Приложение № ___ к ОПОП 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей утвержденной приказом ГБПОУ ЧГСК от «__» _____2023 г. №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
Форма обучения: очная
Квалификация выпускника: специалист
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................................................... 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................... 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............... 12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................................................................... 14
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и основы электроники» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей.
Учебная дисциплина «Электротехника и основы электроники» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей.
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1
|
- выбирать электрические и электронные приборы; - правильно эксплуатировать электрооборудование; - рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями |
- основные законы электротехники; - основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; - основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; - классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; - параметры электрических и электронных схем и единицы их измерения; - принципы составления простых электрических и электронных цепей; - основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках |
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы |
142 |
Самостоятельная работа |
26 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
110 |
практические занятия |
40 |
Промежуточная аттестация в форме двух экзаменов |
12 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
Характеристика дисциплины, ее задачи и цели. Электрическая энергия, ее свойства и область применения. Электрификация, электротехника, краткий исторический обзор их развития, современное состояние и перспективы. |
|||
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока |
18 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
|
Тема 1.1 Основные сведения об электрическом токе |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Электронная теория строения материалов. Электрический ток. Разновидности электрического тока, электрический ток в проводнике, ток проводимости, плотность электрического тока, направление, величина, единицы измерения. Электропроводность. |
|||
Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Баланс мощностей в электрической цепи. Единицы измерения электрической энергии и мощности. Коэффициент полезного действия (КПД) электрической цепи. Элементы электрической цепи: источники, приемники электрической энергии, измерительные приборы, аппараты управления, защиты, контроля и регулирования, коммуникационные устройства. Тепловое воздействие электрического тока, процесс нагревания проводов электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. |
|||
Практическое занятие №1-2 Разновидности электрического тока, электрический ток в проводнике, ток проводимости, плотность электрического тока, направление, величина, единицы измерения. Коэффициент полезного действия (КПД) электрической цепи. |
2 2 |
||
|
Самостоятельная работа: Элементы электрической цепи: источники, приемники электрической энергии, измерительные приборы, аппараты управления, защиты, контроля и регулирования, коммуникационные устройства. |
6 |
|
Тема 1.3 Методы расчета электрических цепей
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Построение электрической цепи: ветвь, узел, контур, пассивные и активные элементы. Законы Кирхгофа, узловые и контурные уравнения. Последовательное соединение приемников электрической энергии, распределение токов, напряжений на участках, эквивалентное сопротивление, мощность цепи. Параллельное соединение приемников электрической энергии, распределение токов, напряжений на участках, эквивалентные сопротивления и проводимости, мощность.
|
|||
Практическое занятие № 3 Решение задач по расчету электрических цепей постоянного тока. Практическое занятие № 4
Параллельное соединение приемников электрической энергии. |
2 2 |
||
|
Самостоятельная работа: Последовательное соединение приемников электрической энергии, распределение токов, напряжений на участках, эквивалентное сопротивление, мощность цепи. |
6 |
|
|
|
|
Тема 1.4 Нелинейные электрические цепи постоянного тока и методы их расчета |
Содержание учебного материала |
2 2 2 |
|
Нелинейные элементы цепей постоянного тока. Эквивалентные схемы нелинейных цепей. Вольт - амперные характеристики нелинейных элементов. Графический метод расчета электрических цепей: последовательное и параллельное соединение элементов нелинейных цепей. |
|||
Раздел 2. Электростатические и магнитные цепи |
10 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
|
Тема 2.1 Электростатические цепи
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
Электростатическое поле. Графическое изображение электрических полей. Однородное и неоднородное электрические поля. Электрическая емкость. Конденсатор, виды конденсаторов и их емкость. |
|||
Практическое занятие № 5 |
2 |
||
Расчет цепи со смешанным соединением конденсаторов |
|||
Тема 2.2 Магнитные цепи |
Содержание учебного материала |
2 2 |
|
Магнитное поле. Закон Ампера. Проводник с током в магнитном поле. Правило левой руки. Физическое явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило правой руки. Правило Ленца. Вихревые токи, способы их ограничения и использования. Явление самоиндукции. Явление взаимоиндукции.
|
|||
Практическое занятие №6 |
2
|
||
Исследование однородной неразветвленной магнитной цепи.
