Рабочая программа Литература РК для 5-9 классов

  • docx
  • 13.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб пр ФГОС Лит РК чистовик.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Большелуг

Согласовано

Заместитель директора по УР

____________________

(Ф.И.О, дата)

 

Утверждаю

Директор  МОУ «СОШ» с.Большелуг

______________ (Ф.И.О)

Приказ №____от «___» ____ 201__ г.

 

Рабочая программа учебного предмета

«Литература Республики Коми»

основного общего образования

 

Срок реализации программы – 5 лет

 

 

 

 

Составитель программы: учитель  коми языка и литературы 

                                           Старцева Эльвира Александровна

 

 

 

 

 с. Большелуг

2019 год

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета «Литература Республики Коми» составлена на основе:

·         Фундаментального ядра содержания общего образования;

·         Требований к результа­там обучения, представленных в Стандарте основного обще­го образования;

·         Примерной  программы  «Литература Республики Коми»: Составители: Г.В. Болотова, Н.П. Коблова, Н.Н. Токарева,  Е.Ф. Ганова. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007.», допущенного Министерством образования и высшей школы Республики Коми.

 

     Общей целью курса литературы Республики Коми  является  создание условий для формирования читателя-гражданина, жителя РК на основе этнокультурной, национальной идентификации; воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой родины, овладение знаниями о традициях и художественных особенностях литературы Республики Коми, основных этапах развития национальной литературы.

    Задачи программы курса литературы Республики Коми определены её целями и связаны с читательской деятельностью, эстетической функцией литературы:

-формирование представлений о литературе РК как о культурном феномене, занимающем важное место в жизни нации и человека;

-осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций;

-формирование и закрепление основных эстетических и теоретико-литературных понятий, как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к литературе и искусству РК.

     Концепция примерной программы.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью, многозначностью, ассоциативностью, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

    Литература содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,  воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и критически относиться к себе и к окружающему миру.

    Общение учащегося с произведениями искусства слова необходимо  не просто как факт знакомства  художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту  народа.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

      В учебном плане МОУ «СОШ» с.Большелуг для обязательного изучения литературы Республики Коми  на ступени основного общего образования отводится 170 часов. В том числе: в 5 классе-  34 учебных часа (34 недели), в 6 классе-  34 учебных часа (34 недели), в 7 классе-  34 учебных часа (34 недели), в 8 классе-  34 учебных часа (34 недели), в 9 классе-  34 учебных часа (34 недели), из расчета 1 учебный час в неделю.

Содержание учебного предмета, курса.

5 класс

Тема

Содержание

Введение.

Литература как искусство слова

Духовная литература. Миссионерская деятельность С. Пермского. Сказка «Прокудливая береза»

Сведения о духовной литературе. Роль святого Стефана в становлении христианства в Коми крае. Художественный образ святого Стефана.

Легенда «Последняя брань Пама»

Художественные образы Святого Стефана и Пама в легенде.

Архимандрит Макарий

«Сказание о жизни и труде святого Стефана, епископа Пермского»

Выбор жизненного пути Стефаном. Образ житийного героя. Тема служения народу.

Коми устное народное творчество. Малые жанры фольклора:

-пословицы и поговорки;

-загадки.

Самобытность пословиц и поговорок, связанных с особенностями жизни и труда.

Народная истина в пословицах и поговорках.

Своеобразие загадок.

Обрядовые песни:

-коми плач;

-эпическая песня «Педöр Кирöн»;

-народная песня «Широкая улица»;

-обрядовая песня «Зырянской девушки-невесты слезное слово».

Разнообразие жанров песни. Темы песен. Народный стиль как гармоничное единство образных деталей. Искренность, душевность, слияние с образом природы. Мелодичность народной песни.

Коми предания о

-Яг- Морте;

-Кöрт Айке;

-Пере-богатыре;

-Йиркапе

Художественный образ Яг-Морта в представлении коми народа. Кöрт Айка – верхневычегодский могучий колдун, обладающий неограниченной властью над стихиями.

Художественный образ Перы-богатыря в представлении коми народа. Национальная самобытность героя. Подвиги коми богатыря. Удалой охотник Йиркап. Волшебные лыжи-самоходы охотника. Смерть Йиркапа.

Коми народные сказки.

-«Старуха Ёма и две девушки»

-«Про бедного Мöмöта и богатого барина».

Противопоставление

образа дочери-белоручки и падчерицы. Особенности композиции сказки. Роль иронии. Нравственный идеал девушки в представлениях коми народа.

Образы бедняка и богача.

Карело-финский народный эпос.

Связь финно-угорских народов. Национальная особенность эпоса.

Э.Леннрот. «Рождение кантеле» (отрывок).

Дар мастера и его доброе влияние на окружающий мир. Назначение мастера-объединять людей через музыку и поэзию. Поэтичность образов, созданных народом

Литературная сказка.

Сходство с народными сказками.

К. Жаков. Сведения о жизни и творчестве. Поэма «Биармия» (отрывок).

Сказка «Гулень на небе» (отрывок).

Комиморт – рассуждения о коми человеке, о лесе-воде, среди которых живет человек. Прославление природы-родины, ее нетронутая красота. Нравстенно-оценочные эпитеты.Образ ленивца в сказке. Путешествие героя на небе. Осознание героем роли труда. Познание смысла  человеческой жизни.

И. Изъюров. Сведения о жизни и творчестве. Сказка «Колечко Бурморта»

Высокая нравственность, великодушие и доброта главной героини.

А. Клейн. Сведения о жизни и творчестве. Сказка «Волшебный камень и книга Белой Совы».

Особенности повествования в сказке. Противопоставление героев коварству, злу. Символический образ Совы-хранительницы книги мудрости. Идея добра, взаимопомощи, жизни во имя будущего.

Е. Габова. Сведения о жизни и творчестве. Сказка «Гришуня на планете лохматиков».

Герои сказки. Самостоятельный поиск Гришуней жизненного пути. Реальность и фантазия сказки.

Е.Габова. Рассказ «Двойка по поведению».

Взаимоотношения детей. Психологическая достоверность.

Контроль образовательных результатов

Достижение предметных и метапредметных результатов первого года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1.         Выразительное чтение фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2.         Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

3.         Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

4.        Словесное иллюстрирование эпизодов.

5.        Устный комментарий слов героя, автора и пр.

6.        Ответы на поставленные автором учебника вопросы.

7.         Постановка в устной форме репродуктивных вопросов к тексту при помощи слов что, кто, где, когда, сколько и пр.

8.        Устные ответы на репродуктивные вопросы с использованием цитат.

 

 

 

6 класс

Тема

Содержание

Введение.

Слово-средство для создания художественного образа.

Источники формирования литературы коми. Малые формы устного народного творчества. Загадки. Пословицы и поговорки. Письменная культура художественного слова. С.В.Журавлёв. «Повесть о Стефане Пермском, первом учителе зырян».

