Рабочая программа ОП.09 Охрана труда по специальности 13.02.11.
Оценка 4.9

Рабочая программа ОП.09 Охрана труда по специальности 13.02.11.

Оценка 4.9
doc
27.09.2023
Рабочая программа ОП.09 Охрана труда по специальности 13.02.11.
Рабочая программа ТЭО ОП.09.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГОУ СПО ЛНР «РТЭК»)

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

И. о. директора колледжа

___________ Дудник А. С.

«___» от _______ 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                        УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

                                                         ОП.09 «Охрана труда»

 

программы подготовки специалистов среднего звена

специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

 

Квалификация выпускника

техник

 

 

Форма обучения очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

                                                                  

Ровеньки, 2023


Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2018 г. № 50137.

 

Разработчик: Охрименко Т.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании ЦК

«Горных дисциплин»

Протокол № ____ от «___ » _______ 2023 г.

Председатель ЦК

______________ А.Н. Бойко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.   ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК…………………………….

 

2.   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК………………………………………...

 

3.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК……………………………………

 

4.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК …..........

 

5.   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК……….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Охрана труда

(название дисциплины)

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

    Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовки по рабочим профессиям: горный мастер, инженер по охране труда.        

 

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

         знать:

законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; действие токсичных веществ на организм человека; категорирование производств по взрыво-пожароопасности; меры предупреждения пожаров и взрывов; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные причины возникновения пожаров и взрывов; особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые концентрации (далее ПДК) и индивидуальные средства защиты; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

 

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:

всего – 270 часов, в том числе: 6-й семестр - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 84 часа; самостоятельной работы обучающихся – 42 часа.

7-й семестр – обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 96 часов; самостоятельной работы обучающихся – 48 часов.


2. результаты освоения учебной дисциплины

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Оформлять техническую документацию на ведение горных и

 

взрывных работ.

ПК 1.2.

Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.

ПК 1.3.

Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке.

ПК 1.4.

Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.

ПК 1.5.

Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.

ПК 2.1.

Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.

ПК 2.2.

Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.

ПК 2.3.

Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.

ПК 2.4.

Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.

ПК 3.1.

Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.

ПК 3.2.

Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.

П 3.3.

Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для

 

совершенствования профессиональной деятельности.

 

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,

эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

О 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

 


3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисцплины

3.1. Тематический план ОП.09 «Охрана труда»

Коды

профессио-нальных

компетенций

Наименование разделов

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

междисциплинарного курса

Обязательная аудиторная учебная нагрузка учащихся

Самостоятельная работа учащихся

Всего,

часов

в т. ч.

практические занятия, часов

в т. ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т. ч.

курсовая

работа

(проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2

ОК. 1-9

Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства.

 

14

 

8

 

2

 

  ______

 

4

 

_____

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.3

ОК. 1-10

Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений.

 

12

 

6

 

2

 

______

 

     4

 

_____

ПК 1.4;2.2-2.4;3.1-3.3

ОК 1-10.

Раздел 3. Санитарно – гигиенические требования на предприятии.

 

9

 

4

 

______

 

_____

 

5

 

____

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2

ОК. 1-9

Раздел 4. Травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда.

 

22

 

12

 

2

 

_____

 

8

 

_____

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2

ОК. 1-9

Раздел 5. Формы и методы организации труда на предприятии.

4

4

______

______

_____

_____

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.3.

ОК 1-10.

Раздел 6. Меры безопасности при ведении горных работ.

 

9

 

4

    ______

  ______

 

5

_____

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.3.

ОК 1-10.

Раздел 7. Вентиляция и пылегазовый режим.

14

8

        2

------

4

------

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ОК 1-9.

Раздел 8. Меры безопасности при обслуживании забойных, транспортных и других механизмов и машин.

 

4

 

4

 

    ______

 

______

 

_____

 

_____

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ОК 1-9.

Раздел 9. Меры безопасности при работе с шахтным электрооборудованием.

 

28

 

18

 

         2

______

 

 

8

_____

ПК 1.1-1.2, 1.5; 2.3; 3.1

ОК 2-4, 6.

Раздел 10.   Меры безопасности при взрывных работах.

