработка модели для решения поставленной задачи;

·        развитие умения составлять алгоритм программы;

·        составление программы для поставленной задачи;

метапредметные:

·     развитие мелкой моторики;

·     развитие логического мышления;

·     установление причинно-следственных связей;

·     анализ результатов и поиск новых решений;

·     влияния отдельных факторов;

личностные:

·        развитие умения работать в команде;

·        развитие усидчивости и настойчивости в достижении цели;

·        развитие словарного запаса и навыков общения;

·        развитие аккуратности, внимательности.

Ожидаемые результаты. 

Ученик должен знать:

-       основные понятия механики;

-       названия изучаемых механизмов и их составляющих; 

-       основные принципы программирования;

Ученик должен уметь:

-       узнавать механизмы в готовых моделях;

-       применять свойства механизмов для решения поставленных задач; 

-       создавать подвижные модели по заданной теме;

-       самостоятельно составлять программу с учетом имеющихся в модели механизмов и приборов;

-       презентовать свои проекты.

Адресат программы Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 8 - 10 лет.   В объединение принимаются как мальчики, так и девочки, проявившие интерес к изучению легоконструирования. Специальных способностей в данной предметной области не требуется.

Возрастные особенности детей (краткая характеристика данного возраста): В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность. Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и существенно влияет на его развитие. Сюжетно – ролевая (творческая) игра успешно формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Младшему школьнику значительно интересней знакомиться с особенностями социума через игру. Также сам процесс вторичной социализации младших школьников проходит успешно, когда существует возможность обыгрывать знакомые темы.  В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование конструктора «LEGO» с включением игровых и частично-поисковых методов, для обучения детей младшего школьного возраста способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы, устанавливать причинно-следственные связи, формированию навыков общения и коллективного труда.

Сроки реализации образовательной программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения ,72 часа в год. Возраст детей 8 – 10 лет. По программе учащиеся занимаются 1 раз в неделю по 2 часа. При  определении режима занятий учтены «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14).  Набор и отчисление детей в творческое объединение происходит на основании письменного заявления родителей.

Количество детей в группе – до 8 человек.

Форма обучения: очная

Формы аттестации: Опрос, творческие работы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Журнал посещаемости, фото.

 

 

 

 

 

 

Учебный план

Модуль 1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы атте­стации/ кон­троля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

0

1

наблюдение

беседа

 

2.

Инструктаж по ПДД

3

0

3

беседа

3.

Знакомство с конструктором Lego Wedo. Механические конструкции.

1

1

2

наблюдение

беседа

выставка

4.

Простые механизмы

4

4

8

наблюдение

беседа

 

5.

Животный мир

6

6

12

наблюдение

беседа

выставка

6.

Спорт

5

3

8

наблюдение

беседа

выставка

 

ИТОГО

20

14

34

 

 

Содержание модуля1

Раздел 1.Введение. Основы конструирования и механики. Инструктаж по технике безопасности (см.приложение)

Теория: Знакомство с деталями конструктора Lego.

Практика: решение практических задач. Конструирование моделей.

Раздел 2. Инструктаж по ПДД

Теория:

Тема: 2.1 На наших улицах и дорогах.

Тема: 2.2 По дороге к дому.

Тема: 2.3 Будь внимательным и осторожным.

Раздел 3. Знакомство с конструктором Lego Wedo. Механические конструкции.

Теория: Инструктаж по технике безопасности работы с конструктором; устройство и безопасная работа с ПК. Знакомство с деталями конструктора Lego Wedo, названием деталей, электронными компонентами. Знакомство со средой программирования, навигацией в программе. Изучение принципов работы мотора, изменения скорости и направления вращения с использованием отвечающих за это блоков программирования. 

Практика:  Конструирование простейшей модели с использованием одного мотора и написание программы для неё.

Раздел 4. Простые механизмы Игрушки.

Теория: Простые механизмы, названия деталей. Принципы крепления деталей. Рычаг. Зубчатые колеса. Коронное зубчатое колесо. Передаточное отношение. Повышающая передача. Понижающая передача. Холостая передача. Шкивы. Ременная передача и перекрестная ременная передача. Рулевое управление. Трение.  Повторение материала:  понятие шкив, ремень, прямые и перекрестные, повышающие и понижающие ременные передачи, ведущий и ведомый шкивы, передаточное число, направление и скорость вращения.

