Рабочая программа Моделирование и анализ бизнес процессов

Рабочая программа Моделирование и анализ бизнес процессов

doc
информатика
СCУЗ, ВУЗ
10.02.2020
Моделирование и анализ бизнес процессов

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

РП_Моделирование и анализ бизнес процессов.doc

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

___________________Акулич Е. М.

(декан факультета)

«_____»__________________2016 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

Моделирование и анализ бизнес процессов

 

 

 

 

Направление подготовки

38.03.05 «Бизнес - информатика»

 

 

 

Профили подготовки

 

 

 

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

 

Форма обучения

очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2016

 

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры ____индустрии туризма___

(наименование кафедры)

протокол №_____ от ___________________________

 

Заведующий кафедрой _________________________С. М. Молоков

(подпись)

 

СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой ______________________ С. М. Молоков

 (подпись)

 

Рабочая программа разработана Шибеко М. Н., преподавателем кафедры индустрии туризма

 (Ф.И.О., ученая степень, звание)

__________________________

(подпись разработчика)


Содержание:

№ п/п

Разделы программы

№ страницы

1.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес процессов», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 38.03.05 «Бизнес-информатика»

4

2.

Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

4

3.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

4

4.

Объем, структура и содержание дисциплины

4

5.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся (задания для самостоятельной работы)

6

6.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

8

7.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

8

8.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8

9.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

8

10.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

8

11.

Приложение: Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

8

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (ООП) 38.03.05 «Бизнес-информатика»:

Программа дисциплины «Моделирование и анализ бизнес процессов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (уровень бакалавриата). Целью изучения дисциплины «Моделирование и анализ бизнес процессов» формирование знаний в области основ моделирования и анализа бизнес-процессов, изучение основных стандартов моделирования бизнес-процессов, технологии управления бизнес-процессами для кардинального изменения и улучшения модели бизнеса, инструментальных средств и систем, используемых для описания и анализа бизнес-процессов, а также приобретение студентами практических навыков моделирования и анализа бизнес-процессов. К задачам дисциплины относятся обучение студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для формирования системного представления о основных понятий, принципов и особенностей моделирования бизнес-процессов, в том числе о организации и ведении различных методов моделирования бизнес- процессов, о навыках моделирования, анализа и совершенствования бизнес-процессов, о приобретение практических привычек анализа, оценки, выбора и работы с современными CASE-технологиями в электронной коммерческой деятельности, о навыках применения методов и инструментальных системам моделирования и управления бизнес-процессами.

 

2. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:

Дисциплина дисциплины Б1.Б.22 «Моделирование и анализ бизнес процессов» входит в базовую часть блока профессиональных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- Архитектура предприятия;

- Управление жизненным циклом информационных систем;

- Менеджмент;

- IT-инфраструктура предприятия.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения дисциплины «Моделирование и анализ бизнес процессов» у студента должна быть сформирована следующая профессиональная компетенция:

ПК-12 - Умение выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершению и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия.

 

4. Объем, структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины «Моделирование и анализ бизнес процессов» составляет 2 зачетных единицы, 72 часов.

Форма обучения

Курс

Семестр

Всего часов

Лекц.

Практ. (сем).

Инд.

СРС

1

ОФО

4

8

72

9

18

-

45

Тематический план дисциплины «Моделирование и анализ бизнес процессов»

8 семестр 7 недель

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

Аудиторные

СРС

Форма отчетности

 

 

Лекц.

Практ

(сем).

Инд

 

 

Раздел 1. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией

15

 

 

 

 

 

1.1. Функциональный подход к управлению организацией

 

1

 

 

4

 

1.2. Возникновение и развитие процессного подхода

 

1

2

 

5

Защита выполненных заданий

1.3. Процессный подход и процессно-ориентированная организация

 

2

 

 

Защита выполненных заданий

Раздел 2. Основные понятия процессного подхода

18

 

 

 

 

 

2.1. Рассмотрение организации как системы

 

1

 

 

6

 

2.2. Процесс и его компоненты

 

2

 

 

Защита выполненных заданий

2.3. Процессы производства и процессы управления

 

1

2

 

6

Тестирование, защита выполненных заданий

Раздел 3. Методы и средства моделирования бизнес-процессов

21

 

 

 

 

 

3.1. Классификация моделей

 

1

 

 

 

 

3.2. Структурные методологии моделирования

 

 

 

6

 

3.3. Объектно-ориентированный язык моделирования UML

 

1

 

 

 

 

3.4. Методологии имитационного моделирования

 

2

 

 

Тестирование, защита выполненных заданий

3.5. Интегрированные методологии моделирования

 

1

2

 

6

Тестирование, защита выполненных заданий

3.6. Инструментальные системы для моделирования бизнеса

 

2

 

 

Тестирование, защита выполненных заданий

Раздел 4. Анализ и совершенствование бизнес-процессов

18

 

 

 

 

 

4.1. Виды анализа и измерения бизнес-процессов

 

1

 

 

6

 

4.2. Методы анализа окружения бизнеса

 

 

 

 

 

4.3. Методы анализа процессов

 

1

2

 

6

Защита выполненных заданий

4.4. Совершенствование бизнес-процессов

 

2

 

 

Защита выполненных заданий

 

72

9

18

 

45

Зачёт

Содержание дисциплины «Моделирование и анализ бизнес процессов»:

Раздел 1. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией

1.1. Функциональный подход к управлению организацией

Введение в предмет «Моделирование и анализ бизнес-процессов». Предпосылки создания функционально-ориентированных организаций. Становление и развитие функционального подхода. Линейно-функциональная организационная структура. Эволюция бизнеса. Новые тенденции («Три К»). Необходимость новых подходов в организации деятельности предприятия.

 

1.2. Возникновение и развитие процессного подхода

Новый взгляд на организацию деятельности – процессно-ориентированный. Понятие процесса. Системы менеджмента в рамках процессного подхода: концепции CPI (Непрерывное усовершенствование процессов), TQM (Глобальное управление качеством), BPR (Реинжиниринг бизнес-процессов). Отражение процессного подхода в международных стандартах (стандарты ИСО). Концепция BPM (Business Process Management). Сравнение функционального и процессного подходов.

