Рабочая программа Общественно-полезной деятельности " Социальное направление"
Оценка 4.8

Рабочая программа Общественно-полезной деятельности " Социальное направление"

Оценка 4.8
doc
06.05.2024
Рабочая программа Общественно-полезной деятельности " Социальное направление"
ОПД 6 Б класс 17-18гг.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной

 общественно-полезной деятельности

социальное направление

6 Б класс

 

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 Классный руководитель                                                                                                          Суменко С. А.                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 5 класса во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. 

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. 

Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно-полезная деятельность способствует формированию одной из важнейших качеств личности, выражающееся в деятельном отношении к жизни, в участии, в ее преобразовании, удовлетворяющее потребности коллектива, общества, проявляя общественную активность воспитанники обогащают и себя, свой социальный опыт, знания и умения, расширяют круг общения. Общественно-полезная деятельность помогает в дальнейшем найти достойное место в классе, добиться уважения, избавиться от робости, научиться разбираться в людях, верно оценивать собственные достоинства и недостатки, быть критичным и самокритичным. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания: 

-  патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;

 -  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду,  жизни  (привитие  детям  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  

-   ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирования  представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественно-ценными  примерами  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетическая  выразительность предметов  рукотворного  мира,  эстетика труда,  эстетика  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

 -  ценностного  отношения  к  природе,  окружающей  среде  (создание  из  различного  материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей  среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  -  ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  обогащает  занятия  художественным  трудом    и  повышает  заинтересованность  учащихся.  Поэтому  программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При  создании художественных образов используются те же средства художественной  выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.  

Системно - деятельностный  и  личностный  подходы  на средней ступени  обучения предполагают  активизацию  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.

 

Цель программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Его основными задачами являются:

·           формирование осознанной потребности в труде,

·           заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе,

·           трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду,

·           воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

·           ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

·           ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·            трудолюбие;

·           элементарные представления о различных профессиях;

·           навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·           осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·           опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·           потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

·           мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю (в год 34 часа).

Организуется два вида общественно полезного труда:

·           труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.

·           труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве и др.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи библиотеке. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся. Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся. Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание занятий.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1.Охрана природы.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц.

Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян

Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).

2. Работы по благоустройству.

Оказание помощи в поддержании чистоты класса, школьного двора.

3. Работа для школы.

Дежурство по школе, классу:

- протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;

- соблюдение порядка чистоты в классе;

- уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);

-размножение комнатных растений;

- дежурство по столовой;

- выращивание цветочно-декоративных растений;

Изготовление дидактических материалов;

Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам.

4. Волонтерская работа.

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной библиотеки.

Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.

5.Социальные проекты

Какие мы? (Социологический проект).

Формы организации общественно-полезного труда 

1.      Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2.      Акция «Птицам - нашу заботу»

3.      Изготовление сувениров

4.      Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»

5.      Санитарный день в кабинете

Беседы. Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин.  Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

- развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда;

-выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Календарно-тематическое планирование.

№ № п/п

Тема занятия

Четверть

1.

Здравствуй школа.

I - четверть

2.

Мой друг режим.

3.

Беседа «Для чего руки нужны?»

4.

О  дежурстве по классу.

5.

Операция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».

6.

Операция «Чистый двор».

7.

В гостях у Мойдодыра.

8.

Как мы помогаем дома?

1.

Говорят ли вам спасибо?

II - четверть

2.

Уход за одеждой.

3.

Когда мамы дома нет.

4.

Выставка рисунков «Я помогаю дома».

5.

Каждой вещи свое место! Помощь в наведении порядка в кабинете.

6.

Экологическое занятие «Береги воду».

7.

Про колосок и хлеба кусок.

8.

Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Подкормка зимующих птиц.

1.

На посту бережливых.

III - четверть

2.

Инсценировка «Говорят вещи».

3.

Кто что умеет делать?

4.

«Есть профессий на свете немало». Виртуальная экскурсия.

5.

Конкурс «Кто нас обслуживает?».

6.

Беседы: «Кого называют трудолюбивым?»

7.

Труд наших пап.

8.

Подарок для мамы.

9.

Чтение рассказов о труде.

1.

Книжкины  именины.

IV - четверть

2.

Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Экскурсия по улицам города.

3.

Рассказы детей о своих наблюдениях.

4.

Конкурс рисунков «Чистый город».

5.

Беседа «Чувствуй себя за все в ответе».

6.

Что мы знаем друг о друге.

7.

«Наши молчаливые друзья». Уход за комнатными растениями: это очень важно.

8.

Беседа о дружбе. Коллективное панно «Дерево дружбы».

9.

Сбор «Чему мы научились?»

 

Итого: 34 часа.

 

 

Литература

1.         Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.

2.         Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.

3.         Кобзарь Б.С.  Учебно - воспитательный процесс в школах.

4.         Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной общественно-полезной деятельности социальное направление 6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной общественно-полезной деятельности социальное направление 6

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями

При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках

При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности

Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом» 5

Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом» 5

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Про колосок и хлеба кусок. 8

Про колосок и хлеба кусок. 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2024