ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-логопедической работы с
обучающимися 5-6 классов
с умственной отсталостью,
имеющими нарушения чтения и письма
Составила: учитель-логопед
Малахова Г.А.
2018-2019 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
2. Цель и задачи программы…………………………………………………….. 4
3. Методологические и теоретические основы программы…………………… 5
4. Направления работы по программе……………………………………………5
5.Механизм реализации программы……………………………………………..7
6. Организация работы по программе…………………………………………. 8
7.Общая характеристика курса…………………………………………………...8
8. Содержание изучаемого курса ………………………………………………..11
9. Место курса в учебном плане …………………………………………………16
10. Формы и средства контроля ………………………………………………….16
11. Планируемые результаты …………………………………………………….17
12. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ………….18
1. Пояснительная записка
Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженные нарушения чтения;
-выраженные нарушения письма.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Базовая коррекционная программа по логопедии для детей с нарушениями письма и чтения и соответствующие учебники в настоящее время отсутствуют.
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида:
-- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 1999.
-- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000 с использованием научно-методической литературы по коррекции нарушений устной и письменной речи.
В представленной универсальной целостной системе логопедической работы в школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи. В графе «Наименование раздела» отражены традиционные направления работы логопеда: звуковая сторона речи и фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, работа над предложением и связной речью. В связи с тем, что речевое недоразвитие сопровождается, как правило, недостатками внимания, расстройствами двигательной сферы, снижением познавательной активности и т.п., в программу включены и такие важные разделы, как развитие неречевых процессов, общеучебных умений и навыков обучающихся. В графе «Содержание учебного материала» представлены основные направления взаимосвязи работы над устной и письменной речью по каждому классу. Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволит добиться прочного овладения материалом и автоматизации навыков. В графе «Ожидаемый результат» представлен предполагаемый уровень усвоения материала обучающимися и выход на программные знания, умения и навыки по родному языку (на основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в коррекционном учреждении).
Нормативно-правовые и документальные основы программы:
· Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря 2014 г. N 1643).
· Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).
. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639).
· О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.).
- Методические рекомендации «Организация логопедической работы во вспомогательной школе» под редакцией Д.И. Орловой.
2. Цели и задачи программы.
Цель – коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи программы:
-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;
-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;
-развивать понимание речи;
-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;
-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм;
-развивать диалогическую и монологическую речь.
-формировать правильный навык письма, чтения;
-развивать письменную речь как форму общения;
-способствовать усвоению языка как средства общения.
-учить соотносить условия задачи с их требованиями;
-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;
-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве;
-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;
-учить сравнению предметов по определенным признакам;
-учить классифицировать, обобщать предметы;
-развивать динамический и кинестетический праксис;
-развивать зрительный, слуховой контроль.
-способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги;
-развивать словесную регуляцию поведения.
- содействовать усвоению программы по родному языку;
- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
3.Методологические и теоретические основы программы
Программа коррекционных логопедических занятий 5-6 классов для обучающихся с умственной отсталостью строится на методологических и теоретических принципах:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса, где обучаются также дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Рабочая программа составлена на основе:
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.
- Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
- Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
- Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.
-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983
-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .
4. Направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское)
Диагностическая работа включает:
— выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении образовательной программы по русскому языку и чтению;
— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития речевой, эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, успешности освоения образовательных программ.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речи и трудностей обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер;
— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
— формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы по коррекции нарушений речи у обучающихся;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания правильной речи и приёмов коррекционного обучения ребёнка;
— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями речевого развития и методам коррекции нарушений речи.
5. Механизм реализации программы.
Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе специалистами разного профиля: учитель-дефектолог, логопед, психолог.
Возраст детей, участвующих в реализации программы коррекционно-логопедической работы:
программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов.
Требования к условиям реализации программы.
Организационные условия:
Обучающиеся, имеющие нарушения речи получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально, в подгруппе или в группе из 3-6 человек. Для обучающихся проводятся индивидуально-подгрупповые занятия в соответствие с календарно-тематическим планом.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— дифференцированные условия:
-занятия для обучающихся проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня продолжительностью 15-20 мин индивидуально, по 25мин в подгруппе, 40 мин в группе.