- Понятие об устном народном творчестве. Малые формы устного народного творчества. Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Отражение в фольклорных малых формах народного ума, наблюдательности, творческой фантазии.

-Письменная культура художественного слова. Сведения о жизни и творчестве. Художественный образ Святого Стефана. Роль Святого Стефана Пермского   в становлении христианства в Коми крае.

Основоположники литературы коми. Лирика 19 века. И. А. Куратов. Сведения о жизни и творчестве. Стихотворения  «О солнце», «Лодка», «Старуха», «Микул», « Коми язык».

Баллада «У Захара».

- Об основоположниках литературы коми. О лирике 19 века.

- Сведения о жизни и творчестве.                            - Поэтический образ солнца – вечной жизни. Прославление силы солнца и труда. Авторская оценка жизни народа.

- Лирический герой и противостоящая ему действительность. Образ прогрессивно мыслящего человека в быстром потоке враждебной, безразличной к нему жизни.

- Художественный образ старухи. Народный характер. Трудолюбие крестьянки, любовь к сыну.

- Воссоздание крестьянской жизни. Осуждение стремления героя легко разбогатеть.

- Любовь к скромному, но красивому и звучному родному языку. Вера в будущее языка.

- Поэтизация крестьянского праздника. Восприятие крестьянства как подлинных хозяев в жизни. Коллективный портрет крестьян, гостей Захара, социальная и психологическая достоверность образов крестьян.

Лирика первой половины 20 века. В. Т. Чисталев. Сведения о жизни и творчестве. Стихотворения «Мои слова»,

«Лиственница», «Зимняя ночь», «Вновь ушёл на север вьюжный», «Рождение песни».

Стихотворение в прозе «Родная речь».

- О лирике 20 века.

- Сведения о жизни и творчестве.

- Боль сердца и красота любви в словах творца, в самоощущениях поэта. Раздумья поэта о силе слова, о связи с родной природой, народными традициями. Метафоричность стихотворения.

-Художественный образ лиственницы – олицетворение красоты, независимости, силы. Совершенство формы и содержания стихотворения.

-Художественный образ природы. Любовь поэта к родной природе. Умиротворенность и величие зимней ночи.

- Нежная любовь к природе родного края. Необыкновенная  чуткость лирического героя в изображении коми земли.

- Размышления лирического героя о поэзии. Поэт и его отношения с окружающим миром. Одухотворённость родной земли.

-Лирическое произведение в прозе. Любовь к родному краю, речи. Ценность родного языка.

М.Н. Лебедев. Сведения о жизни и творчестве. Предания «Яг Морт», «Кöрт Айка».

- Сведения о жизни и творчестве.

- Произведения на фольклорной основе. Своеобразие авторских преданий. Художественные образы Яг Морта и Кöрт Айки. Борьба Кöрт Айки и Стефана Пермского.Подвиг народа коми.

В. И. Лыткин. Сведения о жизни и творчестве. Стихотворения «Моя муза», «Снова», «О рукавицах», «Эжва».

-Сведения о жизни и творчестве.

-Богатство внутреннего мира лирического героя. Истоки творчества поэта, связь с народным творчеством. Радость и грусть музы поэта.

-Обращение лирического героя к живой природе. Образ вечной весны и труда как вечного процесса обновления жизни.

-Образ рукавиц как символ доброты и тепла сердца коми женщины. Воспоминания лирического героя о суровых военных годах.

- Образ лирического героя, его понимание творчества. Тема памяти и благодарности поэтам.

Лирика второй половины 20 века. С.А. Попов. Сведения о жизни и творчестве. Стихотворения  «Голос совести», «На шоссе», «Мать»

- Сведения о жизни и творчестве.

-Художественный образ совести. Автор – патриот, гражданин. Единство композиции и содержания стихотворения.

-Осуждение бездушия

и чёрствости. Гуманность автора.

-Художественный образ матери. Тема любви и ответственности за детей. Нравственный идеал автора. Лирическое стихотворение с эпическим сюжетом.

А. Е. Ванеев. Сведения о жизни и творчестве. Стихотворения

«Снегирь», «Песня о матерях»,

«Руки отца», «Это север-край неповторимый!», «Клёсты», «Первая учительница».

- Сведения о жизни и творчестве.

- Поэтическое размышление поэта о пернатом друге жителей севера. Размышления о характере коми. Красота северной природы. Любовь человека к своему краю. Снегирь – символ верности суровому северному краю.

-Поэтический образ матери. Бескорыстная, всепрощающая, вечная любовь матери к своим детям. Признательность и благодарность  детей.

-Образ отца-труженика. Кровная, духовная, нравственная близость отца и сына. Руки отца – символ трудолюбия, духовной чистоты, благородства.

-Образ родного края. Картины родной природы. Гордость за край отцов. Преданность родным корням. Чистота и возвышенность чувств автора.

- Тема патриотизма. Образ клестов – символ мужества и верности родным местам.

- Поэтический образ школьной учительницы. Обаяние, духовная красота учительницы. Доброта, терпение и преданность к своим ученикам. Воспоминания лирического героя о школьных военных годах. Слова признательности и благодарности первой учительнице.

Проза 20 века. И. Г. Торопов. Сведения о жизни и творчестве. Рассказ «Шуркин бульон» (отрывки).

- о прозе 20 века.

- Сведения о жизни и творчестве.

-Тема самопознания и возмужания личности. Чувство ответственности героя за младшего брата. Уверенность Феди в своих силах. Преодоление страха, рождение силы духа, воли героя. Воспроизведение чувств и мыслей героя, характеризующих его отношение к себе и окружающему миру.

Я. Кушманов. Сведения о жизни и творчестве. Рассказ «Дороги к отцу».

-Сведения о жизни и творчестве.

-Духовная связь поколений. Диалог сына и отца: познание ребенком радости бытия. Воспоминания об отце – способ раскрытия внутреннего мира героя

И. И. Белых. Сведения о жизни и творчестве. Рассказы «Колька»,   «Там далеко-далеко …».

- Сведения о жизни и творчестве.

- Взросление мальчика. Чувство ответственности и заботы о родном отце. Преодоление внутреннего страха перед суровой тайгой и рекой. Стремление Кольки быть похожим на отца.

- Воспоминания       героя о деревенском детстве. Мечты о покорении Керöс-горы. Познание героем истины бытия. Духовная близость человека и природы родного края.

Контроль образовательных результатов

Достижение предметных и метапредметных результатов второго года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1.         Выразительное чтение фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2.         Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

3.         Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

4.        Словесное иллюстрирование эпизодов.

5.        Устный комментарий слов героя, автора и пр.

6.        Ответы на поставленные автором учебника вопросы.

7.         Постановка в устной форме репродуктивных вопросов к тексту при помощи слов что, кто, где, когда, сколько и пр.

8.        Устные ответы на репродуктивные вопросы с использованием цитат.

