Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом программы по обучению грамоте на основе программ «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Авторы Г.Ф.Марцинкевич, Л.В.Управителева.
Цели и задачи:
Учить правильно произносить звуки, определять место звука в слове, обозначать звуки буквами, делить слова на слоги, составлять из слов слова, производить звуковой анализ слов. Учить составлять предложения и определять предложения по цели высказывания. Различать гласные и согласные буквы. Учить определять место ударения в словах. Развивать фонематический слух, находя звуки в словах, развивать умение работать в коллективе, развивать мышление.
Воспитывать интерес к учебной деятельности, внимательность.
В период обучения грамоте дети дошкольного возраста учатся слышать и произносить основные звуки русской речи, различать их, выделять повышение и понижение голоса, отмечать паузы, усваивать различия между гласными и согласными, ударными и безударными гласными, твёрдыми и мягкими, парными звонкими и глухими согласными.
В процессе обучения грамоте задействованы не только зрительные, речедвигательные, слуховые, мыслительные, но и моторные рукодвигательные факторы. У маленького ребёнка утомление, преимущественно мышечное. Поэтому на занятиях существенная роль отводится физкультминуткам. Они обеспечивают хорошую разрядку. Предпочтительно их проводить в игровой форме. Современная методика располагает большим запасом разнообразных игровых и занимательных упражнений, заданий, материалов.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год. В связи с постановлением правительства РФ от 04.08.2016г. № 756 «О переносе выходных дней в 2017 году», рабочая программа пересмотрена и количество часов в год составляет 64 часа.
Учебно-методическое обеспечение.
1. «Обучение грамоте». Под редакцией Л.В.Управителевой. Ярославль «Академия развития» 2006г.
2. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Г.Ф.Марцинкевич. Волгоград «Учитель» 2008г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Уметь правильно произносить звуки, уметь определять место звука в слове, уметь обозначать звуки буквами.
Производить звуковой анализ слов, уметь делить слова на слоги.
Различать гласные и согласные буквы, правильно обозначать ударение в словах.
Уметь составлять предложения и определять их по цели высказывания.
Уметь составлять из слогов слова. Уметь работать в коллективе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Мир звуков. Гласные и согласные звуки.
2. Знакомство с понятием «слово».
3. Знакомство с гласным звуком /а/, буквой А. Знакомство с предложением.
4. Знакомство с гласным звуком /у/, буквой У.
5. Знакомство со звуковым анализом слова.
6. Звуковой анализ слов. Определение ударного звука.
7. Знакомство с гласной буквой Ы, звуком /ы/.
8. Разбор предложения. Гласный звук /и /, буква И.
9. Знакомство с буквой Э, с гласным звуком / э/.
10.Знакомство со звуками /н/, /нь /, буквой Н.
11.Знакомство со звуками /т/, /ть/, буквой Т.
12.Знакомство со звуками /к/, /кь/, буквой К.
13.Словоизменение. Закрепление звуков /а/, /о/, /у/, /ы/, /и/, /э/.
14.Звуковой анализ слов.
15.Деление предложений на слова.
16.Знакомство со звуками /с/, /сь/, буквой С.
17.Деление предложений на слова, название слов по порядку.
18.Знакомство со звуками /л/, /ль/, буквой Л.
19.Знакомство со звуками /х/, /хь/, буквой X.
20.3накомство со звуками /в/, /вь/, буквой В.
21. Звуковой анализ слов.
22. Закрепление изученных букв и звуков.
23. Слова, обозначающие предмет.
24. Знакомство со звуками /ф/, /фь/, буквой Ф.
25. Знакомство со звуками /м/, /мь/, с буквой М.
26. Восклицательный знак в конце предложения.
27. Вопросительный знак в конце предложения.
28. Закрепление изученных звуков.
29. Знакомство со звуками /з/, /зь/, буквой 3.
30. Знакомство со звуками /п/,/пь/, буквой П.
31. Знакомство со звуками /д/,/дь/, буквой Д.
32. Знакомство с буквой Я.
33. Закрепление изученных букв.
34. Предметы женского рода.
35. Сопоставление звуков.
36. Предметы мужского рода.
37. Знакомство со звуком /ж/, буквой Ж.
38. Знакомство с правилом жи.
39. Разбор предложения.
43.Знакомство с буквой Ш, звуком /ш/.
44.Предметы среднего рода.
45-46.Словоизменения.
47. Слова, обозначающие признак предмета.
48-49.Чтение слогов.
50.Сопоставление звуков /д-т/.
51-52.Знакомство с буквами Ъ – Ь.
53. Знакомство с буквой Ч, звуком /ч/.
54. Знакомство с буквой Щ, звуком /щ/.
55. Знакомство с буквой Й.
56. Знакомство с буквой Ц, звуком /ц/.
57-58. Знакомство с буквами Е – Ё.
59. Знакомство с буквой Ю.