 

1.3. Процессный подход и процессно-ориентированная организация

Процессная организационная структура. Роли и обязанности владельцев процессов, владельцев ресурсов, операторов процессов. Типы команд процессов. Преимущества процессно-ориентированных организаций. Последствия перехода на процессное управление.

 

Раздел 2. Основные понятия процессного подхода

2.1. Рассмотрение организации как системы

Понятие системы. Окружающая среда (макро- и микро-среда). Связи организации с внешней средой. Структуры системы и ее свойства. Структурный объект и связь. Виды структур. Детализация структурного объекта (декомпозиция). Понятия свойства, состояния, функционирования. Принцип эмерджентности. Цель системы.

 

2.2. Процесс и его компоненты

Определения процесса. Свойства бизнес-процесса. Принципы выделения бизнес-процессов. Компоненты бизнес-процесса (иерархия понятия «процесс»). Основные элементы процесса и его окружение. Определение цели процесса, границ и интерфейсов, входов и выходов, потребителей и поставщиков, ресурсов и ресурсного окружения. Владелец процесса. Определение ключевых показателей результативности (КПР). КПР результата и КПР процесса.

 

2.3. Процессы производства и процессы управления

Классификация процессов Основные бизнес-процессы. Жизненный цикл продукта. Вспомогательные бизнес-процессы. Теоретические основы управления процессами. Задание процесса как объекта управления. Процессы: цикл управления. Процессы развития (оптимизации). Технология постоянного совершенствования процессов (цикл Деминга). Технология реинжиниринга. Моделирование, как основной инструмент анализа и совершенствования бизнес-процессов. Модель «Как есть» и «Как должно быть». Документирование процесса. Мониторинг процесса. Анализ и оптимизация процесса.

Раздел 3. Методы и средства моделирования бизнес-процессов

3.1. Классификация моделей

Общие принципы моделирования деятельности. Понятие модели, ее свойства. Виды моделей. Эталонные и референтные модели. Языки описания моделей. Методологии описания деятельности. Предметные области в деятельности организации и уровни описания. Содержание модели бизнеса. Классификация и сравнительный анализ методологий моделирования бизнеса.

 

3.2. Структурные методологии моделирования

Методология IDEF0. Основные компоненты IDEF0-диаграммы. Иерархия диаграмм. Типы связей между блоками. Методология IDEF3. Основные компоненты IDEF3-диаграммы. Типы перекрестков. Правила создания перекрестков. Методология DFD. Основные компоненты и правила создания модели.

 

3.3. Объектно-ориентированный язык моделирования UML

Моделирование бизнеса на языке UML. Прецедентная модель бизнес-процесса. Внешняя модель (диаграмма вариантов использования). Описание прецедента в виде потока событий (диаграмма деятельности). Способы структурирования прецедентов. Объектная модель бизнес-процесса. Классы объектов, связи между классами (диаграмма классов). Модель взаимодействия объектов (диаграмма последовательности и диаграмма кооперации).

 

3.4. Методологии имитационного моделирования

Основные понятия имитационного моделирования. Язык имитационного моделирования SIMAN. «Проигрывание» моделей. Анализ результатов имитационного моделирования.

 

3.5. Интегрированные методологии моделирования

Интегрированная методология ARIS. Виды моделей ARIS. Взаимосвязь моделей ARIS (механизм интеграции и механизм детализации). Методики описания различных предметных областей деятельности. Подходы к описанию организационной структуры. Подходы к описанию предметных областей деятельности организации (цели, продукты, ИТ-системы, документы, данные, технические ресурсы). Ресурсное окружение процессов на разных уровнях описания.

 

3.6. Инструментальные системы для моделирования бизнеса

Требования к инструментальным системам для моделирования бизнеса (функциональные возможности, методология, ориентация на пользователя, технические характеристики, цена). Сравнительный анализ инструментальных средств. Характеристика интегрированной среды ARIS.

 

Раздел 4. Анализ и совершенствование бизнес-процессов

4.1. Виды анализа и измерения бизнес-процессов

Классификация по объекту анализа, по цели анализа, по методам анализа. Измерение параметров и характеристик процессов. Виды измерений (объективные и субъективные). Методы выявления мнений экспертов. Контроллинг и мониторинг процессов. Обработка результатов измерений (обработка мнений экспертов, статистическая обработка результатов).

 

4.2. Методы анализа окружения бизнеса

Состав окружения бизнеса. Анализ требований клиентов: выявление запросов клиентов; оценка степени удовлетворенности клиентов. Анализ ресурсного окружения процессов. Анализ конкурентов (бенчмаркинг).

 

4.3. Методы анализа процессов

Определение приоритетных процессов. Логический анализ. Оценка шагов. Анализ характеристик процесса (анализ данных мониторинга). Анализ результатов аттестации и аудита. Функционально-стоимостной анализ. Анализ процесса по метрикам времени. Анализ рисков процесса.

 

4.4. Совершенствование бизнес-процессов

Управление совершенствованием бизнес-процессов. Типовая организационная структура управления проектом. Обязанности основных участников проекта. Этапы непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Этапы реинжиниринга бизнес - процессов. Эвристические правила реконструкции бизнеса. Роль новых информационных технологий в развитии бизнеса.

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес процессов» (задания для самостоятельной работы):

Раздел 1. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией

Практическое задание № 1.

Задание: Знакомство с основами методологии IDEF0. Создание диаграмм корневого и первого уровня

Цель работы: Ознакомиться с основами методологии IDEF0 и основами работы с пакетом Design/IDEF. Создать диаграммы корневого и первого уровня для бизнес- процесса, заданного в качестве индивидуального задания.

Форма отчетности: Созданные диаграммы корневого и первого уровня для бизнес- процесса

Практическое задание № 2.

Задание: Создание диаграмм декомпозиции

Цель работы: Закончить создание диаграммы первого уровня для моделируемого бизнес-процесса и создать диаграмму декомпозиции на базе диаграммы первого уровня.

Форма отчетности: Созданные диаграммы декомпозиции на базе диаграммы первого уровня.

Раздел 2. Основные понятия процессного подхода

Практическое задание № 3.

