Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное
бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Архитектура аппаратных средств
название дисциплины
по специальности СПО
09.02.07 Информационные системы и программирование
код название
Лиски
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование и на основании решения педагогического совета от «30» августа 2019 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Плотникова Светлана Сергеевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «Промышленность», «27» августа 2019 года, протокол №1.
Председатель ЦК ________________ Плотникова С.С.
Программа одобрена на заседании УМС «27» августа 2019 года, протокол №1.
Заведующий научно-методическим отделением ____________ Буйволова Е. И.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
|
|
1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
|
|
3. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
4. условия реализации дисциплины
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
10
11 |
1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения дисциплины
Дисциплина ОП.02 Архитектура аппаратных средств и среды является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.02 Архитектура аппаратных средств входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- получать информацию о параметрах компьютерной системы;
- подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы;
- производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;
- типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;
- организацию и принцип работы
- основных логических блоков компьютерных систем;
- процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур; основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;
- основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:
- суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 34 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями: по базовым понятиям и основным принципам построения архитектур вычислительных систем; по типам вычислительных систем и их архитектурных особенностей; по организации и принципам работы основных логических блоков компьютерных систем; по процессам обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур; по основным компонентам программного обеспечения компьютерных систем; по основным принципам управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам; и умениями: в получении информации о параметрах компьютерной системы; в подключении дополнительного оборудования и настройке связей между элементами компьютерной системы; в инсталляции и настройке программного обеспечения компьютерных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 4. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ПК 5.2 |
Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика. |
ПК 5.3 |
Разрабатывать подсистемы безопасности информационной системы в соответствии с техническим заданием. |
ПК 5.6 |
Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы. |
ПК 5.7 |
Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации. |
ПК 6.1 |
Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы. |
ПК 6.4 |
Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания. |
ПК 6.5 |
Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных ИС в соответствии с техническим заданием. |
ПК 7.1 |
Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов. |
ПК 7.2 |
Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. |
ПК 7.3 |
Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. |
ПК 7.4 |
Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции. |
ПК 7.5 |
Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов, с использованием регламентов по защите информации. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебных занятий |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
34 |
урок, лекция, семинар |
20 |
практические занятия |
14 |
самостоятельная работа |
- |
консультации |
- |
промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебных занятий |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Введение |
Содержание: Понятия аппаратных средств ЭВМ, архитектуры аппаратных средств. |
1 |
Раздел 1. Вычислительные приборы и устройства |
|
|
Тема 1.1. Классы вычислительных машин |
Содержание: История развития вычислительных устройств и приборов. Классификация ЭВМ: по принципу действия, по поколения, назначению, по размерам и функциональным возможностям |
2 |
Практические занятия: 1. Анализ конфигурации вычислительной машины. |
2 |
|
Раздел 2. Архитектура и принципы работы основных логических блоков системы |
|
|
Тема 2.1 Логические основы ЭВМ, элементы и узлы |
Содержание: Базовые логические операции и схемы: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. Таблицы истинности. Схемные логические элементы: регистры, триггеры, сумматоры, мультиплексор, демультиплексор, шифратор, дешифратор, компаратор. Принципы работы, таблица истинности, логические выражения, схема. |
1 |
Тема 2.2. Принципы организации ЭВМ |
Содержание: Базовые представления об архитектуре ЭВМ. Принципы (архитектура) фон Неймана. Простейшие типы архитектур. Принцип открытой архитектуры. Магистрально-модульный принцип организации ЭВМ. Классификация параллельных компьютеров. Классификация архитектур вычислительных систем: классическая архитектура, классификация Флинна. |
2 |
Тема 2.3 Классификация и типовая структура микропроцессоров |
Содержание: Организация работы и функционирование процессора. Микропроцессоры типа CISC, RISC, MISC. Характеристики и структура микропроцессора. Устройство управления, арифметико-логическое устройство, микропроцессорная память: назначение, упрощенные функциональные схемы. |
2 |
Тема 2.4. Технологии повышения производительности процессоров |
Содержание: Системы команд процессора. Регистры процессора: сущность, назначение, типы. Параллелизм вычислений. Конвейеризация вычислений. Суперскаляризация. Матричные и векторные процессоры. Динамическое исполнение. Технология Hyper-Threading. Режимы работы процессора: характеристики реального, защищенного и виртуального реального. |
2 |
Тема 2.5 Компоненты системного блока |
Содержание: Системные платы. Виды, характеристики, форм-факторы. Типы интерфейсов: последовательный, параллельный, радиальный. Принцип организации интерфейсов. Корпуса ПК. Виды, характеристики, форм-факторы. Блоки питания. Виды, характеристики, форм-факторы. Основные шины расширения, принцип построения шин, характеристики, параметры, Прямой доступ к памяти. Прерывания. Драйверы. Спецификация P&P. |
2 |
Тема 2.6 Запоминающие устройства ЭВМ |
Содержание: Виды памяти в технических средствах информатизации: постоянная, переменная, внутренняя, внешняя. Принципы хранения информации. Накопители на жестких магнитных дисках. Приводы CD(ROM, R, RW), DVD-R(ROM, R, RW), BD (ROM, R, RW). Разновидности Flash памяти и принцип хранения данных. Накопители Flash-память с USB интерфейсом. |
2 |
Практические занятия: 1. Утилиты обслуживания жестких магнитных дисков и оптических дисков. |
2 |
|
Раздел 3. Периферийные устройства |
|
|
Тема 3.1 Периферийные устройства вычислительной техники |
Содержание: Мониторы и видеоадаптеры. Устройство, принцип действия, подключение. Проекционные аппараты. Системы обработки и воспроизведения аудиоинформации. Принтеры. Устройство, принцип действия, подключение. Сканеры. Устройство, принцип действия, подключение. Клавиатура. Мышь. Устройство, принцип действия, подключение. |
2 |
Практические занятия: 1. Периферийные устройства компьютера и интерфейсы их подключения 2. Устройство клавиатуры и мыши, настройка параметров работы клавиатуры и мыши. 3. Конструкция, подключение и инсталляция матричного принтера. 4. Конструкция, подключение и инсталляция струйного принтера. |
6 |
|
Тема 3.2 Нестандартные периферийные устройства |
Содержание: Нестандартные периферийные устройства: манипуляторы (джойстик, трекбол), дигитайзер, мониторы. |
2 |
Практические занятия: 1. Конструкция, подключение и инсталляция лазерного принтера. 2. Конструкция, подключение и инсталляция графического планшета. |
4 |
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
Общий объем учебных занятий |
34 |
|
практических и лабораторных занятий |
14 |
|
консультации |
- |
|
самостоятельная работа |
- |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Реализация дисциплины требует наличия аудитории «Вычислительной техники, архитектуры, персонального компьютера и периферийных устройств»
Оборудование кабинета:
- персональные компьютеры 10 шт., объединённые локальной вычислительной сетью.