 

10

 

6

    ______

______

 

4

_____

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ОК 1-9.

Раздел 11. Меры безопасности на рудничном транспорте и подъеме.

 

16

 

12

 

 

 

4

 

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ОК 1-9.

Раздел 12. Электрический ток и его воздействие на человека и механизмы.

 

26

 

14

 

2

 

 

10

 

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ОК 1-9.

Раздел 13. Электроснабжение и защита электрооборудования.

 

18

 

12

 

2

 

 

4

 

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ОК 1-9.

Раздел 14. Безопасная эксплуатация подземных электроустановок.

 

20

 

10

 

2

 

 

8

 

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ОК 1-9.

Раздел 15. Противопожарная безопасность шахты и объектов.

 

32

 

18

 

2

 

 

12

 

ПК 1.4;2.2-2.4;3.1-3.3

ОК 1-10.

Раздел 16. Промышленная санитария.

14

12

 

 

2

 

ПК 1.4;2.2-2.4;3.1-3.3

ОК 1-10.

Раздел 17. Горноспасательное дело.

18

8

2

 

8

 

6 семестр – промежуточная аттестация

7 семестр - экзамен

 

 

 

 

 

 

  Всего часов:

270

160

20

 

90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.09 Охрана труда

 

Наименование разделов и тем

учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

1

2

3

Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства.

Содержание учебного материала

 

 

 

       14

Тема 1.1 Введение. Понятие и содержание дисциплины охрана труда.

Сущность и главные аспекты дисциплины охрана труда. Краткая история возникновения охраны труда. Международная организация труда МОТ.

 

 

 

2

Тема 1.2. Ориентирование в основных законодательных актах, постановлениях и распоряжениях касательно ОТ.

Что такое НПА и их назначение. Условия действия и прекращения действия НПА на территории Луганской Народной Республики.

      

 

 

        2

Тема 1.3. Основные положения законодательства «Об охране труда». Трудовое законодательство.

Понятие трудового законодательства. Трудовой кодекс ЛНР, РФ. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии. Понятие прогула.

 

 

2

Тема 1.4. Служба охраны труда на предприятии.

 

Порядок создания службы охраны труда на предприятии. Назначение и функции службы охраны труда (инспектора).

 

2

Практические занятия

 

2

П/р №1 Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда.

Заполнение документа о проведении инструктажа на предприятии.

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

4

Государственные органы надзора

Основные функции и задачи Госгорпромнадзора. Структурные подразделения. История возникновения.

Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений.

 

 

12

Тема 2.1. Гарантии прав граждан на охрану труда. Требования к организации работ.

Конституционные гарантии для граждан. Виды обучения по охране труда. Виды производственных инструктажей. Требования к организации рабочего процесса.

 

2

 

 

Тема 2.2 Понятие отпуска. Порядок предоставления ежегодных отпусков.

 

Что такое отпуск. Виды отпусков: ежегодный, декретный, творческий и т.д. Их продолжительность и порядок предоставления.

       

       2

Тема 2.3 Порядок проведения аттестации рабочих мест на предприятии.

Понятие аттестации. Сроки проведения аттестации. Порядок проведения аттестации на предприятиях.

 

2

Практические занятия

 

        2

П/р №2 Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Заполнение документации по аттестации рабочих мест различных видов предприятий (на выбор).

Самостоятельная работа обучающихся

Льготные категории граждан согласно ТК.

 

4

Раздел 3. Санитарно – гигиенические требования на предприятии.

 

 

 

9

Тема 3.1 Санитарно – гигиенические параметры производственных помещений.

Что такое санитарно-гигиенические параметры. Как определить соответствие производственных помещений этим параметрам. Сравнительные нормативные показатели.

 

 

2

Тема 3.2 Влияние электромагнитного и ионизирующего излучения на человека.

Виды электромагнитного излучения. В чем заключается вред и польза различных видов излучений для человека.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

Шум и шумовые нагрузки.

 

5

 

Раздел 4. Травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда.

 

 

 

22

Тема 4.1 Производственный травматизм. Методы анализа производственного травматизма.

Что такое травма, виды травм. Травматизм и профзаболевания. Методы анализа производственного травматизма.