|
|||
Раздел 3 Электрические цепи переменного тока |
28 |
|
|
Тема 3.1 Основные понятия о переменном токе |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
Понятие о переменном токе. Устройство простейшего генератора переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Характеристики переменных величин: мгновенное и амплитудное значение, период, частота, фаза, начальная фаза, сдвиг фаз. |
|||
Тема 3.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Элементы цепей переменного тока: резисторы, катушки индуктивности, конденсаторы. Параметры цепей переменного тока: сопротивление, индуктивность, емкость. Цепь переменного тока с активным сопротивлением: уравнения и графики тока и напряжения, векторная диаграмма; понятие об активной мощности, график и единицы ее измерения.
|
|||
Тема 3.3 Неразветвленные цепи переменного тока |
Содержание учебного материала |
2
2
|
|
Цепи переменного тока с реальной катушкой индуктивности (r, L) и реальным конденсатором (r, С): векторная диаграмма тока и напряжений, треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Полное сопротивление. Понятие о полной мощности. Цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью при различных соотношениях реактивных сопротивлений. |
|||
Тема 3.4 Разветвленные цепи переменного тока
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
Активная и реактивная составляющие тока, проводимости, мощности в разветвленных цепях. Векторная диаграмма. |
|
Практическое занятие №7 |
2 2 |
|
Разветвленная цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью. |
|||
Практическое занятие №8 |
|||
Расчет неразветвленных и разветвленных цепей переменного тока. |
|||
|
Самостоятельная работа: Полное сопротивление. Понятие о полной мощности. |
6 |
|
Тема 3.5 Трехфазные цепи и их расчет
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Устройство трехфазного генератора, получение трехфазных ЭДС. Симметричная трехфазная система ЭДС, токов, напряжений. Графическое изображение симметричных трехфазных величин. Соединение обмоток трехфазного генератора «звездой» и «треугольником»; основные понятия и определения; фазные и линейные напряжения, их соотношения; векторные диаграммы, ток в замкнутом контуре обмоток. Соединение приемников энергии «звездой». Фазные и линейные напряжения, их соотношения при симметричной и несимметричной нагрузках. Значение нейтрального провода. Фазные, линейные токи, токи нулевого провода при симметричной и несимметричной нагрузках. Мощность трехфазной цепи при симметричном и несимметричном режимах. Трех- и четырехпроводная системы, расчет цепей при симметричной и несимметричной нагрузках. Обрыв нулевого провода. |
|||
Практическое занятие №9 |
2 2
|
||
Исследование трехфазной четырехпроводной электрической цепи синусоидального тока |
|||
Практическое занятие №10 |
|||
Расчет трехфазных цепей переменного тока . |
|||
Тема 3.6 Переходные процессы в электрических цепях |
Содержание учебного материала |
2 2 |
|
Общие сведения о переходных процессах. Причины возникновения переходных процессов. Первый и второй законы коммутации. Включение и отключение катушки индуктивности в электрических цепях постоянного напряжения. Заряд и разряд конденсатора в цепи RC. Уравнения переходных токов и напряжений. Графики переходных процессов. |
|||
Раздел 4 Электрические измерения |
6 |
|
|
Тема 4.1 Методы измерения. Электроизмерительные приборы |
Содержание учебного материала |
2 2 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
Методы измерения электрических, неэлектрических и магнитных величин. Классы точности приборов. Электроизмерительные приборы. Оценка точности результатов измерений. Схемы включения приборов для измерения тока, напряжения, энергии, частоты, сопротивления изоляции, мощности. Правила поверки приборов: амперметра, вольтметра, индукционного счетчика. Измерение электрических величин. Измерение неэлектрических и магнитных величин. |
|||
Практическое занятие №11 |
2 2 |
||
Измерение электрических величин. Практическое занятие №12 Измерение электрических величин. Измерение неэлектрических и магнитных величин. |
|||
|
|
|
|
Раздел 5. Электронные пассивные и активные цепи |
2 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
|
Тема 5.1. Пассивные и активные электронные цепи. Фильтры |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Общие сведения о пассивных и активных электронных цепях. Фильтры. Типы фильтров. Принцип работы пассивных фильтров. Принцип работы активных фильтров. Применение фильтров в силовых электрических цепях и в радиоэлектронной аппаратуре |
|||
Раздел 6. Физические основы полупроводниковых приборов |
4 |
ОК 01–07 |
Тема 6.1. Электрофизические свойства полупроводников |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
Электрофизические свойства полупроводников. Внутренняя структура полупроводника. Понятие «ковалентная связь» и её особенность. Свободные носители заряда в полупроводнике, понятие «дырка». Собственная и примесная проводимость. Виды примесей. Зависимость проводимости примесных полупроводников от температуры.
