Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучающихся 2 класса и составлена в соответствии с требованиями:
-Закон РФ «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт с изменениями пр. № 1576 Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.
-Примерная Программа НОО
- Программа: Литературное чтение программа: 1-4 классы к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
Цель:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
- воссоздание в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
- воспроизведение текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи:
1. Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
2. Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя).
3. Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым).
4. Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.
5. Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.
6. Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.
Цель школы: Создание условий для развития у обучающихся интересов к сфере политехнического образования, развитие проективного мышления, формирование навыков технического конструирования и проектирования.
Для выполнения миссии школы: Формирование инженерно – технической компетентности учащихся идет через организацию учебного процесса, где большое внимание уделяется использованию знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки.
Учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018;
Рабочие тетради
Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2018.
Литературное чтение. 2класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2016.-376с.
Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Общая характеристика учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и
литературные произведения.
Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев
(весел, печален, удивлен и пр.),
сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки,
произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям
учащихся. Выразительное чтение, с
интонациями, соответствующими знакам препинания.
Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом.
Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых
частей под руководством учителя.
Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть оследовательность событий. Озаглавливание текста
(подбор заголовков). Составление
схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные
произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения
детских поэтов и писателей,
раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое
разнообразие. Сказки
(народные и авторские), рассказы,
стихотворения, загадки, скороговорки, потешки,
шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
произведение, фольклор, сказка,
загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой,
абзац.
Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений).Проявление интереса к словесному
творчеству, участие в
коллективном сочинении небольших сказок и
историй. Разыгрывание
небольших литературных произведений, чтение
текста по ролям, участие в
театрализованных играх. Сочинение историй с
литературными героями.
Рассказывание небольших сказок и историй от лица
героев.
Чтение: работа с информацией.
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под
руководством учителя несложных таблиц
информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение
иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение» к концу 2 класса
Предметные результаты
Обучающийся научится
|
Обучающийся получит возможность научиться
|
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» - отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; - определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование; - понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт; - находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения; - читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту); - читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; - читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; - пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов; - группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» - различать стихотворный и прозаический тексты; - определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок; - различать пословицы и загадки по темам; - использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Раздел «Творческая деятельность» - понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям; - инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды; - моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений; - рассказывать сказки с присказками; - создавать истории о героях произведений.
Раздел «Чтение: работа с информацией» - находить информацию о героях произведений; - работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев; - дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
|
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев; - пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме); - пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения; - постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
- осознавать нравственные и этические ценности произведения; - выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; - уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
- делать иллюстрации к изученным произведениям; - иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; - выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»; - инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; - находить информацию о книге в ее аппарате; - сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
|
Личностные результаты
у обучающегося будут сформированы |
обучающийся получит возможность для формирования |
- положительное отношение к уроку литературного чтения; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; - первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; - восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении; - чувство любви к природе родного края; - основы для развития творческого воображения.
|
- интереса к чтению; мотивации обращения к книге; - основы для эмоционального переживания художественного текста; - способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; - понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; - умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; - стремления к взаимопониманию детей и взрослых; - позитивной самооценки; - ориентации на здоровый образ жизни, стремления к успешной учебной деятельности. |
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
|
|
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - оценивать правильность выполнения действия; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия.
|
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
Познавательные УУД
|
|
обучающийся научится |
обучающийся получит возможность научиться |
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приемов решения задач.
|
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
|
Коммуникативные УУД
|
|
обучающийся научится |
обучающийся получит возможность научиться |
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
|
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
|
|
обучающийся научится |
обучающийся получит возможность научиться |
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
|
- использовать формальные элементы текста (например, - работать с несколькими источниками информации.
|
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации |
|
обучающийся научится |
обучающийся получит возможность научиться |
- пересказывать текст подробно и сжато; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
|
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
|
Работа с текстом: оценка информации |
|
обучающийся научится
|
обучающийся получит возможность научиться |
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
|
- сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
|
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
|
|
обучающийся научится: - использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
|
|
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных |
|
обучающийся научится: - вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
|
|
Обработка и поиск информации |
|
обучающийся научится: - подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты).