 

 

 

       2

Тема 4.2  Профессиональные заболевания, подлежащие расследованию.

Что такое проф. заболевания. Основания для расследования профзаболеваний. Порядок расследования профзаболеваний.

 

 

2

Тема 4.3 Составление актов о несчастных случаях на производстве.

 

Виды несчастных случаев: одиночный, групповой, смертельный и т.д. Правила и порядок оформления актов о несчастных производственных случаях.

 

2

Практические занятия

П/р №3 Составление актов о несчастных случаях, связанных с производством по форме Н-1.

Заполнение примера Акта по соответствующей форме.

        2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Сроки расследования несчастных случаев.

Тема 4.4  Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах.

Специфика труда работников, занятых на подземных работах. Порядок предоставления и выплаты льгот и компенсаций.

 

 

2

Тема 4.5 Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

 

Порядок выделения финансирования на мероприятия по охране труда. Аспекты производства, требующие финансирования.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Возмещение убытков за повреждение здоровья вследствие несчастного случая или профзаболевания.

Тема 4.6 Государственная экспертиза по охране труда.   

Что такое «экспертиза». Для чего проводится экспертиза по охране труда. Кем и как часто проводится экспертиза.

 

2

Раздел 5. Формы и методы организации труда на предприятии.

 

 

4

Тема 5.1 Табельный учет рабочего времени.

Виды табельного учета рабочих номеров. Для чего нужна табельная система на шахте. Что выдается и фиксируется по табельным номерам.

 

2

Тема 5.2 Обеспечение работников самоспасателями, спецодеждой и другими средствами защиты.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты: каска, самоспасатель, респиратор и т.д. Правила хранения и эксплуатации средств индивидуальной защиты.

 

 

2

Раздел 6. Меры безопасности при ведении горных работ.

 

 

9

Тема 6.1 Устройство выходов из горных выработок.

Главные и запасные выхода из горных выработок. Их количество и их устройство. Кто ответственный за устройство главных и запасных выходов.

 

2

Тема 6.2 Безопасное выполнение работ по креплению очистного забоя.

Техника безопасности при проведении и креплении подземных выработок. Виды крепи, правила установки крепи. Разделы паспорта проведения и крепления выработок, кем утверждается и как составляется.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

5

Общие сведения по правилам безопасности при ведении очистных работ.

Раздел 7. Вентиляция и пылегазовый режим.

 

 

14

Тема 7.1 Требования ПБ к составу рудничного воздуха. Нормы предельной концентрации вредных газов.

Атмосферный и рудничный воздух. Его состав и ПДК вредных газов (сероводород, окислы азота и т.д.). Понятие «мертвого воздуха». Чем отличается атмосферный воздух от рудничного.

 

 

 

2

 

 

Тема 7.2 Метан. Меры предосторожности и правил поведения при повышенной концентрации метана.

Основные меры техники безопасности и правила поведения рабочих при обнаружении повышенной концентрации метана в забое, у работающих машин и механизмов, в тупиковой части выработки. ПДН метана на исходящей струе, крыле шахты, в тупике и возле трубопроводов.

 

 

2

Тема 7.3 Требования ПБ к шлюзам, кроссингам, глухим перемычкам, вентиляционным дверям и ГВУ.

Что такое шлюз, кроссинг (воздушный мост), перемычка (двойная или одинарная, глухая или с окном), вентиляционная дверь. Назначение вентиляционных сооружений. Материалы, используемые для изготовления перемычек. Что такое «реверс» воздушной струи и для чего он необходим.

 

 

2

Тема 7.4 Борьба с пылью, меры предупреждения и локализации взрывов угольной пыли.

Что такое шахтная пыль, ее размеры и свойства. Места интенсивного скопления пыли в выработках, ее воздействие на организм человека. Методы борьбы с пылью: побелка, осланцевание, обмывка, водяной заслон. Средства индивидуальной защиты от пыли.

 

2

Практические занятия

 

2

П/Р №4 Изучение устройства самоспасателей и приемов включения в самоспасатель.

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Метеорологические и климатические условия в горных выработках.

Раздел 8. Меры безопасности при обслуживании забойных, транспортных и других механизмов и машин.

 

 

4

Тема 8.1 Меры безопасности при работе конвейеров.

Техника безопасности при эксплуатации скребковых и ленточных конвейеров. Виды лент. Можно ли ездить на конвейерах. Посадочные площадки.

 

2

Тема 8.2 Меры безопасности при обслуживании комбайнов.

Техника безопасности при эксплуатации очистных комбайнов. Принцип работы комбайнов, технические характеристики и правила эксплуатации.

 

 

2

Раздел 9. Меры безопасности при работе с шахтным электрооборудованием.

 

 

 

28

Тема 9.1 Условия применения электрооборудования общего назначения с уровнем защиты РВ, РП, РН, РО.

Виды защиты шахтного электрооборудования и область их применения. РН-рудничное нормальное, РВ- рудничное взрывобезопасное, РП- рудничное повышенной надежности и т.д. Область их применения.

 

 

2

Тема 9.2 Порядок осмотра и ревизии РВ электрооборудования.

Работа с электрооборудованием типа РВ. Порядок наружного и внутреннего осмотра. Этапы ревизии: наладочный, эксплуатационный, ремонтный.

 

2

Тема 9.3 Схемы электроснабжения и электрооборудование. Электроснабжение щитовых агрегатов.

Электроснабжение и электрооборудование горных выработок шахт не опасных по газу. Щитовые агрегаты, их размещение и назначение.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Порядок присвоения персоналу групп по электробезопасности в подземных электроустановках.

Тема 9.4 Телефонная связь и виды сигнализации в шахте.

Назначение телефонной связи в шахте. Расположение телефонных аппаратов на высоте не более 1,5 м по ПБ. Виды производственной сигнализации: транспортная, аварийная, диспетчерская, резервная. Как подаются сигналы при подъеме и спуске людей.

 

2

Тема 9.5 Максимальная токовая защита шахтных аппаратов. Инструкция по проверке МТЗ.

Назначение максимальной токовой защиты. Принцип срабатывания МТЗ. Инструкция по проверке МТЗ.

 

2

Тема 9.6 Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ с электроустановками.

Инструкции по ТБ при работе с электроустановками. Проведение целевых и повторных инструктажей с работниками.

 

2

Практические занятия

 

2

П/Р № 5 Разбор причин конкретных несчастных случаев произошедших при эксплуатации электрооборудования.

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Требования правил безопасности к электрическим проводкам.

Тема 9.7 Рудничные автоматические выключатели и магнитные пускатели.

Назначение и принцип срабатывания автоматических выключателей. Их размещение в сети электроснабжения. Магнитные пускатели и их питание.

 

 

2

Тема 9.8 Меры безопасности при устройстве камер для трансформаторов и передвижных подстанций.

Назначение и устройство камеры (конструкция, количество выходов). Меры безопасности при эксплуатации трансформаторов и ЦПП.

 

 

 

2

Тема 9.9 Компрессорные установки. Их назначение и правила эксплуатации.

Назначение и устройство компрессоров. Места их установки в выработках и правила эксплуатации. Дежурное обслуживание установок.

 

 

2

Раздел 10.   Меры безопасности при взрывных работах.

 

 

10

Тема 10.1 Классификация взрывчатых материалов и порядок допуска к их применению.

Классы и виды взрывчатых материалов. Степени опасности ВМ и их применение по цвету оболочки. Время срабатывания детонаторов. Правила перевозки взрывчатых веществ.

 

 

2

Тема 10.2 Условия безопасного хранения взрывчатых материалов.

Виды складов для хранения ВМ: поверхностный, полу углубленный, углубленный, подземный. Требования ТБ к хранению и выдаче ВМ. Раздаточные камеры (ячейки), их устройство.

 

2

Тема 10.3 Условия безопасности при производстве взрывания.

 Техника безопасности при производстве взрывания: безопасное расстояние, время проветривания забоя после взрывания. Как и кто производит опытные взрывания, кто контролирует.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Особенности взрывных работ во встречных забоях.

Раздел 11. Меры безопасности на рудничном транспорте и подъеме.

 

 

 

 

16

Тема 11.1 Безопасное передвижение и перевозка людей по горизонтальным и наклонным выработкам.

