Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
БАЗ ДАННЫХ
для профессий
среднего профессионального образования
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
г. Оха
2020
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование)
Организация-разработчик: ГБПОУ «СИТ»
Разработчик:
Линчевский А.С., преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «СИТ»
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
1 |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2 |
Структура и содержание учебной дисциплины |
6 |
3 |
Условия реализации учебной дисциплины |
11 |
4 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
БАЗ ДАННЫХ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, имеет связь с дисциплинами ОП.03 Информационные технологии, ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Проектировать реляционную базу данных.
- Использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основы теории баз данных.
- Модели данных.
- Особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании.
- Основы реляционной алгебры.
- Принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных.
- Средства проектирования структур баз данных.
- Язык запросов SQL.
В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций.
Код |
Наименование компетенций |
ОК 1. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 1.2. |
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием. |
ПК 1.5. |
Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
в том числе: |
|
практические занятия |
34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
20 |
в том числе:
|
|
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет |
|
Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной дисциплины, по семестрам:
№ п/п |
Нагрузка обучающегося |
Номер семестра |
Всего часов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
09.02.06 Сетевое и системное администрирование |
|||||||||||
1.1 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
|
|
|
70 |
|
|
|
|
70 |
|
В том числе: |
Занятий на уроках |
|
|
|
36 |
|
|
|
|
36 |
|
Практические занятия |
|
|
|
34 |
|
|
|
|
34 |
||
1.2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося |
|
|
|
20 |
|
|
|
|
20 |
|
1.3 |
Итоговая аттестация в форме д/зачета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.08. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
Основные понятия баз данных |
2 / 4 / 0 |
|
Тема 1.1. Основные понятия баз данных |
Содержание учебного материала |
|
|
Основные понятия теории БД |
2 |
2 |
|
Анализ предметной области |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 |
|
|
|
Анализ предметной области, составление схемы видов связи между объектами «Студенты» - «Зачетки»/ «Владельцы» - «Транспорт». |
2 |
|
|
Раздел 2. |
Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей |
2 / 8 / 0 |
|
Тема 2.1. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей |
Содержание учебного материала |
|
|
Логическая и физическая независимость данных |
2 |
2 |
|
Типы моделей данных. Реляционная модель данных |
2 |
2 |
|
Реляционная алгебра |
2 |
|
|
Операции реляционной алгебры (объединение, пересечение, вычитание, декартово произведение, выборка, проекция, соединение, деление); |
2 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 |
|
|
|
Составление задач на операции реляционной алгебры (объединение, пересечение, вычитание, декартово произведение, выборка, проекция, соединение, деление) |
2 |
|
|
Раздел 3. |
Этапы проектирования баз данных |
4 / 8 / 6 |
|
Тема 3.1. Этапы проектирования баз данных |
Содержание учебного материала |
|
|
Основные этапы проектирования БД |
2 |
2 |
|
Концептуальное проектирование БД |
2 |
2 |
|
Основные характеристики каждого этапа проектирования БД |
2 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 |
|
|
|
Подготовить расширенный конспект по темам «Основные характеристики каждого этапа проектирования БД» |
2 |
|
|
Нормализация БД |
2 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 |
|
|
|
Создание концептуальной и инфологической модели |
2 |
|
|
Практическое занятие № 1 |
|
|
|
Нормализация реляционной БД, освоение принципов проектирования БД |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 2 |
|
|
|
Преобразование реляционной БД в сущности и связи. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 3 |
|
|
|
Проектирование реляционной БД. Нормализация таблиц |
2 |
3 |
|
Раздел 4. |
Проектирование структур баз данных |
4 / 6 / 6 |
|
Тема 4.1. Проектирование структур баз данных |
Содержание учебного материала |
|
|
Средства проектирования структур БД |
2 |
2 |
|
Организация интерфейса с пользователем |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 |
|
|
|
Составление таблицы объектов по предметной области «Учет оптовой продажи товара» |
2 |
|
|
Нормализация отношений БД методом построения ER – диаграммы. Шаги выполнения метода ER – диаграмма. Построение логической схемы БД. |
2 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 |
|
|
|
Построение ER – диаграммы и выполнение ее анализа по предложенной ПО |
2 |
|
|
Практическое занятие № 4 |
|
|
|
Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 5 |
|
|
|
Редактирование, добавление и удаление записей в таблице. Применение логических условий к записям. Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 6 |
|
|
|
Задание ключей. Создание основных объектов БД |
2 |
|
|
Практическое занятие № 7 |
|
|
|
Создание ключевых полей. Задание индексов. Установление и удаление связей между таблицами. |
2 |
3 |
|
Раздел 5. |
Организация запросов SQL |
8 / 10 / 20 |
|
Тема 5.1. Организация запросов SQL |
Содержание учебного материала |
|
|
Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных. |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 |
|
|
|
Подготовить расширенный конспект по темам «Синтаксис и назначение SQL команд, принцип их работы. Категории команд SQL» |
2 |
|
|
Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными |
2 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 |
|
|
|
Подготовка индивидуальных заданий на языке SQL |
2 |
|
|