9.   Устное переложение текста стихотворения от 3 лица.

10.    Пересказ сюжета/фабулы произведения.

 

 

 

7 класс

Тема

Содержание

Введение.  Поиски нравственного и духовного идеала в художественной литературе РК

Поиски нравственного и духовного идеала в художественной литературе Республики Коми.

 

Лирический герой и автор.  Лебедев М.Н.

Лирический герой и автор.

Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Земля Коми» (пер. С. Обрядович).  Трудолюбие коми народа. Природа родной земли. Образ лирического героя. Басня «Самовар». Осмеяние эгоизма, зазнайства самовара.  Прославление труда и полезности  людям. Аллегоризм. Сатирическая направленность произведения.

Теория литературы. Басня.

Г.А.Юшков

Г. Юшков. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Плакала лошадь» (пер. В. Цыбина). Моральная ответственность человека за свое поведение. Жестокость и бессердечие человека. Страдание человека  и животного.

 Стихотворение «Сколько у нас героев?» (пер. П. Серебрякова). Тема памяти о героях Великой Отечественной войны. Гуманизм и патриотизм автора. Восприятие лирическим героем страданий народа как собственных. Единство русского и коми народов.

Стихотворение «Черемуха» (пер. П. Серебрякова). Тема патриотизма. Любовь человека к Родине: суровому северному краю. Образ черемухи - красота  коми края.

Теория литературы. Трехсложные размеры стихотворения.

В.В.Тимин

В. Тимин. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Хлеб военной поры» (пер. Г. Пагирев). Тема Великой Отечественной войны. Образность стихотворения. Патриотизм и гуманизм автора.

Стихотворение «Эдвард Григ» (пер. В. Тимина). Значение музыки в жизни человека. Музыка и внутренний мир лирического героя.

Стихотворение «Человеку бояться – чего же?» (пер. Ю. Ионов). Нравственный идеал человека в представлении автора: ответственность каждого за жизнь общества, мудрость в выборе решений, доброта во взаимоотношениях с людьми.

Теория литературы. Риторический вопрос.

Герой эпического произведения.   Федоров Г.А.

Герой эпического произведения.

Г. Федоров. Сведения о жизни и творчестве.

Роман «Когда наступает рассвет». (Отрывок «Незабываемые дни»). Художественный образ Домны Каликовой. Мужество героини, её стойкость, преданность Родине. Девушка и война. Историческая правда и вымысел в романе «Когда наступает рассвет». Отношение автора к войне. Посиделки как форма общения коми молодежи.

Теория. Характер героя.

И.Г.Торопов

И. Торопов. Сведения о жизни и творчестве.

Рассказ «Пшенная каша». Художественный образ подростка. Становление характера героя. Познание окружающего мира Федором. Правда жизни, столкновение с предательством, ложью. Трудовая и нравственная борьба Федора и Македона. Честно заработанный «стахановский паек» для любимой больной девушки.   Идея чести и достоинства, защиты прав личности, его внутренней свободы.

Теория литературы. Закрепление понятия об идее произведения

Б.Ф. Шахов

Б.Ф. Шахов. Сведения о жизни и творчестве.

Повесть «Сверстники» (отрывок). Образы детей. Доброта и отзывчивость на чужую боль. Поступки как средство характеристики героев

Теория литературы. Повесть.

П.Ф.Шахов

П. Шахов. Сведения о жизни и творчестве.

Повесть «Тётя Аксинья». Сюжет как средство развития характера. Добро и зло в мире и в душе человека. Высокая духовность и нравственность героини. Авторские включения в повести. Монолог повествователя как средство раскрытия отношения к героине.

Теория литературы. Монолог повествователя.

В.В.Юхнин

В.В.Юхнин. Сведения о жизни и творчестве.

Рассказ «Огненное болото». Человек и природа

А.В.Вахнин

А. Вахнин. Сведения о жизни и творчестве.

Рассказ «Гибель вожака». Человек и природа. Бездушие человека. Утверждение ценности и независимости природы.

Теория литературы.   Описание в эпическом произведении.

Т.М.Ломбина

Т. Ломбина.  Сведения о жизни и творчестве.

 Рассказ «Зина-капуста». Познание ребенком трагедий окружающего мира. Образ блаженной дурочки Зины-капусты. Высота нравственного идеала автора

Лирический герой и общество. Скуттэ А.

Лирический герой и общество.

А. Скуттэ. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Дитя мое, утратил я покой…» Раздумья лирического героя о любви, надежде. Ребенок и общество.

Стихотворение «У зари есть солнышко, у реки два берега…» Любовь к Родине. Лирический герой и окружающий мир. Музыкальность стихотворения, близость к народной песне.

Стихотворение «Вот и опять пришла…» Лирический герой и время. Сожаление об утраченной юности.

А.Суворов

А. Суворов. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Выкошены дальние луга». Сожаление лирического героя об ушедшей юности. Надежда на возрождение веры в жизнь. Параллелизм в изображении  чувств человека и состояния природы.

Стихотворение «Медвежья охота». Влияние общества на поступки человека. Осуждение жестокости и хладнокровия человека на охоте. Обращение лирического героя к совести людей, убивающих животных.

Теория литературы.  Параллелизм.

С.В. Журавлёв

С. Журавлев. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Песня о северном поэте». Поэт и общество. Природа – источник вдохновения поэта. Антитеза как средство выражения позиции автора.

Стихотворение «На плечи тополей вечерний морок лёг…» Размышления о жизни человека в обществе.

Теория литературы.  Закрепление понятия об антитезе.

Контроль образовательных результатов

Достижение предметных и метапредметных результатов третьего года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1.         Выразительное чтение фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2.         Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

3.         Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

4.        Словесное иллюстрирование эпизодов.

5.        Устный комментарий слов героя, автора и пр.

6.        Устное переложение текста стихотворения от 3 лица.

7.        Пересказ сюжета/фабулы произведения.

8.        Постановка продуктивных вопросов к тексту при помощи слов как,

почему, какие, чем, зачем и пр.

9.         Устные ответы на продуктивные вопросы с использованием аргументации.

 

 

8 класс

Тема

Содержание

Ведение. Литература и традиции.

Историко-культурная и нравственная проблематика литературы Республики Коми. Преемственность поколений.

Русские писатели о коми крае Надеждин Н.И.

Русские писатели о Коми крае.

Н. Надеждин. Сведения о жизни и творчестве.

Очерк «Народная поэзия у зырян». (Отрывок). Размышления о народной поэзии.

Теория литературы. Очерк.

Засодимский П.В.

П. Засодимский. Сведения о жизни и творчестве.

Очерк «Лесное царство». Национально-социальный срез жизни «лесного царства» коми-зырян с позиции писателя-народника. Характер зырянина. Обычаи и верования народа коми. Реальное и фольклорное в очерке. Публицистический пафос произведения.

Круглов А.В.