Техника безопасности при передвижении людей по выработкам. Устройство проходов для людей по левой стороне выработки на всем ее протяжении. Ширина прохода составляет 0,7 м. Техника безопасности при перевозке людей в пассажирских и грузолюдских вагонетках типа ВП и ВПГ. Скорость движения электровоза и его тормозной путь.

 

 

2

Тема 11.2 Требования ПБ к рельсовому хозяйству шахт.

Что включает в себя рельсовое хозяйство. Типы рельс. Техника безопасности на рельсовом транспорте. Правила укладки рельсового пути. Стрелочные переводы и правила их эксплуатации.

 

2

Тема 11.3 Локомотивная откатка. Требования ПБ к электровозам.

Что такое локомотивная откатка. Виды электровозов. Правила безопасности при эксплуатации электровозов. Требования предъявляемые к машинисту электровоза.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

2

Меры безопасности во время передвижения людей и грузов.

Тема 11.4 Основные опасности, связанные с работой транспорта в шахте.

Основные причины травматизма на подземных работах: технические, личностные, организационные. Классы опасностей связанных с работой транспорта в шахте и пути их устранения.

 

2

Тема 11.5 Конвейерный транспорт.

Назначение и правила эксплуатации ленточных и скребковых конвейеров. Виды лент и скребков. Допустимая скорость движения конвейерного транспорта.

 

2

Тема 11.6 Требования предъявляемые к оборудованию подъемных установок.

Для чего служат подъемные установки. Скорость движения людских клетей. Правила эксплуатации подъемных установок.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

2

Действие парашютов.

Раздел 12. Электрический ток и его воздействие на человека и механизмы.

 

 

 

 

26

Тема 12.1 Действие электрического тока на организм человека.

Какие факторы влияют на поражение человека электрическим током. Понятие «болевого порога». Пути прохождения тока через тело человека.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Меры по предупреждению поражения электрическим током.

Тема 12.2 Общие и индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током.

Техника безопасности при работе с электроустановками. Коллективные и индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током: диэлектрические боты и перчатки, коврики, изолирующие клещи и т.д.

 

 

2

Тема 12.3 Назначение и область применения защитного заземления.

Сущность защитного заземления в шахте. Главный и вспомогательный заземлители, их сечение. Сопротивление заземления в шахте не должно превышать 2 Ом.

 

 

2

Тема 12.4 Контактный провод. Обслуживание и ремонт контактной сети шахты.

Контактный провод делят на секции для удобства ремонта. Высота подвески контактного провода от 1,8 до 2,2 м на различных участках выработок. Правила обслуживания контактной сети шахты.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Требования правил безопасности к использованию электрических кабелей.

Тема 12.5 Заземление трубопроводов, передвижного и переносного электрооборудования.

Принцип заземления трубопроводов, передвижного и переносного оборудования. Сечение главных и местных заземлителей, места их установки.

 

 

2

Тема 12.6 Особенности заземления электрических установок постоянного тока тяговых сетей.

Заземление корпусов электрооборудования постоянного и переменного тока. Заземление токоведущих частей к рельсам и корпусам.

 

 

2

Тема 12.7 Меры предупреждения пожаров от электрического тока.

Пути возникновения пожаров от электрического тока. Наиболее «уязвимые» места электрооборудования. Как происходит ликвидация пожаров. Какими огнетушителями можно тушить электроустановки под напряжением и без.

 

2

Практические занятия

 

2

П/Р №6 Регистрация состояния электрооборудования и заземления.

Самостоятельная работа обучающихся

 

2

Причины электротравматизма при подземной разработке угольных месторождений.

Раздел 13. Электроснабжение и защита электрооборудования.

 

 

 

 

18

Тема 13.1 Электротехническое хозяйство шахты. Общие требования.

Электроустановки шахты должны отвечать требованиям правил устройства и эксплуатации электроустановок. Общее время отключения поврежденной сети напряжением до 660 В и контактных сетей не должно превышать 0.2 с, а напряжением 1200 В – 0.12 с. Для зарядных сетей время срабатывания аппаратов защиты от утечек тока не должно превышать 0.2 с.     