-подгруппы, состоящие из 2-3 детей, формируются с учетом схожести характера речевого дефекта.
— психолого-педагогические условия:
-коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-разрабатываются и реализуются педагогические технологии (диагностико-информационные, обучающе-образовательные, коррекционные);
- объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья;
-интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;
— специализированные условия:
-коррекционные занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, оснащенным необходимым оборудованием, методической литературой, компьютером, предусмотренным для логопедических кабинетов.
- здоровьесберегающие условия:
-в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления воспитанников: функционирует медицинский кабинет, проводится ежегодная вакцинация, витаминизация. Проводятся физкультурные занятия 3 раза в неделю, в том числе на свежем воздухе. В процессе учебной деятельности педагоги проводят физкультминутки, расслабляющие упражнения для глаз по методике Базарного.
Кадровое обеспечение
3 ставки учителя-логопеда;
1 ставка педагога-психолога;
Материально-техническое обеспечение
Для коррекционных занятий имеется логопедический кабинет, оборудованн всем необходимым, в соответствии с нормами СанПиН.
Информационное обеспечение
-периодически печатные издания: журналы «Логопед», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».
- сайт образовательного учреждения;
- специальные сайты для логопедов и педагогов;
6. Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы, поэтому в коррекционно-развивающей области предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 4-6 обучающихся.
Основной формой являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность занятий для группы – 40 мин, для подгруппы – 20-25 мин., индивидуальные занятия – 15-20 мин.
Занятия с каждой группой проводятся: 2 раза в неделю.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в последующем классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
7. Общая характеристика коррекционного курса.
В коррекционном курсе реализуются:
1. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и их дальнейшее совершенствование; формирование и совершенствование навыков орфографического письма.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Предлагаемые задания и упражнения направлены на коррекцию лексико-грамматического строя речи, формирование морфологического принципа письма, развитие психических функций и активизацию мыслительной деятельности. В процессе систематических занятий у учащихся формируется более осознанный интерес к языку, становится возможным анализ различных его сторон: звуко-буквенный анализ, анализ состава слова, словообразование, уточняются лексико-грамматические признаки слов. Осознанно усваиваются системы грамматических понятий, принципы письма, правила правописания, синтаксический строй.
В разделе «Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза» повторяют знания о звуках и буквах, выполняют звуко-буквенный и фонетический разбор слов, повторяют способы обозначения мягкости согласных, написание разделительного мягкого знака в словах.
Обучающиеся повторяют знания о предложении: виды предложений, знакомятся с логическим ударением и его ролью в речи; учатся восстанавливать предложения из слов, выделять из предложений словосочетания, то есть практически осваивают понятие о связи слов в предложении, учатся выделять предложения из сплошного текста. Повторяют правила написания предложения.
Тема «Согласные звуки и буквы» направлена на повторение знаний о согласных звуках, обозначение их буквами. Отрабатывается алгоритм проверки орфограммы. Таким образом развивается навык орфографической зоркости.
В теме «Предлоги» посредством предлогов развивается пространственное ориентирование. Уточняются грамматические предложно-падежные конструкции, корректируются аграмматизмы в речи и на письме. В процессе практической работы с предложно-падежными конструкциями дети учатся видеть корень слова и выделять изменяемую часть — окончание. Формируется умение внимательно читать текст с последующим подбором подходящих по смыслу предлогов и слов.
Изучая тему «Простые и сложные предложения», обучающиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении. На занятии учатся составлять сложные предложения с различными союзами, развивается умение ставить запятую между частями сложного предложения.
В разделе «Слово» повторяются знания о звуковом составе слова, обозначении звуков буквами и рассматривается слово с других точек зрения:
- морфемного состава и словообразования;
-грамматического значения;
-лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В процессе наблюдения и практической работы со словом знакомятся с корнем, однокоренными словами, приставкой, суффиксом, окончанием, их графическим обозначением. Наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов, осознанно дают определение частям слова.
