Рабочая программа. Литература 8 класс

  • docx
  • 07.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 литература.docx

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса  составлена на основе:

·     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897); 

·     Примерной программы основного общего образования по литературе;

·     авторской Программы по литературе для 5—9 классовВ.Я.Коровиной, В.П. Журавлёва,    В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной.

·     учебного графика МБОУ гимназия на 2023-2024 учебный год.

 

Цели изучения  литературы

·     формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

·     развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

·     постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

·     поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

·     овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

·     овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

·     использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основные задачи обучения

·     обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

·     обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

·     обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·     установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

·     обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

·     взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

·     выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·     организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

·     участие обучающихся, их родителей, педработников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

·     включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

·     социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профобразования, центрами профработы;

·     сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

 

Место предмета в Учебном плане ОУ

Согласно учебному плану МБОУ гимназии на изучение  литературы в 8 классе отводится 2 часа в неделю.

 

Личностные, метапредметные и предметые  результаты освоения учебного предмета

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Учащийся получит возможность для формирования:

 -оценивания собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

– потребности  в самовыражении через слово.

                                           Метапредметные  результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся  получит возможность научиться:

-адекватной оценке трудностей.

-адекватной оценке своих возможностей.

Познавательные

Учащийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные

Ученик научится:

- работать в группе;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы

Предметные результаты

Учащийся  научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Учащийся  получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Содержание программы 

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

 

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

 

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные, представления).

 

Из литературы XVIII века

 

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитан6ия образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

 

Из литературы XIX века

 

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина  («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и  в «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века  (обзор)

А. С. Пушкин.    «Цветы   последние   милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

 

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях поэтов  Русского зарубежья о родине.

 

Из зарубежной литературы

 

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия  (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

 

Произведения для заучивания наизусть

1. Исторические песни. О Пугачёве, о Ермаке (отрывок по выбору обучающихся)

 

2. И.А. Крылов «Обоз».

3. К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака».

4. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок).

5.А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» или другое о любви, дружбе.

6. . М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»  (отрывки по выбору учащихся).

7. Н.В.Гоголь. «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор).

8. Л.Н.Толстой. «После бала»  (отрывок на выбор).

9. А.А. Блок. «Россия.»

10. С.А.Есенин. «Пугачёв» (отрывок по выбору учащихся).

11. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывок на выбор).

12. 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».

13. О Родине и родной природе – 3 стихотворения на выбор.

 

 

Произведения для самостоятельного чтения

1.     Русские народные песни и баллады. «В тёмном лесе, в тёмном лесе…». «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная..». «Ивушка, ивушка, зелёная моя…». «Ах вы ветры, ветры буйные…». «Авдотья Рязаночка.»

2.     «Н.М.Карамзин.  «Наталья, боярская дочь.»

3.     И.А.Крылов. 3-4 Басни

4.     К.Ф.Рылеев. «Я ль буду в роковое время…». «Иван Сусанин.»

5.     П.А. Вяземский. «Тройка.»

6.     Е.А. Баратынский. 3-4 стихотворения на выбор.

7.     А.В. Кольцов. «Русская песня.» « Разлука.»

8.     А.С.Пушкин. «Вновь я посетил…». «Повести Белкина.» « Пиковая дама.»  «Арап Петра Великого.»

9.     М.Ю.Лермонтов. «Маскарад.»  «Беглец.»

10. Н.В.Гоголь. « Нос.»

11. Н.А.Некрасов. «Душно! Без счастья и воли…». «Ты всегда хороша несравненно…».

12. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города.»

13. И.С.Тургенев. «Певцы.»  «Ася.»  «Первая любовь.»

14. Ф.И.Тютчев.  «Пошли, Господь, свою отраду…»

15. А.А.Фет. «На заре ты её не буди..». «Буря на небе вечернем...».  «Я жду…Соловьиное эхо…»

16. А.Н.Майков. «Вчера – и в самый миг разлуки…»

17. Л.Н.Толстой. «Севастополь в декабре месяце.»

18. А.П.Чехов. «Человек в футляре.»

19. И.А.Бунин. «Солнечный удар.»

20. А.И. .Куприн.  «На разъезде.»

21. В.Г. Короленко. «Мгновение.»

22. М.Горький. «Старуха Изергиль.»

23. И.Ф. Анненский. «Снег.»

24. Д.С.Мережковский. «Родное.» «Не надо звуков.» «Кроткий вечер тихо угасает…»

25. К.Д.Бальмонт. «Безглагольность.» «Меж подводных стеблей..»

26. А.А.Блок. «Ветер принёс издалёка…», «Девушка пела в церковном хоре…». «Там, в ночной завывающей стуже…»

27. А. Белый. «Заброшенный дом.»

28. М.А. Волошин. «Коктебель.»

29. С.А.Есенин. «Письмо матери.»

30. А.А.Ахматова. «Вечером. «Вечерние часы перед столом…»  «Проводила друга до передней..»

31. А.П. Платонов. «Житейское дело.»

32. А.Т.Аверченко. «О шпаргалке.»

33. Н.М. Рубцов. «В святой обители природы…»

34. А.Т.Твардовский. «Тёркин на том свете.»

35. В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель.» «Яшка-лось.»

36. А.С.Грин. «Бегущая по волнам.»

37. Н.Н. Дубов. «Горе одному.»

38. Ч. Айтматов. «Ранние журавли.»

39. Л.С.Соболев. « Морская душа.»

40. В.Ф. Тендряков. «Весенние перевёртыши.»

41. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.»

42. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера.»

43. В. Скотт. «Айвенго.»

44. Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве.»

45. П. Мериме. «Таманго.»