Практика:  Конструирование простейших моделей с использованием разных видов ременной передачи. Наблюдение за работой механизмов.

Раздел 5. Животный мир.

Теория: Повторение материала: понятие коронная шестерня и коронная передача. Повторение принципов работы датчика расстояния и ременной передачи. Знакомство с блоком «Фон экрана». Повторение принципов работы коронной передачи и рычажного механизма. Проверка способности учащихся узнавать механизмы по видео и готовой модели.

Практика: Конструирование простейшей модели с использованием коронной передачи. Конструирование модели «Штурвал самолета» с использованием датчика наклона. Изучение принципа действия датчика, рассмотрение блока «Фон экрана». Изучение принципа действия механизма. Конструирование модели  по схеме, программирование ее. Самостоятельная работа над программой с использованием датчика расстояния. Дополнение модели датчиком расстояния и самостоятельна работа над программой

Раздел  6. Спорт.

Теория: Знакомство с блоками «Цикл» и «Выполнение математических действий». Проверка способности учащихся узнавать механизмы по готовой  модели. Повторение принципов работы найденных механизмов.

Практика: Написание простейших программ для знакомства с блоками программирования. Работа в паре: а) Конструирование модели «Нападающий» и программирование  ее. Проведение эксперимента с использованием балок разной длины и внесение результатов в рабочие листы. Проведение совместной «тренировки» нападающего и вратаря.  Дополнение модели датчиком расстояния. Самостоятельное составление программы. б) Конструирование модели «Вратарь» и программирование ее. Проведение совместной «тренировки» нападающего и вратаря.  Дополнение модели датчиком расстояния. Самостоятельное составление программы подсчета голов.  Проведение дружеского матча.

Модуль 2

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы атте­стации/ кон­троля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

0

1

наблюдение

беседа

 

2.

Инструктаж по ПДД

4

0

4

беседа

3.

Веселые приключения

2

5

7

наблюдение

беседа

выставка

4.

Транспорт

4

4

8

наблюдение

беседа

выставка

5.

Творческие проекты

 

0

16

16

выставка

6.

Итоговое занятие

1

1

2

открытое занятие

 

ИТОГО

12

26

38

 

 

Содержание модуля1

Раздел 1.Введение. Инструктаж по технике безопасности (см.приложение)

Теория: Знакомство с деталями конструктора Lego.

Практика: решение практических задач. Конструирование моделей.

Раздел 2. Инструктаж по ПДД (раз в месяц)

Теория:

Тема: 2.1 Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Тема: 2.2 Знакомство с дорожными знаками.

Тема: 2.3 Где можно и где нельзя играть.

Тема: 2.4 Мы – пассажиры.

Раздел  3. Веселые приключения.

Теория: Повторение принципов работы датчика наклона и блоков программирования «Экран» и «Фон экрана». Знакомство с червячной шестерней и червячной передачей. Повторение принципов работы ременной передачи и датчика расстояния

Практика: Конструирование модели «Спасение самолета». Создание программы для регулировки мощности моторов в зависимости  от  наклона  самолета,  воспроизведение звука и вывод на экран текста. Создание  собственное модели  на  заданную  тему,  используя  изученный  ранее материал.  В конце урока учащиеся презентуют свои работы с описанием механизмов, принципов их работы и алгоритмом программы.

Раздел 4. Транспорт.

Теория: Рассмотрение составляющих модели на картинке. Конструирование качелей с механическим приводом, на которых могут кататься два человека. Создание программы, с помощью которой можно раскачивать кабину вперед и назад. Проведение испытаний, чтобы оценить, как работает модель. Презентация моделей.

Практика:  Создание и программирование модели колеса обозрения по картинке (без использования схемы сборки). Остановка и запуск колеса производятся по сигналу от датчика расстояния.

Раздел 5. Творческие проекты.

Практика: Разработка творческих проектов на предложенную или свободную тему. Индивидуальные или групповые проекты.

Раздел 6. Итоговое занятие.  В течение всего учебного года организуются выставки работ учащихся на мероприятиях и конкурсах. Учащиеся вместе с педагогом решают, какую работу отправить на выставку или конкурс.

