Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями:
-Закон РФ «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт с изменениями пр № 1576 Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.
-ООП НОО
-Примерная Программа НОО
- Программа: Литературное чтение программа: 1-4 классы к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
Цель:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
- воссоздание в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
- воспроизведение текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи:
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки.
Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019;
Рабочие тетради
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Литературное чтение. 2класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2016.-376с.
Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
На изучение литературного
чтения в 3 классе отводится 102 ч (3ч в неделю, 34
учебные недели). Из них 82ч. урочных и 20 ч. внеурочной формы учебной
деятельности.
Ценность жизни –
признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении
к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через
тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к
идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих
в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само
познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития
социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования
способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России,
но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных
культур.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; - бегло, выразительно читать текст; - выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту); - улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте; - описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; - самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом; - составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания; - устно рисовать картины к прочитанным произведениям; - ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике; - научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку; - оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
|
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; - воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; - применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; - испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; - уважать культуру народов многонациональной России и других стран; - бережно и ответственно относиться к окружающей природе; - развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); - определять сходство и различие произведений разных жанров; - использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; - высказывать и пояснять свою точку зрения; - применять правила сотрудничества; - выделять в тексте опорные (ключевые) слова; - делать устную презентацию книги (произведения); - пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; - работать с детской периодикой; - расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
|
Личностные результаты
Обучающийся должен |
Обучающийся может научиться |
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению; - способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; - готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; - способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
|
- способность к самоорганизованности; - высказывать собственные суждения и давать им обоснование; - владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
|
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; · читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); · составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; · оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); · определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
|
возможность научиться: · формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; · формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами; · читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); · осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; · принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; · выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; · оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей |
Познавательные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; · анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; · сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; · понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; · проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; · предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; · определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; · сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; · соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
|
· находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; · анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; · находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах; · сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; · сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; · находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; · сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; · понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; · проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; · предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; · определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
|
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · понимать цель своего высказывания; · пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; · участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; · проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты) |
· высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; · формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; · пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; · участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; · определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; · оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; - находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами |
Работа с текстом
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
- использовать содержащуюся в текстах информацию в процессе чтения учебных текстов, инструкций. - осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
|
- самостоятельно организовывать поиск информации. - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
ИКТ – компетенции
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
-работать с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
|
- познакомиться с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), -освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; - осознать возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
|
Содержание учебного предмета
Раздел |
Описание содержания |
Количество часов |
Устное народное творчество |
Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. Работать со справочным текстом, проверять свой читательский опыт. Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, читать вслух имолча, выполнять задания в учебнике и тетради. Различать виды загадок. Выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки.
|
10 |
Басни |
Сравнение былин в обработке и былин в пересказе. Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить – Родине служить». Сравнивать героев былин. Мини-проекты «Былинные герои».
|
4 |
Произведения А.С. Пушкина |
Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учить читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихотворении. Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте. Выполнять и комментировать задания в тетради. |
6 |
Стихи русских поэтов Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.А.Фет |
Работа с текстами стихотворений Ф. Тютчева. Сравнение их содержания, средств выразительности. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия. Работать со стихотворным произведением: слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении.
|
4 |
Произведения Л.Н.Толстого |
Сравнение произведений по жанру. Повторение: особенности жанров. Знакомиться с новым разделом, находить в учебнике информацию об авторе. Воспринимать целостное художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради. Выражать своё отношение к героям произведения, их поступкам с позиции нравственности.