|
|||
Раздел 7. Полупроводниковые приборы |
16 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
|
Тема 7.1. Полупроводниковые диоды |
Содержание учебного материала |
2 2 |
|
Общие сведения о полупроводниковых диодах. Классификация полупроводниковых диодов и принципы классификации. Устройство полупроводниковых диодов. Характеристики и параметры, схемы включения. Основные типы полупроводниковых диодов и их свойства. Выпрямительные (силовые) диоды. Детекторные диоды. Стабилитроны.
|
|||
Практическое занятие №13 |
2 |
||
Исследование работы полупроводникового диода . Основные типы полупроводниковых диодов и их свойства. |
|||
|
|
|
|
Тема 7.2. Биполярные и полевые (униполярные) транзисторы |
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Биполярные транзисторы. Классификация биполярных транзисторов. Маркировка. Параметры биполярных транзисторов. Температурные и частотные свойства биполярного транзистора. Эквивалентные схемы биполярного транзистора. Собственные шумы биполярного транзистора.
|
|||
Практическое занятие № 14 |
2 2 |
||
Параметры биполярных транзисторов. Практическое занятие №15 Сравнительная оценка параметров полевых и биполярных транзисторов.
|
|||
|
Содержание учебного материала |
|
Тема 7.3 Тиристоры и оптоэлектронные приборы |
Общие сведения о тиристорах. Устройство и режим работы тиристоров. Основные физические процессы. Принцип действия тиристоров. Разновидности тиристоров: динисторы, тринисторы, симисторы. Характеристики и параметры, особенности ВАХ. Схемы включения различных типов тиристоров и особенности их работы. Обозначение и маркировка.
|
2 2 |
|
Практическое занятие №16 |
2 |
||
Исследование работы тиристора . |
|||
Практическое занятие №17 Характеристики и параметры, особенности ВАХ. |
2 |
|
|
Раздел 8. Основы микроэлектроники |
6 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
|
Тема 8.1. Интегральные схемы. Основные понятия и типы |
Содержание учебного материала |
|
|
Место микроэлектроники в сфере высоких технологий. Классификации интегральных микросхем. Понятия «интегральная схема» и «серия». Система обозначения аналоговых и цифровых интегральных схем. Общие понятия о технологиях изготовления интегральных схем. Особенности элементов плёночных, гибридных, полупроводниковых интегральных схем.
|
2
2 |
||
Практическое занятие № 18 |
2 2 |
||
Арифметическое и логическое обеспечение микропроцессоров . Практическое занятие №19 Общие понятия о технологиях изготовления интегральных схем. |
|||
Самостоятельная работа: Понятия «интегральная схема» и «серия». Система обозначения аналоговых и цифровых интегральных схем. |
8 |
|
|
Раздел 9. Усилители и генераторы |
10 |
ОК 01–07 ОК 09-10 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 3.1 |
|
Тема 9.1. Электронные усилители и усилители переменного напряжения и тока |
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
Общие сведения об электронных усилителях. Классификация. Основные технические показатели усилителей. Обратные связи (ОС) в усилителе. Влияние ОС на основные показатели усилителя. Понятие «устойчивость усилителя». Усилитель напряжения. Каскад усиления. Общие принципы построения каскада усиления. Динамические характеристики, их виды и назначения. Понятие «рабочая точка». Способы задания положения рабочей точки. Режимы работы усилительных элементов в схеме.
|
|||
|
Практическое занятие № 20 Основные технические показатели усилителей. Обратные связи (ОС) в усилителе. |
2
|
|
|
Всего |
142 |
|
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: 15 столов, 30 стульев, доска учебная, переносной проектор, экран, ноутбук, локальная вычислительная сеть с доступом к ресурсам сети Интернет.