Задание: Создание словаря данных для IDEF-модели

Цель работы: Создать словарь данных для IDEF-модели, созданной на предыдущих практических работах, в котором будет храниться информация о графических объектах модели.

Форма отчетности: Созданные словарь данных для IDEF-модели

Практическое задание № 4.

Задание: Дополнительные возможности пакета «Design/IDEF»

Цель работы: Ознакомиться с дополнительными возможностями пакета Design/IDEF (создание текстовых и FEO-страниц, вычисление стоимости функций IDEF-диаграмм, создание и работа с деревом узлов). Применить дополнительные возможности к IDEF-модели, созданной на предыдущих практических работах.

Раздел 3. Методы и средства моделирования бизнес-процессов

Практическое задание № 5.

Задание: Знакомство с UML и Rational Rose. Создание диаграммы вариантов использования

Цель работы: Ознакомиться с основными возможностями языка моделирования UML и основами работы с CASE-средством Rational Rose. Создать диаграмму вариантов использования для бизнес-процесса, заданного в качестве индивидуального задания, с помощью инструментального средства Rational Rose.

Форма отчетности: Созданная диаграмма бизнес-процесса с помощью инструментального средства Rational Rose

Практическое задание № 6.

Задание: Создание диаграммы деятельности

Цель работы: Создать диаграмму деятельности (Activity diagram) для моделируемого бизнес - процесса с помощью инструментального средства Rational Rose.

Форма отчетности: Созданная диаграмма деятельности (Activity diagram) для моделируемого бизнес - процесса

Раздел 4. Анализ и совершенствование бизнес-процессов

Практическое задание № 7.

Задание: Создание диаграмм взаимодействия объектов

Цель работы: Создать диаграмму последовательностей взаимодействий (Sequence diagram) и диаграмму кооперации (Collaboration diagram) для моделируемого бизнес - процесса с помощью инструментального средства Rational Rose.

Форма отчетности: Созданная диаграмма последовательностей взаимодействий с помощью инструментального средства Rational Rose

Практическое задание № 8.

Задание: Создание диаграммы классов

Цель работы: Создать диаграмму классов (Class diagram) для моделируемого бизнес - процесса с помощью инструментального средства Rational Rose.

Форма отчетности: Созданная диаграмма последовательностей взаимодействий с помощью инструментального средства Rational Rose

Для выполнения работ студенту выдается индивидуальное задание. Варианты индивидуального задания:

1. Ремонт квартир

2. Ремонт автомобилей

3. Проведение праздничных мероприятий

4. Организация турпоездок

5. Пошив и ремонт верхней одежды

6. Проведение рекламных компаний

7. Оказание услуг по операциям с недвижимостью

8. Гостиничное обслуживание

9. Организация выставок и ярмарок

10.Издание печатной продукции

11.Продажа и ремонт компьютеров

12.Производство и продажа мебели на заказ

13.Трудоустройство

14.Организация обучения и консультирования

15.Оказание жилищно-коммунальных услуг

16.Оказание услуг по автоперевозкам (пассажирским и/или грузовым)

17.Организация спортивных мероприятий

18.Изготовление кондитерских изделий

19.Выпуск газеты

20.Оказание медицинских услуг

21.Оказание маркетинговых услуг

22.Организация выборных компаний

23.Оказание услуг брачного агентства

24.Производство, продажа и сопровождение программной продукции

25.Строительство гаражей, садовых домиков.

Выполнение работы включает в себя:

- изучение методического материала по теме работы (в методических указаниях для выполнения практических и самостоятельных работ по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес процессов»);

- выполнение заданий, описанных в методических указаниях;

- выполнение индивидуального задания.

Защита выполняется путем демонстрации созданной модели и собеседования.

 

6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)

Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес процессов», см. Приложение.

 

7.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

*литература, представленная в фонде научной библиотеки ТГИК

а) основная литература:

Доступны в ЭБС «Инфра-М»:

1. Абдикеев, Н. М. Управления знаниями корпорации и реинжиринг бизнеса : учеб.ник / Н. М. Абдикеев, А. Д. Киселев. – Москва : Инфра-М, 2013. – 382 с.

2. Абдикеев, Н. М. Интеллектуальный анализ динамики бизнес-систем / Н. М. Абдикеев и др. – Москва : Инфра-М, 2010. – 320 с.

3. Гобарева, Я. Л. Бизнес-аналитика средствами Excel : учеб. пособие / Я. Л. Гобарева, О. Ю. Городецкая, А. В. Золотарюк. – Москва : Инфра-М, 2013. – 336 с.

б) дополнительная литература:

1. Алгазинов, Э.К. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем: учебное пособие / Э.К. Алгазинов, А.А. Сирота. – Москва : ДИАЛОГ-МИФИ, 2009 – 416c.

2. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление : учеб. пособ. для слушателей образоват. учрежд., обуч. по МВА и др. программам подготовки управленческих кадров / В.Г. Елиферов, В.В. Репин ; Ин-т экономики и финансов «Синергия» .— Москва : Инфра - М, 2011.— 319с.

3. Маклаков, С.В. Моделирование бизнес-процессов с AIIFusion Process Modeler (BPwin 4.1) / С.В. Маклаков. – Москва : ДИАЛОГ-МИФИ, 2004 - 240c.

4. Тельнов, Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Прикладная информатика»/ Ю.Ф.Тельнов, И.Г.Фёдоров — Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34456.— ЭБС «IPRbooks».

 

8.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины:

1. Аналитический ресурс в области ИТ - URL : http://www.gartner.com / Gartner

2. Информационный портал Betec - «Бизнес- инжиниринговые технологии» - URL : http://www.betec.ru /

3. Портал iTeam – Технологии корпоративного управления - URL : http://www.iteam.ru /

4. Информационный портал Betec.Ru. Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов организаций - URL : http://www.betec.ru

 

9.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:

1. Алгазинов, Э.К. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем: учебное пособие / Э.К. Алгазинов, А.А. Сирота. – Москва : ДИАЛОГ-МИФИ, 2009 – 416c.

2. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление : учеб. пособ. для слушателей образоват. учрежд., обуч. по МВА и др. программам подготовки управленческих кадров / В.Г. Елиферов, В.В. Репин ; Ин-т экономики и финансов «Синергия» .— Москва : Инфра- М, 2011.— 319с.

 

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:

Лицензионное программное обеспечение: пакет программ Microsoft Office (MS PowerPoint, MS Word, MS Excel), BPwin

 

11.Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Стандартно оборудованные аудитории для проведения интерактивных лекций и семинаров: видеопроектор, экран настенный, мультимедийные средства.


Приложение

 

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюменский государственный институт культуры

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета

___________________Акулич Е. М.

 

«_____»__________________2016 г

.

 

 

 

 

 

 

 

Фонд оценочных средств

 

По дисциплине

Моделирование и анализ бизнес процессов

 

 

 

Направление подготовки

38.03.05 «Бизнес - информатика»

 

 

 

Профили подготовки

 

 

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

 

Форма обучения

очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2016


Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

«Моделирование и анализ бизнес процессов»

 

1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной «Моделирование и анализ бизнес процессов», и этапы формирования компетенций

 

Код компетенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции

Этапы формирования компетенции

Виды занятий  для формирования компетенции

Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции

1

2

3

4

5

6

ПК-12

Умение выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершению и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия

Знать: основные концепции процессного подхода к управлению организацией; основные понятия процессного подхода; методы и средства моделирования бизнес-процессов; методы анализа бизнес-процессов и окружения; методы совершенствования бизнес-процессов.

Модуль I. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией

(4 недели)

Лекции,

семинары

опрос,

тестирование,

защита выполненных заданий

Уметь: создавать модели бизнес-процессов с использованием современных методологий и инструментальных средств моделирования бизнеса; анализировать окружение бизнеса и бизнес-процессы; перепроектировать бизнес-процессы.

Модуль II. Основные понятия процессного подхода

(4 недели)

Лекции,

семинары

опрос,

тестирование,

защита выполненных заданий

Модуль III.

Методы и средства моделирования бизнес-процессов (5 недель)

Владеть: навыками моделирования с помощью компьютерных инструментальных средств; навыками анализа бизнес-процессов с помощью методов функционально-стоимостного анализа, логического анализа, календарного планирования; приемами совершенствования и реконструкции бизнес-процессов.

Модуль IV. Анализ и совершенствование бизнес-процессов

(5 недель)

Лекции,

семинары

опрос,

тестирование,

защита выполненных заданий

 


2. Планируемые уровни сформированности компетенций по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес процессов»

 

Этапы формирования компетенции

(по отношению ко времени прохождения дисциплины)

Уровни сформированности компетенции

(качество сформированности компетенции)

Основные признаки (показатели) достижения определенного уровня – критерии (дескрипторы)

Оценка достигнутого уровня (баллы)

Модуль I. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией

(4 недели)

Начальный уровень:

знание основных стандартов, технологий и нотаций моделирования бизнес-процессов

Знает: основные концепции процессного подхода к управлению организацией

 

 

Начальный уровень:

10 - 15 баллов

Базовый уровень:

владение терминологией из области моделирования бизнес-процессов

Базовый уровень:

20 - 25 баллов

Продвинутый уровень:

осуществляет управленческие функции в рамках проектов и программ по совершенствованию бизнес-процессов

Продвинутый уровень:

30 - 35 баллов

Модуль II. Основные понятия процессного подхода

(4 недели)

Начальный уровень:

знание основных понятий, принципов и особенностей моделирования бизнес-процессов

Знает: основные понятия процессного подхода

 

Умеет: создавать модели бизнес-процессов с использованием современных методологий и инструментальных средств моделирования бизнеса

 

Владеет: навыками моделирования с помощью компьютерных инструментальных средств

Начальный уровень:

40 – 45 баллов

Базовый уровень:

владение навыками моделирования бизнес-процессов

Базовый уровень:

50- 55 баллов

Продвинутый уровень:

использует современные инструментальные системы, используемых для описания бизнес-процессов

Продвинутый уровень:

60-65 баллов

Модуль III.

Методы и средства моделирования бизнес-процессов (5 недель)

Начальный уровень:

знание методов анализа и моделирования бизнес-процессов

Знает: методы и средства моделирования бизнес-процессов

 

Умеет: создавать модели бизнес-процессов с использованием современных методологий и инструментальных средств моделирования бизнеса

 

Владеет: приемами совершенствования и реконструкции бизнес-процессов

Начальный уровень:

66 – 70 баллов

Базовый уровень:

владение методами построения, анализа и документирования моделей бизнес- процессов

Базовый уровень:

71 – 76 баллов

Продвинутый уровень:

проводит анализ существующего бизнес-процесса на основе его модели

Продвинутый уровень:

77 – 82 баллов

Модуль IV.

Анализ и совершенствование бизнес-процессов

(5 недель)

Начальный уровень:

знание инструментальных систем, используемых для описания и анализа бизнес-процессов

Знает: методы анализа бизнес-процессов и окружения

 

Умеет: анализировать окружение бизнеса и бизнес-процессы

 

Владеет: навыками анализа бизнес-процессов с помощью методов функционально-стоимостного анализа, логического анализа, календарного планирования

Начальный уровень:

83 – 88 баллов

Базовый уровень:

анализирует бизнес-процессы, используя различные методы

Базовый уровень:

89 – 94 баллов

Продвинутый уровень:

владение технологией использования CASE-средств для моделирования и анализа бизнес-процессов

Продвинутый уровень:

95 – 100 баллов

 

3. Критерии оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес процессов»

 

Критерии оценки зачёта

Оценка «отлично»

 

в рейтинговых баллах:

86-100

 

Студент достиг продвинутого уровня сформированности компетенции (ПК-12). Успешно выполнил все практические задания по каждой теме дисциплины в течение семестра, выступал на всех семинарских занятиях, практически не допустил ошибок при тестировании, выполнении и защите итоговой работы.

Оценка «хорошо»

 

в рейтинговых баллах:

66-85

 

Студент успешно выполнил все практические задания по отдельным темам в течение семестра, выступал на семинарских занятиях, допустил незначительные ошибки при тестировании, выполнении и защите итоговой зачётной работы.