60. Предметы женского, мужского и среднего рода
61. Сопоставление звуков ж-ш
62. Слова, обозначающие действие предмета
63-64. Закрепление изученных букв
65-66. Совершенствование навыков чтения.
Календарно – тематическое планирование занятий по обучению грамоте
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Виды и форма контроля |
Дата проведения |
|
по плану |
фактически |
||||||
1 |
Мир звуков. Гласные и согласные звуки |
1 |
Урок – путешествие |
Знакомство с гласными и согласными звуками |
Вводный |
02.09 |
|
2 |
Знакомство с понятием «слово». |
1 |
Урок – игра |
Познакомить с понятием «слово» |
Текущий |
07.09 |
|
3 |
Знакомство с гласным звуком/ а/, буквой А. Знакомство с предложением. |
1 |
Урок – игра |
Познакомить с новым звуком, и новой буквой |
Текущий |
09.09 |
|
4 |
Знакомство с гласным звуком /у/, буквой У |
1 |
Урок – путешествие |
Познакомить с новым звуком, и новой буквой |
Текущий |
14.09 |
|
5 |
Знакомство со звуковым анализом слов |
1 |
Урок – путешествие |
Познакомить со звуковым анализом слов. |
Текущий |
16.09 |
|
6 |
Знакомство с гласной буквой Ы, звуком /ы/ |
1 |
Урок – игра |
Знакомство с новой буквой и звуком |
Текущий |
21.09 |
|
7 |
Звуковой анализ слов. Определение ударного слога |
1 |
Урок – игра |
Учить проводить звуковой анализ слов, определять ударный слог |
Текущий |
23.09. |
|
8 |
Разбор предложения Знакомство с гласным звуком /и/, буквой И |
1 |
Урок – путешествие |
Знакомство с новым звуком и новой буквой |
Текущий |
28.09 |
|
9 |
Знакомство с буквой Э, звуком /э/ |
1 |
Урок – игра |
Знакомство с новой буквой и новой буквой |
Текущий |
30.09 |
|
10 |
Знакомство с буквой Н звуком н, нь |
1 |
Урок – игра |
Знакомство с новым звуком и новой буквой |
Текущий |
05.10 |
|
11 |
Знакомство с буквой Т, звуком т, ть |
1 |
Урок – путешествие |
Знакомство с новым звуком и новой буквой |
Текущий |
07.10 |
|
12 |
Знакомство с буквой К, звуком к, кь |
1 |
Урок – игра |
Знакомство с новым звуком и новой буквой |
Текущий |
12.10 |
|
13 |
Словоизменение. Закрепление звуков и букв: а,о,у,и, ы,э. |
1 |
Урок – игра |
Закрепить изученные звуки и буквы |
Текущий |
14.10 |
|
14 |
Звуковой анализ слов. Определение ударного слога |
1 |
Урок – игра |
Учить выполнять звуковой анализ слов, определять ударный слог |
Фронтальный |
19.10 |
|
15 |
Деление предложений на слова |
1 |
Урок – путешествие |
Знакомство с делением предложений на слова |
Текущий |
21.10 |
|
16 |
Знакомство с буквой С, звуком с, сь |
1 |
Урок-путешествие |
Развитие умений выделять звук из слов |
Текущий |
26.10 |
|
17 |
Деление предложений на слова, название слов по порядку |
1 |
Урок- праздник |
Учить правильно называть слова по порядку |
Текущий |
28.10 |
|
18 |
Знакомство с буквой Л, звуком л, ль |
1 |
Урок-путешествие |
Знакомство с новым звуком и новой буквой |
Текущий |
09.11 |
|
19 |
Знакомство с буквой Х, звуком х, хь |
1 |
Урок – путешествие |
Определение звука в слове |
Текущий |
11.11 |
|
20 |
Знакомство с буквой В, звуком в, вь |
1 |
Урок – путешествие |
Знакомство с новым звуком и новой буквой |
Текущий |
16.11 |
|
21 |
Звуковой анализ слов |
1 |
Урок – путешествие |
Учить проводить звуковой анализ слов |
Текущий |
18.11 |
|
22 |
Закрепление изученных букв и звуков |
1 |
Урок – путешествие |
Развивать умения выделять нужный звук из слов |
Текущий |
23.11 |
|
23 |
Слова, обозначающие предмет |
1 |
Урок – путешествие |
Знакомство со словами, обозначающие предмет |
Текущий |
25.11 |
|
24 |
Знакомство с буквой Ф, звуком ф, фь |
1 |
Урок – игра |
Развитие умений выделять звук в словах |
Работа в группах |
30.11 |
|
25 |
Знакомство с буквой М, звуком м, мь |
1 |
Урок – игра |
Познакомить с новой буквой и новым звуком |
Текущий |
02.12 |
|
26 |
Восклицательный знак в конце предложения |
1 |
Урок- игра |
Познакомить со знаками препинания в конце предложения |
Текущий |
07.12 |
|
27 |
Вопросительный знак в конце предложения |
1 |
Урок- игра |
Познакомить со знаками препинания в конце предложения |
Текущий |
09.12 |
|
28 |
Закрепление изученных букв |
1 |
Урок – путешествие |
Повторить изученные буквы |
Текущий |
14.12 |
|
29 |
Знакомство с буквой З, звуком з, зь |
1 |
Урок – игра |
Познакомить с новой буквой и звуком |
Текущий |
16.12 |
|
30 |
Знакомство с буквой П, буквой п, пь |
1 |
Урок – игра |
Определение звуков в словах. Знакомство с новой буквой |
Текущий |
21.12 |
|
31 |
Знакомство с буквой Д, звуком д, дь |
1 |
Урок – игра |
Определение звука в словах. Знакомство с новой буквой |
Текущий |
23.12 |
|
32 |
Гласная двузначная буква Я |
1 |
Урок – игра |
Познакомить с буквой Я |
Текущий |
28.12 |
|
33-34 |
Закрепление изученных букв
|
2 |
Урок-игра |
Повторить изученные буквы |
Текущий |
30.12 13.01 |
|
35 |
Предметы женского рода
|
1 |
Урок- путешествие |
Учить называть предметы женского рода |
Текущий |
18.01 |
|
36 |
Сопоставление звуков з- с
|
1 |
Урок- игра |
Учить различать звуки з и с |
Текущий |
20.01 |
|
37
|
Предметы мужского рода |
1 |
Урок – путешествие |
Учить называть предметы мужского рода |
Текущий |
25.01 |
|
38-39 |
Знакомство с буквой Ж, звуком /ж/, правилом жи
|
2 |
Урок- игра |
Знакомство с буквой Ж и правилом жи |
Текущий |
27.01 01.02 |
|
40-42 |
Разбор предложения |
3 |
Урок- игра |
Знакомство со схемой предложения. Разбор предложения |
Текущий |
03.02 08.02 10.02 |
|
43 |
Знакомство с буквой Ш, звуком ш, правилом ши
|
1 |
Урок- игра |
Познакомить с буквой Ш, звуком ш, правилом ши |
Текущий |
22.02 |
|
44 |
Предметы среднего рода |
1 |
Урок – путешествие |
Определение предметов среднего рода |
Текущий |
01.03 |
|
45-46 |
Словоизменение. Звуковой анализ слов |
2 |
Урок-игра |
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов |
Текущий |
03.03 10.03 |
|
47 |
Слова, обозначающие признак предмета |
1 |
Урок-путешествие |
Познакомить со словами признаками предмета |
Текущий |
15.03 |
|
48-49 |
Чтение слогов. Определение ударного слога |
2 |
Урок – путешествие |
Учить складывать слоги, определять ударный слог |
Текущий |
17.03 22.03 |
|
50 |
Сопоставление звуков д - т |
1 |
Урок – путешествие |
Определение звуков в словах |
Текущий |
05.04 |
|
51-52 |
Знакомство с буквой /ь/ знак и твердый ъ знак |
1 |
Урок-игра |
Познакомить с новыми буквами |
Текущий |
07.04 12.04 |
|
53 |
Знакомство с буквой Ч, звуком /ч/ |
1 |
Урок-игра |
Познакомить с новой буквой и звуком |
Текущий |
14.04 |
|
54 |
Знакомство с буквой Щ, звуком щ |
1 |
Урок-игра |
Познакомить с новой буквой и звуком |
Текущий |
19.04 |
|
55 |
Знакомство с буквой Й |
1 |
Урок-игра |
Познакомить с новой буквой |
Текущий |
21.04 |
|
56 |
Знакомство с буквой Ц, звуком /ц/ |
1 |
Урок-игра |
Познакомить с новой буквой и звуком |
Текущий |
26.04 |
|
57-58 |
Знакомство с буквами Е- Ё |
2 |
Урок-игра |
Познакомить с новыми буквами |
Текущий |
28.04 03.05 |
|
59 |
Знакомство с буквой Ю |
1 |
Урок-игра |
Познакомить с новой буквой |
Текущий |
05.05
|
|
60
|
Предметы женского, мужского и среднего рода |
1 |
Урок – путешествие |
Закреплять умение определять предметы разных родов |
Текущий |
10.05 |
|
61 |
Сопоставление звуков ж-ш |
1 |
Урок – путешествие |
Определение звуков в словах |
Текущий |
12.05
|
|
62
|
Слова, обозначающие действие предмета |
1 |
Урок-путешествие |
Познакомить со словами, обозначающими действие предмета |
Текущий |
17.05
|
|
63 |
Закрепление изученных букв |
1 |
Урок-игра |
Повторение изученных букв |
Текущий |
19.05 |
|
64 |
Совершенствование навыков чтения |
1 |
Урок- путешествие |
Закреплять умение читать слоги и слова |
Текущий |
24.05
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.