Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ленинградской области
«Сланцевский индустриальный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ ЛО «СИТ»
_________________ А.М.Кононов
«31» августа 2018 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
Специальность:
15.02.12 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
г.Сланцы
2018 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) и «Рекомендациям по организации получения среднего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 15.04.2015 г. №06-2128/05-09/15) с учетом технического профиля получаемого профессионального образования, предназначенной для изучения дисциплины в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевский индустриальный техникум» (ГБПОУ ЛО «СИТ»).
Разработчик: Лебедев Дмитрий Анатольевич, преподаватель ГБПОУ ЛО «СИТ»
Рекомендована: Предметной (цикловой) комиссией технических дисциплин ГБПОУ ЛО «СИТ»
Протокол заседания предметной (цикловой) комиссии
№ __________ от «____» __________________ 2018 г.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.12 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.00.).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- Определять виды конструкционных материалов;
- Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- Проводить исследования и испытания материалов;
- Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;
знать:
- Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
- Классификацию и способы получения композиционных материалов;
- Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
- Строение и свойства металлов, методы их исследования;
- Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
- Методику расчета и назначение режимов резания для различных видов работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося 96 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
0 |
практические занятия |
30 |
контрольные работы |
0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа |
8 |
Итоговая аттестация: 3 семестр в форме экзамена (письменно) |
3 семестр
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
РАЗДЕЛ 1 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ МАТЕРИАЛОВ |
28 |
|
||
Тема 1.1 Общие сведения о материалах |
Содержание |
2 |
|
|
1 |
Кристаллические и аморфные вещества. Дефекты кристаллического строения. Законы кристаллизации. Свойства металлов и сплавов. Хрупкое и вязкое разрушение. Методы исследований и испытаний. |
2 |
2 |
|
Тема 1.2 Формирование структуры металлов и сплавов. |
Содержание |
10 |
|
|
1 |
Сплавы. Основные понятия и термины. Классификация сплавов. Пути упрочнения металлов и сплавов. Диаграммы состояния сплавов. |
2 |
2 |
|
2 |
Диаграмма состояния железо-углерод. Углеродистые стали. Чугуны. |
2 |
2 |
|
Практические работы |
6 |
|
||
1 |
Диаграмма состояния железо-углерод. Углеродистые стали. Чугуны. |
2 |
3 |
|
2 |
Устройство микроскопа |
2 |
3 |
|
3 |
Изучение микроструктуры стали и чугуна |
2 |
3 |
|
Тема 1.3 Формирование структуры деформированных металлов и сплавов |
Содержание |
2 |
|
|
Практические работы |
2 |
|
||
1 |
Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла |
2 |
3 |
|
Тема 1.4 Термическая и химико-термическая обработка |
Содержание |
14 |
|
|
1 |
Плоская система произвольно расположенных сил. Приведение к точке плоской системы произвольно расположенных сил. Влияние точки приведения .Условие равновесия произвольной плоской системы сил. |
2 |
2 |
|
Практические работы |
12 |
|
||
1 |
Измерение твердости материала по Бринеллю и Роквеллу |
2 |
3 |
|
2 |
Испытание стальных образцов на растяжение |
2 |
3 |
|
3 |
Определение ударной вязкости материалов |
2 |
3 |
|
4 |
Проба листового металла на выдавливание |
2 |
3 |
|
5 |
Закалка стали |
2 |
3 |
|
6 |
Отпуск стали |
2 |
3 |
|
РАЗДЕЛ 2 МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ |
26 |
|
||
Тема 2.1 Металлические конструкционные материалы |
Содержание |
8 |
|
|
1 |
Углеродистые конструкционные стали. Конструкционные цементируемые и улучшаемые легированные стали |
2 |
2 |
|
Практические работы |
6 |
|
||
1 |
Идентификация металлических материалов по искре |
2 |
3 |
|
2 |
Азотирование стали. Цементация стали |
2 |
3 |
|
3 |
Коррозия и защита металлов от коррозии |
2 |
3 |
|
Тема 2.2 Серый, белый и ковкий чугун. Специальные чугуны |
Содержание |
4 |
|
|
1 |
Серый, белый и ковкий чугун. Специальные чугуны |
2 |
2 |
|
Практические работы |
2 |
|
||
1 |
Классификация чугунов по микроструктуре |
2 |
3 |
Тема 2.3 Цветные металлы и сплавы |
Содержание |
4 |
|
|
1 |
Алюминий и сплавы на его основе. Термическая обработка алюминиевых сплавов. Медь и сплавы на его основе: бронза, латунь |
2 |
2 |
|
Практические работы |
2 |