В ходе изучения приставок формируется навык по написанию предлоги и приставки, учатся образовывать слова с помощью приставок и различать их грамматическое значение. При изучении данного раздела происходит обогащение речи словами, разнообразными по эмоциональной окраске.
Рассматривается сложная тема «Разделительный твердый знак». Формирование навыков написания Ъ происходит с опорой на звуковой анализ слов. В ходе практической работы со словом дети делают самостоятельный вывод о том, когда в слове пишется Ъ.
В разделе достаточно много часов уделяется теме «Суффиксы». Формируются навыки суффиксального словообразования, предлагается оценить смысловые, эмоциональные возможности суффиксов. Знакомятся с написанием гласной в суффиксах после шипящих, тренируются в образовании слов, в разборе по составу доступных слов. Такие практические задания способствуют развитию аналитических процессов, навыку зрительного выделения суффиксов.
При ознакомлении с окончанием рассматривается его функция, постигается различие между изменением слова и образованием новых слов. На практике учатся согласованию слов, тем самым корректируются аграмматизмы в устной речи и на письме. Занимательные задания формируют интерес к родному языку, способствуют усвоению приемов умственной деятельности.
Обучающиеся знакомятся со сложными словами, учатся анализировать их состав. Развивается навык словообразования сложных слов.
Ведется работа по формированию предпосылок к усвоению орфограммы «Безударная гласная в корне слова». Рассматриваются слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова и лексическим значением однокоренных слов с чередующимися согласными в корне. Отрабатывается умение проверять букву безударной гласной в корне слова, в том числе на материале трехсложных слов — с двумя безударными гласными в корне. Эта работа связана с развитием орфографических умений.
При рассмотрении темы продолжается работа с группами однокоренных слов с омонимичными корнями. Важность подробного рассмотрения этой темы обусловлена тем. что при подборе проверочных слов дети ориентируются лишь на внешнюю их «похожесть», не задумываясь над смыслом. Цель заданий — научить быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения.
Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа класс, аллея, теннис и правило их переноса. Вводится новая орфограмма — обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Используя прием сравнения слов по звучанию, дети учатся определять и проверять непроизносимый согласный звук.
Изучение морфемного состава слова позволяет решить одну из важнейших коррекционных задач — формирование у обучающихся чувства языка.
Кроме этого, содержание данного раздела способствует активизации познавательного мотива учебной деятельности, развитию аналитико-синтетического мышления, внимания, самоконтроля. Совершенствуется навык использования алгоритма при решении разнотипных орфографических задач, автоматизируется орфографический навык письма.
Раздел «Части речи» — предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Этот раздел изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, повышения орфографической грамотности.
Разнообразные занимательные задания, предполагающие практическую работу со словом, способствуют коррекции аграмматизмов в устной речи и при письме.
Изучение раздела проводится по единому плану. Рассматриваются грамматические признаки имен существительных, прилагательных. глаголов, их роль в предложении. Закрепляются навыки словоизменения при согласовании слов. Рассматривается словоизменение по падежам. Ведется работа по развитию навыков конструирования предложений.
По ходу изучения раздела дети формулируют определение всех частей речи, делая определенные записи в альбоме. Это способствует осознанному усвоению темы «Части речи» и развивает навык продуцирования монологического высказывания.
Темы раздела «Практическое овладение связной речью» проходят через все содержание программы.
Основные направления работы по развитию речи:
1. Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных и тематических слов, синонимических и антонимических рядов, ознакомление с фразеологическими оборотами, многозначностью слов.
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью, конструирование словосочетаний, предложений.
3. Развитие связной устной и письменной речи: составление различных видов текстов, текста с заданным началом, составление рассказа по данным словосочетаниям.
4. Продуцирование монологической речи с опорой на записи, схемы, таблицы.
2. Формирование и развитие психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Исходя из особенностей детей с речевыми нарушениями, наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению основной образовательной программы стоит задача развития психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Задания направлены на:
-развитие умения принимать и понимать словесную или письменную инструкцию.