Оценка «удовлетворительно»

 

в рейтинговых баллах:

51-65

 

Студент выполнил не все практические, контрольные работы по отдельным темам курса в течение семестра, выступал не на всех семинарских занятиях, допустил большое количество ошибок в итоговой зачётной работе.

Оценка «неудовлетворительно»

 

в рейтинговых баллах:

менее 50-ти

 

Студент выполнил не все практические задания по отдельным темам курса в течение семестра, не выступал на семинарских занятиях, не подготовил итоговой работы, допустил большое количество ошибок на зачёте.

 

4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

4.1. Примерный перечень тем семинарских занятий

Раздел 1. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией

Семинарское занятие №1. Функциональное управление организацией

Семинарское занятие №2. Функционально-ориентированная организация

Раздел 2. Основные понятия процессного подхода

Семинарское занятие №3. Процессный подход. Управленческие циклы.

Семинарское занятие №4. Бизнес-процесс. Процессное управление организацией

Раздел 3. Методы и средства моделирования бизнес-процессов

Семинарское занятие №5. Методологии моделирования бизнес-процессов.

Семинарское занятие №6. Программные средства моделирования бизнес-процессов.

Семинарское занятие №7. Методики описания различных предметных областей деятельности организации.

Раздел 4. Анализ и совершенствование бизнес-процессов

Семинарское занятие №8. Методы анализа бизнес-процессов.

Семинарское занятие №9. Контроллинг и мониторинг процессов.

4.2. Перечень обязательных практических заданий

Раздел 1. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией

Практическое задание № 1. Создание функциональной модели предметной области

Задание. Необходимо создать функциональную модель процесса привлечения и размещения ресурсов банка. Собрать информацию по отделениям банка, проверить и при необходимости скорректировать показатели полученного сводного плана ресурсов, составить планы привлечения и размещения ресурсов по банку в целом и по его отделениям.

Форма отчетности: Построена контекстная диаграмма

Практическое задание № 2. Создание модели бизнес процессов предметной области

Задание. Необходимо создать сценарий процесса привлечения и размещения ресурсов банка. Собрать информацию по отделениям банка, проверить и при необходимости скорректировать показатели полученного сводного плана ресурсов, составить планы привлечения и размещения ресурсов по банку в целом и по его отделениям.

Форма отчетности: Созданный сценарий процесса привлечения и размещения ресурсов банка

Раздел 2. Основные понятия процессного подхода

Практическое задание № 3. Диаграмма потоков данных (DFD)

Задание. Необходимо создать сценарий процесса привлечения и размещения ресурсов банка. Собрать информацию по отделениям банка, проверить и при необходимости скорректировать показатели полученного сводного плана ресурсов, составить планы привлечения и размещения ресурсов по банку в целом и по его отделениям.

Форма отчетности: Созданный сценарий процесса привлечения и размещения ресурсов банка.

Практическое задание № 4. Функционально-стоимостной анализ

Задание. Необходимо провести оценку процесса привлечения и размещения ресурсов банка. Собрать информацию по отделениям банка, проверить и при необходимости скорректировать показатели полученного сводного плана ресурсов, составить планы привлечения и размещения ресурсов по банку в целом и по его отделениям.

Форма отчетности: Оценка процесса привлечения и размещения ресурсов банка.

Раздел 3. Методы и средства моделирования бизнес-процессов

Практическое задание №5. Управление организацией на основе бизнес-процессов

Задание. Составить перечень показателей, которые войдут в «Справку о ходе процесса»

Форма отчетности: Перечень показателей

Практическое задание №6. Моделирование и анализ бизнес-процессов

Задание. На основании данных о процессах и их владельцах составьте матрицу распределения ответственности.

Форма отчетности: Матрица распределения ответственности

Практическое задание №7. Методики моделирования бизнес-процессов

Задание. Проанализировать процесс, сформировать укрупненную схему процесса, предложить мероприятия по реорганизации бизнес-процесса, составить перечень показателей оценки процесса, составить перечень контрольных точек, необходимых для измерения показателей.

Форма отчетности: Качественно подготовленный акт приема - передач

Раздел 4. Анализ и совершенствование бизнес-процессов

Практическое задание №8.

Задание. Рассмотреть вопрос перераспределения функций между процессами. На рисунке 18 представлена исходная ситуация. Рассматривается некоторый бизнес-процесс «А». У этого бизнес-процесса есть владелец, отвечающий за его результативность и эффективность. Процесс выполняется по определенной технологии. Представим себе, что некоторый документ (или продукт), формируемый по ходу выполнения процесса «А», должен быть изменен (проверен, доработан и т.п.) в процессе «Б» (функция «X). В данном случае бизнес-процесс «Б» фактически является субподрядчиком (или поставщиком процесса «А») бизнес-процесса «А».

Если процессы «А» и «Б» находятся в разных функциональных подразделениях (владельцы процессов «А» и «Б» подчиняются руководителям разных функциональных структур), то часто возникают проблемы при взаимодействии между процессами: срыв сроков предоставления документов, ошибки и несоответствия в оформлении и т.п. В результате увеличивается время выполнения работ по процессу «А», снижается качество его продуктов и т.п. Как быть в такой ситуации владельцу процесса «А»?

Форма отчетности: Решенная задача

Практическое задание №9.

Задание 1. Разработать модель «Организация учебного процесса в Тюменском государственном институте культуре».

Задание 2. Разработать модель «Производство продукции» (Предметная область на выбор студента»), провести декомпозицию на нескольких уровнях иерархии.

Задание 3. Провести стоимостной анализ (АВС-анализ) всех процессов, функций, операций производственной деятельности предприятия (Предметная область выбирается студентом самостоятельно), можно воспользоваться моделями, разработанными в задании 2.

Задание 4. Разработать модель в нотации IDEF3. можно воспользоваться моделями, разработанными в задании 1 или 2.

Форма отчетности: Разработанная модель

4.3. Перечень обязательных домашних заданий

1. Построить IDEF0-модель бизнес-процесса обработки заказа и продажи продукта. Модель должна документировать функции продажи продукта от момента запроса на поставку продукта до осуществления поставки продукта курьером (фронт-офис). В процессе обработки поступившего запроса производится проверка состоятельности потребителя. На основании этой оценки возможен диалог с потребителем, который завершается пересмотром заказа в сторону сокращения количества позиций и/или общего количества элементов в отдельной позиции заказа. Обработка выставленных счетов к оплате и оплата счетов поставщика находится вне границ рассмотрения модели.