|
||
1 |
Медные и цинковые сплавы |
2 |
3 |
|
Тема 2.4 Керамические, композиционные и порошковые материалы |
Содержание |
6 |
|
|
1 |
Керамическая технология и классификация керамики. Свойства и применение керамических материалов |
2 |
2 |
|
2 |
Характеристика и классификация композиционных материалов. Свойства и применение композиционных материалов |
2 |
2 |
|
3 |
Порошковые материалы. Общие сведения. Классификация порошковых материалов. Технология получения |
2 |
2 |
|
Тема 2.5 Неметаллические материалы |
Содержание |
4 |
|
|
1 |
Полимеры. Состав и строение. Основные свойства |
2 |
2 |
|
2 |
Пластмассы, техническая керамика, стекла, резина, древесина и древесные изделия, технические клеи |
2 |
2 |
|
РАЗДЕЛ 3 МАТЕРИАЛЫ С ОСОБЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ |
2 |
|
||
Тема 3.1 Материалы с особыми физическими свойствами |
Содержание |
2 |
|
|
1 |
Материалы с особыми магнитными, тепловыми и электрическими свойствами |
2 |
2 |
|
РАЗДЕЛ 4 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
2 |
|
||
Тема 4.1 Материалы для режущих и измерительных инструментов |
Содержание |
2 |
|
|
1 |
Материалы для режущих и измерительных инструментов. Твердые сплавы |
2 |
2 |
|
РАЗДЕЛ 5 ОСНОВЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ |
4 |
|
||
Тема 5.1 Основы литейного производства |
Содержание |
2 |
|
|
1 |
Общие сведения. Литье в песчаные формы. Центробежное литье. Литье под давлением |
2 |
2 |
|
Тема 5.2 Обработка металлов давлением |
Содержание |
2 |
|
|
1 |
Обработка металлов давлением. Прокатка. Волочение. Прессование. Ковка. Штамповка |
2 |
2 |
|
Итоговое занятие |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа для обучающихся |
32 |
|
||
|
Работа с учебником Работа со справочной литературой Подготовка практических работ Подготовка к тестированию Подготовка к экзамену ВСР 1 Способы получения стали ВСР 2 Применение конструкционных легированных сталей ВСР 3 Неметаллические материалы в машиностроении ВСР 4 Производство сварных труб |
8 5 8 1 2 2 2 2 2 |
3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета и лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- Испытательная установка УММ-5;
- Испытательная установка КМ-50-1;
- Испытательная установка МК-30А;
- Твердомер ТКС-1;
- Металломикроскоп МИН-9 и МИМ-7;
- Муфельные печи
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- методические пособия.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Материаловедение (металлообработка): Адаскин А.М., Зуев В.М., Учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования. - 4-е изд., стер. Издательство: Академия– 240 с.
2. Материаловедение: Учебник / Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Издательство: Инфра-М , 2009 г., 150 с.
3. Материаловедение: Учебник для студ учреждений сред. проф. образования Черепахин А.А., издательство Академия, 2008 г., 256 с.
4. Стуканов В. А., Материаловедение, Изд-во: Форум, Инфра-М, 2008 г., 368 с.
Дополнительные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
2. Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие Богодухов С.И.,Синюхин А.В.,Гребенюк В.Ф., Издательство: Машиностроение, 2005 г., 256 с.
4. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Издательство: Академия, 2010 г., 256 с.
Интернет-ресурсы:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; - Определять виды конструкционных материалов; - Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; - Проводить исследования и испытания материалов; - Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;
знать: - Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; - Классификацию и способы получения композиционных материалов; - Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; - Строение и свойства металлов, методы их исследования; - Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; - Методику расчета и назначение режимов резания для различных видов работ. |
Устные и письменные опросы в течение обучения, практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирования Практические работы: - Диаграмма состояния железо-углерод. Углеродистые стали. Чугуны. - Устройство микроскопа - Изучение микроструктуры стали и чугуна - Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла - Измерение твердости материала по Бринеллю и Роквеллу - Испытание стальных образцов на растяжение - Определение ударной вязкости материалов - Проба листового металла на выдавливание - Закалка стали - Отпуск стали - Идентификация металлических материалов по искре - Азотирование стали. Цементация стали - Коррозия и защита металлов от коррозии - Классификация чугунов по микроструктуре - Медные и цинковые сплавы |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.