|
обучающийся получит возможность научиться: грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных. |
Создание, представление и передача сообщений |
|
обучающийся научится: - создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; - готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; - создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера. |
обучающийся получит возможность научиться: - представлять данные |
Содержание учебного предмета
Раздел |
Описание содержания |
Восприятие фольклорных и художественных произведений
|
Устойчивый интерес к слушанию чтения учителя и сверстников. Воспроизведение последовательности событий прослушанного небольшого по объему произведения. Эмоциональный отклик на прослушанное. Осознание собственного эмоционального состояния, которое рождается при восприятии произведения.
|
Техника чтения, подготовка к выразительному чтению
|
Беглое мотивированное (с ориентацией на учебную задачу) чтение вслух с индивидуальным темпом, позволяющим осознать текст. Паузы, интонации, отражающие характер героев. Чтение про себя, элементы самоконтроля: слежение за решением поставленной учебной задачи (мотив чтения). Чтение с продолжением. Целостное восприятие текста, запоминание последовательности развития сюжета. Выборочное чтение. Чтение частей текста в соответствии с учебной задачей: выбор эпизодов, которые отражены в иллюстрациях; нахождение описания героев и др. Имитационные упражнения на основе текста произведения.
|
Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление)
|
Сказка как выражение народной мудрости, средство воспитания. Главная мысль сказки, определяющая ее значение для воспитания. Бытовая сказка как повествование о повседневной жизни людей. Ее особенности: время и место событий; герои — люди и животные; явная и скрытая мораль; сочетание реальных и фантастических ситуаций; диалоги; завязка. Волшебная сказка, ее особенности: победа добра над злом; волшебство и превращения; нереальные герои и чудесные предметы; время и место событий; зачин и концовка; повторы. Присказка. Сказки народов России: общность тем и выразительных средств; передача особенностей жизни и быта разных народов. Пословица как название сказки. Авторская сказка. Общность тем в народных и авторских сказках. Рассказ как повествование о жизни людей, животных, «зеркало» жизни. Особенность рассказа: реалистичность происходящих событий, героев (людей и животных); непродолжительность протекания действия. Название рассказа как отражение его главной мысли. Стихотворные произведения и их особенности: рифма, ритм, выразительные средства.
|
Работа с фольклорными и художественными текстами
|
Главная мысль сказок разного вида (бытовых, волшебных). Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Завязка как начало важных событий сказки. Средства художественной вы- разительности в сказках: постоянные эпитеты (без предъявления термина), сравнения. Диалог в сказке. Темы стихотворных произведений. Особенности выразительных средств стихотворений разной тематики. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания и главной мысли произведения.
|
Развитие речи
|
Словарный запас речи: обогащение образными словами, пословицами, крылатыми выражениями. Смысл пословиц, постоянных эпитетов, сравнений, архаизмов, встречающихся в тексте. Разные виды пересказа произведения: по плану (данному учителем и составленному самостоятельно); одного из эпизодов (пункт плана); текста, прочитанного вслух и про себя. Пересказ выборочный и полный. Рассказ по иллюстрациям. Описательный рассказ с использованием текста произведения. Драматизация и чтение по ролям небольших сказок (потешек). |
Содержание
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Наизусть |
Тест |
Техника чтения |
Проверочные работы |
1 |
О нашей Родине |
2 |
1 |
|
|
|
2 |
Народная мудрость |
3 |
1 |
|
|
|
3 |
О детях и для детей
|
16 |
3 |
1 |
|
1 |
4 |
Уж небо осенью дышало
|
4 |
1 |
|
|
1 |
5 |
Снежок порхает, кружится
|
16 |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Здравствуй праздник новогодний |
5 |
1 |
|
|
1 |
7 |
Произведения о животных, о братьях наших меньших) |
10 |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
Зарубежные сказки |
10 |
|
1 |
1 |
|
9 |
Произведения о семье
|
10 |
3 |
1 |
1 |
|
10 |
Весна, весна красная..
|
20 |
5 |
1 |
|
1 |
11 |
Волшебные сказки
|
7 |
1 |
1 |
|
|
|
Итого |
102 |
20 |
7 |
3 |
4 |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Школа является региональной инновационной площадкой по теме: «Независимая система оценки качества образования». Поэтому выстроена внутришкольная система оценки планируемых результатов на ступени начального общего образования, которая представлена в данной таблице:
Планируемые результаты |
Цель достижения планируемых результатов |
Обьект оценки |
Мониторинг. |
Инструмент мониторинга |
Цель мониторинга |
Предметные |
Освоение системы знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний. |
Основа результативного блока «Выпускник научится» по всем предметам |
-стартовая диагностика; -текущая; -тематическая; -промежуточная; -итоговая работа; |
- контрольные работы - проверочные работы - ВПР |
Отслеживание результатов обязательной подготовки каждого ученика |
Метапредметные |
Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. |
Универсальные учебные действия |
- отслеживание и оценка процесса развития ребенка
- мониторинг формирования учебной деятельности;
- мониторинг формирования учебного сотрудничества;
- мониторинг функционального навыка исследования;
|
а) Т.В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова «Учимся учиться и действовать». Самара, 2016.