Методическое обеспечение программы 

Данная программа основывается на системно - деятельностном подходе согласно ФГОС. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и  самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.  В курсе используются, не только индивидуальная, но и групповая форма организации образовательного процесса, в ходе которой обучающиеся осваивают коммуникативные навыки: совместно ищут решения задач, выслушивают и учитывают мнения других участников группы и, самое важное, самостоятельно учатся искать выход из конфликтных ситуаций.

Для реализации программы применяются следующие формы   и методы обучения

● Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

● Метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

● Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

● Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

● Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

● Поисковый - самостоятельное решение проблем;

● Метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

● Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Основные принципы реализации:

● проблемность - реализуемая как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;

● наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по легоконструированию: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;

● активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель из легоконструктора;

● доступность - как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;

● прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления модели;

● научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе

● единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей.

Педагогические технологии: развивающее обучение;  дифференцированное

обучение;  игровая деятельность;  коммуникативная технология обучения;

коллективная творческая деятельность; здоровьесберегающая.

 Можно различить три основных вида конструирования:

•  по образцу

•  по условиям

•  по замыслу

Конструирование по образцу — когда  есть  готовая модель  того, что нужно

построить (например, изображение или схема).

 При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия,

которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки

должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо

внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в

материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования

лучше остальных развивает творческие способности

Формы организации учебной деятельности:

·        групповая

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы: выставка, соревнование, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся. Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.

Алгоритм учебного занятия:

1.Организационная часть. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2. Подготовительная часть. Подготовка к восприятию нового содержания. Сообщение темы, цели занятия.

3. Теоретическая часть. Введение в предлагаемый учебный материал или

информацию. Изложение нового материала, темы предлагается в форме

рассказа, беседы, объяснения задания. 

4.  Практическая часть. Выполнение творческой работы: индивидуальной,

коллективной, под руководством педагога или же самостоятельно.

5.  Итоговая часть. Подведение итогов проделанной работы на занятии:

обобщение изученного материала, коллективный просмотр работ и обсуждение, оценка занятия.  

Материально-техническое обеспечение

Необходимые технические средства обучения:

Наборы  Лего - конструкторов:

-основной набор LEGO Education WeDOTM ;

-компьютер с учебным программным обеспечением;

-интерактивная доска;

-проектор мультимедийный;

Оборудование: шкаф для технических средств обучения, стол учительский,

стол ученический, стулья ученические.

Методическое обеспечение: схемы конструирования, инструкции изготовления моделей, занимательный материал, стихи, загадки, презентации

 

 

 

Критерии результативности реализации образовательной программы.

         Основными критериями оценки достигнутых результатов  учащихся являются: самостоятельность работы, правильность  и точность выполнения заданий.

По уровню освоения программного материала результаты достижений обучающиеся подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, высокое качество работ, самостоятельное творчество изделий;

Средний: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности;

Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями, нет самостоятельного применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная  работа.

 

Список использованной литературы

Методическая и специальная литература:

1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009

2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011

3.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education: «Первые механизмы» (набор конструктора 9656);

4.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education«Машины, механизмы и конструкции с электроприводом» (набор конструктора 9645 или 9630).

5.Н.А.Криволапова «Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях Курганской области». – Курган, Институт повышения квалификации и ипереподготовки работников образования Курганской области, 2009.

6.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.

7.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.

8.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей. Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.

 Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей.

1. Корягин А.В., Смольянинова Н.М.: Образовательная робототехника 

(LegoWeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов.

2.Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2016г. -345с.

 3.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С - Пб, «Наука», 2015г.

Используемые ресурсы

http://www.lego.com/ru-ru /

http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

http://int- edu.ru

http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx 

http://www.youtube.com/watch 

http://www.robotclub.ru/club.php

http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273 /

 

 

 

 

Мониторинг образовательных результатов обучающихся

 

№  п\п

Оценка по критериям в баллах

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя/возраст

Интерес к занятиям. Познавательная активность

Теоретические знания

Рефлексивные и аналитические умения

Нравственная направленность личности

Творческая активность

Целеустремленность, направленность на саморазвитие и самосовершенствование

Сформированность коммуникативных навыков, эффективность взаимодействия

Индивидуальный средний балл

 

 

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мониторинг достижения результатов

 

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представления   основных принципов механики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение классифицировать материал для создания модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умения работать по предложенным инструкциям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умения творчески подходить к решению задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умения довести решение задачи до работающей модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«высокий» - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;      «средний»  - большинство компонентов отмечены знаком «+» ;  

«низкий» - большинство компонентов отмечены знаком «-».