-обучение школьника выявлять и определять границы уже известного и усвоенного, и того, что еще неизвестно (задания с инструкцией, в которых недостаточно информации. Выполнение таких заданий требует практической работы со словом. Развиваются аналитико-синтетические процессы мышления, монологическая речь. По результатам выполнения работы учениками делается вывод).
-обучение учащихся планированию своих действий — важный шаг на пути формирования у них умения производить умственные операции. При обучении планированию используются схемы, таблицы, планы, приемы мнемотехники.
-развитие умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.
-формирование познавательных действий (задания, включающие в себя систему познавательных операций, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и операциями логического и творческого мышления, осознанным и произвольным построением речевого высказывания).
-формирование знания правил коммуникации и умение использовать их в актуальных для ребенка ситуациях. Это является важным направлением коррекционной работы, которое сквозной линией проходит через всю коррекционно-развивающую работу. Реализация содержания программы способствует развитию речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
На занятиях школьники осваивают правила общения со сверстниками и взрослыми, учатся слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, развивают монологическую речь, используют коммуникацию как средство достижения цели. Работая в группах, обучающиеся приобретают опыт учебного сотрудничества.
8. Содержание изучаемого курса.
5 класс
1. Логопедическое обследование
2. Звуки и буквы – 9 час.
3. Слоговой анализ и синтез слова – 7 час.
4. Состав слова – 17 час.
5. Приставка и предлог – 8 час.
6. Слово и предложение – 10 час.
7. Предложение и текст – 10 час.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
в 5 «В» классе (VII подгруппа)
По программе в 5 В классе 60 часов (2 часа в неделю). Программа будет пройдена полностью за 58 часов, так как 2 занятия выпадают на праздничные дни (8 марта, 1 мая)
№ п/п |
Тема |
Содержание работы |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
я |
|
Логопедическое обследование |
|
1.09-15.09 |
I. |
Звуки и буквы |
|
9 |
|
1 |
|
Повторение. Понятия «звук» и «буква». |
1
|
|
2 |
|
Алфавит. |
1 |
|
3
|
|
Звуки гласные и согласные. |
1 |
|
4 |
|
Твердые и мягкие согласные. |
1 |
|
5 |
|
Обозначение мягкости посредством мягкого знака. |
1 |
|
6 |
|
Обозначение мягкости гласными второго ряда. |
1 |
|
7 |
|
Согласные звонкие и глухие. |
1 |
|
8 |
|
Буквы е,ё,ю,я в начале слова и после гласных. |
1 |
|
9 |
|
Гласные ударные и безударные/ |
|
|
II. |
Слоговой анализ и синтез слова. |
|
7 |
|
10 |
|
Слогообразующая роль гласных. |
1 |
|
11 |
|
Деление слов на слоги. |
1 |
|
12 |
|
Упражнения на определение количества слогов. |
1 |
|
13 |
|
Составление слов из слогов. |
1 |
|
14 |
|
Слоговой анализ и синтез слова. |
1 |
|
15 |
|
Ударение в 2-х, 3-х сложных словах. |
1 |
|
16 |
|
Слого-звуковой анализ слов. |
1 |
|
III. |
Состав слова.