|
8 |
Произведения Н.А.Некрасова |
Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение) Н.А. Некрасова. Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку (определять ему, жанр, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать по строфам, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать своё восприятие стихотворения с восприятием автора. |
6 |
Произведения А.П.Чехова |
Знакомство с новым разделом: читать вступительную статью, находить информацию о писателе. Работать с рассказом А.П. Чехова, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать произведения различных авторов и находить: описания, эпитеты, сравнения, олицетворение. Воспринимать на слух прозаические произведения, высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Писать лексический литературный диктант. |
5 |
Сказки зарубежных писателей |
Работать самостоятельно с книгами сказок (рассматривать, читать предисловие, знакомиться с содержанием). Повторять изученное, обобщать, работать со схемой. Воспринимать на слух литературное произведение, выполнять задания в тетради. Самостоятельно работать с произведением. Писать информационный литературный диктант. |
3 |
Стихи русских поэтов |
Воспринимать на слух стихотворное произведение, выделять его особенности, определять тему. Учиться выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по тексту. Осваивать понятия: тон, ритм, логическое ударение, пауза. |
4 |
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка |
Самостоятельно работать с произведением, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы. Вырабатывать систему личностных смыслов через оценку поступков героев произведений. Определять авторскую позицию и предавать её через выразительное чтение. Работать с сюжетом, составлять план, выделять главную мысль. Выразительно читать отдельные эпизоды, диалоги, монологи. Высказывать мнение о произведениях и героях. |
5 |
Произведения А.И.Куприна |
Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), сравнивать свою модель с готовой. Работать с текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения, определять главную мысль. Оценивать поведение героев произведения с точки зрения нравственности. Писать информационный литературный диктант. |
7 |
Стихи С.А.Есенина |
Комментирование заглавия. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть Работа с произведением: читать, комментировать заглавие, выполнять задания в учебнике, определять эпитеты, сравнение, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть.
|
5 |
Произведения К.Г.Паустовского |
Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике. Использовать различные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное) для решения учебных задач. Анализировать отношения героев и авторскую точку зрения, вырабатывать своё отношение к героям. Работа в группах: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельно выполнять задания в тетради. Находить и читать диалоги героев (работа в парах). Делить текст на части и составлять план. Находить описание героев, выделять сравнение и образные выражения. Обучаться художественному пересказу по плану в учебнике. |
9 |
Произведения С.Я.Маршака |
читать название, вступительную статью «Обратите внимание», знакомиться с содержанием раздела, определять учебную задачу изучения произведений данного раздела. Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения, рассматривать учебный материал (иллюстрации, вопросы и задания, подсказки, памятки). Выполнять задания в учебнике и тетради под руководством учителя. |
4 |
Рассказы Л.Пантелеева |
Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, понятия «автор-рассказчик», «автор —герой рассказа». Обучение художественному пересказу. Воспринимать на слух художественный текст, выражать первое впечатление (первичное восприятие). Определять главную мысль произведения, объяснять понятия «честь», «долг», «доброта», «отзывчивость» в контексте анализа произведения. Учиться читать диалоги героев по ролям. Различать литературоведческие понятия.
|
4 |
Произведения А.П.Гайдара |
Работа с рассказом. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё первое впечатление о произведении. Работать с произведением: моделировать обложку, делить на части, читать по частям, озаглавливать каждую часть. Готовить рассказ о герое, находить и читать нужные эпизоды.
|
5 |
Произведения М.М.Пришвина |
Самостоятельно работать с новым произведением. Читать вслух и молча, моделировать обложку, определять тему и жанр. Выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план и пересказывать произведение подробно. Учить наизусть прозаический отрывок. Находить описание событий и образы героев. Обучаться поисковому чтению. Составлять план, пересказывать кратко. |
5 |
Произведения зарубежных писателей |
Читать рассказ и уметь слушать чтение одноклассников. Объяснять смысл заголовка и определять вид рассказа. Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, анализировать и сравнивать поступки героев, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять главную мысль произведения, раскрывать значение поступков каждого героя. Рассуждать об отношениях людей и животных, об ответственности людей за животных. |
8 |
Итого часов |
102 часа |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Школа является региональной инновационной площадкой по теме: «Независимая система оценки качества образования». Поэтому выстроена внутришкольная система оценки планируемых результатов на ступени начального общего образования, которая представлена в данной таблице:
Планируемые результаты |
Цель достижения планируемых результатов |
Обьект оценки |
Мониторинг. |
Инструмент мониторинга |
Цель мониторинга |
Предметные |
Освоение системы знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний. |
Основа результативного блока «Выпускник научится» по всем предметам |
-стартовая диагностика; -текущая; -тематическая; -промежуточная; -итоговая работа; |
- контрольные работы - проверочные работы - ВПР |
Отслеживание результатов обязательной подготовки каждого ученика |
Метапредметные |
Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. |
Универсальные учебные действия |
- отслеживание и оценка процесса развития ребенка
- мониторинг формирования учебной деятельности;
- мониторинг формирования учебного сотрудничества;
- мониторинг функционального навыка исследования;
|
а) Т.В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова «Учимся учиться и действовать». Самара, 2016.