Календарно – тематическое планирование

программы «Робомир» Стартовый уровень 9-11 лет

Модуль 1

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

 

Тема занятия

Место

про­ведения

Форма

контроля

Примечание

1.

сентябрь

05.09

07.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

ДДТ

беседа

 

2.

сентябрь

05.09

07.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Введение. Основы конструирования и механики. Простые механизмы.  Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

ДДТ

наблюдение

объяснение

 

3.

сентябрь

12.09

14.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Простые механизмы.   Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости. Рычаг.

ДДТ

объяснение

наблюдение

 

4.

сентябрь

12.09

14.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон.

ДДТ

беседа

наблюдение

 

5.

сентябрь

19.09

    21.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Блок «Цикл»

ДДТ

беседа

объяснение

наблюдение

 

6.

сентябрь

19.09

  21.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Мотор и ось. Зубчатые колёса

ДДТ

беседа

объяснение

наблюдение

 

7.

сентябрь

26.09

28.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Датчик наклона и расстояния.

Червячная зубчатая передача.

ДДТ

беседа

объяснение

наблюдение

 

8.

сентябрь

26.09

28.09

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Кулачок. Рычаг. Шкивы и ремни

ДДТ

беседа

объяснение

наблюдение

 

9.

октябрь

03.10

05.10

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Волшебные превращения

ДДТ

обсуждение моделей

 

10.

октябрь

03.10

05.10

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

 ПДД «На наших улицах и дорогах.».

ДДТ»

беседа

 

 

11.

октябрь

10.10

12.10

 

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Датчик наклона, расстояния. Блок «Программирования» Блок «Воспроизведение». Умная вертушка. Умная вертушка

ДДТ

беседа наблюдение

обсуждение моделей

 

12

октябрь

10.10

12.10

 

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Умная вертушка (рефлексия и

развитие).

ДДТ

наблюдение

обсуждение моделей

 

13.

октябрь

17.10

19.10

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Спасение самолета

ДДТ

беседа

объяснение

опрос

 

14.

октябрь

17.10

19.10

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Спасение самолета

ДДТ

наблюдение

 

15.

октябрь

24.10

26.10

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Непотопляемый парусник.

Конструирование модели

ДДТ

обсуждение моделей

 

16.

октябрь

24.10

26.10

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Непотопляемый парусник

ДДТ

обсуждение моделей

 

17.

ноябрь

31.10

02.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Танцующие птицы

ДДТ

беседа

 

 

18.

ноябрь

31.10

02.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Танцующие птицы

ДДТ

наблюдение

обсуждение моделей

 

19.

ноябрь

07.11

09.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

1ч.

Обезьянка-барабанщица

ДДТ

беседа

объяснение

 

20.

ноябрь

07.11

09.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Обезьянка-барабанщица

ДДТ

наблюдение

 

21.

ноябрь

14.11

16.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

 ПДД «По дороге к дому».

ДДТ

беседа

 

 

22.

ноябрь

14.11

16.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

1ч.

Конструирование своих моделей

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

23.

ноябрь

21.11

23.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

 

практика

1ч.

Веселый концерт

ДДТ

обсуждение моделей

 

24.

ноябрь

21.11

23.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Веселый концерт

ДДТ

обсуждение моделей

 

25.

ноябрь

28.11

30.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

 

практика

1ч.

Голодный аллигатор

ДДТ

обсуждение моделей

 

26.

ноябрь

28.11

30.11

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Голодный аллигатор

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

27.

декабрь

05.12

07.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Рычащий лев

ДДТ

наблюдение

 

28.

декабрь

05.12

07.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Рычащий лев

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

29.

декабрь

12.12

14.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

 

практика

1ч.

Конструирование своих моделей

ДДТ

наблюдение

 

30.

декабрь

12.12

14.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

1ч.

Порхающая птица

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

31.

декабрь

19.12

21.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

 

практика

1ч.

