Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 5-6 классов для детей с нарушением интеллекта

  • docx
  • 08.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа логопедических занятий 5-6 кл для детей с нарушением интеллекта.docx

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 Согласовано                                                                             Утверждаю

Заместитель директора по УВР                                               Директор школы

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-логопедической работы с

обучающимися 5-6 классов

с умственной отсталостью,

имеющими нарушения чтения и письма

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: учитель-логопед

Малахова Г.А.

 

 

                                                

2018-2019 учебный год

 

 

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Цель и задачи программы……………………………………………………..  4

3. Методологические и теоретические основы программы……………………  5

4. Направления работы по программе……………………………………………5

5.Механизм реализации программы……………………………………………..7

6. Организация работы по программе………………………………………….   8

7.Общая характеристика курса…………………………………………………...8

8. Содержание изучаемого курса ………………………………………………..11

9. Место курса в учебном плане …………………………………………………16

10. Формы и средства контроля ………………………………………………….16

11. Планируемые результаты …………………………………………………….17

12. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

     Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно: 

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

 -недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

 - выраженные нарушения чтения;

 -выраженные нарушения письма.

     Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

     Базовая коррекционная программа по логопедии для детей с нарушениями письма и чтения и соответствующие учебники в настоящее время отсутствуют.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе  программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида:

-- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 1999.

-- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000 с использованием научно-методической литературы по коррекции нарушений устной и письменной речи.

      В представленной универсальной целостной системе логопедической работы в школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи. В графе «Наименование раздела» отражены традиционные направления работы логопеда: звуковая сторона речи и фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, работа над предложением и связной речью. В связи с тем, что речевое недоразвитие сопровождается, как правило, недостатками внимания, расстройствами двигательной сферы, снижением познавательной активности и т.п., в программу включены и такие важные разделы, как развитие неречевых процессов, общеучебных умений и навыков обучающихся. В графе «Содержание учебного материала» представлены основные направления  взаимосвязи работы над устной и письменной речью по каждому классу. Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволит добиться прочного овладения материалом и автоматизации навыков. В графе «Ожидаемый результат» представлен предполагаемый уровень усвоения материала обучающимися и выход на программные знания, умения и навыки по родному языку (на основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в коррекционном учреждении).

Нормативно-правовые и документальные основы   программы:

· Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря 2014 г. N 1643).

· Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).

. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).

· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639).

· О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.).

- Методические рекомендации «Организация логопедической работы во вспомогательной школе» под редакцией Д.И. Орловой.

 

2. Цели и задачи программы.

Цель – коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи программы:

-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;

-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;

-развивать понимание речи;

-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм;

-развивать диалогическую и монологическую речь.

-формировать правильный навык письма, чтения;

-развивать письменную речь как форму общения;

-способствовать усвоению языка как средства общения.

-учить соотносить условия задачи с их требованиями;

 -формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;

-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве;

-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;

-учить сравнению предметов по определенным признакам;

-учить классифицировать, обобщать предметы;

-развивать динамический и кинестетический праксис;

-развивать зрительный, слуховой контроль.

-способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги;

-развивать словесную регуляцию поведения.

- содействовать усвоению программы по родному языку;

- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

 

3.Методологические и теоретические основы программы

      Программа коррекционных логопедических занятий 5-6  классов для обучающихся с умственной отсталостью строится на  методологических и теоретических принципах:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

 - системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его  речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

 - деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

 

      Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса, где обучаются также дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

      Рабочая программа составлена на основе:

 - Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

 -  Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004 

 - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М.,  «Просвещение», 2009 г.

- Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.

 - Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

 - Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

 -Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

 -Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .

 

4. Направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское)

Диагностическая работа включает:

— выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении образовательной программы по русскому языку и чтению;

— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития  речевой, эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, успешности освоения образовательных программ.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речи и трудностей обучения;

— коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер;

— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

— формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы по коррекции нарушений речи у обучающихся;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания правильной речи и приёмов коррекционного обучения ребёнка;

— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями речевого развития и методам коррекции нарушений речи.

 

 

 

5. Механизм реализации программы.

    Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в образовательном процессе специалистами разного профиля: учитель-дефектолог, логопед, психолог.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы коррекционно-логопедической работы:

программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов.

Требования к условиям реализации программы.

Организационные условия:

     Обучающиеся, имеющие нарушения речи получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально, в подгруппе или в группе из 3-6 человек. Для обучающихся проводятся индивидуально-подгрупповые занятия в соответствие с календарно-тематическим планом.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

дифференцированные условия:

    -занятия для обучающихся  проводятся 2  раза в неделю в первой половине дня продолжительностью 15-20 мин индивидуально, по 25мин в подгруппе, 40 мин в группе.

  -подгруппы, состоящие из 2-3 детей, формируются с учетом схожести характера речевого дефекта.

 

психолого-педагогические условия:

    -коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  -разрабатываются и реализуются педагогические технологии (диагностико-информационные, обучающе-образовательные, коррекционные);

  - объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья;

 -интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

 

специализированные условия:

  -коррекционные занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, оснащенным необходимым оборудованием, методической литературой, компьютером, предусмотренным для логопедических кабинетов.

 

 - здоровьесберегающие условия:

 -в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления воспитанников: функционирует медицинский кабинет, проводится ежегодная вакцинация, витаминизация. Проводятся физкультурные занятия 3 раза в неделю, в том числе на свежем воздухе. В процессе учебной деятельности педагоги  проводят физкультминутки, расслабляющие упражнения для глаз по методике Базарного.

Кадровое обеспечение

3 ставки учителя-логопеда;

1 ставка педагога-психолога;

 

Материально-техническое обеспечение

Для коррекционных занятий имеется логопедический кабинет, оборудованн всем необходимым, в соответствии с нормами СанПиН.

Информационное обеспечение

-периодически печатные издания:  журналы  «Логопед», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».

- сайт образовательного учреждения;

- специальные сайты для логопедов и педагогов;

 

 

6. Организация работы по программе.

     Коррекция нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью  требует организации     специальной логопедической работы, поэтому в коррекционно-развивающей области предусмотрены часы логопедических занятий.

     Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 4-6 обучающихся.

     Основной формой являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность занятий для группы – 40 мин, для подгруппы – 20-25 мин., индивидуальные занятия – 15-20 мин.

    Занятия с каждой группой проводятся: 2 раза в неделю.

     Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

   Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия  входят:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

        Данная программа  построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в последующем  классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

 

7.  Общая характеристика коррекционного курса.

В коррекционном курсе реализуются:

1. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и их дальнейшее совершенствование; формирование и совершенствование навыков орфографического письма.

При подборе речевого материала учитываются возрастные  и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.  Предлагаемые задания и упражнения направлены на коррекцию лексико-грамматического строя речи, формирование морфологического принципа письма, развитие психических функций и активизацию мыслительной деятельности. В процессе систематических занятий у учащихся формируется более осознанный интерес к языку, становится возможным анализ различных его сторон: звуко-буквенный анализ, анализ состава слова, словообразование, уточняются лексико-грамматические признаки слов. Осознанно усваиваются системы грамматических понятий, принципы письма, правила правописания, синтаксический строй.

В разделе «Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза» повторяют знания о звуках и буквах, выполняют звуко-буквенный и фонетический разбор слов, повторяют способы обозначения мягкости согласных, написание разделительного мягкого знака в словах.

Обучающиеся повторяют знания о предложении: виды предложений, знакомятся с логическим ударением и его ролью в речи; учатся восстанавливать предложения из слов, выделять из предложений словосочетания, то есть практически осваивают понятие о связи слов в предложении, учатся выделять предложения из сплошного текста. Повторяют правила написания предложения.

Тема «Согласные звуки и буквы» направлена на повторение знаний о согласных звуках, обозначение их буквами. Отрабатывается алгоритм проверки орфограммы. Таким образом развивается навык орфографической зоркости.

В теме «Предлоги» посредством предлогов развивается пространственное ориентирование. Уточняются грамматические предложно-падежные конструкции, корректируются аграмматизмы в речи и на письме. В процессе практической работы с предложно-падежными конструкциями дети учатся видеть корень слова и выделять изменяемую часть — окончание. Формируется умение внимательно читать текст с последующим подбором подходящих по смыслу предлогов и слов.