б) Образовательные события, а именно: -решение проектных задач;
-традиционные праздники;
-проектно- исследовательская работа;
|
Выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов
|
Личностные. |
Система ценностных отношений, интересов, мотивов, толерантность учащихся. |
Мотивация, отношения, самооценка, моральная дилемма |
Анкеты, Опросники рефлексии, самооценка. |
а) А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Просвещение, 2010, стр 51-76; б) наблюдения учителя.
|
Выявить уровень развития социальных компетенций, ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений. |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно –методический комплект
Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2019;
Рабочие тетради
Методические пособия
Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2019.
Литературное чтение. 2класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой /авт.-сост. А.А.Бондаренко. Волгоград: Учитель, 2019.-376с.
Технические средства обучения.
1. Телевизор
2. Персональный компьютер.
3. Принтер.
Экранно-звуковые пособия
1. Электронный образовательный ресурс ( под.ред.Н.Ф.Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.
2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Интернет – ресурсы.
1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
2.УМК «Начальная школа ХХI века»
3. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6 http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
7. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей»
Тематическое планирование
Литературное чтение – 102 ч.(80 ч.- урочной формы, 20 ч.- внеурочной формы учебной деятельности)
N п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, форма |
I четверть |
|||
Устное народное творчество |
|||
1 |
Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль. «Старик-годовик». Дополнительно: Загадки. |
1 |
|
2 |
Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительно: Пословицы. |
1 |
|
3 |
Дорогами сказок. Русская народная сказка. «Самое дорогое». «Про Ленивую и Радивую» |
1 |
|
4 |
Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. Дополнительно: «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» |
1 |
|
5 |
Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Сравнение героев. Дополнительно: башкирская народная сказка «Умная внучка». |
1 |
Внеурочная форма УД |
6 |
Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках. |
1 |
|
7 |
Народные сказки «Елена Премудрая», «Хозяин ветров» |
1 |
|
8 |
Скороговорки. Потешки. Какие бывают скороговорки. |
1 |
|
9 |
Былины. «Добрыня и Змея». Понятие о былине |
1 |
|
10 |
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
1 |
|
11 |
Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула». |
1 |
|
12 |
Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительно: Былины: «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». |
1 |
Внеурочная форма УД |
13 |
Урок-обобщение по разделу: «Былины». Проверь себя. |
1 |
Тест |
14 |
Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград». Сравнение басен Эзопа и Крылова. |
1 |
|
15 |
И. Крылов «Ворона и лисица». Дополнительно: Эзоп «Ворон и лисица». Сравнение басен Эзопа и Крылова. |
1 |
Тест |
16 |
Басни И.А. Крылова Дополнительно: И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник» Проверка техники чтения. |
1 |
|
17 |
Слушание и работа с детской книгой. Басни. Дополнительно: Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица», А.Измайлов. «Филин и чиж». |
1 |
|
Произведения А.С. Пушкина |
|||
18 |
А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…» Понятие об олицетворении, эпитете. Проект «Сказки Пушкина» |
1 |
|
19 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр» Проект «Сказки Пушкина» |
1 |
|
20 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев Проект «Сказки Пушкина» |
1 |
Внеурочная форма УД |
21 |
Слушание и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». Дополнительно: А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Проект «Сказки Пушкина» Тестирование №1 |
1 |
|
22 |
Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений Проект «Сказки Пушкина» |
1 |
|
23 |
А. С. Пушкин «Няне». Творческая работа «Информация о няне А.С. Пушкина». Проект «Сказки Пушкина» |
1 |
Внеурочная форма УД |
24 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина». Проверь себя. Проект «Сказки Пушкина» |
1 |
Тест |
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета |
|||
25 |
Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» |
1 |
|
26 |
Стихи об осенней природе. А.Н. Майков «Осень». |
1 |
|
27 |
Стихи А.А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт глаза прищуря…» |
1 |
|
28 |
Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Проверь себя |
1 |
|
II четверть |
|||
Произведения Л.Н. Толстого |
|||
29 |
Жанры произведений Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк». Сравнение сказки и басни |
1 |
Внеурочная форма УД |
30 |
Слушание и работа с книгой. Сказки Л.Н. Толстого. |
1 |
|
31 |
Научно-популярные и художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
32 |
Научно-популярные и художественные рассказы Л. Н. Толстого. Дополнительно: Л.Н. Толстой «Лев и собачка» |
1 |
|
33 |
Художественные рассказы Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Прыжок» |
1 |
Внеурочная форма УД |
34 |
Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок», «Как боролся русский богатырь». |
1 |
|
35 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверь себя |
1 |
Внеурочная форма УД |
Произведения Н.А. Некрасова |
|||
36 |
Стихотворения о детях. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). |
1 |
|
37 |
Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок), К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок» |
1 |
|
38 |
Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень…». Дополнительно: Н.А. Некрасов «Зеленый Шум». К.И Чуковский. «Зеленый Шум» |
1 |
|
39 |
Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз- воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Создание словесного образа Воеводы.