А. Круглов. Сведения о жизни и творчестве.

Рассказ «Месть». Нравственность главного героя. Противопоставление мира природы и человека. Описание весны, утра.

Лирические произведения ХХ века.

Лирические произведения ХХ века. Основные направления произведения. Поэты.

Лебедев М.Н.

Сведения о жизни и творчестве.

Басня «Колхозник митрофан». Осмеяние эгоизма, зазнайства.  Прославление труда и полезности  людям. Аллегоризм. Сатирическая направленность произведения.

Теория литературы. Басня.

Чисталёв В.Т.

В.Т.Чисталев.  цикл пейзажных стихотворений «Светлая ночь» Нежная любовь к природе родного края. Необыкновенная чуткость лирического героя в изображении коми земли.

Размышления о лирического героя о поэзии. Поэт и его отношения с окружающим миром. Одухотворенность родной земли.

Савин В.А.

В. Савин. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Время омоложения жизни» (пер. Г. Пагирева). Художественный образ весны как обновления жизни природы и человека. Жизнелюбие автора.

Стихотворение «Солнцеликая» (пер. Г. Пагирева). Радость как форма взаимоотношения с окружающим миром. Картины быта коми народа. Музыкальность стихотворения.

Стихотворение «Коми море» (пер. И. Рыжикова). Художественный образ Пармы  - силы, могущества и гордости народа. Темы любви к Родине. Красота родной земли.

Поэма «Тиюк» (пер. И. Рыжикова). Судьба коми девушки в дореволюционное время. Замужество Тиюк. Сожаление героя о несчастной судьбе знакомой женщины.

Драматические произведения ХХ века.

Н. Дьяконов. Сведения о жизни и творчестве.

Комедия «Свадьба с приданым». Особенности жанра комедии. Характеры колхозников Ольги и Максима. Трудовые колхозные будни коми села.  Элементы свадебного обряда – сватовство, рукобитье, сговор, девичник, свадебный пир.  Юмор в произведении. 

Теория литературы. Развитие понятия о драматическом произведении. Комедия.

Дьяконов Н.М.

Н. Дьяконов. Сведения о жизни и творчестве.

Комедия «Свадьба с приданым». Особенности жанра комедии. Характеры колхозников Ольги и Максима. Трудовые колхозные будни коми села.  Элементы свадебного обряда – сватовство, рукобитье, сговор, девичник, свадебный пир.  Юмор в произведении. 

Теория литературы. Развитие понятия о драматическом произведении. Комедия.

Переводчики и художественный перевод

Переводчики и художественный перевод

Художественный перевод. Особенности перевода с коми языка на русский. Перевод с русского языка на коми язык.

Теория литературы. Форма и содержание в переводе.

Эпическое произведение ХХ века.

Эпическое произведение ХХ века

П. Столповский. Сведения о жизни и творчестве.

Рассказ «Замор». Человек и враждебный мир. Взаимоотношения человека и природы. Образы Захария и молодых людей. Противостояние мудрости и доброты  старика Захария  жестокости и жадности «чужаков».

Столповский П.М.

Эпическое произведение ХХ века

П. Столповский. Сведения о жизни и творчестве.

Рассказ «Замор». Человек и враждебный мир. Взаимоотношения человека и природы. Образы Захария и молодых людей. Противостояние мудрости и доброты  старика Захария  жестокости и жадности «чужаков».

Кузнецов И.Л.

И. Кузнецов. Сведения о жизни и творчестве.

Повесть «Новогодние свадьбы». Характер героя. Взаимоотношения отца и дочери. Ритуал бракосочетания.

Куратова Н.Н.

Н. Куратова «Повесть об отцах». (Отрывок.) Изображение жизни деревни в годы войны. Драма народа, драма семьи. Формирование характера героини. Тема личного счастья. Выбора между чувством и долгом.

Теория литературы.  Углубление понятия о средствах создания художественного образа – характера.

Смоленцев Л.Н.

Л. Смоленцев. Сведения о жизни и творчестве.

Повесть «Печорские дали». (Глава «Усть-Цилемское диво».) Соблюдение традиций в Усть-Цильме. Художественный образ праздника.

Теория литературы. Документальная повесть.

Журавлёв-Печорский В.С.

В. Журавлев-Печорский. Рассказ «Федькины угодья». Образ друга – охотника Федора. Ловкость, целеустремленность охотника. Естественность и природность жизни в лесу.

Рассказ «Пробуждение земли». Динамика природных изменений в тундре. Многоголосие северной тундры. Лиризм повествования. Авторское восприятие северной весны.

Рассказ « Заливень». Образ северного лета. Природные особенности летнего северного дождя – заливня. Восхищение щедростью летнего дождя.

Тимин В.В.

В. Тимин. Сведения о жизни и творчестве.

Историческая повесть «Мальчик из Перми Вычегодской». Историческая справка, композиционные элементы и классификация героев.

Изъюров И.В.

И. Изъюров. Сведения о жизни и творчестве.

Повесть «Прощание».  Значение творчества И. Куратова для народа. Символ дороги.

Теория литературы. Закрепление понятия традиции в литературе

Лирические произведения ХХ века.

Лирические произведения ХХ века.  Произведения. Поэты. Обзор.

Журавлёв-Печорский В.С.

В. Журавлев-Печорский. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Над черным лесом крик печальный…». Философские размышления лирического героя о смысле жизни. Поиск собственного жизненного пути. Переживания, сомнения лирического героя. Северная природа – вдохновение поэта.

Стихотворение «Голубаны». Уверенность лирического героя в силе и щедрости таежной природы. Единение героя и окружающего мира.

Стихотворение «Когда, устав от жизни бренной…». Раздумья лирического героя о прошлом, о значении родных мест для человека.

Клейн А.

А. Клейн. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Во тьме глухих тысячелетий…» Лирический герой о прошлом и настоящем. Опыт предков и современная жизнь.

Попов В.А.

В. Попов. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Лебединая родина». Образ родной Печоры. Чувство сопричастности лирического героя с  окружающей природой.

Теория литературы. Обогащение понятия о средствах художественной выразительности.

Мирошниченко Н.А.

Н. Мирошниченко. Сведения о жизни и творчестве.

Стихотворение «Рябины музея Куратова…» Благодарная память народа о И. Куратове.

Васютов Ю.К.

Ю. Васютов.  Стихотворение  «В лесу» (пер. Г. Пагирева). Тема патриотизма. Чувство любви и нежности к родной земле. Конкретность и зрительность пейзажа. Поэтическое восприятие  запахов, звуков, красок тайги.

Контроль образовательных результатов

Достижение предметных и метапредметных результатов четвертого года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1. Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2.         Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

3.        Словесное иллюстрирование эпизодов.

4.        Устный комментарий слов героя, автора и пр.

5.        Устное переложение текста стихотворения от 3 лица.

6.        Пересказ сюжета/фабулы произведения.