Изучая тему «Простые и сложные предложения», обучающиеся  знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении. На занятии учатся составлять сложные предложения с различными союзами, развивается умение ставить запятую между частями сложного предложения.

В разделе «Слово» повторяются знания о звуковом составе слова, обозначении звуков буквами и рассматривается слово с других точек зрения:

- морфемного состава и словообразования;

-грамматического значения;

-лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В процессе наблюдения и практической работы со словом знакомятся с корнем, однокоренными словами, приставкой, суффиксом, окончанием, их графическим обозначением. Наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов, осознанно дают определение частям слова.

В ходе изучения приставок формируется навык  по написанию предлоги и приставки, учатся образовывать слова с помощью приставок и различать их грамматическое значение. При изучении данного раздела происходит обогащение речи  словами, разнообразными по эмоциональной окраске.

Рассматривается сложная тема «Разделительный твердый знак». Формирование навыков написания Ъ происходит с опорой на звуковой анализ слов. В ходе практической работы со словом дети делают самостоятельный вывод о том, когда в слове пишется Ъ.

В разделе достаточно много часов уделяется теме «Суффиксы». Формируются навыки суффиксального словообразования, предлагается оценить смысловые, эмоциональные возможности суффиксов. Знакомятся с написанием гласной в суффиксах после шипящих, тренируются в образовании слов, в разборе по составу доступных слов. Такие практические задания способствуют развитию аналитических процессов, навыку зрительного выделения суффиксов.

При ознакомлении с окончанием рассматривается его функция, постигается различие между изменением слова и образованием новых слов. На практике  учатся согласованию слов, тем самым корректируются аграмматизмы в устной речи и на письме. Занимательные задания формируют интерес к родному языку, способствуют усвоению приемов умственной деятельности.

Обучающиеся знакомятся со сложными словами, учатся анализировать их состав. Развивается навык словообразования сложных слов.

Ведется работа по формированию предпосылок к усвоению орфограммы «Безударная гласная в корне слова». Рассматриваются слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова и лексическим значением однокоренных слов с чередующимися согласными в корне. Отрабатывается умение проверять букву безударной гласной в корне слова, в том числе на материале трехсложных слов — с двумя безударными гласными в корне. Эта работа связана с развитием орфографических умений.

При рассмотрении темы продолжается работа с группами однокоренных слов с омонимичными корнями. Важность подробного рассмотрения этой темы обусловлена тем. что при подборе проверочных слов дети ориентируются лишь на внешнюю их «похожесть», не задумываясь над смыслом. Цель заданий — научить быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения.

Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа класс, аллея, теннис и правило их переноса. Вводится новая орфограмма — обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Используя прием сравнения слов по звучанию, дети учатся определять и проверять непроизносимый согласный звук.

Изучение морфемного состава слова позволяет решить одну из важнейших коррекционных задач — формирование у обучающихся  чувства языка.

Кроме этого, содержание данного раздела способствует активизации познавательного мотива учебной деятельности, развитию аналитико-синтетического мышления, внимания, самоконтроля. Совершенствуется навык использования алгоритма при решении разнотипных орфографических задач, автоматизируется орфографический навык письма.

Раздел «Части речи» —  предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Этот раздел изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, повышения орфографической грамотности.

Разнообразные занимательные задания, предполагающие практическую работу со словом, способствуют коррекции аграмматизмов в устной речи и при письме.

Изучение раздела проводится по единому плану. Рассматриваются грамматические признаки имен существительных, прилагательных. глаголов, их роль в предложении. Закрепляются навыки словоизменения при согласовании слов. Рассматривается словоизменение по падежам. Ведется работа по развитию навыков конструирования предложений.

По ходу изучения раздела дети формулируют определение всех частей речи, делая определенные записи в альбоме. Это способствует осознанному усвоению темы «Части речи» и развивает навык продуцирования монологического высказывания.

Темы раздела «Практическое овладение связной речью» проходят через все содержание программы.