|
|
17 |
|
17 |
|
Слог и слово. |
1 |
|
18 |
|
Родственные слова. Корень слова. |
1 |
|
19 |
|
Подбор однокоренных слов с постановкой ударения. |
1 |
|
20 |
|
Семантический анализ родственных слов. |
1 |
|
21 |
|
Окончание. Изменение окончаний в различных формах одного и того же слова. |
1 |
|
22 |
|
Изменение окончаний по вопросам. |
1 |
|
23 |
|
Приставка. Образование слов при помощи приставок. |
1 |
|
24 |
|
Смыслоразличительная роль приставки. |
1 |
|
25 |
|
Образование слов с помощью приставки. |
1 |
|
26 |
|
Суффиксальное образование слов. |
1 |
|
27 |
|
Смыслоразличительная роль суффикса. |
1 |
|
28 |
|
Упражнения на образование слов с помощью приставки и суффикса. |
1 |
|
29 |
|
Упражнения на определение частей слова. |
1 |
|
30 |
|
Составление слов по заданной схеме (приставка корень суффикс окончание) |
1 |
|
31 |
|
Различение частей речи по вопросам. |
1 |
|
32 |
|
Образование разных частей речи одного корня. |
1 |
|
33 |
|
Дифференциация частей речи. |
1 |
|
IV. |
Приставка и предлог. |
|
8 |
|
34 |
|
Дифференциация приставка и предлог. |
1 |
|
35 |
|
Предлоги «на, в». |
1 |
|
36 |
|
Дифференциация предлогов «на-в». |
1 |
|
36 |
|
Предлоги «к, от». Дифференциация значений. |
1 |
|
37 |
|
Предлоги «из, у». Дифференциация значений. |
1 |
|
38 |
|
Предлоги «за, из-за». |
1 |
|
39 |
|
Предлоги «под, над». Дифференциация значений. |
1 |
|
40 |
|
Упражнения на дифференциацию предлог-приставка на письме. |
1 |
|
V. |
Слово. Предложение. |
|
10 |
|
41 |
|
Слово и предложение. Простое предложение. |
1 |
|
42 |
|
Оформление предложения на письме. |
1 |
|
43 |
|
Главные члены предложения. |
1 |
|
44 |
|
Нераспространенное и распространенное предложение. |
1 |
|
45 |
|
Однородные члены предложения. |
1 |
|
46 |
|
Составление предложений с однородными подлежащими. |
1 |
|
47 |
|
Составление предложений с однородными сказуемыми. |
1 |
|
48 |
|
Составление предложений с однородными второстепенными членами. |
1 |
|
49 |
|
Работа с деформированным предложением. |
1 |
|
VI. |
Предложение и текст. |
|
10 |
|
50 |
|
Предложение и текст. Деление текста на части. |
1 |
|
51 |
|
Работа с деформированным текстом. |
1 |
|
52 |
|
Пересказ текста по вопросам. |
1 |
|
53 |
|
Пересказ текста по опорным словам. |
1 |
|
54 |
|
Составление плана текста. Пересказ текста по плану. |
1 |
|
55 |
|
Выборочный пересказ текста. |
1 |
|
56 |
|
Краткий пересказ. |
1 |
|
57 |
|
Составление рассказа по сюжетной картинке. |
1 |
|
58 |
|
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
1 |
|
59-60 |
Повторение. |
|
3 |
|
|
|
Логопедическое обследование |
|
|
6 класс.
1. Логопедическое обследование.
2. Слово. Предложение. Текст. – 6 час.
3. Звуки и буквы. – 4 час.
4. Состав слова – 10 час.
5. Части речи. Имя существительное. – 10 час.
6. Имя прилагательное – 11час.
7. Предложение – 7 час.
8. Развитие речи – 4 час.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 6 «В» классе По программе в 6 В классе 60 часов (2 часа в неделю). Программа будет пройдена полностью за 58 часов, так как 2 занятия выпадают на праздничные дни (8 марта, 23 февраля). |
|||
№ п/п |
Тема. Содержание работы |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
|
Логопедическое обследование. |
|
01.09-15.09 |
|
Слово. Предложение. Текст. |
6 |
|
1 |
Выделение слов в составе предложения. Составление схемы предложений. |
1 |
|
2 |
Составление предложений из слов. |
1 |
|
3 |
Выделение предложений в тексте. Соотнесение предложений с графическими схемами. |
1 |
|
4 |
Грамматическое оформление предложения. |
1 |
|
5 |
Распространение предложений. |
1 |
|
6 |
Интонационная оформленность предложения. |
1 |
|
|
Звуки и буквы. |
4 |
|
7 |
Понятия «звук» и «буква». Дифференциация гласных и согласных. |
1 |
|
8 |
Обозначение мягкости согласных. |
1 |
|
9 |
Дифференциация звонких и глухих согласных. |
1 |
|
10 |
Соотношение между буквами и звуками в слове. |
1 |
|
|
Состав слова. |
15 |
|
11 |
Однокоренные слова. |
1 |
|
12 |
Слова с омонимичными корнями. |
1 |
|
13 |
Образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. |
1 |
|
14 |
Образование слов приставочным способом. |
1 |
|
15 |
Работа с графическими схемами слов. |
1 |
|
16 |
Дифференциация приставок и предлогов. |
1 |
|
