Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии

  • docx
  • 24.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ОГСЭ.01 Основы философии.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

1.            ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.            СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.            УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4.            КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.02.05 «Агрономия».

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит общеобразовательный цикл.

 

 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Содержание программы «Основы философии» направлена на достижение следующих целей:

·          воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·          развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·          освоение    текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·          совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы философии» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

·        личностных:

-  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру; 

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

·        метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать          ее, определять сферу своих интересов;

-  умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной    − деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

·        предметных:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания  других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классическойлитературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной  литературы.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 8 часов;

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часа;

самостоятельной работы обучающегося 56 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

  

Вид учебной работы

 

Объем часов

  Максимальная учебная нагрузка (всего)

 

8

  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

 

8

  в том числе:

 

 

 

 

       практические занятия

 

 

-

  Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 

56

   Итоговая аттестация в форме

 дифференцированного зачета в 7 семестре

 


2.2.Тематичесий план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Оббьем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

4 курс 7 семестр

8/56

 

Раздел 1. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской картины мира

8

 

Тема 1.1.

Философская картина мира. Сущность, структура

и значение философии как основы формирования культуры гражданина

и будущего специалиста

Содержание учебного материала

2

 

1

 

Философия и ее основные разделы

2

1

Самостоятельная работа № 1

Подготовка сообщений на тему: «Мировые религии»

2

2

Самостоятельная работа №  2

Подготовка сообщений на тему: «Религиозные деятели России»

2

2

Самостоятельная работа № 3

Подготовить по базовому учебнику список ключевых слов, дающих общее представление о

философии

2

2

Самостоятельная работа № 4

Подготовить план-конспект ответа по любым двум взаимосвязанным категориям

2

2

Самостоятельная работа № 5

Написание реферата на тему: «Соотношение знания и мудрости в философии»

2

2

Самостоятельная работа № 6

Написание реферата на тему: «Учение Сократа о нравственности»

2

2

Самостоятельная работа № 7

Написание реферата на тему: «Учение Платона о государстве»

2

2

Самостоятельная работа № 8

Подготовка докладов на тему «Философские взгляды В.С.Соловьева», «Философия А.Лосева»,

«Философия Н.А.Бердяева», «Религиозные искания в творчестве Л.Н.Толстого»

2

2

 

Самостоятельная работа № 9

Проработка основных философских

вопросов– подготовка перечня цитат с объяснением их смысла

2

2

Самостоятельная работа № 10

Написание реферата на тему: «Проблема «конца истории»»

2

2

Самостоятельная работа № 11

Ознакомление с концепциями:

Дуализм Р. Декарта. Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела

2

2

Самостоятельная работа № 12

Написание реферата на тему: «Народная культура в условиях постиндустриального общества»

2

2

Самостоятельная работа № 13

Написание реферата на тему: «Сопоставление личности философа и его философской системы»

2

2

Самостоятельная работа № 14

Написание реферата на тему: «Проблемы современной массовой культуры»

2

2

Тема 1.2. Древневосточная философия

Содержание учебного материала

4

 

1

Философия Древней Индии

2

1

2

Философия Древнего Китая

2

1

Самостоятельная работа № 15

Разгадывание кроссворда на тему: Философия древнего Востока

2

2

Самостоятельная работа № 15

Составление сравнительной таблицы основных философских систем

2

2

Самостоятельная работа № 17

Подготовка презентационных материалов: «Русская философия об особенностях и уникальности исторического развития России»

2

2

Самостоятельная работа № 18

Подготовка сообщений о деятелях искусства

2

2

Самостоятельная работа № 19

Написать эссе из тем преподавателям

2

2

Самостоятельная работа № 20

Подготовить ответ по любой из функций философии

2

2

 

Самостоятельная работа № 21

Чтение дополнительной литературы по темам: «Формы философской рациональности: диалектика, метафизика, герменевтика»

2

2

Самостоятельная работа № 22

Работа со словарём по терминам: «философия», «методы философии», «диалектика», «метафизика», «герменевтика», «социальная философия», «пространство», «время», «движение», «материя»

2

2

Самостоятельная работа № 23

Написание реферата на тему: «Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления»

2

2

Самостоятельная работа № 24

Работа со словарём по терминам: «познание», «человек», «субъект, объект познания», «истина»

2

2

Самостоятельная работа № 25

Составление таблицы для систематизации учебного материала по теме: «Возникновение и основные этапы развития  философии»

2

2

Самостоятельная работа № 26

Написание реферата на тему: «Основные функции искусства. Античная эстетика. Средневековая эстетика»

2

2

Самостоятельная работа № 27

Написать Эссе «Теория возникновения Вселенной»

2

2

Самостоятельная работа № 28

Составление плана текста по темам: «Бытие как основной предмет философского знания»

 

2

2

Дифференцированный зачет

2

2

Всего за  7 семестр

8/56

 

Итого за 4 курс

8/56

 

ИТОГО  за 4 курс

8/56

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы;

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству

обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран настенный, компьютер.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Ивин, А.А. Основы философии  учебник для СПО / А.А. Ивин, И.П. Никитина. - М.: Издательство Юрайт, 2019.

 

Дополнительные источники:

1. Стрельник, О. Н. Основы философии: учебник для СПО / О. Н. Стрельник. — М.: Издательство Юрайт, 2020.

2. Лавриненко, В. Н. Основы философии: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия;

 

оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий

познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Знания:

основные категории и понятия философии;

оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта

 роль философии в жизни человека и общества;

оценка индивидуальных устных ответов

основы философского учения о бытии;

оценка результатов письменного опроса в форме тестирования

сущность процесса познания;

оценка результатов  выполнения проблемных и логических заданий

основы научной, философской и религиозной картин мира;

оценка точности определения различных философских концепций

об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

оценка результатов защиты творческих заданий

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

оценка выполнения заданий  по сопоставлению разных философских подходов и концепций