Основные направления работы по развитию речи:

1.        Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных и тематических слов, синонимических и антонимических рядов, ознакомление с фразеологическими оборотами, многозначностью слов.

2.        Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью, конструирование словосочетаний, предложений.

3.        Развитие связной устной и письменной речи: составление различных видов текстов, текста с заданным началом, составление рассказа по данным словосочетаниям.

4.        Продуцирование монологической речи с опорой на записи, схемы, таблицы.

2. Формирование и развитие психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Исходя из особенностей детей с речевыми нарушениями, наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению основной образовательной программы стоит задача развития психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Задания направлены на:  

-развитие умения принимать и понимать словесную или письменную инструкцию.

-обучение школьника выявлять и определять границы уже известного и усвоенного, и того, что еще неизвестно (задания с инструкцией, в которых недостаточно информации. Выполнение таких заданий требует практической работы со словом. Развиваются аналитико-синтетические процессы мышления, монологическая речь. По результатам выполнения работы учениками делается вывод).

-обучение учащихся планированию своих действий важный шаг на пути формирования у них умения производить умственные операции. При обучении планированию используются схемы, таблицы, планы, приемы мнемотехники.

-развитие умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

 -формирование познавательных действий (задания, включающие в себя систему познавательных операций, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и операциями логического и творческого мышления, осознанным и произвольным построением речевого высказывания).

-формирование знания правил коммуникации и умение использовать их в актуальных для ребенка ситуациях. Это является важным направлением коррекционной работы, которое сквозной линией проходит через всю коррекционно-развивающую работу. Реализация содержания программы способствует развитию речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

На занятиях школьники осваивают правила общения со сверстниками и взрослыми, учатся слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, развивают монологическую речь, используют коммуникацию как средство достижения цели. Работая в группах, обучающиеся приобретают опыт учебного сотрудничества.

8. Содержание изучаемого курса.

5 класс

1. Логопедическое обследование

2. Звуки и буквы – 9 час.

3. Слоговой анализ и синтез слова – 7 час.

4. Состав слова – 17 час.

5. Приставка и предлог – 8 час.

6. Слово и предложение – 10 час.

7. Предложение и текст – 10 час.

 

Календарно-тематическое планирование  логопедических занятий

в 5 «В» классе (VII подгруппа)

По программе в 5 В классе  60 часов (2 часа в неделю). Программа будет пройдена полностью за   58  часов, так как  2  занятия выпадают на праздничные дни  (8 марта, 1 мая)

 

№ п/п

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

Сроки проведения

я

 

Логопедическое обследование

 

1.09-15.09

I.

Звуки и буквы

 

9

 

1

 

 Повторение. Понятия «звук» и «буква».

1

 

 

2

 

Алфавит.

1

 

3

 

 

Звуки гласные и согласные.

1

 

4

 

Твердые и мягкие согласные.

1

 

5

 

Обозначение мягкости посредством мягкого знака.

1

 

6

 

Обозначение мягкости гласными второго ряда.

1

 

7

 

Согласные звонкие и глухие.

1

 

8

 

Буквы е,ё,ю,я в начале слова и после гласных.

1

 

9

 

Гласные ударные и безударные/

 

 

II.

Слоговой анализ и синтез слова.

 

7

 

10

 

Слогообразующая роль гласных.

1

 

11

 

Деление слов на слоги.

1

 

12

 

Упражнения на определение количества слогов.

1

 

 

13

 

Составление слов из слогов.

1

 

14

 

Слоговой анализ и синтез слова.

1

 

15

 

Ударение в 2-х, 3-х сложных словах.

1

 

16

 

Слого-звуковой анализ слов.

1

 

III.

Состав слова.

 

 

17

 

17

 

Слог и слово.

1

 

18

 

Родственные слова. Корень слова.

1

 

19

 

Подбор однокоренных слов с постановкой ударения.

1

 

20

 

Семантический анализ родственных слов.

1

 

21

 

Окончание. Изменение окончаний в различных формах одного и того же слова.

1

 

22

 

Изменение окончаний по вопросам.

1

 

23

 

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

1

 

24

 

Смыслоразличительная роль приставки.