2. Построить средствами IDEF функциональную модель проезда перекрестка автомобилем.

3. Бизнес-процесс подключения услуги связи некоторой телекоммуникационной компании включает в себя этапы: оценки технической возможности подключения, регистрации заявки, планирования и осуществления подключения, коррекции подключения при необходимости, настройки биллинга и активации услуги. В организационной структуре компании имеются отделы: продаж, проектирования, организации подключения, учета, биллинга и активации услуг. Система OSS/BSS компании включает модули: CRM, Inventory, биллинговая система, система активации. С помощью нотации EPC построить модель бизнес-процесса, отразив на диаграмме его этапы, ответственные подразделения, задействованные информационные системы (модули OSS/BSS) и документы.

4. Построить дерево функций для процесса «Рассмотрение вопроса повестки заседания кафедры».

5. С помощью диаграммы целей можно описать цели компании и построить их иерархию. Цель в ARIS – это определение будущих задач компании, которые предполагается выполнить при поддержке способствующих успеху факторов и реализации новых бизнес-процессов. Факторы успеха при достижении сформулированной цели можно определить, выстроить иерархию этих факторов и установить их соответствие целям. Построить диаграмму целей некоторой коммерческой компании.

6. Построить диаграмму цепочки добавленной стоимости для типового процесса производства.

 

5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:

5.1. Оценка работы студентов в рейтинговых баллах

Тип контроля

Форма контроля

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

Итого

Текущий

Семинар, опрос, тестирование

0-5

0-5

0-5

0-5

0-20

Самостоятельная работа (индивидуальные практические задания)

0-10

0-10

0-20

0-20

0-60

Защита выполненных заданий (презентация, аналитический доклад, проект)

0-5

0-5

0-5

0-5

0-20

Итого

max 20

max 20

max 30

max 30

max 100

 

Самостоятельная работа (индивидуальные практические задания):

5 – своевременное, правильное выполнение индивидуального практического задания;

4 - правильное, самостоятельное выполнение с незначительными ошибками или с незначительным опозданием (не более 1 недели)

3 – правильное, самостоятельное выполнение с недостаточной полнотой и с опозданием (более 2 недель)

2 – работа, выполненная правильно наполовину и с опозданием (более 2 недель)

0 – работа, выполненная правильно менее чем наполовину и с опозданием (более 3 недель)

Защита выполненных заданий (выполненные задания в прикладных программах): по 5 баллов за защиту:

5 – работа (презентация, доклад, проект) аргументировано, защищена (даны ответы на все вопросы преподавателя и аудитории)

4 – неполный правильный ответ (даны ответы не на все вопросы преподавателя и аудитории)

3 – работа представлена (презентация показана, доклад зачитан), но не защищена (не даны ответы не на вопросы преподавателя и аудитории)

0 – отказ отвечать

Семинар, опрос:

5 – участие во всех семинарах, даны ответы на все вопросы, дополнения, сделаны самостоятельные выводы

4 – участие во всех семинарах, дан неполный ответ, дополнение других ответов

3 – участие во всех семинарах, только дополнение других ответов

0 – отказ отвечать

Тест: 5 баллов Оценка «отлично» ставится, если даны правильные ответы не менее чем на 95% вопросов.

Оценка «хорошо» ставится, если даны правильные ответы не менее чем на 80% вопросов.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если даны правильные ответы не менее чем на 65% вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» – даны правильные ответы менее чем на 55% вопросов.

 

Порядок формирования рейтинговых баллов

 

1. Усвоение каждой изучаемой студентом в течение семестра дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов («100% успеха»).

2. Учебная дисциплина разбита в семестре на 5 модулей – 100 баллов. Сумма баллов за модули складывается из баллов, набранных выполнение практических работ и других видов текущего контроля.

3. Студент, набравший по результатам текущего контроля от 0 до 50 баллов, к экзамену по данной дисциплине не допускается.

4. Студент, набравший по результатам текущего контроля 90–100 баллов, претендует при явке на зачет/экзамен на оценку «отлично».

5. Сумма баллов по итогам текущего контроля (70–89 баллов) служит бонусом при выставлении оценки на зачете/экзамене.

6. Оценка на зачете выставляется ведущим преподавателем (профессором, доцентом) с учетом мнения всех преподавателей, ведущих данную дисциплину в текущем семестре.

7. В случае пропусков занятий по уважительным причинам студент имеет право отработать их путем выполнения индивидуального задания, включающего теоретические вопросы, практические задания, самостоятельные задания по всем пропущенным темам, входящим в дисциплинарный модуль.

8. Неявка студента на текущий контроль в установленный срок без уважительной причины (прогул), пропуск занятий, систематический отказ отвечать на семинарских занятиях, невыполнение задания на практических и проверочных занятиях влияет на сумму баллов текущего контроля и итоговую оценку.

9. Повторная сдача зачетных тем с целью повышения оценки не разрешается.

10. В зачетную книжку и зачетную экзаменационную ведомость выставляется академическая оценка или «зачтено».

5.2. Требования к итоговой (зачётной) работе по дисциплине «Моделирование и анализ бизнес процессов»

(для студентов очной формы обучения)

I. Задача: На основании предлагаемого варианта предметной области, используя методологию SADT, построить функциональную модель, описывающую протекающие в ней основные бизнес – процессы.

II. Компетенции, которые необходимо подтвердить в ходе защиты проекта:

ПК-12 - Умение выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершению и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия.

III. Примерная тематика проектов:

Варианты предметных областей

1. Страховая компания

Описание предметной области

Вы работаете в страховой компании. Вашей задачей является отслеживание финансовой деятельности компании.