б) Образовательные события, а именно: -решение проектных задач;
-традиционные праздники;
-проектно- исследовательская работа;
|
Выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов
|
Личностные. |
Система ценностных отношений, интересов, мотивов, толерантность учащихся. |
Мотивация, отношения, самооценка, моральная дилемма |
Анкеты, Опросники рефлексии, самооценка. |
а) А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Просвещение, 2010, стр 51-76; б) наблюдения учителя.
|
Выявить уровень развития социальных компетенций, ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений. |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно – методический комплект:
Учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012;
Рабочие тетради
Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Литературное чтение. 2класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2016.-376с.
Технические средства обучения.
1. Музыкальный центр «Samsung»
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
1. Электронный образовательный ресурс ( под.ред.Н.Ф.Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.
2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Интернет – ресурсы.
1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
2.УМК «Начальная школа ХХI века»
3. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6 http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
3ч. в неделю, 102 ч.
(82ч.-урочные формы,
20 ч.-внеурочные формы учебной деятельности)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Ф. Савинов «Родина» И. Никитин «Русь» С. Романовский «Русь» (с. 4-9) |
1 |
|
2 |
С. Романовский «Слово о Русской земле» С. Прокофьев «Родина» (с. 10-11)
Дополнительное чтение Н. Рубцов «Россия, Русь — куда я ни взгляну...» |
1 |
|
3 |
Народная песня «Я с горы на гору шла…» Былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал» (с. 15-24). |
1 (в/у) |
|
4 |
Былина «Три поездки Ильи Муромца» (с. 25-30) |
1 |
|
5 |
Шутка, считалка, потешка, пословица. (с. 30-34) Дополнительное чтение Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки. Проверь себя. (с.35)
|
1 |
|
6 |
А. Барто «Катя» (с. 36, 37) Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена».
|
1(в/у) |
|
7 |
С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах»; «Как Алешке учиться надоело» (с. 37-43) |
1 |
|
8 |
Е. Пермяк «Смородинка» ( с. 44-47) Дополнительное чтение Михалков «Прогулка» |
1 |
|
9 |
Н. Носов «Заплатка» Г. Сапгир «Рабочие руки» (с. 47-52) Дополнительное чтение Нанайская народная сказка «Айога» |
1 |
|
10 |
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Л. Толстой «Страшный зверь» (с. 53-56) Дополнительное чтение А. Рубинов «Ступенька»; П. Воронъко «Мальчик Помогай» |
1 |
|
11-12 |
М. Зощенко «Самое главное» (с. 57-64) Дополнительное чтение Я. Аким «Жадина» |
2 |
|
13 |
В. Сутеев «Кто лучше?» (с. 64-66) Дополнительное чтение В. Осеева «Волшебная иголочка». |
1(в/у) |
|
14 |
А. Митта «Шар в окошке» Е. Пермяк «Две пословицы» (с.66-71) Дополнительное чтение В. Берестов «Прощание с другом» |
1 |
|
15 |
Л. Пантелеев «Две лягушки» (с. 72-74) Дополнительное чтение В. Катаев « Цветик - семицветик» |
1 |
|
16 |
В. Беспальков «Совушка» (с. 74-79)
|
1 |
|
17 |
В. Сутеев «Снежный зайчик» Н. Носов «Затейники» Русская народная сказка «У страха глаза велики» ) Дополнительное чтение Н. Носов «На горке» Татарские народные сказки |
1 |
|
18 |
Бр. Гримм «Маленькие человечки» (с. 89-94) Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата» |
1 |
|
19 |
Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» (с. 94-99) Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» (с. 107) |
1(в/у) |
|
20 |
Бр. Гримм «Семеро храбрецов» (с. 100-106) Дополнительное чтение
|
1 |
|
21-22 |
Б. Заходер «Серая Звездочка» «Проверь себя» |
2 |
|
23 |
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» Г. Скребицкий «Осень» (с. 108-111) Дополнительное чтение М. Пришвин «Осеннее утро» |
1 |
|
24 |
Э.Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень» (с. 111-114) |
1 |
|
25 |
Н. Сладков «Эхо» (с. 114-115) Дополнительное чтение А.Твардовский «Начало осени»
|
1 |
|
26 |
Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...» Загадки. М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; «Недосмотренные грибы» Э.Шим «Храбрый опенок» К. Бальмонт «Осень» (с. 116-125)
Дополнительное чтение А. Майков «Осень»
|
1 |
|
27 |
Проверь себя (с. 126, 127) .Тест.