1

 

25

 

Образование слов с помощью приставки.

1

 

26

 

Суффиксальное образование слов.

1

 

27

 

Смыслоразличительная роль суффикса.

1

 

28

 

Упражнения на образование слов с помощью приставки и суффикса.

1

 

29

 

Упражнения на определение частей слова.

1

 

30

 

Составление слов по заданной схеме (приставка корень суффикс окончание)

1

 

31

 

Различение частей речи по вопросам.

1

 

32

 

Образование разных частей речи одного корня.

1

 

33

 

Дифференциация частей речи.

1

 

IV.

Приставка и предлог.

 

8

 

34

 

Дифференциация приставка и предлог.

1

 

35

 

Предлоги «на, в».

1

 

36

 

Дифференциация предлогов «на-в».

1

 

36

 

Предлоги «к, от». Дифференциация значений.

1

 

37

 

Предлоги «из, у». Дифференциация значений.

1

 

38

 

Предлоги «за, из-за».

1

 

39

 

Предлоги «под, над». Дифференциация значений.

1

 

40

 

Упражнения на дифференциацию предлог-приставка на письме.

1

 

V.

Слово. Предложение.

 

10

 

41

 

Слово и предложение. Простое предложение.

1

 

42

 

Оформление предложения на письме.

1

 

43

 

Главные члены предложения.

1

 

44

 

Нераспространенное и распространенное предложение.

1

 

45

 

Однородные члены предложения.

1

 

46

 

Составление предложений с однородными подлежащими.

1

 

47

 

Составление предложений с однородными сказуемыми.

1

 

48

 

Составление предложений с однородными второстепенными членами.

1

 

49

 

Работа с деформированным предложением.

1

 

VI.

Предложение и текст.

 

10

 

50

 

Предложение и текст. Деление текста на части.

1

 

51

 

Работа с деформированным текстом.

1

 

52

 

Пересказ текста по вопросам.

1

 

53

 

Пересказ текста по опорным словам.

1

 

54

 

Составление плана текста. Пересказ текста по плану.

1

 

55

 

Выборочный пересказ текста.

1

 

56

 

Краткий пересказ.

1

 

57

 

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

 

58

 

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

1

 

 59-60

Повторение.

 

3

 

 

 

Логопедическое обследование

 

 

 

 

 

6 класс.

1.    Логопедическое обследование.

2.    Слово. Предложение. Текст. – 6 час.

3.    Звуки и буквы. – 4 час.

4.    Состав слова – 10 час.

5.    Части речи. Имя существительное. – 10 час.

6.    Имя прилагательное – 11час.

7.    Предложение – 7 час.

8.    Развитие речи – 4 час.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  логопедических занятий

в 6 «В» классе

По программе в 6 В классе  60 часов (2 часа в неделю). Программа будет пройдена полностью за   58  часов, так как  2  занятия выпадают на праздничные дни  (8 марта, 23 февраля). 

№ п/п

Тема.      Содержание работы

Кол-во часов

Сроки проведения

 

Логопедическое обследование.

 

01.09-15.09

 

Слово. Предложение. Текст.

6

 

1

Выделение слов в составе предложения. Составление схемы предложений.

1

 

2

Составление предложений из слов.

1

 

3

Выделение предложений в тексте. Соотнесение предложений с графическими схемами.

1

 

4

Грамматическое оформление предложения.

1

 

5

Распространение предложений.

1

 

6

Интонационная оформленность предложения.

1

 

 

Звуки и буквы.

4

 

7

Понятия «звук» и «буква». Дифференциация гласных и согласных.

1

 

8

Обозначение мягкости согласных.

1

 

9

Дифференциация звонких и глухих согласных.

1

 

10

Соотношение между буквами и звуками в слове.

1

 

 

Состав слова.

15

 

11

Однокоренные слова.

1

 

12

Слова с омонимичными корнями.

1

 

13

Образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

1

 

14

Образование слов приставочным способом.

1

 

15

Работа с графическими схемами слов.

1

 

16

Дифференциация приставок и предлогов.

1

 

17

Упражнения на дифференциацию приставок и предлогов.