 

 

2

Тема 13.2 Защита кабелей, электродвигателей и трансформаторов в угольной шахте.

Виды защиты электрооборудования. Для чего нужна защита и как она осуществляется. Лица, ответственные за электрическое хозяйство. Виды кабелей: гибкие, бронированные и т.д.

 

 

2

Тема 13.3 Защитное отключение.

Понятие защитного отключения. Принцип работы и условия срабатывания защитного отключения. Время срабатывания реле утечки 0.2 с.

2

Тема 13.4 Электроснабжение участка и управление машинами.

Электроснабжение участка должно осуществляться от передвижных трансформаторных подстанций, присоединяемых к распределительной сети с помощью КРУ. Допускается подключать к одному КРУ несколько передвижных подстанций или трансформаторов, питающих электроэнергией технологически связанные машины участка. В отдельных случаях электроснабжение участка может осуществляться от стационарных участковых подстанций.

 

 

2

Тема 13.5 Электроснабжение и применение электрооборудования в проветриваемых ВМП тупиковых выработках шахт опасных по газу.

Электрооборудование, применяемое в тупиковых выработках. Вентиляторы местного проветривания – место установки, расстояние. Электроснабжение тупиковых выработок.

 

 

2

Практические занятия

 

       2

П/Р №7 Изучение схем электроснабжения и проветриваемых ВМП тупиковых выработок шахт, опасных по газу.

Тема 13.6 Основные опасности, связанные с работой электрооборудования в шахте.

Основные причины травматизма при работе с электрооборудованием: технические, личностные, организационные. Наиболее «уязвимые» места в электрооборудовании. Методы профилактики травматизма.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Порядок присвоения групп для работы в подземных электроустановках.

Раздел 14. Безопасная эксплуатация подземных электроустановок.

 

 

 

20

Тема 14.1 Требования к оборудованию, материалам, технологиям и программным средствам.

Правила эксплуатации технического оборудования, согласно постановлениям Российской Федерации. Ведение технической документации на горном производстве.

 

2

Тема 14.2 Технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в подземных электроустановках.

Необходимость технических мероприятий по технике безопасности. Виды мероприятий для обеспечения безопасной эксплуатации электроустановок. Лица, ответственные за соблюдение данных мероприятий.

 

 

2

Тема 14.3 Перечень работ, проводимых в электроустановках напряжением до 1140 В в процессе эксплуатации.

Электроустановки, работающие под напряжением до 1140 В. Перечень работ, проводимых в данных электроустановках. Инструкция по эксплуатации и технике безопасности.

 

2

Тема 14.4 Графики осмотра и ремонта машин и механизмов, графики плановых наладок.

Для чего нужны графики осмотра и ремонта. Кто составляет графики осмотра, ремонта и наладок. Лица, ответственные за выполнение данных работ. Этапы выполнения графика: осмотр, ремонт и т.д.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Дополнительные требования по проведению работ в электроустановках для шахт опасных по газу.

Тема 14.5 Контроль электрооборудования. Условия проведения наладочных и др. специальных работ под напряжением.

Параметры проведения наладочных и других специальных работ в электроустановках.
Периодичность проведения работ под напряжением. Техника безопасности при проведении работ под напряжением.

 

 

2

Практические занятия

 

 

2

П/Р №8 Схемы заземления стационарных установок, кабельных муфт и трубопроводов.

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Надзор и контроль за состоянием электрооборудования.

Раздел 15. Противопожарная безопасность шахты и объектов.

 

 

 

 

32

Тема 15.1 Организация пожарной охраны шахт.

Задачи пожарной охраны, профилактические мероприятия. Контроль за проведением противопожарных мероприятий. Обязанности участка ВТБ при обходах горных выработок.

 

2

Тема 15.2 Противопожарная защита промплощадки шахты и стволов.

Необходимость противопожарной профилактики и защиты шахты и шахтных объектов. Защита промплощадки. Защита шахтных стволов с помощью армировки.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Защита выработок от затопления.

Тема 15.3  Противопожарная защита подземных объектов шахты.

Что входит в перечень подземных шахтных объектов. Как осуществляется противопожарная защита подземных объектов. Лица, ответственные за выполнение противопожарных мероприятий.