|
1 |
|
28 |
3. Александрова «Зима» (с. 128, 129)
Дополнительное чтение К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» |
1(в/у) |
|
29 |
С. Иванов «Каким бывает снег» (с.129-132) Дополнительное чтение С. Есенин «Пороша» |
1 |
|
30 |
И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» (с. 133-134) |
1 |
|
31 |
Э. Шим «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен» (с.134-139) |
1(в/у) |
|
32 |
Народная сказка «Дети Деда Мороза» (с. 140, 141)
Дополнительное чтение Немецкая сказка «Бабушка Метелица» |
1 |
|
33-34 |
М. Пришвин «Деревья в лесу» (с. 142) Дополнительное чтение Е. Пермяк «Четыре брата» Коллективное творчество |
2 |
|
35 |
И. Суриков «Детство» (с. 143) Произведения о детях в творчестве Ш. Галиева.
|
1(в/у) |
|
36-37 |
В.Даль «Девочка Снегурочка» (с. 144-151)
|
2 |
|
38-39 |
Русская народная сказка «Снегурочка» (с. 151-155)
Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья» |
2 |
|
40 |
Н. Некрасов «Саша» (с. 156, 157)
Дополнительное чтение В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» |
1 |
|
41 |
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» (с. 157-159) |
1 |
|
42 |
И. Соколов -Микитов «Узоры на снегу» И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» (с. 159-161) |
1 |
|
43 |
Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» Дополнительное чтение В. Одоевский «Мороз Иванович» |
1(в/у) |
|
44 |
С. Михалков «В снегу стояла елочка» (с. 162, 163) |
1 |
|
45- 46. |
А. Гайдар «Елка в тайге» (с. 164-167) Книги А. Гайдара |
2 |
|
47 |
С. Маршак «Декабрь» С. Городецкий «Новогодние приметы» (с. 168-170) Книги С. Маршака, Х.-К. Андерсена Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» , «Ель» |
1(в/у) |
|
48 |
«Проверь себя» (с. 171)
|
1 |
|
49 |
Народная песня «Буренушка» В. Жуковский «Птичка» (с. 4, 5)
Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка» |
1 |
|
50 |
Рассказы и стихотворения о животных. К.Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки) Е. Благинина «Голоса леса» М. Пришвин «Старый гриб» (с. 6-11)
Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» Н. Рубцов «Про зайца» |
1((в/у) |
|
51 |
Рассказы о животных. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна» П.Комаров «Олененок» В.Бианки «Еж-спаситель» (с. 11-16)
Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка» |
1 |
|
52 |
Присказки и сказки. М. Дудин «Тары-бары...» (с. 17, 18)
Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты» |
1 |
|
53 |
Литературное слушание. Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот» (с. 18-23)
Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос» |
1(в/у) |
|
54 |
Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля» Татарские народные сказки (с. 24-26)
Дополнительное чтение Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену» |
1 |
|
55 |
Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (с. 26-31) Дополнительное чтение Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» |
1 |
|
56-57 |
Авторские сказки. Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (с. 32, 33) Сказки А.Алиша Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» |
2 |
|
58 |
Народные сказки. Русская народная сказка «Белые перышки» (с. 34-37) Татарские народные сказки. |
1(в/у) |
|
59 |
Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок» (с. 38-42)
Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы» |
1 |
|
60-61 |
Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» (с. 43-47) |
2 |
|
62-63 |
Сказки народов мира. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» (с. 48- 52) Дополнительное чтение Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» |
1 |
|
64-65 |
Литературное слушание. Литературные сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Бременские музыканты» (с. 53-61) |
2 |
|
66-67 |
Сказки народов мира Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» (с. 61-70)
Дополнительное чтение Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» |
2(в/у) |
|
68 |
«Проверь себя» (с. 71, 72).Тест.