Порхающая птица

ДДТ

обсуждение моделей

 

32.

декабрь

19.12

21.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

ПДД «Будь внимательным и осторожным».

ДДТ

беседа

 

 

33.

декабрь

26.12

28.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Творческий проект «Веселый

зоопарк»

ДДТ

обсуждение моделей

 

34.

декабрь

26.12

28.12

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

Теория практика

1ч.

Презентация творческого проекта

«Веселый зоопарк»

ДДТ

обсуждение моделей

 

                                                                             Итого:         34ч

Модуль 2

1.       

январь

09.01

11.01

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

Знакомство с червячной шестерней и червячной передачей. Спасение от великана.

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

2.       

январь

09.01

11.01

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

Спасение от великана.

ДДТ

наблюдение

 

3.       

январь

16.01

18.01

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Нападающий

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

4.       

январь

16.01

18.01

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

 

практика

1ч.

Нападающий

ДДТ

наблюдение

опрос

 

5.       

январь

23.01

25.01

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Вратарь

ДДТ

объяснение

 

 

6.       

январь

23.01

25.01

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Вратарь

ДДТ

наблюдение

 

7.        

январь

30.01

01.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

ПДД «Наши верные друзья на улицах и дорогах».

ДДТ

беседа

 

8.        

январь

30.01

01.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование своих моделей

ДДТ

обсуждение моделей

 

9.        

февраль

06.02

08.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Необыкновенный матч

(конструирование 2-х разных моделей)

ДДТ

обсуждение моделей

 

10.    

февраль

06.02

08.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Ликующие болельщики

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

11.    

февраль

13.02

15.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Ликующие болельщики

ДДТ

 

наблюдение

 

12.    

февраль

13.02

15.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

Ликующие болельщики - создание

«волны»

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

13.    

февраль

20.02

22.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

 

практика

1ч.

Инструкция по технике безопасности при работе с конструктором.

ДДТ

объяснение

наблюдение

 

14.    

февраль

20.02

22.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Творческий проект «ВЕДО-робот»

ДДТ

беседа

объяснение

 

 

15.   

февраль

27.02

29.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

Конструирование своих моделей.

 

ДДТ

обсуждение моделей

 

16.   

февраль

27.02

29.02

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

 

практика

1ч.

Конструирование своих моделей.

ДДТ

обсуждение моделей

 

17.   

март

05.03

07.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование своих моделей.

ДДТ

обсуждение моделей

 

18.   

март

05.03

07.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

 

1ч.

ПДД «Знакомство с дорожными знаками».

ДДТ

беседа

 

19.   

март

12.03

14.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Подъемный кран

ДДТ

объяснение

наблюдение

 

20.   

март

12.03

14.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Подъемный кран

ДДТ

наблюдение

 

21.   

март

19.03

21.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Веселая карусель

ДДТ

объяснение

опрос

 

22.   

март

19.03

21.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Веселая карусель

ДДТ

наблюдение

 

23.   

март

26.03

28.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

практика

1ч.

Шлагбаум.

ДДТ

объяснение

 

 

24.   

март

26.03

28.03

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Шлагбаум.

ДДТ

обсуждение моделей

 

25.   

апрель

02.04

04.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

объяснение

наблюдение

 

26.   

апрель

02.04

04.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

обсуждение моделей

 

27.   

апрель

09.04

11.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

1ч.

ПДД «Где можно и где нельзя играть».

ДДТ

беседа

 

28.   

апрель

09.04

11.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

обсуждение моделей

 

29.   

апрель

16.04

18.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

обсуждение моделей

 

30.   

апрель

16.04

18.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

наблюдение

обсуждение моделей

 

31.   

апрель

23.04

25.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

наблюдение

 

32.   

апрель

23.04

25.04

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

наблюдение

 

33.   

май

30.04

07.05

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

 

наблюдение

 

34.   

май

30.04

07.05

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

 

наблюдение

 

35.   

май

14.05

16.05

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Конструирование собственных моделей.

ДДТ

 

наблюдение

 

36.   

май

14.05

16.05

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

1ч.

ПДД «Мы - пассажиры».

ДДТ

беседа

 

37.   

май

21.05

23.05

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

теория

1ч.

Диагностика учащихся.

ДДТ

беседа

 

38.   