 

2

Тема 15.4 Предупреждение подземных пожаров от самовозгорания угля.

В чем заключается опасность подземных пожаров. Порядок, способы и сроки осуществления пожарно-профилактических мероприятий при разработке пластов угля, склонных к

самовозгоранию, устанавливаются Госгортехнадзором России. 

 

2

Тема 15.5 Мероприятия пожарной безопасности на наиболее пожароопасных объектах поверхности шахт.

Защита угольных складов, складов лесных материалов, кислот. Предупреждение самовозгорания угля. Защита породных отвалов.

 

 

2

Тема 15.6 Виды пожаров. Средства пожаротушения.

Разновидности пожаров: экзогенные и эндогенные. Средства пожаротушения и их размещение в горных выработках.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Вскрытие участков с потушенными пожарами.

Тема 15.7 Способы тушения пожаров в шахте.

Эффективные способы тушения пожаров в выработках: активный, пассивный, комбинированный. Условия применения способов тушения в зависимости от вида и места пожара.

 

2

Практические занятия

 

2

П/Р №9 Изучение конструкций средств пожаротушения.

Тема 15.8 Способы обнаружения подземных пожаров и контрольно-наблюдательная служба.

Задачи и функции контрольно – наблюдательной службы. Способы и методы обнаружения подземных пожаров и их ликвидация. В чем заключается опасность подземных пожаров.

        

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Противопожарные водоемы.

Тема 15.9 Предотвращение прорывов глины и пульпы в действующие горные выработки.

Как осуществляется разведка заиленных участков. В чем заключается опасность прорывов глины и пульпы в выработки и как это предотвратить.

 

2

Раздел 16. Промышленная санитария.

 

 

 

14

Тема 16.1 Медицинское и гигиеническое обеспечение работников шахт.

Право на медицинское обслуживание работников. Обеспечение санитарных норм на шахте. Устройство АБК. Лечебно – профилактические мероприятия.

 

2

Тема 16.2 Силикоз. Профилактика заболеваний силикозом.

Что такое силикоз (антракоз) и в чем их отличие. Стадии развития силикоза. Лечебные мероприятия, направленные на сохранение и улучшения здоровья работников шахт.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

2

Профессиональные заболевания работников угольной промышленности.

Тема 16.3 Способы оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при различных видах кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное) ушибах, переломах, вывихах.

 

2

Тема 16.4 Требования ПБ к освещению горных выработок.

Выработки и места в выработках, подлежащие первоочередному освещению. Стационарные и переносные светильники. Требования техники безопасности к освещению горных выработок.

 

2

Тема 16.5 Действие шума на организм человека. Меры борьбы с шумовыми нагрузками.

Что такое шум. Опасность воздействия шума на организм человека. Методы борьбы с шумом: звукоизоляция и звукопоглощение. Индивидуальные средства защиты от шума (бируши, наушники).

 

2

Тема 16.6 Вибрация и меры борьбы с ней.

Что такое вибрация. Виды вибрации. Воздействии вибрации на организм человека (местная и локальная). Методы борьбы с вибрацией (вибропоглощение). Индивидуальные средства защиты.

 

2

Раздел 17. Горноспасательное дело.

 

 

18

Тема 17.1 Виды шахтных аварий. Составление ПЛА и ознакомление с ним.

Разновидность шахтных аварий и их классификация. Степень опасности возникновения аварий и сложность их ликвидации. Что представляет собой ПЛА и из каких частей состоит (графическая часть и пояснительная записка).

 

2

Тема 17.2 Содержание ПЛА и введение его в действие.

Структура и содержание ПЛА. Сроки утверждения плана. Введение плана в действие и ответственные лица за выполнение ПЛА.

 

2

Практические занятия

 

2

П/Р №10 Составление отдельных позиций ПЛА по заданным ситуациям.

Тема 17.3   Структура и задачи ВГСЧ.

Назначение и функции горноспасательной части. Количественный состав части. Порядок обслуживания каждой шахты отдельными взводами ВГСЧ.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Горноспасательная и газозащитная аппаратура.