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 |
|
|
|
Подготовка индивидуальных заданий на языке SQL |
2 |
|
|
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL |
2 |
|
|
Сортировка и группировка данных в SQL |
2 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 |
|
|
|
Разработка SQL запросов с использованием тактовых и числовых функций |
2 |
|
|
Практическое занятие № 8 |
|
|
|
Проведение сортировки и фильтрации данных. Поиск данных по одному и нескольким полям. Поиск данных в таблице. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 9 |
|
|
|
Работа с переменными. Написание программного файла и работа с табличными файлами. Заполнение массива из табличного файла. Заполнение табличного файла из массива. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 10 |
|
|
|
Добавление записей в табличный файл из двумерного массива. Работа с командами ввода-вывода. Использование функций для работы с массивами. |
2 |
|
|
Практическое занятие № 11 |
|
|
|
Создание меню различных видов. Модификация и управление меню. |
2 |
3 |
|
Практическое занятие № 12 |
|
|
|
Создание рабочих и системных окон. Добавление элементов управления рабочим окном |
2 |
|
|
Практическое занятие № 13 |
|
|
|
Создание файла проекта базы данных. Создание интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД, приемы создания и управления |
2 |
|
|
Практическое занятие № 14 |
|
|
|
Создание формы. Управление внешним видом формы. |
2 |
|
|
Практическое занятие № 15 |
|
|
|
Задание значений и ограничений поля. Проверка введенного в поле значения. Отображение данных числового типа и типа дата |
2 |
|
|
Практическое занятие № 16 |
|
|
|
Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных из БД. Модификация содержимого БД. |
2 |
|
|
Практическое занятие № 17 |
|
|
|
Обработка транзакций. Использование функций защиты для БД. |
2 |
|
|
Дифференцированный зачет |
|
||
|
|
20 / 36 / 34 |
|
Для
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных
объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по
образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное
выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие лаборатории «Сетевое и системное администрирование».
Оборудование кабинета и рабочих мест лаборатории «Сетевое и системное администрирование»:
· Автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся обучающихся (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб);
· Автоматизированное рабочее место преподавателя (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб);
· Сервер в лаборатории (8-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 16 Гб, жесткие диски общим объемом не менее 1 Тб, программное обеспечение: WindowsServer 2012 или более новая версия);
· Проектор и экран;
· Маркерная доска;
· Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
·
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федорова Г.Н. Основы проектирования баз данных, Издание: 4-е изд. перераб., Артикул издания: 104119270, – М.: Издательский центр «Академия», Год выпуска: 2020
Дополнительные источники:
1. Илюшечкин, В.М. Основы использования и проектирования баз данных: учебник / В.М.Илюшечкин. – М.: Юрайт, 2016. – 214 с.
2. Федорова, Г.Н. Основы проектирования баз данных: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
3. Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х кн. Книга 2. Распределенные и удаленные базы данных : учебник / В.П. Агальцов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 271 с.
4. Белов В.В., Чистякова В.И. Алгоритмы и структуры данных: Учебник / - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 с.: 60x90 1/16. - ISBN 978-5-906818-25-6
5. Васильков А.В.,. Васильков И.А. Безопасность и управление доступом в информационных системах : учеб. пособие /— М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование).
6. Голицына О.Л.,. Партыка Т.Л,. Попов И.И. Основы проектирования баз данных : учеб. пособие /. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 416 с. : ил. — (Cреднее профессиональное образование).
7. Григорьев А.А.. Методы и алгоритмы обработки данных : учеб. пособие /. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. —www.dx.doi.org/10.12737/22119.
8. Золотухина Е.Б., Красникова С.А., Вишня А.С. Управление жизненным циклом информационных систем (продвинутый курс): Электронная публикация / - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 119 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-906818-36-2
9. Мартишин С.А., Симонов В.Л., Храпченко М.В Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NoSOL-типа для применения проектирования информационных систем: Учебное пособие. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 368 с.:
10. Шустова Л.И. Базы данных : учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 304 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. —— www.dx.doi.org/10.12737/11549.
Интернет-ресурсы:
1. www.fcior.edu.ru (Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.).
2. www.school-collection.edu.ru (Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).
3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы и дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» по курсу «Информатика»).
4. https://iite.unesco.org/ru/ (Открытые электронные курсы Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) по информационным технологиям).
5. www.megabook.ru (Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
6. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
|
Грамотное проектирование реляционной базы данных, с обеспечением непротиворечивости и целостности данных; скорость и точность выполнения задания; соответствие построенного запроса условию задачи. |
Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа Дифференцированный зачет |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
|
четкость и правильность ответов на вопросы; логика изложения материала; ясность и аргументированность изложения собственного мнения |
Тестирование Дифференцированный зачет |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.