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя:
МФУ (копир, принтер, сканер) HP Laser Jet M 1120,
ПК процессор Intel (R) Core (TM) i7 CPU 940, 2.93 GHz, память (RAM) 2
Гб, тип системы: 32 – разрядная, Windows Vista.
- рабочие места, оснащенные персональными компьютерами, по количеству обучающихся: процессор Intel (R) Core (TM) 2 Duo CPU E 7400 2,8 GHz , память (RAM) 2 Гб , Windows XP;
- интерактивная доска;
- проектор;
- набор компьютерных презентаций по тематике аудиторных занятий.
Комплект учебно-методической документации:
- презентационный материал;
- карточки с заданиями;
учебно-методическая документация.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Колдаев, В. Д. Архитектура ЭВМ: учеб. пособие для СПО –М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016.
Дополнительные источники:
1. Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов, Архитектура ЭВМ вычислительных систем: учебник/ - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.
2. Таненбаум Э., Остин Т. Т18 Архитектура компьютера. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 816 с.: ил. ISBN 978-5-496-00337-7
3. Заславская, О.Ю. Архитектура компьютера и вычислительных систем (лекции, лабораторные работы, контрольные задания): Учебник/
4. О.Ю. Заславская, О.Я. Кравец, А.Э. Говорский; под ред. чл.-корр.
5. РАО, д-ра техн. наук профессора С.Г. Григорьева. – Воронеж: «Научная книга», 2011. – 300 с
6. Сенкевич А.В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы: учеб. для студ. УСПО. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 240 с.
Интернет ресурсы:
1. Баула В.Г. Архитектура ЭВМ и операционные среды: учеб. для студ. УВПО – 2-е изд. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
2. https://www.lektorium.tv/course/22993 - архив видеолекций по предмету Архитектура ЭВМ и операционные среды.
3. http://www.sbook.ru/sbph/print/arch_evm.pdf - учебник по предмету Архитектура компьютера и вычислительных систем (лекции, лабораторные работы и контрольные задания.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) |
Функциональная принадлежность оценочного средства |
Уметь |
|
получать информацию о параметрах компьютерной системы; |
Дифференцированный зачет |
подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы; |
Дифференцированный зачет |
производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем |
Дифференцированный зачет |
Знать |
|
базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем; |
Дифференцированный зачет |
типы вычислительных систем и их архитектурные особенности; |
Дифференцированный зачет |
организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем; |
Дифференцированный зачет |
процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур; основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем; |
Дифференцированный зачет |
основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам |
Дифференцированный зачет |
Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) |
Функциональная принадлежность оценочного средства |
ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика. |
Дифференцированный зачет |
ПК 5.3. Разрабатывать подсистемы безопасности информационной системы в соответствии с техническим заданием. |
Дифференцированный зачет |
ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы. |
Дифференцированный зачет |
ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации. |
Дифференцированный зачет |
ПК 6.1. Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы. |
Дифференцированный зачет |
ПК 6.4. Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания. |
Дифференцированный зачет |
ПК 6.5. Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных ИС в соответствии с техническим заданием. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.1. Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.2. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.4. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.5. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов, с использованием регламентов по защите информации. |
Дифференцированный зачет |
Таблица 3
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Оценка и анализ преподавателем выбора студентами способов решения задач в профессиональной деятельности. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Оценка преподавателем умений студентов оценивать и выделять практическую значимость результатов поиска наиболее значимого в перечне информации для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
Наблюдение преподавателем за процессом определения и выстраивания траектории профессионального развития и самообразования студентов. |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Оценка преподавателем работ студентов грамотного оформления документов по профессиональной тематике на государственном языке. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
Оценка преподавателем проявления у студентов гражданско-патриотических позиций, общечеловеческих ценностей и их значимость в профессиональной деятельности. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Оценка преподавателем содействия студентов сохранению окружающей среды, норм экологической безопасности в рамках профессиональной деятельности. Наблюдение за поведением в нестандартных и внештатных ситуациях. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
Оценка преподавателем физической подготовленности студентов по сохранению и укреплению физкультурно-оздоровительную деятельность по укрепления здоровья.
|
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Оценка преподавателем готовности студентов использования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках на профессиональные и бытовые темы. |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Наблюдение преподавателем за планированием предпринимательской деятельности студентов в профессиональной сфере и выявление достоинств и недостатков их коммерческих идей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.