Тема 17.4 Организация горноспасательных работ при ликвидации аварий

Порядок действий спасателей при горноспасательных работах. Должностные инструкции командира и бригады.

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

4

Развитие горноспасательного дела в Луганской Народной Республике

Промежуточная аттестация, экзамен.

 

Всего часов: 270 ч

 

 


4. условия реализации ПРОграммы учебной дисциплины

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета: «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности». Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект бланков документов;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (по охране труда).

 

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор;

- обучающие видеофильмы.

 

4.2. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины ОП.09 «Охрана труда».

Преподавание дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение дисциплины предусматривает прохождение обучающимися учебной и производственной практик в стенах образовательной организации (учреждении) и в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки профессионального модуля.

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы права», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данной дисциплины или изучается параллельно.

Теоретические и практические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии и специальности.

Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.

 

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

 

4.4 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Трудовой кодекс ЛНР, РФ.

Правила безопасности в угольных шахтах.

Дополнительные источники:

Конспект лекций к ОП.09 Охрана труда

Интернет-ресурсы:

1.     https://fsnslnr.su/basa.html

2.     http://gosnadzorlnr.ru

3.     http://ohranatruda.in.ua

 

 


 

5. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины

Освоенные профессиональные компетенции

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

Знать:

законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

 

 

 

 

Заполнение документов:

Бланков проведения различных видов инструктажей;

Документ о проведении аттестации рабочего места на производстве;

составление актов о производственных несчастных случаях по форме Н-1.

 

Тестирование;

устный и письменный

опрос;

анализ выполнения домашнего задания.

Уметь:

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

 

Знание основных положений Трудового Кодекса Луганской Народной Республики и содержание нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности.

 

Оформление отчетов по практическим занятиям. Оценка выполнения практических занятий.

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПДК) и индивидуальные средства защиты; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок…

ПДК) и индивидуальные средства защиты; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок…

Код Наименование результата обучения

Код Наименование результата обучения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

СТРУКТУРА и содержание учебной дисцплины 3

СТРУКТУРА и содержание учебной дисцплины 3

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2

ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2.

Содержание обучения по учебной дисциплине

Содержание обучения по учебной дисциплине

Содержание обучения по учебной дисциплине

Содержание обучения по учебной дисциплине

Тема 3.1 Санитарно – гигиенические параметры производственных помещений

Тема 3.1 Санитарно – гигиенические параметры производственных помещений

Сроки расследования несчастных случаев

Сроки расследования несчастных случаев

Техника безопасности при проведении и креплении подземных выработок

Техника безопасности при проведении и креплении подземных выработок

Тема 8.1 Меры безопасности при работе конвейеров

Тема 8.1 Меры безопасности при работе конвейеров

МТЗ.Назначение максимальной токовой защиты

МТЗ.Назначение максимальной токовой защиты

Виды складов для хранения ВМ: поверхностный, полу углубленный, углубленный, подземный

Виды складов для хранения ВМ: поверхностный, полу углубленный, углубленный, подземный

Электрический ток и его воздействие на человека и механизмы

Электрический ток и его воздействие на человека и механизмы

Пути возникновения пожаров от электрического тока

Пути возникновения пожаров от электрического тока

Основные причины травматизма при работе с электрооборудованием: технические, личностные, организационные

Основные причины травматизма при работе с электрооборудованием: технические, личностные, организационные

Параметры проведения наладочных и других специальных работ в электроустановках

Параметры проведения наладочных и других специальных работ в электроустановках

Эффективные способы тушения пожаров в выработках: активный, пассивный, комбинированный

Эффективные способы тушения пожаров в выработках: активный, пассивный, комбинированный

Тема 16.5 Действие шума на организм человека

Тема 16.5 Действие шума на организм человека

ПРОграммы учебной дисциплины 4

ПРОграммы учебной дисциплины 4

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы права», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данной дисциплины или изучается параллельно

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы права», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данной дисциплины или изучается параллельно

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Заполнение документов: Бланков проведения различных видов инструктажей;

Заполнение документов: Бланков проведения различных видов инструктажей;

Знание основных положений Трудового

Знание основных положений Трудового
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2023