|
1 |
|
40 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова». Рубрика «Книжная полка». Проверь себя |
1 |
Тест |
Произведения А.П. Чехова |
|||
41 |
Повести и рассказы. А. П. Чехов «Степь» (отрывок). Дополнительно: И.С. Тургенев «Лес и степь». |
1 |
|
42 |
Повести и рассказы. Дополнительно: А.П. Чехов «Белолобый» |
1 |
|
43 |
Произведения о детях. А.П. Чехов «Ванька» |
1 |
|
44
|
А.П. Чехов «Ванька» |
1 |
|
45 |
Слушание и работа с книгой. Книги о животных. Дополнительно: Л. Андреев «Кусака» |
1 |
Внеурочная форма УД |
46 |
Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.Шер «О рассказах А.П. Чехова». Проверь себя |
1 |
|
Сказки зарубежных писателей |
|||
47 |
Ш. Перро «Подарки Феи». Сравнение отечественных и зарубежных сказок. Тестирование №2 |
1 |
Тест |
48 |
Сказки Ц. Топелиуса. «Солнечный луч в ноябре». Дополнительно: Ц. Топелиус «Зимняя сказка» |
1 |
|
49 |
Слушание и работа с книгой. Сказки зарубежных писателей. Дополнительно: Х.-К. Андерсен «Снеговик», Братья Гримм «Умная дочь крестьянская |
1 |
|
50 |
Урок – утренник «В мире сказок». |
1 |
|
III четверть |
|||
Стихи русских поэтов |
|||
51 |
Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь» |
1 |
|
52 |
Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро» |
1 |
|
53 |
Стихи о детях и для детей. И.З. Суриков «Детство» |
1 |
|
54 |
Стихи о Родине. С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» Пейзаж в стихотворении.
|
1 |
|
55 |
Глинка «Москва» .Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». |
1 |
Внеурочная форма УД |
Произведения Д.Н. Мамина- Сибиряка |
|||
56 |
Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
57 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
58 |
Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. Дополнительно: В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип» |
1 |
|
59 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» (сказка) Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
Внеурочная форма УД |
60 |
Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных. Дополнительно: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
61 |
Обобщение по разделу «Рассказы Д. Мамина-Сибиряка» Проверь себя |
1 |
К.р. |
Произведения А.Н. Куприна |
|||
62 |
Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда» Проверка техники чтения. |
1 |
|
63 |
А.Куприн «Синяя звезда» |
1 |
Внеурочная форма УД |
64 |
А.Куприн «Синяя звезда». Сравнение рассказа с легендами. |
1 |
Тест |
65 |
Рассказы о животных. А. Куприн «Барбос и Жулька» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
66 |
Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: А.Куприн. «Собачье счастье» |
1 |
|
67 |
Урок-обобщение «Произведения А.И. Куприна» Проверь себя |
1 |
Тест
|
Стихи С.А. Есенина |
|||
68 |
Стихи о Родине. С. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывки) |
1 |
Внеурочная форма УД |
69 |
Стихи о природе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» |
1 |
|
70 |
Стихи о природе. С. Есенин. «Берёза». Дополнительно: Стихи С. Есенина о берёзе (отрывки) |
1 |
|
71 |
Стихотворения для детей. С. Есенин. «Бабушкины сказки»Тестирование №3 |
1 |
|
72 |
Урок-обобщение по разделу «Стихи С.А Есенина» Проверь себя |
1 |
Тест
|
Произведения К.Г. Паустовского |
|||
73 |
Произведения для детей. К. Паустовский «Стальное колечко» |
1 |
|
74 |
К. Паустовский «Стальное колечко» |
1 |
|
75 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Пересказ по плану. |
1 |
Внеурочная форма УД |
76 |
К. Паустовский «Стальное колечко». Дополнительно: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» |
1 |
|
77 |
К. Паустовский «Кот-ворюга» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
78 |
Рассказы о животных. Дополнительно: К. Паустовский «Заячьи Лапы» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
