Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ СИТ
______________А. А. Митрофанов
«____»______________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Операционные системы и среды
для профессий
среднего профессионального образования
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
2020 год
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол №____ «____»__________2020 г.
Руководитель МО _______________ / ________________ / |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УР
_____________ Г. В. Наквасина
«_____» _____________ 2020 г. |
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование).
Организация-разработчик: ГБПОУ «СИТ»
Разработчик:
Линчевский А.С., преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «СИТ»
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
1 |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2 |
Структура и содержание учебной дисциплины |
7 |
3 |
Условия реализации учебной дисциплины |
13 |
4 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Операционные системы и среды
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» принадлежит к общепрофессиональному циклу (ОП.00), связана с учебными дисциплинами:
ЕН.02 Дискретная математика,
ОП.02 Архитектура аппаратных средств,
ОП.03 Информационные технологии,
ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования,
ОП.07 Экономика отрасли,
ОП.08 Основы проектирования баз данных,
ОП. 09 Стандартизация, сертификация и техническое документоведение,
ОП. 11 Инженерная компьютерная графика
ОП. 13 Технология физического уровня передачи данных
с профессиональными модулями:
ПМ.01 Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры,
ПМ.02 Организация сетевого администрирования,
ПМ.03 Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры,
ПМ.04 Управление сетевыми сервисами,
ПМ.07 Сопровождение модернизации сетевой инфраструктуры.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· Использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники.
· Работать в конкретной операционной системе.
· Работать со стандартными программами операционной системы.
· Устанавливать и сопровождать операционные системы.
· Поддерживать приложения различных операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· Состав и принципы работы операционных систем и сред.
· Понятие, основные функции, типы операционных систем.
· Машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью.
· Машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов.
· Принципы построения операционных систем.
· Способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования.
· Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций:
Код |
Наименование компетенций |
ОК 1. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 3.1. |
Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей. |
ПК 4.2. |
Контролировать сетевую инфраструктуру с использованием инструментальных средств эксплуатации сетевых конфигураций. |
ПК 4.4. |
Предоставлять согласованные с информационно-технологическими подразделениями сетевые сервисы и выполнять необходимые процедуры поддержки. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 142 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
142 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
110 |
в том числе: |
|
практические занятия |
40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
в том числе:
|
|
Итоговая аттестация в форме: ЭКЗАМЕН |
|
Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной дисциплины, по семестрам:
№ п/п |
Нагрузка обучающегося |
Номер семестра |
Всего часов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
09.02.06 Сетевое и системное администрирование |
|||||||||||
1.1 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
|
|
110 |
|
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
Занятий на уроках |
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
Практические занятия |
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
||
1.2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося |
|
|
32 |
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Операционные системы и среды
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
История, назначение и функции операционных систем |
6 / 10 / 8 |
|
Тема 1.1. История, назначение и функции операционных систем |
Содержание учебного материала |
|
|
Понятие и назначение операционной системы. |
1 |
2 |
|
Виды операционных систем. Классификация ОС. |
1 |
2 |
|
История развития операционных систем |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 |
|
|
|
Составление справочной таблицы по теме «История развития операционных систем» |
2 |
|
|
Параметры загрузки ОС. |
1 |
2 |
|
Конфигурация ОС. |
1 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 |
|
|
|
Составление справочной таблицы по теме «Сравнение операционных систем» |
2 |
|
|
Интерфейсы операционных систем. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. |
2 |
|
|
Утилиты и драйверы. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие № 1 |
|
|
|
Структура рабочего стола, мой компьютер, панель управления. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 2 |
|
|
|
Настройка рабочего стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Настройка компьютерной системы |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 3 |