Компания имеет различные филиалы по всей стране. Каждый филиал характеризуется названием, адресом и телефоном. Деятельность компании организована следующим образом: к Вам обращаются различные лица с целью заключения договора о страховании. В зависимости от принимаемых на страхование объектов и страхуемых рисков, договор заключается по определенному виду страхования (например, страхование автотранспорта от угона, страхование домашнего имущества, добровольное медицинское страхование). При заключении договора Вы фиксируете дату заключения, страховую сумму, вид страхования, тарифную ставку и филиал, в котором заключался договор.

2. Гостиница

Описание предметной области

Вы работаете в гостинице. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы гостиницы.

Ваша деятельность организована следующим образом: гостиница предоставляет номера клиентам на определенный срок. Каждый номер характеризуется вместимостью, комфортностью (люкс, полулюкс, обычный) и ценой. Вашими клиентами являются различные лица, о которых Вы собираете определенную информацию (фамилия, имя, отчество и некоторый комментарий). Сдача номера клиенту производится при наличии свободных мест в номерах, подходящих клиенту по указанным выше параметрам. При поселении фиксируется дата поселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения.

3. Ломбард

Описание предметной области

Вы работаете в ломбарде. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы ломбарда.

Деятельность Вашей компании организована следующим образом: к Вам обращаются различные лица с целью получения денежных средств под залог определенных товаров. У каждого из приходящих к Вам клиентов Вы запрашиваете фамилию, имя, отчество и другие паспортные данные. После оценивания стоимости принесенного в качестве залога товара Вы определяете сумму, которую готовы выдать на руки клиенту, а также свои комиссионные. Кроме того, определяете срок возврата денег. Если клиент согласен, то Ваши договоренности фиксируются в виде документа, деньги выдаются клиенту, а товар остается у Вас. В случае если в указанный срок не происходит возврата денег, товар переходит в Вашу собственность.

4. Реализация готовой продукции

Описание предметной области

Вы работаете в компании, занимающейся оптово-розничной продажей различных товаров. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы компании.

Деятельность Вашей компании организована следующим образом: Ваша компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый из этих товаров характеризуется наименованием, оптовой ценой, розничной ценой и справочной информацией. В Вашу компанию обращаются покупатели. Для каждого из них Вы запоминаете в базе данных стандартные данные (наименование, адрес, телефон, контактное лицо) и составляете по каждой сделке документ, запоминая наряду с покупателем количество купленного им товара и дату покупки.

5. Ведение заказов

Описание предметной области

Вы работаете в компании, занимающейся оптовой продажей различных товаров. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы компании.

Деятельность Вашей компании организована следующим образом: Ваша компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый из этих товаров характеризуется ценой, справочной информацией и признаком наличия или отсутствия доставки. В Вашу компанию обращаются заказчики. Для каждого из них Вы запоминаете в базе данных стандартные данные (наименование, адрес, телефон, контактное лицо) и составляете по каждой сделке документ, запоминая наряду с заказчиком количество купленного им товара и дату покупки.

6. Бюро по трудоустройству

Описание предметной области

Вы работаете в бюро по трудоустройству. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы компании.

Деятельность Вашего бюро организована следующим образом: Ваше бюро готово искать работников для различных работодателей и вакансии для ищущих работу специалистов различного профиля. При обращении к Вам клиента-работодателя, его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон) фиксируются в базе данных. При обращении к Вам клиента-соискателя, его стандартные данные (фамилия, имя, отчество, квалификация, профессия, иные данные) также фиксируются в базе данных. По каждому факту удовлетворения интересов обеих сторон составляется документ. В документе указываются соискатель, работодатель, должность и комиссионные (доход бюро).

7. Нотариальная контора

Описание предметной области

Вы работаете в нотариальной конторе. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы компании.

Деятельность Вашей нотариальной конторы организована следующим образом:

Ваша фирма готова предоставить клиенту определенный комплекс услуг. Для наведения порядка Вы формализовали эти услуги, составив их список с описанием каждой услуги. При обращении к Вам клиента, его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон) фиксируются в базе данных. По каждому факту оказания услуги клиенту составляется документ. В документе указываются услуга, сумма сделки, комиссионные (доход конторы), описание сделки.

8. Фирма по продаже запчастей

Описание предметной области

Вы работаете в фирме, занимающейся продажей запасных частей для автомобилей. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы компании.

Основная часть деятельности, находящейся в Вашем ведении, связана с работой с поставщиками. Фирма имеет определенный набор поставщиков, по каждому из которых известны название, адрес и телефон. У этих поставщиков Вы при обретаете детали. Каждая деталь наряду с названием характеризуется артикулом и ценой (считаем цену постоянной). Некоторые из поставщиков могут поставлять одинаковые детали (один и тот же артикул). Каждый факт покупки запчастей у поставщика фиксируется в базе данных, причем обязательными для запоминания являются дата покупки и количество приобретенных деталей.

9. Курсы по повышению квалификации

Описание предметной области

Вы работаете в учебном заведении и занимаетесь организацией курсов повышения квалификации.

В Вашем распоряжении имеются сведения о сформированных группах студентов. Группы формируются в зависимости от специальности и отделения. В каждой из них включено определенное количество студентов. Проведение занятий обеспечивает штат преподавателей. Для каждого из них у Вас в базе данных зарегистрированы стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, телефон) и стаж работы. В результате распределения нагрузки Вы получаете информацию о том, сколько часов занятий проводит каждый преподаватель с соответствующими группами. Кроме того, хранятся также сведения о виде проводимых занятий (лекции, практика), предмете и оплате за 1 час.

10. Определение факультативов для студентов

Описание предметной области

Вы работаете в высшем учебном заведении и занимаетесь организацией факультативов.

В Вашем распоряжении имеются сведения о студентах, включающие стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Преподаватели Вашей кафедры должны обеспечить проведение факультативных занятий по некоторым предметам. По каждому факультативу существует определенное количество часов и вид проводимых занятий (лекции, практика, лабораторные работы). В результате работы со студентами у Вас появляется информация о том, кто из них записался на какие факультативы. Существует некоторый минимальный объем факультативных предметов, которые должен прослушать каждый студент. По окончанию семестра Вы заносите информацию об оценках, полученных студентами на экзаменах.

11. Туристическая фирма

Описание предметной области

Вы работаете в туристической компании. Ваша компания работает с клиентами, продавая им путевки. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны деятельности фирмы.