17 |
Упражнения на дифференциацию приставок и предлогов. |
1 |
|
18 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным. |
1 |
|
19 |
Согласование глагола с именем существительным. |
1 |
|
20 |
Коррекция нарушения правописания безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
21 |
Упражнения на правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
22 |
Коррекция нарушения правописания звонких и глухих согласных в конце слова. |
1 |
|
23 |
Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в конце слова. |
1 |
|
24 |
Коррекция нарушения правописания звонких и глухих согласных в корне слова. |
1 |
|
25 |
Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
1 |
|
|
Части речи. Имя существительное. |
10 |
|
26 |
Установление лексического значения частей речи. Обучение постановке вопросов к частям речи. |
1 |
|
27 |
Дифференциация имен существительных мужского, женского и среднего родов. |
1 |
|
28 |
Подбор синонимов к заданным словам. |
1 |
|
29 |
Подбор антонимов. |
1 |
|
30 |
Однозначные и многозначные слова. |
1 |
|
31 |
Образование существительных множественного числа в родительном падеже. |
1 |
|
32 |
Образование существительных множественного числа в дательном падеже. |
1 |
|
33 |
Образование существительных множественного числа в винительном падеже. |
1 |
|
34 |
Образование существительных множественного числа в творительном падеже. |
1 |
|
35 |
Образование существительных множественного числа в предложном падеже. |
1 |
|
|
Имя прилагательное. |
11 |
|
36 |
Лексическое значение имени прилагательного. Нахождение прилагательных в тексте. |
1 |
|
37 |
Рассказ – описание по сюжетной картинке. |
1 |
|
38 |
Образование прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
1 |
|
39 |
Образование относительных прилагательных. |
1 |
|
40 |
Образование и употребление в речи притяжательных прилагательных. |
1 |
|
41 |
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. |
1 |
|
42 |
Согласование прилагательного с существительным в падеже. |
1 |
|
43 |
Коррекция правописания падежных окончаний прилагательных мужского рода единственного числа. |
1 |
|
44 |
Коррекция правописания падежных окончаний прилагательных среднего рода единственного числа. |
1 |
|
45 |
Коррекция правописания падежных окончаний прилагательных женского рода единственного числа. |
1 |
|
46 |
Дифференциация падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
|
|
Предложение. |
7 |
|
47 |
Состав предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. |
1 |
|
48 |
Распространение предложений однородными членами. Интонация при однородных членах предложения. |
1 |
|
49 |
Упражнение на составление и написание предложений с однородными членами. |
1 |
|
50 |
Распространение предложений однородными членами. Употребление союзов и, а, но как средства связи однородных членов предложения. |
1 |
|
51 |
Дифференциация простых и сложных предложений. |
1 |
|
52 |
Определение границ частей в сложном предложении. Конструирование сложных предложений. |
1 |
|
53 |
Употребление союзов и, а, но как средства связи частей в сложном предложении. |
1 |
|
|
Развитие речи. |
4 |
|
54 |
Использование обращений в речи. Интонация предложений с обращениями. |
1 |
|
55 |
Нахождение обращений в тексте. Составление предложений с обращениями. |
1 |
|
56 |
Рассказ по сюжетной картине. |
1 |
|
57 |
Составление рассказа на заданную тему. |
1 |
|
|
Повторение. |
3 |
|
58 |
Звуковой, слоговой и морфемный анализ слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. |
1 |
|
59-60 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
|
Правописание парных согласных на в корне, на конце слова. |
|
|
|
Логопедическое обследование |
|
15.05-25.05 |
9. Место курса в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях.
Работа организуется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Программа рассчитана на 2 учебных года.
Периодичность занятий — 2-3 раза в неделю.
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ осуществляется через школьный ППк.
10. Формы и средства контроля
Для отслеживания результатов коррекционной работы предусмотрены диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль.
Диагностика.
Стартовая диагностика устной речи, письма и чтения.