7.        Постановка продуктивных вопросов к тексту при помощи слов как,

почему, какие, чем, зачем и пр.

8.         Устные ответы на продуктивные вопросы с использованием аргументации.

9.           Анализ стихотворения, фрагмента, эпизода текста по предложенному алгоритму

10.       Давать свое рабочее определение теоретико-литературным понятиям.

 

 

 

9 класс

Тема

Содержание

Введение.  Особенности развития историко-литературного процесса коми.

Введение.  Особенности развития историко-литературного процесса коми. Литературный процесс. Литература как искусство слова (углубление представления).

Возникновение коми литературы. Куратов И.А.

Литература Коми края в 19 веке. Фольклорная традиция коми как идейно-художественная основа коми литературы.

Лыткин Г.С.

Г.С.Лыткин. Роль Г.С.Лыткина как теоретика и практика в становлении коми литературы. «Зырянский край при Епископах Пермских и зырянский язык» (отрывки).

Русские писатели и учёные 19 века о Коми крае.

Русские писатели и ученые XIX в. о Коми крае (обзорное изучение)

Инонациональная (коми) тема в русской литературе XIX в. – одно из проявлений её «всечеловечности», открытости всему эстетически и нравственно совершенному. Зыряне в произведениях русской классики: «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Дневник провинциала», «Старец» М.Е. Салтыкова-Щедрина; «Ледяной дом» И.И. Лажечникова; «На краю света» Н.С. Лескова.

Сборник «В дебрях Севера» (ред. З.Я. Немшилова): А.О. Ишимова – детская писательница и издательница. А.О. Ишимова и А.С. Пушкин. Её участие в культурной жизни Усть-Сысольска в 1819 г. «Воспоминания об Усть-Сысольске» 20-х гг. и повесть «Зырянка» в контексте литературной и издательской деятельности А.О. Ишимовой. Историко-этнографические сведения о зырянах; духовный климат Усть-Сысольска в повествовании писательницы; взаимоотношения русских и зырян.

«Зыряне» В.И. Немировича-Данченко и «Ижма» С.В. Максимова. Этнографический, географический, исторический, литературный пласт в очерках. В.И. Немирович-Данченко как писатель и исследователь Европейского Севера и ижемских коми. Очерк «Зыряне» (в кн. «Страна холода») и «Мезенская тундра» в контексте «северных» произведений писателя. Особенности народного характера зырян-ижемцев (энергия, предприимчивость, толковость, находчивость), их духовный мир в изображении С.В. Максимова.

Литературные связи писателей-народников с Коми краем. П.В. Засодимский и А.В. Круглов. Их «хождение» в народ коми. «Лесные люди» – очерк А.В. Круглова о материальной и духовной жизни коми-зырян. Этнографический, краеведческий аспект произведения. Лирические описания природы. Образ повествователя-путешественника и охотника-любителя.

Теория литературы. Развитие понятия литературно-этнографический очерк.

Становление литературы коми в н. 20 вв.-30-х гг. 20 века.

Становление литературы коми в н.XX вв. – 30-х г. XX в.

Социально-политические особенности эпохи и культуры. Общая характеристика общественно-политического развития страны, отражение в литературе. Формы литературной жизни. Коми ассоциация пролетарских писателей (КАПП) Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

К.Ф.Жаков

К. Ф. Жаков. Личность писателя, этапы творческого пути. Концепция  ученого и писателя: коми национальное мировосприятие и миропонимание, обогащенное опытом мировой философии и художественной культуры.

 Этнографическая достоверность, узнаваемость национальных типов и национального образа жизни, социологический и психологический анализ в рассказах. «Жизнь Фалалея». Житийность рассказа. Любознательность, открытость героя миру. Противопоставление будничной бытовой жизни людей села и наполненной внутренней силой жизни Фалалея. Черты житийного героя: наставничество Фалалея.  Авторское отношение к герою: наделение Фалалея образцовыми  человеческими добродетелями. Иконное искусство Фалалея. Жизнь Фалалея – духовное единство человека и природы.

Отражение раздумий автора о смысле жизни, о назначении человека, о месте национального мировосприятия в истории человеческого общества. Опора на коми предания, легенды. «Царь Кор». Переложение предания народа коми. Величавость эпохи, природы. Значение событий для судьбы народа. Гиперболизация характеров, внешнего вида персонажей  и обстоятельств.

Теория литературы. Традиции коми народного творчества в произведениях писателей.

Поэма «Биармия».  Историко-философская концепция автора о существовании легедерной страны Биармии. Картина жизни  древнего мира, особенности духовной и историко-культурной  среды коми времен легендарной Биармии. Образы князя Яура, красавицы Райды, богатыря Ошпи, певца Ворморта. Самобытность природы: величавый образ реки Эжвы, коми Пармы. Мудрое согласие, гармония мира природы и мира древнего человека. Мечта писателя о прекрасной стране, добрых владыках, простодушных охотников среди величавой и вечной природы.

Автобиографический роман-тетралогия «Сквозь строй жизни» (отрывки). Образ автора и Феофилакта Панюкова – Гара-морт – поиск жизненного идеала. Изображение духовной жизни героя. Противопоставление красоты естественной крестьянской жизни северного народа и цивилизации.  Символический характер заглавия: отражение авторской концепции жизненного и творческого пути.

Теория литературы. Развитие понятия о жанровых особенностях автобиографической прозы.

В.Т. Чисталев.

В.Т. Чисталев. Творческая судьба коми писателя.

Рассказ «Трипан Вась». Реалистическое воссоздание психологии крестьянина- труженика. Роль Трипан Вася в обновлении природного мира, в поддержании  ритма ее жизнедеятельности. Взаимообусловленность бытия героя и природного мира. Образ земледельца, независимого от социальных, политических катаклизмов. Предназначение земледельца – вечное возрождение и обновление мира. Психологизм героя. Лирический подтекст.  Внутренние монологи, диалоги героя с окружающим миром – способы раскрытия характера героя.   Художественная взаимосвязь с рассказом К. Жакова «На подсеке».

Теория литературы. Психологизм.

Символика и реалистичность образов в пейзажных стихотворениях. Поэтическое обращение лирического героя к северной природе. Коми национальный пейзаж.

«Рождение песни» (пер.В. Журавлева–Печорского). Поэтический манифест поэта – элегия «Рождение песни». Сущность поэзии. Отношения поэта с миром, с родиной. Разговор поэта с самим собой, вопросы к самому себе, к родной земле, к тихому одухотворенному миру. Образы коми песни и коми природы – единая картина мира. Душа, мироощущение коми народа, отраженные в образе родной природы. 

«Земля моя родная» (пер. Г. Торлопова). Воспоминания о родной земле. Роль образа – символа – ветра. Восхищение неповторимостью и простотой родной природы.  