май

21.05

23.05

14.20 – 15.00

15.10 – 15.50

 

практика

1ч.

Итоговое занятие. Конструирование собственных моделей. Выставка работ

ДДТ

опрос

обсуждение моделей

 

                                                                                 Итого:   38


 

Приложение 1

 

 

Общие правила техники безопасности

 

1. Работу начинать только с разрешения учителя. Когда учитель об­ращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся вовремя ра­боты.

2. Не пользуйся инструментами и предметами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Работай с деталями только по назначению. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши.

4. При работе держи инструмент так, как указанно в инструкции или показал учитель.

5. Детали конструктора и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты навалом.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай оборудование в указанном порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними де­лами.

10. При работе с ПК нельзя открывать программы, включать, выключать ПК без разрешения учителя.

11. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз на расстоянии 45-60 см.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение

Пояснительная записка Программа кружка «Робомир» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования

Пояснительная записка Программа кружка «Робомир» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования

ЗаконРФ «Об образовании в Российской

ЗаконРФ «Об образовании в Российской

Основная задача программы состоит в разностороннем развитии ребенка

Основная задача программы состоит в разностороннем развитии ребенка

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе изготовления моделей технического творчества, с одной стороны,…

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе изготовления моделей технического творчества, с одной стороны,…

LEGO. Личностные: Обучающийся получит возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к новым видам технического творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;…

LEGO. Личностные: Обучающийся получит возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к новым видам технического творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;…

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами

Ожидаемые результаты. Ученик должен знать: - основные понятия механики; - названия изучаемых механизмов и их составляющих; - основные принципы программирования;

Ожидаемые результаты. Ученик должен знать: - основные понятия механики; - названия изучаемых механизмов и их составляющих; - основные принципы программирования;

В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т

В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т

Учебный план Модуль 1 № п/п

Учебный план Модуль 1 № п/п

Теория: Инструктаж по технике безопасности работы с конструктором; устройство и безопасная работа с

Теория: Инструктаж по технике безопасности работы с конструктором; устройство и безопасная работа с

Дополнение модели датчиком расстояния и самостоятельна работа над программой

Дополнение модели датчиком расстояния и самостоятельна работа над программой

ИТОГО 12 26 38

ИТОГО 12 26 38

Практика: Создание и программирование модели колеса обозрения по картинке (без использования схемы сборки)

Практика: Создание и программирование модели колеса обозрения по картинке (без использования схемы сборки)

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность); ●

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность); ●

Педагогические технологии: развивающее обучение; дифференцированное обучение; игровая деятельность; коммуникативная технология обучения; коллективная творческая деятельность; здоровьесберегающая

Педагогические технологии: развивающее обучение; дифференцированное обучение; игровая деятельность; коммуникативная технология обучения; коллективная творческая деятельность; здоровьесберегающая

Алгоритм учебного занятия: 1

Алгоритм учебного занятия: 1

Критерии результативности реализации образовательной программы

Критерии результативности реализации образовательной программы

Курганской области, 2009. 6.«Использование

Курганской области, 2009. 6.«Использование

Мониторинг образовательных результатов обучающихся № п\п

Мониторинг образовательных результатов обучающихся № п\п

Мониторинг достижения результатов

Мониторинг достижения результатов

Календарно – тематическое планирование программы «Робомир»

Календарно – тематическое планирование программы «Робомир»

Кулачок. Рычаг. Шкивы и ремниДДТбеседа объяснение наблюдение 9

Кулачок. Рычаг. Шкивы и ремниДДТбеседа объяснение наблюдение 9

Танцующие птицы ДДТ наблюдение обсуждение моделей 19

Танцующие птицы ДДТ наблюдение обсуждение моделей 19

Конструирование своих моделей ДДТнаблюдение 30

Конструирование своих моделей ДДТнаблюдение 30

Нападающий ДДТ наблюдение опрос 1

Нападающий ДДТ наблюдение опрос 1

Конструирование своих моделей.

Конструирование своих моделей.

Конструирование собственных моделей

Конструирование собственных моделей

Диагностика учащихся. ДДТ беседа 2

Диагностика учащихся. ДДТ беседа 2

Приложение 1 Общие правила техники безопасности 1

Приложение 1 Общие правила техники безопасности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023