Государственное бюджетное социальное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Советский техникум-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Деловая культура
по специальности 39.02.01 Социальная работа
г. Советск
2018 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа.
Организация-разработчик – государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее - ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат».)
Разработчики Кадочникова Ирина Афанасьевна, преподаватель, и Яковлева Алла Ивановна, методист ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат».
Рассмотрена на заседании методической комиссии ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат», протокол № 1 от 31 августа 2018 года.
Рекомендована Методическим советом ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат»,
протокол № 1 от31 августа 2018 года.
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по учебной работе ____________________
Эксперт от работодателя
__________________________________________________________________________
(Ф,И,О,, ученая степень, звание, должность, место работы)
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
|
2. СТРУКТУРА и содержание рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
|
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 10
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения
|
ОП.04 Деловая культура
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 39.01.02 Социальная работа, входящей в укрупненную группы профессии 39.00.00 Социология и социальная работа. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по должности служащих 26527 Социальный работник.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
- принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
- поддерживать деловую репутацию;
- создавать и соблюдать имидж делового человека;
- организовывать деловое общение подчиненных; знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
- основные техники и приемы общения:
- правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования; - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и иное;
- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения;
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
30 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
20 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
Самостоятельная работа студента (всего), в том числе: |
10 |
подготовка сообщений и докладов |
5 |
выполнение домашних заданий, |
5 |
Итоговая аттестация в форме зачета. |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 04 Деловая культура
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Правила делового общения |
|
|
|
Тема 1.1 Основные техники и приемы общения
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
Общение-основа человеческого бытия. Классификация общения. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения. Общение как взаимодействие, правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования. Практическая работа № 1 Разбор практических ситуаций: знакомство с получателем социальных услуг и его семьей; прием посетителей в Комплексном центре социального обслуживания населения (КЦСОН); разработка Индивидуальной программы получателя социальных услуг (ИППСУ). |
2
2 |
1, 2 |
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий. Самотестирование по темам «Хороший ли я слушатель», «Умею ли я убеждать других людей» и др. |
3 |
|
|
Тема 1.2. Формы общения |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1.2.1 Изложение просьб, выражение признательности, способы аргументации в производственной ситуации. Культура телефонного общения. Деловая беседа. Деловая переписка. Практическая работа № 2 Деловые игры «Культура телефонного общения» и «Деловая беседа» с участием обучающихся-экспертов. |
2
2 |
1, 2 |
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений и докладов по темам «Деловая переписка посредством СМС», «Формы общения в производственных ситуациях с участием специалиста по соцработе» |
3 |
3 |
|
Тема 1.3.Конфликты в деловом общении
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
1.3.1 Конфликт и его структура. Стратегия и правила поведения в конфликтных ситуациях. Практическая работа № 3 Разбор практических конфликтных ситуаций. Решение ситуационных задач. |
2
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений и докладов по темам «Как избежать конфликтов в профессиональной деятельности», «Как общаться с детьми и подростками в конфликтных ситуациях» и др. |
2 |
3 |
|
Раздел 2. Этика и культура поведения |
|
|
|
Тема 2.1.Общие сведения об этической культуре
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
2.1.1 Профессиональная этика. Этические нормы взаимоотношения с коллегами, партнерами, клиентами. Культура речи; речевой этикет. Внешний облик делового человека (костюм, прическа, макияж, аксессуары). 2.1.2 Профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета. Приемы письменного и устного общения с соблюдением требований культуры речи. Принятие решений и отстаивание своей точки зрения в корректной форме. Создание имиджа делового человека. Практическая работа № 4 Организация дискуссии по теме «Каким должен быть профессионал – специалист по социальной работе». Участие в дискуссии обучающихся с последующей экспертной оценкой поведения участников. |
2
2
2 |
1, 2 |
|
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий. Подготовка сообщений и докладов по темам «Профессиональная этика специалиста по социальной работе», «Речевой этикет специалиста по социальной работе» и др. |
2
|
|
|
Раздел 3.Организация рабочего пространства |
|
|
|
Тема 3.1. Организация рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения |
Содержание учебного материала |
2 |
|
3.1.1. Правила организации рабочего пространства. Интерьер помещения: правила и исключения. Практическая работа № 5 Просмотр видеоролика «Рабочее место специалиста по социальной работе» и его обсуждение. Всего: |
2
2
30 |
1, 2 |
1- Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2- Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социального работника по работе с пожилыми и инвалидами;
- таблицы и схемы;
- учебно-методические пособия;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиапроектор, экран.