Работа с клиентами в Вашей компании организована следующим образом: у каждого клиента, пришедшего к Вам, собираются некоторые стандартные данные – фамилия, имя, отчество, адрес, телефон. После этого Ваши сотрудники выясняют у клиента, куда он хотел бы поехать отдыхать. При этом ему демонстрируются различные варианты, включающие страну проживания, особенности местного климата, имеющиеся отели разного класса. Наряду с этим, обсуждается возможная длительность пребывания и стоимость путевки. В случае если удалось договориться, и найти для клиента приемлемый вариант, Вы регистрируете факт продажи путевки (или путевок, если клиент покупает сразу несколько путевок), фиксируя дату отправления. Иногда Вы решаете предоставить клиенту некоторую скидку.

12. Грузовые перевозки

Описание предметной области

Вы работаете в компании, занимающейся перевозками грузов. Вашей задачей является отслеживание стоимости перевозок с учетом заработной платы водителей.

Ваша компания осуществляет перевозки по различным маршрутам. Для каждого маршрута Вы определили некоторое название, вычислили примерное расстояние и установили некоторую оплату для водителя. Информация о водителях включает фамилию, имя, отчество и стаж. Для проведения расчетов Вы храните полную информацию о перевозках (маршрут, водитель, даты отправки и прибытия). По факту некоторых перевозок водителям выплачивается премия.

13. Прокат автомобилей

Описание предметной области

Вы являетесь руководителем коммерческой службы в фирме, занимающейся прокатом автомобилей. Вашей задачей является отслеживание финансовых показателей работы пункта проката.

В Ваш автопарк входит некоторое количество автомобилей различных марок, стоимостей и типов. Каждый автомобиль имеет свою стоимость проката. В пункт проката обращаются клиенты. Все клиенты проходят обязательную регистрацию, при которой о них собирается стандартная информация (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Каждый клиент может обращаться в пункт проката несколько раз. Все обращения клиентов фиксируются, при этом по каждой сделке запоминаются дата выдачи и ожидаемая дата возврата.

14. Занятость актеров театра

Описание предметной области

Вы являетесь коммерческим директором театра, и в Ваши обязанности входит вся организационно-финансовая работа, связанная с привлечением актеров и заключением контрактов.

Вы поставили дело следующим образом: каждый год театр осуществляет постановку различных спектаклей. Каждый спектакль имеет определенный бюджет. Для участия в конкретных постановках в определенных ролях Вы привлекаете актеров. С каждым из актеров Вы заключаете персональный контракт на определенную сумму. Каждый из актеров имеет некоторый стаж работы, некоторые из них удостоены различных наград и званий.

15. Интернет-магазин

Описание предметной области

Вы являетесь сотрудником коммерческого отдела компании, продающей различные товары через Интернет. Вашей задачей является отслеживание финансовой составляющей работы компании.

Работа Вашей компании организована следующим образом: на Интернет-сайте компании представлены (выставлены на продажу) некоторые товары. Каждый из них имеет некоторое название, цену и единицу измерения (штуки, килограммы, литры). Для проведения исследований и оптимизации работы магазина Вы пытаетесь собирать данные с Ваших клиентов. При этом для Вас определяющее значение имеют стандартные анкетные данные, а также телефон и адрес электронной почты для связи. В случае приобретения товаров на сумму свыше 5000р. клиент переходит в категорию «постоянных клиентов» и получает скидку на каждую покупку в размере 2%. По каждому факту продажи Вы автоматически фиксируете клиента, товары, количество, дату продажи, дату доставки.

Форма отчетности: проект (15-25 стр. печатного текста); электронная презентация проекта (формат Microsoft PowerPoint) построенная функциональная модель.

5.3. Примерные вопросы к зачёту:

1. Специфика современных проблем управления.

2. Недостатки функционального управления.

3. Эволюция организационных структур.

4. Рассмотрение организации как системы.

5. Свойства социально-экономической системы.

6. Классификация систем.

7. Системный анализ.

8. Определения бизнес-процесса.

9. Свойства бизнес-процесса.

10. Понятие бизнес-процесса.

1. Классификация бизнес-процессов (по уровню значимости, структуре, назначению).

12. Классификация бизнес-процессов (по отношению к клиентам, уровню подробности рассмотрения, уровню сложности).

13. Элементы бизнес-процесса.

14. Понятие процессного подхода.

15. Управление бизнес-процессами. ВРМ.

16. Отражение процессного подхода в международных стандартах.

17. Принципы качества Деминга.

18. Цикл Деминга (PDCA-цикл).

19. Японские подходы к улучшению бизнес-процессов.

20. Концепция улучшения бизнес-процессов. Методика быстрого анализа решения (FAST), бенчмаркинг процесса.

21. Концепция улучшения бизнес-процессов. Перепроектирование процесса, реинжиниринг процесса.

22. Понятие моделирования бизнес-процессов.

23. Основные принципы моделирования бизнес-процессов.

24. Эталонные и референтные модели.

25. Понятие метода моделирования процессов.

26. Описание процессов при помощи блок-схем.

27. Моделирование процессов в нотации DFD.

28. Моделирование процессов в нотации IDEF0.

29. Моделирование процессов в нотации IDEF3.

30. Моделирование бизнес-процессов в нотации ARIS.

31. Сравнительный анализ методологий моделирования.

32. Функциональные возможности ARIS Toolset и BPWin.

33. Особенности применения инструментальных средств моделирования бизнес-процессов.

34. Требования к инструментальным системам для моделирования бизнеса.

35. Принципы выделения бизнес-процессов.

36. Подходы к описанию различных предметных областей деятельности организации (цели, орг. структура).

37. Подходы к описанию различных предметных областей деятельности организации (данные, продукты, входы, выходы).

38. Методики анализа бизнес-процессов (на основе субъективных оценок, анализ результатов аттестации и аудита, логический анализ).

39. Методики анализа бизнес-процессов (анализ ресурсного окружения, характеристик процесса, результатов имитационного моделирования, рисков).

40. Цели контролинга и мониторинга БП.

41. Показатели процесса и результата.

42. Измерение параметров и характеристик процесса. Обработка результатов измерения.


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)