|
1 |
|
69 |
Л. Толстой «Лучше всех». Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...» (с. 73-76) Пословицы и поговорки татарского народа. |
1 |
|
70 |
Е. Пермяк «Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра» (с. 76-78) |
1 |
|
71 |
Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья» А. Майков «Колыбельная песня» (с. 79-82) Колыбельные песни наших мам» |
1 |
|
72 |
Л. Толстой «Отец и сыновья» А. Плещеев «Дедушка» (с. 83, 84) Дополнительное чтение И. Панъкин «Легенда о матерях» |
1 |
|
73 |
Разножанровые произведения о семье Л. Воронкова «Катин подарок» Ю. Коринец «Март» (с. 85, 86)
Дополнительное чтение Б. Заходер «Сморчки» |
1 |
|
74 |
Стихотворения о семье А. Плещеев «Песня матери» Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры» (с. 86-89) |
1(в/у) |
|
75 |
Произведения о семье. В. Солоухин «Деревья» (с. 90)
Дополнительное чтение Русская народная сказка «Белая уточка» С. Михалков «А что у вас?» |
1 |
|
76 |
С. Михалков «Быль для детей» (с. 91-93). Стихи Р.Миннуллина. |
1 |
|
77-78 |
Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин «Салют» (с. 94, 95) «Проверь себя» (с. 96) Стихи М.Джалиля |
2 |
|
79 |
А. Чехов «Весной» (с. 99, 100)
|
1 |
|
80 |
Произведения о весенней природе А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Г. Скребицкий «Весна-художник» (с.100-102) |
1(в/у) |
|
81 |
Произведения о природе. Н. Сладкое «Снег и ветер» (с. 103)
Дополнительное чтение Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи» Стихи Г.Тукая. |
1 |
|
82-83 |
С. Маршак «Весенняя песенка» Э.Шим «Чем пахнет весна» Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» (с. 104-106) Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки» |
2 |
|
84 |
Разножанровые произведения о природе Ф. Тютчев «Зима недаром злится...» (с. 107, 108)
Дополнительное чтение К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» |
1(в/у) |
|
85 |
А. Куприн «Скворцы» Н. Сладков«Скворец- молодец» (с. 108-112)
Дополнительное чтение Н. Сладков «Проталина» |
1 |
|
86 |
Н. Сладков «Апрельские шутки» А. Барто «Апрель» (с. 113-115) |
1(в/у) |
|
87-88 |
Г. Скребицкий «Жаворонок» Малые жанры фольклора. Песенка - закличка. Загадки (с. 116-119)
Дополнительное чтение К. Коровин «Баран, заяц и еж» |
2 |
|
89 |
В. Жуковский «Жаворонок» О. Высотская «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луг» (с. 120-123)
Дополнительное чтение В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину» |
1 |
|
90 |
П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» (с. 123-127)
Дополнительное чтение Э. Шим «Муравейник» |
1 |
|
91 |
Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей» (с. 127-129)
Дополнительное чтение Р. Сеф «Чудо» |
1 |
|
92 |
М. Пришвин «Ребята и утята» (с. 130-132)
Дополнительное чтение Н. Сладков «Весенний разговор» |
1(в/у) |
|
93-94 |
Б. Заходер «Птичья школа» (с. 133-136) Дополнительное чтение М. Горький «Воробьишко» |
2 |
|
95 |
К. Ушинский «Утренние лучи» (с. 136- 137) Дополнительное чтение М. Пришвин «Лесная капель» |
1 |
|
96 |
А. Барто «Весна, весна на улице...» (с. 138)
|
1(в/у) |
|
97-98 |
«Проверь себя» (с. 139, 140) Р. Миннуллин для детей
Техника чтения |
2 |
|
99 |
Русская народная сказка «Хаврошечка» (с. 141-148) Дополнительное чтение Русские народные сказки «Чудо- чудное, Диво-дивное», «Царевна-лягушка» |
1 |
|
100 |
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 148-158) Дополнительное чтение Индийская народная сказка «Золотая рыба» |
1(в/у) |
|
101 |
Ш. Перро «Кот в сапогах» ( с. 158-169) Дополнительное чтение А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
1 |
|
102 |
Контрольная работа. «Проверь себя» (с. 170, 171) Дополнительное чтение Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.