Внеурочная форма УД |
79 |
Рассказы К.Г. Паустовского. К. Паустовский «Какие бывают дожди?» |
1 |
|
80 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения К.Г.Паустовского». Проверь себя |
1 |
Тест
|
81 |
Урок-утренник. «Моя любимая книга»
|
1 |
|
IV четверть |
|||
Произведения С.Я. Маршака |
|||
82 |
Стихи о Родине и о родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка» «Ландыш» |
1 |
|
83 |
Слушание и работа с книгами. Пьесы-сказки С.Я. Маршака. Дополнительно: С.Я. Маршак «Кошкин дом» |
1 |
|
Произведения Л. Пантелеева |
|||
84 |
Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово»
|
1 |
Внеурочная форма УД |
85 |
Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель» |
1 |
|
86 |
Слушание и работа с детской книгой. «Рассказы о детях и для детей». Дополнительно: Л. Пантелеев «Новенькая», «Фенька». Проверь себя |
1 |
|
Произведения А.П. Гайдара |
|||
87 |
Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень» |
1 |
|
88 |
Повесть о детях. А.Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) |
1 |
Тест |
89 |
А.Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) |
1 |
|
90 |
С.Михалков «Аркадий Гайдар», К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительно: С.В. Михалков. «Ошибка» |
1 |
|
Произведения М.М Пришвина |
|||
91 |
Разножанровые произведения М.М. Пришвина «Моя Родина» (очерк) |
1 |
Внеурочная форма УД |
92 |
Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
93 |
Рассказы о природе. М.М. Пришвин «Жаркий час». |
1 |
Внеурочная форма УД |
94 |
В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине» |
1 |
|
95 |
Обобщение по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Проверь себя. |
1 |
Тест |
Произведения зарубежных писателей |
|||
96 |
Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении) Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
Внеурочная форма УД |
97 |
Дж. Лондон «Бурый волк» (продолжение) Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
|
98 |
Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
Внеурочная форма УД |
99 |
Э. Сетон-Томпсон «Чинк» Проект «Наши друзья – животные» |
1 |
Тест |
100 |
Дж.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик» |
1 |
Внеурочная форма УД |
101 |
Обобщение по разделу: «Произведения зарубежных писателей». Проверь себя. |
1 |
К.р. |
102 |
Библиотечный урок: «Летнее чтение» |
1 |
|
|
Обобщающий урок. |
1 |
|
И того |
102 часа |
|
Приложение
Критерии оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность
Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2.Подбирать правильную интонацию.
3.Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям.
Пересказ
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного.
Тест
Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7-8 баллов;
«3» - ученик набрал 5-6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
3 класс
Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.
Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».
Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п
|
Компетенция. Вид проверки
|
Время выполнения
|
I полугодие |
||
1. |
Навык чтения вслух. Текущая проверка
|
Сентябрь
|
2. |
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
|
В течение полугодия
|
3. |
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка
|
В конце четверти
|
4. |
Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка
|
Декабрь
|
II полугодие |
||
|
Начитанность и читательские умения. Текущая проверка
|
Март
|
|
Тест (вид текущей проверки)
|
Март
|
|
Навык чтения вслух. Итоговая проверка |
Апрель
|
11
|
Тест (вид итоговой проверки )
|
Май
|
12
|
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
|
В течение полугодия
|
13
|
Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка
|
В конце года
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.