1

 

18

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

 

19

Согласование глагола с именем существительным.

1

 

20

Коррекция нарушения правописания безударных гласных в корне слова.

1

 

21

Упражнения на правописание безударных гласных в корне слова.

1

 

22

Коррекция нарушения  правописания звонких и глухих согласных в конце слова.

1

 

23

Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

1

 

24

Коррекция нарушения  правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

1

 

25

Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

 

 

Части речи.

Имя существительное.

10

 

26

Установление лексического значения частей речи. Обучение постановке вопросов к частям речи.

1

 

27

Дифференциация имен существительных мужского, женского и среднего родов.

1

 

28

Подбор синонимов к заданным словам.

1

 

29

Подбор антонимов.

1

 

30

Однозначные и многозначные слова.

1

 

31

Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

1

 

32

Образование существительных множественного числа в дательном падеже.

1

 

 

33

Образование существительных множественного числа в винительном падеже.

1

 

34

Образование существительных множественного числа в творительном падеже.

1

 

35

Образование существительных множественного числа в предложном падеже.

1

 

 

Имя прилагательное.

11

 

36

Лексическое значение имени прилагательного. Нахождение прилагательных в тексте.

1

 

37

Рассказ – описание по сюжетной картинке.

1

 

38

Образование прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

1

 

39

Образование относительных прилагательных.

1

 

40

Образование и употребление в речи притяжательных прилагательных.

1

 

41

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1

 

42

Согласование прилагательного с существительным в падеже.

1

 

43

Коррекция правописания падежных окончаний прилагательных мужского рода единственного числа.

1

 

44

Коррекция правописания падежных окончаний прилагательных среднего рода единственного числа.

1

 

45

Коррекция правописания падежных окончаний прилагательных женского рода единственного числа.

1

 

46

Дифференциация падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

1

 

 

Предложение.

7

 

47

Состав предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

1

 

48

Распространение предложений однородными членами. Интонация при однородных членах предложения.

1

 

49

Упражнение на составление и написание предложений с однородными членами.

1

 

50

Распространение предложений однородными членами. Употребление союзов и, а, но как средства связи однородных членов предложения.

1

 

51

Дифференциация простых и сложных предложений.

1

 

52

Определение границ частей в сложном предложении. Конструирование сложных предложений.

1

 

53

Употребление союзов и, а, но как средства связи частей в сложном предложении.

1

 

 

Развитие речи.

4

 

54

Использование обращений в речи. Интонация предложений с обращениями.

1

 

55

Нахождение обращений в тексте. Составление предложений с обращениями.

1

 

56

Рассказ по сюжетной картине.

1

 

57

Составление рассказа на заданную тему.

1

 

 

Повторение.

3

 

58

Звуковой, слоговой и морфемный анализ слов. Образование слов с  помощью приставок и суффиксов.

1

 

59-60

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

 

 

Правописание парных согласных на в корне, на конце слова.

 

 

 

Логопедическое обследование

 

15.05-25.05

 

 

9. Место курса в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП  НОО.

Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях.

Работа организуется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Программа рассчитана на 2 учебных года.

Периодичность занятий — 2-3 раза в неделю.

   В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

 Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ осуществляется через школьный ППк.

10. Формы и средства контроля

Для отслеживания результатов коррекционной работы пре­дусмотрены диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль.

                                                Диагностика.

Стартовая диагностика устной речи, письма и чтения.

Промежуточная диагностика: анализ диктантов, списывания, письменных работ в классных тетрадях.

Итоговая диагностика: анализ списывания и итоговых дик­тантов.

                                                   Контроль.

Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: устный опрос в начале и конце урока; в ходе выполне­ния заданий, проверочные работы, тесты, самооценка учени­ками выполненных заданий.

Целью тематического контроля является проверка усвоения материала по каждой крупной теме. Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учет специфических оши­бок. Это дает возможность при необходимости внести измене­ния в календарно-тематическое планирование.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения предметных результатов и мониторинга специфических ошибок в письменных работах учащихся. Формы итогового контроля — списывание, диктант, сочинение по картине, анализ итоговых классных работ.

Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам сравнительного анализа данных стар­товой и итоговой диагностики. Всякое положительное измене­ние в состоянии сформированности навыка письма учащихся фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обу­чении также можно считать совершенствование эмоциональ­но-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких ка­честв личности, как способности к самостоятельной организа­ции своей деятельности, способности осуществлять контроль за собственным письмом, умения использовать полученные на­выки и знания в новых условиях.

Самостоятельная работа учащихся проводится на первых двух занятиях. Цель:

определение навыка сформированности фонетического принципа письма;

определение уровня сформированности навыков звуко- буквенного анализа слов;

определение навыков сформированности процессов сло­вообразования и словоизменения;

    выявление аграмматизмов;

    определение уровня развития связной речи;

    определение уровня усвоения изученных орфограмм.

 

11. Планируемые результаты.

5 класс:

 Предметные: Уметь: различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;   проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;   выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как части речи;   строить простое распространённое предложение;   связно высказываться устно, письменно ( с помощью логопеда);читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания логопеда;   отвечать на вопросы;   пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно. Знать: наизусть 6-8 стихотворений; алфавит; пословицы, загадки, стихотворения. Общеучебные умения: Действовать в новых условиях. Самостоятельно составлять алгоритм действий. Подводить итоги работы. Пользоваться компьютером. Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.

6 класс:

Предметные: Правильно артикулировать и произносить звуки, соотносить их с соответствующими буквами. Дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов. Уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем. Активизировать усвоенную лексику через речевую практику. Находить однокоренные слова. Делать морфемный анализ слов. Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Дифференцировать приставки и предлоги. Объяснять лексическое значение слов. Согласовывать слова в предложении. Грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их. Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение, предложение с обращениями. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов.  Писать изложение текста по плану. Писать творческие сочинения на заданную тему. Общеучебные умения: Действовать в новых условиях. Свободно владеть вербальными средствами общения. Составлять алгоритм действий. Пользоваться компьютером, справочной литературой. Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.

12.Учебно-методические средства обучения. Материально – техническое обеспечение. 

 

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

1. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозаика», 2004г.

 2. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –  М:, «Айрис дидактика», 2007 г.

3. Пожиленко, Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

 

4. Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:,  «Просвещение» , 1981 г.

5. Каше, Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.

6. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

7. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

8. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

9. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.

10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

 11. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.

12. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

13. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

14. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

15. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 16. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

17. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

 18. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

19. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

 20. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.  Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

 21. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». -  Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.

 22. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». -  Ярославль:, «Академия развития»,  1999 г.

23. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». -  Ярославль:, «Академия развития»,  1999 г.

24. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.

25. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

 26. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера»,  2008 г.

27. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

28. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

29. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

30. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

31. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

32. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

33. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

34. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г. 

 

Литература, используемая  учителем – логопедом в работе над программой.

1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

 3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.

 4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос», 1999 г.

Диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда.

 Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.  

Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение.

1.      Азова О.И. Чтение с увлечением. Комплект пособий.

№ 1  Учим буквы, читаем слоги и первые слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

№ 2 Читаем слова с прямыми и обратными слогами. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

№ 3 Читаем трудные слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

№ 4 Читаем словосочетания, предложения и тексты. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

2.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.

3.      Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

4.      Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

5.      Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

6.      Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью пространственного восприятия. Выпуск 3. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

7.      Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью слухового восприятия. Выпуск 4. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

8.      Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью лексико-грамматической стороны речи. Выпуск 5. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

9.      Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

10.  Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.

11.  Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

12.  Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2001.

13.  Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

14.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения мягких свистящих звуков С’, З’;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л’;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р;

Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р’.

15.  Конфетка. Приложения к научно-методическому журналу «Логопед». – М.: ТЦ СФЕРА.

16.  Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.

17.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.

18.  Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

19.  Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

20.  Мазанова Е.В. Логопедия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Тетрадь № 1. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004;

Тетрадь № 2. Преодоление нарушения письма. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;

Тетрадь № 3. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;

Тетрадь № 1. Аграмматическая форма дисграфии. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004.

21.  Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

22.  Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.

23.  Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

24.  Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.

25.  Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В двух частях. – М.: Просвещение, 1992.

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru