Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
Поженская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом Протокол № ________ от «___»______________ 20___ г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: __________ Приказ № _________ от «____»______________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
(основного общее образование)
5 КЛАСС
Срок реализации: 1 год
Программу составила: учитель
начальных классов 1 категории
Алексеева Маргарита Юрьевна
2019 год
ПОЖНЯ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29 декабря 2012 года № 273)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2017.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»).
- Рекомендации по реализации ФГОС ООО в 5 классе по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
- Учебного плана МБОУ Поженской СОШ на 2019 – 2020 учебный год.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Описание места учебного предмета ОДНКНР в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 17 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОДНКНР
В итоге реализации программы курса ОДНКНР обучающиеся должны знать:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Должны уметь:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Содержание тем учебного предмета ОДНКНР
5 класс (17 часов)
Раздел 1. В мире культуры (1 ч)
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (4 ч)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура (7 ч)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. (2 ч)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
В мире культуры |
1 ч |
|
2 |
Нравственные ценности российского народа |
4 ч |
|
3 |
Религия и культура |
7 ч |
|
4 |
Как сохранить духовные ценности |
3 ч |
|
5 |
Твой духовный мир. |
2 ч |
|
Поурочное планирование
по « Основам духовно-нравственной культуры народов России»
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России : учебник для 5 классов – М. : Вентана-Граф, 2017
5 класс
(17ч: 0,5час в неделю)
№ урока п/п |
№ урока по теме |
Тема урока |
|
|
1. Раздел «В мире культуры» (1 ч) |
1 |
1 |
Введение. Техника безопасности на уроке. Величие многонациональной российской культуры. Человек-творец и носитель культуры. |
|
|
2 . Раздел «Нравственные ценности российского народа». ( 4 ч) |
2 |
1 |
«Береги землю родимую, как мать любимую». Жизнь ратными подвигами полна. |
3 |
2 |
В труде – красота человека. «Плод добрых трудов славен». |
4 |
3 |
Люди труда. Бережное отношение к природе. Заповедники. |
5 |
4 |
Семья – хранитель духовных ценностей. Сказки бабушки моей… Обобщающий урок «Нравственные ценности российского народа». |
|
|
3. Раздел «Религия и культура».( 7 ч) |
6 |
1 |
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Храмы. |
7 |
2 |
Духовная музыка. Библия. Христианские иконы. Особенности православного календаря и праздники. |
8 |
3 |
Сообщения учащихся. Культура ислама. Образование и наука. Коран. |
9 |
4 |
Литература и искусство. Мусульманская архитектура. Мечеть. Исламский календарь. Сообщения учащихся. |
10 |
5 |
Иудаизм и культура. Священная книга иудеев – Тора. Дом окнами на восток. Иерусалим – культурная столица. |
11 |
6 |
Еврейский календарь. Обряды и праздники. Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» |
12 |
7 |
Культурные традиции буддизма. Буддийский монастырь. Буддийский календарь.
|
|
|
4. Как сохранить духовные ценности ( 3 ч) |
13 |
1 |
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Храм Христа Спасителя. Музеи России. |
14 |
2 |
Благотворительность. Практическая работа по проектам. |
15 |
3 |
Проект № 4: «Хранить память предков». Разработка. Практическая работа по проектам. |
|
|
5.Твой духовный мир (2 ч ) |
16 |
1 |
Проект № 5: «Что составляет твой духовный мир». Разработка. Твоя образованность. Практическая работа по проектам. |
17 |
2 |
Твои интересы. Презентация проектов учащихся. Твоя культура поведения. Обобщающий, итоговый урок. |
Система оценивания знаний обучающихся.
Критерии оценивания творческой работы
№ |
Критерии, показатели |
Баллы |
1 |
Цели задания приняты обучающимся, конкретны. |
|
2 |
Замысел работы реализован. |
|
3 |
Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно) |
|
4 |
Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося. |
|
5 |
Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала). |
|
6 |
Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии. |
|
7 |
Работа способствовала формированию следующих качеств обучающегося: |
|
а |
Любознательность и активность |
|
б |
Эмоциональность, отзывчивость |
|
в |
Общение с учителем и сверстниками |
|
г |
Соблюдение общепринятых норм и правил поведения |
|
д |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
|
е |
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
ж |
Владение необходимыми умениями и навыками |
|
8 |
Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников. |
|
|
Всего баллов: |
|
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1. Достигнуто в высокой степени 3 балла
2.Достигнуто частично 2 балла
3.Достигнуто в малой степени 1 баллов
4.Не достигнуто 0 баллов
Вывод:
-от 45 до 38 баллов – отметка «5»
-от 37 до 24 баллов – отметка «4»
-от 23 до 1 балла – отметка «3»
Рекомендуем выставлять только «5», «4», «3» бальные отметки. Итоговые отметки за четверть и год ставятся по мере накопления за творческие работы.
Характеристика цифровой оценки
«5» (отлично) ставится, если у обучающегося наблюдается:
- активность и творческое отношение к выполнению заданий;
- умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, живой природой;
- самостоятельный поиск информации по пройденной теме;
- умение оперировать понятиями и терминами;
- умение рассуждать по определенной теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее до аудитории.
«4» (хорошо) ставится, если у обучающегося наблюдается:
- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя);
- знание терминов и понятий;
- нечеткое обоснование своей точки зрения;
- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;
- четкое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- неточности в сравнении объектов по существенным признакам;
- отдельные нарушения в последовательности описания события (объекта)
«3» (удовлетворительно) ставится, если у обучающегося наблюдается:
- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) с помощью учителя или одноклассников;
- знание терминов и понятий в неполном объеме;
- нечеткое обоснование своей точки зрения;
- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;
- нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- нечеткое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- неточности в сравнении объектов по существенным признакам;
- нарушения в последовательности описания события (объекта)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России : учебник для 5 классов / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 160 с.
2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс : методические рекомендации. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 64 с.
3. Программа к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М . : Вентана-Граф, 2015.
4. Бабушкина Т.В. ,Горшкова С.Е., Гурин А.Б., .Иванов П.С. Православные святыни Тверской земли. Учебное пособие для образовательных учреждений в 3 частях. Рекомендовано Департаментом образования Тверской области,М. «Русское слово»,2012
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
1. http://easyen.ru/современный учительский портал
2. http://ifmir.info/budd.htm
3. http://www.pravoslavie.ru/
4. http://www.muslim.ru
5. http://www.buddhism.ru
6. http://www.feor.ru
7. http://www.proshkolu.ru/tag/37017/
8. http://annaellada.narod.ru/интересные
9. http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013
10. http://wikikurgan.orbitel.ru
11. http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
12. Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
13. Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
14. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.