Рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
предметная область
«Математика»
для 10 «Б» класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
Баженова Наталья Сергеевна
Содержание
|
1.Паспорт рабочей программы |
|
|
2.Введение |
|
|
3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений
|
|
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2)
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Категория обучающихся: 10 б класс.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: : 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Планируемые предметные и личностные результаты.
Предметные планируемые результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много);
- счет от 1 до 3.
.
2) Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои - действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание рабочей программы.
Количественные представления.
- Нахождение одинаковых предметов.
- Разъединение множеств.
- Объединение предметов в единое множество.
- Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
- Сравнение множеств (без пересчета).
- Выделение предметов, ориентируясь на величину.
-Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
- Узнавание цифр.
- Соотнесение количества предметов с числом.
- Обозначение числа цифрой.
- Написание цифры по трафарету.
Представления о величине.
- Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
-Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.
- Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
- Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
- Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
- Сравнение предметов по длине.
Представление о форме.
- Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.
-Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
- Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.
- Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
- Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х частей.
- Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
-Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
-Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
- Выделение объемной формы – шар.
Пространственные представления.
- Ориентация в пространственном расположении.
- Показ частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
- Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений.
- Перемещение игрушек вперед и назад по полу, по столу, по подражаниям взрослого, по образцу, по словесной инструкции
Временные представления.
- Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра. Различение времен года.
Учебно-тематический план
10"Б" класс – 70 часов.
|
Тема урока |
Кол – во часов |
1 четверть |
||
1 |
Перемещение в пространстве класса с помощью (без) учителя по словесной инструкции. |
2 |
2 |
Показ на себе основных частей тела и лица. |
2 |
3 |
Соотнесение названия частей тела, лица с картинкой, куклой и игрушкой. |
2 |
4 |
Знакомство с шаром. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (шар, не шар) |
2 |
5 |
Перемещение игрушек по полу, столу по показу действий, образцу и словесной инструкции. |
2 |
6 |
Дифференциация шара от любого многоугольника |
4 |
7 |
Прокатывание предметов круглой формы по полу, столу, желобку (шары, мячи, кубики и т. д.) |
2 |
8 |
Прокатывание шара в отверстие круглой формы. |
2 |
2 четверть |
||
1 |
Знакомство с величиной: большой, маленький |
2 |
2 |
Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (большой, маленький) |
2 |
3 |
Составление бус из шаров одного размера. |
2 |
4 |
Знакомство с формой предмета куб. (кубик) |
2 |
5 |
Построение из дорожки из кубиков одного размера. |
2 |
6 |
Построение башни из кубиков одного размера. |
2 |
7 |
Различение дискретных и непрерывных множеств по количеству: много – мало |
2 |
8 |
Группировка и определение количества предметов: один, много, мало |
2 |
3 четверть |
||
1 |
Геометрические фигуры. Повторение. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (круг не круг). |
2 |
2 |
Сравнение предметов по величине (большой, маленький) |
4 |
3 |
Группировка предметов по двум признакам (величине и цвету) на основе образца |
2 |
4 |
Чередование предметов по величине по подражанию |
2 |
5 |
Знакомство с приемом наложения. Понимание выражения «столько – сколько |
2 |
6 |
Упражнение в накладывании картинок или игрушек на карточку (столько – сколько) |
2 |
7 |
Знакомство со способом приложения. Понимание выражений: столько, сколько, поровну |
2 |
8 |
Сравнение предметов по длине. Группировка предметов по двум признакам: длине и цвету. |
2 |
9 |
Сравнение двух предметных множеств, используя приемы наложения и приложения, составления пар |
2 |
4 четверть |
||
1 |
Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества |
2 |
2 |
Знакомство с числом и цифрой 1. |
2 |
3 |
Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения на единицу и уравнивания их количества. |
2 |
4 |
Закрепление представлений о сохранении количества. |
2 |
5 |
Количественный и порядковый счет 1 -3 (один, одна, одно). |
2 |
6 |
Формирование умений соотносить цифры 1 с количеством. |
2 |
7 |
Число и цифра 2. |
2 |
8 |
Формирование умения соотносить цифры 1, 2 с количеством. |
2 |
Итого: 70 часов. |
Перечень материально-технического обеспечения
Одним из условий реализации программы по формированию математических представлений является организация развивающей среды. Основная задача учителя - вызвать и поддержать познавательную активность детей, заинтересовать необычным предметом, обеспечить новыми впечатлениями и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- набор геометрических форм;
- шарики разного размера и цвета;
- мячи разного размера и цвета;
- кубики разного размера и цвета;
- коробка с отверстиями круглой, квадратной, треугольной форм;
- шарики разного размера и цвета на стержне;
- набор шариков разного размера и цвета для нанизывания;
- пирамидки;
- матрешки;
- доски-вкладыши с рядом предметов, отличающихся по величине
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
´ 0 баллов - нет продвижения;
´ 1 балл – минимальное продвижение;
´ 2 балла – среднее продвижение;
´ 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
´ 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
´ 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
´ 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
´ 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
´ 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
´ 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.