|
|
|
Работа со стандартными встроенными приложениями. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 4 |
|
|
|
Редактирование меню загрузки с помощью средства «Конфигурация системы». Контроль параметров автозагрузки программ. |
2 |
3 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 |
|
|
|
Описание параметров загрузки операционной системы на домашнем ПК |
2 |
|
|
Раздел 2. |
Архитектура операционной системы |
2 / 12 / 4 |
|
Тема 2.1. Архитектура операционных систем |
Содержание учебного материала |
|
|
Построение ОС. |
2 |
2 |
|
Монолитные системы. Многоуровневые системы. |
2 |
2 |
|
Обзор функций ОС: управление памятью, файлами, процессами, сетями, командными интерпретаторами, сервисы ОС, системные вызовы. |
2 |
2 |
|
Уровни абстракции ОС. Архитектура UNIX и MS-DOS |
2 |
2 |
|
Практическое занятие № 5 |
|
|
|
Диспетчер задач. |
2 |
3 |
|
Уровни абстракции ОС. ОС с архитектурой микроядра. |
2 |
2 |
|
Виртуальные машины. Цели проектирования и разработки ОС. Генерация ОС |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 |
|
|
|
Составить схемы «Структура системы MS DOS. Структура системы UNIX.» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 6 |
|
|
|
Инсталляция программного продукта «MS Virtual PC». Особенности работы. |
2 |
3 |
|
Раздел 3. |
Общие сведения о процессах и потоках |
4 / 6 / 4 |
|
Тема 3.1. Общие сведения о процессах и потоках |
Содержание учебного материала |
|
|
Настройка параметров рабочей среды. |
1 |
2 |
|
Разделение времени, диалоговый режим. |
1 |
2 |
|
Практическое занятие № 7 |
|
|
|
Монитор ресурсов. Планировщик заданий. |
2 |
3 |
|
Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. |
1 |
2 |
|
Иерархия процесса. Состояние процесса. Реализация процесса. |
1 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 |
|
|
|
Составление конспекта по теме «Общие сведения о процессах» |
2 |
|
|
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков. |
1 |
2 |
|
Процессы и потоки в Windows. |
1 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 |
|
|
|
Составление конспекта по теме «Общие сведения о потоках» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 8 |
|
|
|
Процессы и потоки в Windows. |
2 |
3 |
|
Раздел 4. |
Взаимодействие и планирование процессов |
2 / 6 / 2 |
|
Тема 4.1. Взаимодействие и планирование процессов |
Содержание учебного материала |
|
|
Взаимодействие между процессами |
2 |
2 |
|
Планирование процессов. |
2 |
2 |
|
Взаимоблокировка процессов |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 |
|
|
|
Составление конспекта по теме «Планирование процессов.» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 9 |
|
|
|
Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами |
2 |
3 |
|
Раздел 5. |
Управление памятью |
2 / 8 /2 |
|
Тема 5.1. Управление памятью |
Содержание учебного материала |
|
|
Абстрактная память. Виртуальная память. |
2 |
2 |
|
Управление реальной памятью. Управление виртуальной памятью. |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 |
|
|
|
Составить схемы «Управление реальной памятью. Управление виртуальной памятью.» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 10 |
|
|
|
Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования. |
2 |
3 |
|
Страничная организация памяти. Сегментная организация памяти |
1 |
2 |
|
Реализация смежного распределения памяти |
1 |
2 |
|
Реализация ассоциативной памяти страниц |
1 |
2 |
|
Реализация хешированных таблиц страниц |
1 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 |
|
|
|
Составить схемы «Реализация ассоциативной памяти страниц», «Реализация хешированных таблиц страниц» |
2 |
|
|
Раздел 6. |
Файловая система и ввод и вывод информации |
4 / 8 / 8 |
|
Тема 6.1. Файловая система и ввод и вывод информации |
Содержание учебного материала |
|
|
Файл, файловая система, каталог. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие № 11 |
|
|
|
Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками. |
2 |
3 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 |
|
|
|
Работа с программой «Файл-менеджер Проводник» на домашнем ПК. |
2 |
|
|
Файловые системы VFAT и FAT32. Файловые системы HPFS и NTFS. |
2 |
2 |
|
Модульность ОС. Совместимость ОС. |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 |
|
|
|
Составление справочной таблицы по теме «Сравнение файловых систем» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 12 |
|
|
|
Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows. |
2 |
3 |
|
Системы ввода-вывода. Ввод-вывод с прямым доступом к памяти (DMA) |
1 |
2 |
|
Программный интерфейс ввода-вывода. Жизненный цикл запроса на ввод-вывод. Программные уровни и функции ввода-вывода |
1 |
2 |
|
Практическое занятие № 13 |
|
|
|
Управление доступом к файловым ресурсам. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 14 |
|
|
|
Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков |
2 |
3 |
|
Раздел 7. |
Работа в операционных системах и средах |
|
|
Тема 7.1. Работа в операционных системах и средах |
Содержание учебного материала |
4 / 10 / 8 |
|
Планирование и установка операционной системы. Системные требования. |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 |
|
|
|