46. Г.Уэллс. «Война миров.»

47. О. Генри. «Родственные души.»

48. Э. По. «Золотой жук.»

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Введение

1

 

2

Устное народное творчество

2

 

3

Из древнерусской литературы 

2

4

Из литературы XVIII века

3

 

5

Из литературы XIX века

35

 

6.

Из русской литературы XX века

21

 

7

Из зарубежной литературы

4

 

 

Рабочая программа составлена с учетом программы воспитания

(приложение 1)

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

 

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

05.09

 

2

Устное народное творчество. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Теория литературы. Народная песня(развитие представления).Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Теория литературы.  Частушка (развитие представления). Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Предание (развитие пред­ставлений).

07.09

 

3

Из древнерусской литературы.  «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).

12.09

 

4

 

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные, представления).

14.09

 

5

Из литературы XVIII века.  Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена.

19.09

 

6

 

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.

21.09

 

7

РР Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

26.09

 

8

Из литературы XIX века. Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

28.09

 

9

И. А. Крылов. «Лягушки, просящие царя»

03.10

 

10

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

05.10

 

11

ВН.ЧТ.Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина  («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин). Пугачёв в историческом труде А.С. Пушкина и в романе.

10.10

 

12

Роман «Капитанская дочка» .История создания романа. Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).

12.10

 

13

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе.

17.10

 

14

Маша Миронова — нравственная красота ге­роини.

19.10

 

15

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ предводителя народного восстания и его окружения. Гуманизм и историзм Пушкина.

24.10

 

16

Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке.

26.10

 

17

РР Контрольная работа (письменный ответ на один из проблемных  вопросов) по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

07.11

 

18

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

09.11

 

19

Тестирование по творчеству А.С.Пушкина.

14.11

 

20

Внеклассное чтение. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

16.11

 

21

Внеклассное чтение. «Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

21.11

 

22

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Эпиграф и сюжет поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений), романтическая поэма (начальные представления).

23.11

 

23

«Мцыри». Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Смысл финала поэмы. 

28.11

 

24

Особенности композиции поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения.

Теория литературы. Романтический герой (начальные представления).

30.11

 

25

Поэма М.  Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики.

05.12

 

26

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений).

07.12

 

27

Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Теория литературы.. Сатира и юмор (развитие представлений).

12.12

 

28

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

14.12

 

29

Н.В. Гоголь «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко. Ремарки как форма выражения авторской позиции.

19.12

 

30

РР Подготовка к сочинению  по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

21.12

 

31

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

26.12

 

32

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова  и Н.В. Гоголя

28.12

 

33

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Эзопов язык (развитие понятия).

09.01

 

34

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: средства создания комического (ирония, сатира, гипербола, гротеск, эзопов язык). Роман как пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Литературная пародия (началь­ные  представления).

11.01

 

35

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.

16.01

 

36

Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

18.01

 

37

Внеклассное чтение. И.С.Тургенев «Ася».  Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести.  Злободневное и вечное в повести.

23.01

 

38

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

25.01

 

39

Л.Н.Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтики рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

30.01

 

40

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого

01.02

 

41

РР  Поэзия родной природы А. С. Пушкин.    «Цветы   последние   милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».

06.02

 

42

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье. Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

08.02

 

43

Внеклассное чтение. Антон Павлович Чехов. «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального. Общность героев и повествователей в рассказах «Человек в футляре» и «О любви».

13.02

 

44

Из русской литературы XX века.  Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

15.02

 

45

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

20.02

 

46

РР Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви». Подготовка к контрольной работе (контрольному сочинению)по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

22.02

 

47

Контрольная работа (контрольное сочинение)по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

27.02

 

48

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

29.02

 

49

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

05.03

 

50

РР Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.

07.03

 

51

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

12.03

 

52

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

14.03

 

53

Внеклассное чтение. Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

19.03

 

54

Внеклассное чтение. М. Зощенко. «История болезни». Смешное и грустное в рассказе писателя. Способы создания комического. Сатира и юмор в рассказе.

21.03

 

55

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние).

02.04

 

56

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

04.04

 

57

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».Новаторский характер Василия Теркина: сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

09.04

 

58

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».Композиция и язык поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

11.04

 

59

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

16.04

 

60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

18.04

 

61

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

23.04

 

62

 

РР «Фотография, на которой меня нет». Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. Контрольная работа (сочинение).

25.04

 

63

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

30.04

 

64

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

07.05

 

65

Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

14.05

 

66

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» – пьеса эпохи классицизма.

16.05

 

67

Внеклассное чтение. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

21.05

 

68

Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.

23.05

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Реализация программы воспитания

Модуль «Школьный урок»

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

-организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров духовно-нравственного, гражданского, ответственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,  кейсов и дискуссий;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, викторины, тестирование кейсы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 Олимпиады,   занимательные  уроки  и   пятиминутки,  урок-деловая  игра,  урок  –  путешествие,  урок   мастер-класс,  урок-исследование  и  др.    Учебно-развлекательные  мероприятия(конкурс- игра  «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.); 

 -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  интеллектуальных  игр,  стимулирующих  познавательную мотивацию  школьников. Предметные  викторины,  квесты,  игра-провокация,  игра-эксперимент,  игра-демонстрация, игра-состязание,  дидактического  театра,  где  полученные  на  уроке  знания  обыгрываются в театральных постановках; 

 -организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

         -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,  помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

    -    создание гибкой  и  открытой  среды  обучения  и  воспитания  с использованием  гаджетов,  открытых  образовательных  ресурсов,  систем

управления позволяет создать условия для реализации провозглашенных

ведущих принципов образования XXI века: «образование для всех»,

«образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время».

У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,

социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.