«Ясная ночь, морозная ночь» (пер. С Журавлева-Печорского). Образ зимней ночи – мир, рождающий в человеке различные ощущения и чувства. Восприятие природы разными органами чувств: прикосновения, запахи, звуки. Место человека в едином пространстве Вселенной. Изображение внешнего мира через внутреннее состояние.

Теория литературы. Закрепление понятия о пейзажной лирике.

М.Н.Лебедев.

М.Н. Лебедев (обзорное изучение). Творческая судьба. Создание произведений на фольклорной основе. Языческие и христианские мотивы. «Зырянин и дятел». Дидактические и познавательные функции произведений. Авторское видение мира и человека в повести «Таня Осинина». Интерес к отдельной личности, её внутренним силам и возможностям. Реалистическое и народное – поэтическое представления в повести. Раскрытие характеров героев посредством приемов несобственно-прямой речи.

«Фома Лёкмортов». Жанровая характеристика «Из записной книжки случайного путешественника». Образ повествователя. Традиции охотничьих рассказов И. Тургенева.

Влияние писателя на развитие комедийного жанра в коми литературе. Жанр оперетки. «Добрая женщина». Борьба нового мира со старым. Образ Доброй женщины как символ силы света и свободы. Победа  над жрецами Войпеля.   «Красавица». Насильственная выдача замуж молодой девушки за нелюбимого старика. Свадебная купля-продажа. Спасение красавицы от неравного брака. Стиль традиционной семейно-бытовой и свадебной поэзии: свадебные сценки девичника, сговора-рукобития, свадебные песни-дразнилки.

Сатирическая и социальная направленность басенного творчества. Отражение традиций русской басни. «Колхозник Митрофан». Социальная направленность басни. Образ лодыря. Отношение к труду. Изображение действительности 20-х годов 20 в.  «Федор и Родион». Образы труженика и лентяя-единоличника. Стремление к обновлению жизни. Нравоучительность.

Теория литературы. Жанр оперетки.

В.И.Лыткин.

В.И. Лыткин. Творческий путь. Духовные искания поэта и ученого. Роль В.И. Лыткина в создании коми литературного языка. В. И. Лыткин – переводчик.

Тема Родины и вечного обновления. Освоение новых идей, духовных ценностей в лирике.

«Коми девушка» (пер. О.Мишина). Размышления лирического героя об идеальной невесте для коми юноши. Нравственно-эстетический идеал девушки-невесты. Особенности характера коми человека, необходимые для жизни в суровых условиях быта.

Поэма «Идут». Образы коми крестьян – красноармейцев.  Оптимистическое настроение бойцов революции, одержавших победу над сильным и коварным врагом. Трагическая цена победы. Образы коми земли, явлений природы, реагирующих на происходящие события. Взаимосвязь природы, крестьянского быта  как части национальной жизни и сознания коми крестьян – красноармейцев.  Революционная и фольклорная символика в поэме. Подвиг героев и судьба коми народа.  Раздумья о Родине, коми крае, жизни коми людей, коми слове. Драматизм сюжета  поэмы. Символика поэмы. Взаимосвязь с мотивами русской поэзии (В. Маяковского, Д. Бедного, А. Блока) и карело-финского эпоса «Калевала».

Теория литературы. Закрепление понятия о художественном образе: образ-символ.

В.А.Савин

В.А. Савин. Судьба и творчество В. Савина. В. Савин – создатель коми национального театра. Новаторство В. Савина – драматурга. Два направления в драматургии В. Савина: социально-политические драмы и комедии.

Пьесы «В раю», «Неприкаянная душа»:  драматическая дилогия. Народно-крестьянские мотивы в драматической дилогии. Посмертное путешествие крестьянина Сюзь Матвея в загробный мир: пребывание в раю и аду. Обрядовый смех  цены поминок героя. Народное представление  о загробном мире. Возрождающая сила поведения (пение, смех, сквернословие) Сюзь Матвея. Черты казенного учреждения с бюрократическими порядками в изображении рая и ада. Труженик–крестьянин, побеждающий сатану и архангелов.  Социальное и философское в пьесе.

Теория литературы. Развитие понятия о драматическом конфликте.

Песенное творчество: использование песенно-поэтических элементов народной поэзии. Поиски поэтической формы: создание баллад, элегий, посланий, поэм.

«Где-то в будущем» (пер. Г. Пагирева).  Размышления о своем времени в элегии «Где-то в будущем».   Оценка несовершенства жизни  глазами человека будущего:  стремление людей через распри, кровь, борьбу улучшить ее.

«Весенняя ночь» (пер. Г. Пагирева). Общечеловеческое чувство сожаления о прошедшей молодости. Состояние печали и  тоски лирического героя на фоне вечной весенней ночи.

 «Мельница» (пер. И. Рыжикова). Атмосфера тишины и теплоты в самом необходимом строении деревне – в мельнице.  Пейзаж родной природы: одушевление земли и мельницы. Работа мельницы и людей – чувство радость лирического героя.

«Соколиное гнездо» (пер. И. Рыжикова). Противопоставление прошлого и настоящего народа: жизнь в холоде и темноте противопоставлено возрождению и свету. Образ соколов – молодых людей, интеллигентов, грамотных людей, двигающих жизнь к прогрессу.

П. А.Сорокин.

П. Сорокин. Жизнь, творчество, личность П.А. Сорокина. Автобиографический роман «Долгий путь» (отрывки). Образ автора-повествователя. Символизм заглавия. Воспоминания о детстве, о родном крае. Формирование мировоззрения юноши.

Контроль образовательных результатов

Достижение предметных и метапредметных результатов пятого года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1. Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2.         Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

3.        Пересказ сюжета/фабулы произведения.

4.        Постановка продуктивных вопросов к тексту при помощи слов как,

почему, какие, чем, зачем и пр.

5.         Устные ответы на продуктивные вопросы с использованием аргументации.

6.           Анализ стихотворения, фрагмента, эпизода текста по предложенному или собственному алгоритму

7.           Давать свое рабочее определение теоретико-литературным понятиям.

8.           Определение позиции автора и способов ее выражения.

9.           Интерпретация (устно) выбранного фрагмента произведения.

10.       Объяснение (устно) смысла названия произведения.

 

 

 

Тематическое планирование

 с определением количества часов.

5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

 

 

Литература как искусство слова.

1

2

Духовная литература.

 

 

Миссионерская деятельность Стефана Пермского.

2

Сказка «Прокудливая береза».

1

Легенда «Последняя брань Пама».

1

Архимандрит Макарий «Сказание о жизни и труде святого Стефана, епископа Пермского».

1

3

Коми устное народное творчество.

 

 

Малые жанры фольклора.

1

Пословицы и поговорки.

2

Загадки.

2

Бытовой фольклор. Обрядовые песни.

2

Устная народная проза. Коми предания.

2

Коми народные сказки.

3

4

Фольклор народов разных стран.

 

 

Карело-финский народный эпос. Отрывок из поэмы «Калевала».

2

5

Литературная сказка.