Лаборатория «Электротехники и основ электроники», оборудованная техническими средствами обучения и лабораторными стендами для изучения особенностей электрических и электронных цепей различной конфигурации постоянного и переменного тока.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Анисимова, М.С. Электротехника и электроника : учебное пособие / М.С. Анисимова,
И.С. Попова. — Москва : МИСИС, 2020. — 135 с. — ISBN 978-5-907061-32-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116939 — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Дудченко, О.Л. Электротехника и электроника : учебное пособие / О.Л. Дудченко, Г.Б. Федоров. — Москва : МИСИС, 2021. — 70 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129011 — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Иванов, И.И. Электротехника и основы электроники : учебник / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — 10-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 736 с. — ISBN 978-5-8114-0523-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112073 — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
4. Парфенова, Е.В. Электротехника и электроника : методические указания / Е.В. Парфенова. — Москва : МИСИС, 2020. — 111 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129046 — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. http://www.ielectro.ru/Products.html?fn_tab2doc=4
6. http://electricalschool.info/spravochnik/electroteh/
7. http://docs.cntd.ru/document/1200011373
8. http://model.exponenta.ru/electro/0050.htm
9. http://www.electricsite.net/category/elektrichestvo/
1. Бондарь И.М. Электротехника и электроника: Учебное пособие. М: ИКЦ «МарТ», 2020 2. Галкин В.И., Пелевин И.В. Промышленная электроника и микроэлектроника. М: Высшая школа, 2020
3. Ганенко А.П., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД), 2021.
4. ГОСТ 19880-74. Электротехника. Основные понятия. Термины и определения.
5. ГОСТ Т521-V1-81. Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы, магнитные усилители.
6. ГОСТ 22261-94. Средства измерения электрических и магнитных величин. Общие технические условия.
7. ГОСТ Т521-Х1-81. Электроизмерительные приборы.
8. ГОСТ 2 728-74 Резисторы. Конденсаторы.
9. Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника. М Издательский центр «Академия» 2021.
10. Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2020
11. Мартынова И.О. Элекротехника - М.: КноРус, 2015.
12. Мартынова И.О. Лабораторно-практические работы по электротехнике - М.: КноРус, 2021.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Умения: - выбирать электрические и электронные приборы; - правильно эксплуатировать электрооборудование; - рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем; - снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями |
- грамотное составление электрических и электронных схем; - применение различных эл.измерительных приборов для контроля характеристик цепи - точность сборки эл.цепи; - правильность выбранного режима работы - рациональность выбора метода расчета; - правильная последовательность расчета - правильность включения эл.измерительных приборов в эл.цепь; - эксплуатация приборов в соответствии с параметрами, установленными заводом-изготовителем |
Контроль умений осуществляется в ходе выполнения лабораторнопрактических работ, промежуточной аттестации. Интерпретация результатов наблюдений преподавателя за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Знания: - основные законы электротехники; - основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; - основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; - классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; - параметры электрических и электронных схем и единицы их измерения; - принципы составления простых электрических и электронных цепей; - основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках
|
- понимание законов Ома, Кирхгофа, Джоуля-Ленца, электромагнитной индукции и др.; свободное владение ими при решении поставленных задач - правильность определения режима работы оборудование; понимание зависимости параметров цепи от выбранного режима; использование прямого и косвенного методов для определения искомой величины - понимание электромагнитный преобразований, лежащих в основе работы трансформаторов, генераторов и двигателей; пояснение работы различных видов реле, датчиков, аппаратов управления, контроля и регулирования; использование своих знаний для определения причин и устранения возможных неисправностей в эл.цепях - анализ свойств электронных приборов по их справочным характеристикам - точность выбора электронных устройств всоответствиями с параметрами цепи - соответствие единицы измерения определяемой величине - правильное использование последовательного и параллельного способа соединение при составлении эл.схем и сборке эл.цепей для различных эл.устройств - понимание зависимости проводимости от строения материала и условий его эксплуатации |
Контроль знаний выполняется по результатам проведения различных форм опроса, выполнения лабораторнопрактических работ, промежуточной аттестации. Интерпретация результатов наблюдений преподавателя за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.