Промежуточная диагностика: анализ диктантов, списывания, письменных работ в классных тетрадях.
Итоговая диагностика: анализ списывания и итоговых диктантов.
Контроль.
Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: устный опрос в начале и конце урока; в ходе выполнения заданий, проверочные работы, тесты, самооценка учениками выполненных заданий.
Целью тематического контроля является проверка усвоения материала по каждой крупной теме. Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учет специфических ошибок. Это дает возможность при необходимости внести изменения в календарно-тематическое планирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения предметных результатов и мониторинга специфических ошибок в письменных работах учащихся. Формы итогового контроля — списывание, диктант, сочинение по картине, анализ итоговых классных работ.
Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам сравнительного анализа данных стартовой и итоговой диагностики. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащихся фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких качеств личности, как способности к самостоятельной организации своей деятельности, способности осуществлять контроль за собственным письмом, умения использовать полученные навыки и знания в новых условиях.
Самостоятельная работа учащихся проводится на первых двух занятиях. Цель:
— определение навыка сформированности фонетического принципа письма;
— определение уровня сформированности навыков звуко- буквенного анализа слов;
—определение навыков сформированности процессов словообразования и словоизменения;
— выявление аграмматизмов;
— определение уровня развития связной речи;
— определение уровня усвоения изученных орфограмм.
11. Планируемые результаты.
5 класс:
Предметные: Уметь: различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как части речи; строить простое распространённое предложение; связно высказываться устно, письменно ( с помощью логопеда);читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания логопеда; отвечать на вопросы; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно. Знать: наизусть 6-8 стихотворений; алфавит; пословицы, загадки, стихотворения. Общеучебные умения: Действовать в новых условиях. Самостоятельно составлять алгоритм действий. Подводить итоги работы. Пользоваться компьютером. Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.
6 класс:
Предметные: Правильно артикулировать и произносить звуки, соотносить их с соответствующими буквами. Дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки. Проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов. Уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем. Активизировать усвоенную лексику через речевую практику. Находить однокоренные слова. Делать морфемный анализ слов. Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Дифференцировать приставки и предлоги. Объяснять лексическое значение слов. Согласовывать слова в предложении. Грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их. Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение, предложение с обращениями. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану. Писать творческие сочинения на заданную тему. Общеучебные умения: Действовать в новых условиях. Свободно владеть вербальными средствами общения. Составлять алгоритм действий. Пользоваться компьютером, справочной литературой. Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности.
12.Учебно-методические средства обучения. Материально – техническое обеспечение.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
1. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозаика», 2004г.
2. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, «Айрис дидактика», 2007 г.
3. Пожиленко, Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
4. Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
5. Каше, Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
6. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
7. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
8. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
9. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
11. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
12. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
13. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
14. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
15. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
16. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
17. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
18. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
19. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
20. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
21. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
22. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
23. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
24. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
25. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
26. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
27. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
28. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
29. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
30. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
31. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
32. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
33. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
34. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос», 1999 г.
Диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда.
Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.
Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение.
1. Азова О.И. Чтение с увлечением. Комплект пособий.
№ 1 Учим буквы, читаем слоги и первые слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
№ 2 Читаем слова с прямыми и обратными слогами. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
№ 3 Читаем трудные слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
№ 4 Читаем словосочетания, предложения и тексты. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью пространственного восприятия. Выпуск 3. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью слухового восприятия. Выпуск 4. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью лексико-грамматической стороны речи. Выпуск 5. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
9. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
10. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.
11. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
12. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2001.
13. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения мягких свистящих звуков С’, З’;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л’;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р’.
15. Конфетка. Приложения к научно-методическому журналу «Логопед». – М.: ТЦ СФЕРА.
16. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
17. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
18. Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
19. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
20. Мазанова Е.В. Логопедия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Тетрадь № 1. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004;
Тетрадь № 2. Преодоление нарушения письма. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь № 3. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь № 1. Аграмматическая форма дисграфии. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004.
21. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
22. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
23. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
24. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.
25. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В двух частях. – М.: Просвещение, 1992.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.