 

 

К. Жаков

4

И. Изъюров

2

А. Клейн

2

Е. Габова

3

6

Подведение итогов в конце года.

 

 

Подведение итогов в конце года.

2

Промежуточная аттестация.

1

 

Итого:

34

 

6 класс

 

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

 

 

Слово – средство для создания художественного образа.

1

 

Источники формирования литературы коми

1

2

Коми лирика XIX века

 

 

Основоположники литературы коми

1

 

И.А. Куратов

4

3

Коми лирика первой половины XX века

 

 

 В. Т. Чисталев

3

 

М.Н. Лебедев

3

 

В. И. Лыткин 

3

4

Коми лирика второй половины XX века

 

 

С.А. Попов

3

 

А. Е. Ванеев

3

5

Коми проза XX века

 

 

И.Г. Торопов

3

 

Я. Кушманов

3

 

И. Белых.

3

6

Подведение итогов в конце года

 

 

Подведение итогов в конце года. Закрепление основных теоретических понятий.

2

 

Промежуточная аттестация

1

 

Итого:

34

 

7 класс

 

№ раздела

Тема.

Количество уроков.

1

Введение

 

 

Поиски нравственного и духовного идеала в художественной литературе РК

1

2

Герой лирического произведения

 

 

М.Н. Лебедев

3

Г.А. Юшков

3

В.В. Тимин

3

3

Герой эпического произведения

 

 

Г.А. Федоров

2

И.Г. Торопов

4

Б.Ф. Шахов

3

П.Ф. Шахов

2

В.В. Юхнин

3

А.В. Вахнин

2

Т.М. Ломбина

2

4

Лирический герой и общество

 

 

А. Скуттэ

1

А. Суворов

1

С. Журавлёв

1

5

Подведение итогов в конце года

 

 

Подведение итогов в конце года. Закрепление основных теоретических понятий.

2

Промежуточная аттестация

1

 

Итого:

34

 

8 класс

 

№ раздела

Тема.

Количество уроков.

1

Введение

 

 

Историко-культурная и нравственная проблематика литературы РК

1

 

Формирование литературы коми

1

 

Письменная культура художественного слова

1

2

Русские писатели о Коми крае

 

 

Надеждин Н.И.

1

Засодимский П.В.

1

Круглов А.В.

1

3

Лирические произведения XIX века

 

Лебедев М.Н.

3

Чисталёв В.Т.

3

Савин В.А.

3

4

Драматические произведения ХХ века.

 

Дьяконов Н.М.

2

5

Переводчики и художественный перевод

 

 

Переводчики и художественный перевод

1

6

Эпическое произведение ХХ века

 

 

Столповский П.М.

2

Кузнецов И.Л.

1

Куратова Н.Н.

2

Смоленцев Л.Н.

1

Журавлёв-Печорский В.С.

1

Тимин В.В.

1

Изъюров И.В.

1

7

Лирические произведения ХХ века

 

 

Журавлёв-Печорский В.С.

1

Клейн А.

1

Попов В.

1

Мирошниченко Н.

1

Васютов Ю.

1

8

Подведение итогов в конце года. Закрепление основных теоретических понятий.

 

 

Подведение итогов в конце года. Закрепление основных теоретических понятий.

1

 

Промежуточная аттестация

1

 

Итого:

34

 

9 класс

 

№ раздела

Тема.

Количество уроков.

1

Введение

 

 

Особенности развития историко-литературного процесса коми

1

2

Творчество И.А. Куратова

 

 

Куратов И.А.

4

3

Творчество Г.С. Лыткина

 

 

Лыткин Г.С.

2

4

Русские писатели и учёные 19 века о Коми крае

 

 

Русские писатели и учёные 19 века о Коми крае

1

5

Становление литературы коми в н. 20 вв.-30-х гг. 20 века.

 

 

К.Ф. Жаков

5

 

В.Т. Чисталев

5

 

М.Н. Лебедев

3

 

В.И. Лыткин

3

 

В.А. Савин

5

 

П. А. Сорокин

3

6

Подведение итогов в конце года. Закрепление основных теоретических понятий

 

 

Подведение итогов в конце года. Закрепление основных теоретических понятий

1

Промежуточная аттестация

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

(на уровне основного общего образования).

Личностные результаты, формируемые при изучении учебного курса «Литература Республики Коми»:

 осознание общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

 знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях коми народа и других народов России;

 понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; 

 сформированность целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; 

 развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, своего народа и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты, формируемые при изучении учебного курса «Литература Республики Коми»:

 рациональное планирование своей учебной деятельности, в т. ч. определение необходимых действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; 

 умение работать в малой группе для развития умений сотрудничества, продуктивного взаимодействия; 

 работа с информацией: поиск, преобразование, интерпретация, представление; смысловое чтение; 

 осуществление исследовательских  действий в рамках учебных задач;

 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

 достижение взаимопонимания в процессе устного общения;

 осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

 

Предметные результаты, формируемые при изучении учебного курса «Литература Республики Коми», носят уровневый характер:

I уровень читательской культуры.

Выпускник научится:

 выразительно читать фрагмент, эпизоды произведений; 

 определять, какие события в произведении являются центральными;

 определять, где и когда происходят описываемые события;

 описывать, каким представляется герой произведения, комментировать слова героя; 

 выделять в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) места; 

 отвечать на поставленный учителем/автором учебника вопрос; 

 определять, выделять, находить, перечислять признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. 

 обучающиеся с расстройствами аутистического спектра: будут стремиться выражать собственные мысли и чувства, обозначать собственную позицию; видеть традиции и новаторства в произведениях; воспринимать художественную действительность как выражение мыслей автора о мире и человеке.

Зона ближайшего развития: II уровень читательской культуры.

 

II уровень читательской культуры.

Выпускник научится:

• определять, выделять, находить, перечислять признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

• показывать, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

• показывать, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

• анализировать фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

• сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями); 

• определять жанр произведения, характеризовать его особенности; 

• давать свое рабочее определение теоретико-литературным понятиям.

Зона ближайшего развития: III уровень читательской культуры.

 

III уровень читательской культуры.

Выпускник научится:

•  определять, выделять, находить, перечислять признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

• определять художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

• определять позицию автора и способы ее выражения;

• интерпретировать выбранный фрагмент произведения; 

• объяснять (устно, письменно) смысл названия произведения;

• озаглавливать предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

• писать сочинение-интерпретацию; 

• писать рецензию на произведение, прочитанное самостоятельно.

 

 

5 класс

Ученик научится:

- видеть черты коми национального характера в героях коми  сказок,

- определять жанр произведений УНТ;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- определять композиционные части народной сказки;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять художественные приёмы, используемые в произведении;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- находить в художественном тексте изобразительные средства выразительности

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

6 класс

Ученик научится:

- выразительно читать лирические произведения

- определять композиционные части литературных произведений;

- пересказывать  произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов;

- определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных родов и жанров.