Составление справочной таблицы по теме «Системные требования различных ОС». |
2 |
|
|
Установка и настройка системы Windows 7. |
2 |
2 |
|
Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. |
2 |
2 |
|
Управление дисковыми ресурсами. Дисковые утилиты. |
2 |
2 |
|
Резервное копирование. Утилиты резервного копирования. |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13 |
|
|
|
Составление справочной таблицы по теме «Основные дисковые утилиты», «Утилиты резервного копирования.» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 15 |
|
|
|
Установка и настройка системы Windows 7. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 16 |
|
|
|
Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 17 |
|
|
|
Управление дисковыми ресурсами. Дисковые утилиты. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 18 |
|
|
|
Резервное копирование. Утилиты резервного копирования. |
2 |
3 |
|
Тема 7.2. Обеспечение информационной безопасности |
Содержание учебного материала |
6 / 10 / 4 |
|
Безопасность в операционных системах. |
2 |
2 |
|
Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14 |
|
|
|
Составление конспекта по теме «Основные типы вредоносных программ» |
2 |
|
|
Практическое занятие № 19 |
|
|
|
Настройка системы безопасности. Распределение прав пользователя |
2 |
3 |
|
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15 |
|
|
|
Составление реферата по теме «Основные типы антивирусных программ» |
2 |
|
|
Установка и настройка антивирусных программ. |
2 |
2 |
|
Практическое занятие № 20 |
|
|
|
Анализ компьютера на наличие вредоносных программ |
2 |
3 |
|
Организация системы защиты информационного объекта |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16 |
|
|
|
Составление конспекта по теме «Организация системы защиты информационного объекта» |
2 |
|
|
Итоговая аттестация |
Экзамен |
|
|
|
|
32 / 70 / 40 |
|
Для
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных
объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по
образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и
самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие лаборатории «Сетевое и системное администрирование»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
• Автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;)
• Автоматизированное рабочее место преподавателя (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;)
• Проектор и экран;
• Маркерная доска;
• Программное
обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды, Издание: 4-е изд. стер., Артикул издания: 104119200, .-М.: Издательский центр «Академия», Год выпуска: 2020
Дополнительные источники:
2. Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2015.- 416 с.: ил.
3. Олифер, В.Г. , Н.А. Олифер. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов, - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2015.- 669 с.: ил.
4. Партыка, Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие Т.Л. Партыка, - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2015.- 528 с.
5. Э.С.Спиридонов, М.С.Клыков и др. Практикум по операционным системам, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», Москва, 2016
6. Карпов В.Е., Коньков К.А Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание
7. Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.
8. Руссинович М., Соломон Д Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 , Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010
9. Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с
10. Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.
Интернет-ресурсы:
1. www.fcior.edu.ru (Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.).
2. www.school-collection.edu.ru (Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).
3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы и дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» по курсу «Информатика»).
4. https://iite.unesco.org/ru/ (Открытые электронные курсы Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) по информационным технологиям).
5. www.megabook.ru (Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
6. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения |
Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Состав и принципы работы операционных систем и сред. Понятие, основные функции, типы операционных систем. Машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью. Машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов. Принципы построения операционных систем. Способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования. Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса. |
Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения практических работ, устный индивидуальный опрос. Письменный опрос в форме тестирования |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: Использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники. Работать в конкретной операционной системе. Работать со стандартными программами операционной системы. Устанавливать и сопровождать операционные системы. Поддерживать приложения различных операционных систем. |
Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения практических работ, устный индивидуальный опрос. Письменный опрос в форме тестирования |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.