Рабочая программа математическая грамотность 5-7 класс
Оценка 5

Рабочая программа математическая грамотность 5-7 класс

Оценка 5
docx
математика
5 кл—7 кл
20.03.2023
Рабочая программа математическая грамотность 5-7 класс
ФГОС Математическая грамотность 5-7 2021-2024 воспитание.docx

 

Принята педагогическим

Советом МБОУ СОШ №3

Протокол № __ от ________

 

«УТВЕРЖДАЮ»__________________

Директор МБОУ СОШ №3 Раевская А.А.

 Приказ № __ от  ____________

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Бориса Богаткова»

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

для 5-7 классов

 

на 2021-2024 учебные годы

 

 

 

 

 

учитель математики

первой квалификационной категории

Афанасьева Надежда Сергеевна

 

Новосибирск

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа курса «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и на основе программы курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» (5-9 классы), Самара, ГАУ ДПО Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2019г.  Модуль «Математическая грамотность» С.Г. Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования

Данный курс непосредственно связан с программой по математике для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию всероссийских проверочных работ, внешних мониторингов. На   курсе «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» предполагается уделять большое внимание развитию умения обучающихся считать и анализировать, формированию математической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Межпредметные связи: курс не замещает уроки математики, а дополняет их. Опирается на межпредметные связи. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по математике.

Программа рассчитана на 3 года обучения (с 5 по 7 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает модуль математической грамотности.

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного  часов в неделю в каждом классе.

Таким образом, общее количество часов: 102 часа.

Количество часов на один год обучения в одном классе –34, т.е по 1 часу в неделю.

 

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

 

Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность).

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач.

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ

 

Метапредметные и предметные результаты:

 

5 класс  Уровень узнавания и понимания  - находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

6 класс Уровень понимания и применения – применяет математические знания для решения разного рода проблем

7 класс Уровень анализа и синтеза - формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

 

Личностные

5-7 классы объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО КУРСА С 5 ПО 9 КЛАССЫ

Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты и средства

5 класс

Уровень узнавания и понимания

Учим воспринимать и объяснять информацию

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение.

Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею.

Предложить или объяснить заголовок, название текста.

Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту.

Продолжить предложение словами из текста.

Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста.

Тексты (учебный, художественный, научно-популярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный).

По содержанию тексты должны быть математические, естественно-научные, финансовые. Объём: не более одной страницы.

6 класс

Уровень понимания и применения

Учим думать и рассуждать

Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем

Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст.

Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы.

Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)

Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы.

Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы.

Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.

Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания.

Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.

Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий

7 класс

Уровень анализа и синтеза

Учим анализировать и интерпретировать проблемы

Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения

Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот).

Составить аннотацию, рекламу, презентацию.

Предложить варианты решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметного знания.

Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным.

Составить алгоритм решения проблем данного класса.

Сделать аналитические выводы.

Тексты, задачи, ситуации

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.

Памятки с алгоритмами решения

 

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1.                  

Решение различных математических задач

8

·      Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,

·      Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;

·      Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

·      Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;;

·      Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение;

·      Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,

·      Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

·      Организовывать индивидуальную учебную деятельность

·      Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний.

 

1.                  

Решение математических задач финансового направления

4

2.                  

Решение практических заданий

3

3.                  

Решение  практико-ориентированных задач

10

4.                  

Решение комплексных заданий PISA

9

5.                  

Проведение рубежной аттестации.

1

 

                                                           Итого

34

6 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1.                  

Решение различных математических задач

8

·      Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,

·      Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;

·      Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

·      Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;;

·      Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение;

·      Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,

·      Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

·      Организовывать индивидуальную учебную деятельность

·      Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний.

 

2.                  

Решение математических задач финансового направления

11

3.                  

Решение практических заданий

4

4.                  

Решение  практико-ориентированных задач

7

5.                  

Решение комплексных заданий PISA

3

6.                  

Проведение рубежной аттестации.

1

 

                                                           Итого

34

 

 

7 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1.                  

Решение различных математических задач

8

·      Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,

·      Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;

·      Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

·      Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;;

·      Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение;

·      Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,

·      Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

·      Организовывать индивидуальную учебную деятельность

·      Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний.

 

2.                  

Решение математических задач финансового направления

8

3.                  

Решение практических заданий

7

4.                  

Решение  практико-ориентированных задач

7

5.                  

Решение комплексных заданий PISA

3

6.                  

Проведение рубежной аттестации.

1

 

                                                           Итого

34

 


 

Принята педагогическим Советом

Принята педагогическим Советом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

В дальнейшем этот подход был признан односторонним

В дальнейшем этот подход был признан односторонним

Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная…

Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная…

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

Уровень понимания и применения

Уровень понимания и применения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия Всего часов (в неделю 1 ч)

Тема занятия Всего часов (в неделю 1 ч)

Тема занятия Всего часов (в неделю 1 ч)

Тема занятия Всего часов (в неделю 1 ч)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023