- понимать и формулировать тему, идею, конфликт нравственный пафос литературного произведения;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст;

- сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать героев;

 

Ученик получит возможность научиться:

- проводить краткий литературоведческий анализ с опорой на данные вопросы;

- аргументировать свое суждение по поднятой в тексте проблеме;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

7 класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой

анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций;

- определять тематическую классификацию стихотворений

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

 

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

-  вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского

характера, реферат, проект).

 

8 класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания;

- формулировать идею и проблему художественного произведения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

 

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и коми народов);

-  вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

9 класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

 

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения коми и русской литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Выпускник научится:

•  выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале коми и русского народов, формирования представлений о коми национальном характере;

• видеть черты коми национального характера в героях произведений Литературы Республики Коми;

•  определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать тексты, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

 

Выпускник получит возможность научиться:

• рассказывать о самостоятельно прочитанных произведениях, обосновывая свой выбор;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• сопоставлять произведения коми и русской литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.

 

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Список литературы для учащихся:

 

1.      Анализ литературного произведения в школе. Вып.2/Сост. В.А.Латышева.– Сыктывкар, 1992.

2.      Болотова Г.В., Красильникова С.В. Литература Республики Коми.- 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2018.-144  с.

3.      Болотова Г.В., Красильникова С.В. Литература Республики Коми.- 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2018.-240 с.

4.      Коми литература: Хрестоматия для 9 – 10 классов общеобразовательных учреждений.  Составители: Е. Ф. Ганова, А. В. Горская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001 г.

5.      Край мой северный: Книга для чтения, 7 – 8 классы. Составители В. Н. Демин, Д. Н. Демина. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1992 г.

6.      Литература Республики Коми: Хрестоматия для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми. Авторы – составители: Е. Ф. Ганова, А. В. Горская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004 г.

7.       Савин В. «Звени, моя парма», Сыктывкар, 1983 г.

8.      Торопов И. «Где ты, город». М., Современник. 1972 г.

9.      Энциклопедический словарь школьника, Сыктывкар, 1995 г.

 

 

Список литературы для учителя:

 

10.        Анализ литературного произведения в школе. Вып.2/Сост. В.А.Латышева.– Сыктывкар, 1992.

11.        Болотова Г.В., Красильникова С.В. Литература Республики Коми.- 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2018.-144  с.

12.        Болотова Г.В., Красильникова С.В. Литература Республики Коми.- 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций.- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2018.-240 с.

13.        Ведерникова О.В. Фольклорные традиции в современной прозе коми. – Сыктывкар, 2003.

14.        Вулих Н.В. Поэзия добра и света.– Сыктывкар, 1994.

15.        Ганова Е.Ф. Коми литература. IX-X кл. Хрестоматия для русских общеобразоваельных школ. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2001. Вып. 3.

16.        Ганова Е.Ф. Литература Республики Коми. 9-11 классы: Хрестоматия. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004.

17.        Дёмин В.Н. Под кронами сосен: Очерки поэтики и истории коми поэзии.– Сыктывкар, 1989.

18.        Дёмин В.Н. Творчество В.Т.Чисталева и современная коми литература.– Сыктывкар, 1990.

19.        Детские писатели Коми АССР: Библиогр. указ. / Коми НЦУрО АН СССР; Коми респ. дет. б-ка им. С.Я.Маршака.– Сыктывкар, 1989.

20.        Дыхание пармы: Книга об искусстве и литературе народа коми / Сост. В.А.Латышева.– Сыктывкар, 1991.

21.        Жанровое развитие коми фольклора и литературы на современном этапе.– Сыктывкар, 1988.

22.        Знакомство с поэзией И.А.Куратова на уроках русской литературы: Метод. рекомендации для учителей русского языка и литературы / Авт.– сост. В.Н.Дёмин.– Сыктывкар, 1988.

23.        История Коми литературы. В 3 т. / Отв. ред. А.Е.Ванеев, В.И.Мартынов.– Сыктывкар, 1979; 1980; 1981.

24.        Коми легенды и предания / Сост. Рочев Ю.П.– Сыктывкар, 1984.

25.        Коми народный эпос / Сост. Микушев А.К. – М., 1987.

26.        Коми фольклор: Хрестоматия / Лöсьöдiсны В.В.Филиппова, Н.С.Коровина.– Сыктывкар, 2002.

27.        Кузнецова Т.Л. Комическое в коми литературе.– Сыктывкар, 1994.

28.        Латышева В.А. Певец зырянского края: Пособие для учителя. – Сыктывкар, 2005.

29.        Лимеров П.Ф. И.А.Куратов: лейтмотивы творчества. Сыктывкар, 2001.

30.        Лимерова В.А. Мифоритуальный сценарий судьбы героя в рассказе В.Чисталева «Трипан Вась». // Арт. 1998. № 1. С. 77–82.

31.        Лимерова В.А. Рассказы Г.Юшкова в контексте коми прозы: проблема взаимодействия автора и героя // Арт.– 2002 № 2. С. 129-137.

32.        Мартынов В.И. Коми литературоведческий словарь-справочник.– Сыктывкар, 1993.

33.        Мартынов В.И. Литераторы земли коми. Библиографический словарь-справочник.– Сыктывкар, 2000.

34.        Мартынов В.И. Становление коми литературы: Идейно-эстетический аспект.– Сыктывкар, 1988.

35.        Мартынов В.И. Теория литературы. Пособие для учащихся сред. шк. Республики Коми.– Сыктывкар, 1995.

36.        Мифология коми: Энциклопедия Уральских мифологий. Т. 1. М.– Сыктывкар, 1999.

37.        Остапова Е.В. Поэтика ритма лирики коми 1920–30-х годов: Учебное пособие.– Сыктывкар, 2001.

38.        Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки.– Сыктывкар, 1973.

39.        Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. – Сыктывкар, 2004. (Тр. Ин-та яз., лит. и истории Коми НЦ УрО РАН).

40.        Туркин А.Н. Краткий топонимический коми словарь.– Сыктывкар, 1981.

 

Интернет-ресурсы

1.                 Региональные  энциклопедии  РСФСР  и  Российской  Федерации

(1939-2018) http://nlr.ru/res/epubl/rue/komi.html

2.                  Наследие финно-угорских народов. Информационно-ресурсный центр Национального исследовательского Мордовского государственного университета http://portal.do.mrsu.ru/info/literature/komi/

3.                  Национальная библиотека Республики Коми. Электронная библиотека http://www.nbrkomi.ru/str/id/2

4.                  Информационный центр «Финноугория» http://www.finnougoria.ru/logos/lit_kritika/2974/48570/

 

Автоматизированное место учителя:

1.    Компьютер

2.    Проектор

3.    Экран

 

Приложение.

Календарно-тематическое планирование  в электронном журнале.