3.2. Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые на занятиях:
Технологии проблемного и проектного обучения, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций, метод «круглого стола», мультимедийная презентация, деловые и ролевые игры, работа в составе малых групп.
3.3 Специальные требования к доступной среде, в том числе:
- организация безбарьерной архитектурной среды образовательной организации: кабинет № 401 находится на 4 этаже здания техникума-интерната; добраться в кабинет можно при помощи лифта; 4 этаж оборудован специальными перилами для обучающихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- организация рабочего места обучающегося: для обучающихся колясочников в учебном кабинете предусмотрено достаточно места за учебными партами, где работает вся группа.
- технические и программные средства общего и специального назначения:
кабинет оснащен мультимедийным проектором и компьютером для преподавателя.
3.4 Информационное обеспечение обучения
3.4.1 Методические указания
Обучающиеся с ОВЗ, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными и электронными ОР (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
- для лиц с нарушениями зрения:
1. в печатной форме с увеличенным шрифтом
2. в форме электронного документа
3. в форме аудиофайла
- для лиц с нарушениями слуха:
1. в печатной форме
2. в форме электронного документа
- для лиц с нарушениями ОДА:
1. в печатной форме
2. в форме электронного документа
- для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития)
1. тексты с иллюстрациями
2. мультимедийные материалы
3.4.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст]: учеб. Пособие/И.И.Аминов. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2016.- 304с.
2. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст]: учеб. Пособие/И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ«Профессиональный учебник» – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 287с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст]:/А.Я. Анцупов, С.В.Баклановский. – СПб.: Питер, 2016.- 288с.
4. Усов, В.В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие длястуд.учрежденийсред.проф.образования / В.В. Усов – Москва: Издательскийцентр «Академия», 2017. – 400с.
5.. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]:учебник для нач.проф.образования; учеб. пособие для сред.проф.образования– 5-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016 г. – 160 с.
6. Хасан, Б.И., Сергоманов, П.А. Психология конфликта и переговоров[Текст]: учебное пособие. Рекомендовано УМО / Б.И.Хасан, П.А. Сергоманов– М.: Академия, 2018.- 192 с.
Дополнительные источники
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют вигры [Текст]: / Э. Берн. - М.: ЭКСМО. - 2016.- 576 с.
2. Бекетова, Е.Е. Тайна общения [Текст]: сборник ситуационных задачтестов по психологии делового общения. / Е.Е. Бекетова - Москва. 2018 - 236 с.
3. Пост, Э. Этикет [Текст]: (пер.с англ.) / Э.Пост. – Москва:Центрполиграф, 2004.– 420 с.
4. Современный этикет и русские традиции / сост. В.Ф.Андреев. –Москва. Вече, 2017. - 400 с.
5. Соловьев, Э.Я. Современный этикет и деловой протокол [Текст]: /Э.Я.Соловьев. – Москва: Интел Синтез, 2018.- 288 с.
6. Максименко, О.И. Энциклопедия этикета [Текст]: / О.И.Максименко - Москва.: 2016. – 365 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного опроса, деловых игр, сообщений обучающихся.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: |
|
- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета; - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме; - поддерживать деловую репутацию; - создавать и соблюдать имидж делового человека; - организовывать деловое общение подчиненных;
|
Текущий контроль в форме устного и письменного опросов, выполнения практических заданий и индивидуальных домашних работ, экспертной оценки участия в деловых играх и дискуссиях. Итоговый контроль в форме зачета. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
|
- правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; - основные техники и приемы общения: - правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования; - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и иное; - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения;
|
Текущий контроль в форме устного и письменного опросов, выполнения практических заданий и индивидуальных домашних работ, экспертной оценки участия в деловых играх и дискуссиях. Итоговый контроль в форме зачета. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.