МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГОУ СПО ЛНР «РТЭК»)
«УТВЕРЖДАЮ»
И. о. директора колледжа
___________ Дудник А. С.
«___» от _______ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 «Охрана труда»
программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Квалификация выпускника
техник
Форма обучения очная
Ровеньки, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2018 г. № 50137.
Разработчик: Охрименко Т.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж».
Рассмотрено на заседании ЦК
«Горных дисциплин»
Протокол № ____ от «___ » _______ 2023 г.
Председатель ЦК
______________ А.Н. Бойко
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК…………………………….
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК………………………………………...
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК……………………………………
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК …..........
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК……….
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Охрана труда
(название дисциплины)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовки по рабочим профессиям: горный мастер, инженер по охране труда.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
знать:
законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; действие токсичных веществ на организм человека; категорирование производств по взрыво-пожароопасности; меры предупреждения пожаров и взрывов; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные причины возникновения пожаров и взрывов; особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве; порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые концентрации (далее ПДК) и индивидуальные средства защиты; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса:
всего – 270 часов, в том числе: 6-й семестр - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 84 часа; самостоятельной работы обучающихся – 42 часа.
7-й семестр – обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 96 часов; самостоятельной работы обучающихся – 48 часов.
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Оформлять техническую документацию на ведение горных и
взрывных работ. |
ПК 1.2. |
Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией. |
ПК 1.3. |
Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке. |
ПК 1.4. |
Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов. |
ПК 1.5. |
Обеспечивать выполнение плановых показателей участка. |
ПК 2.1. |
Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ. |
ПК 2.2. |
Контролировать выполнение требований пожарной безопасности. |
ПК 2.3. |
Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда. |
ПК 2.4. |
Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке. |
ПК 3.1. |
Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности. |
ПК 3.2. |
Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала. |
П 3.3. |
Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
|
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
О 10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисцплины
3.1. Тематический план ОП.09 «Охрана труда»
Коды профессио-нальных компетенций |
Наименование разделов |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса |
||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка учащихся |
Самостоятельная работа учащихся |
||||||
Всего, часов |
в т. ч. практические занятия, часов |
в т. ч. курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т. ч. курсовая работа (проект), часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2 ОК. 1-9 |
Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства. |
14 |
8 |
2 |
______ |
4 |
_____ |
ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.3 ОК. 1-10 |
Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений. |
12 |
6 |
2 |
______ |
4 |
_____ |
ПК 1.4;2.2-2.4;3.1-3.3 ОК 1-10. |
Раздел 3. Санитарно – гигиенические требования на предприятии. |
9 |
4 |
______ |
_____ |
5 |
____ |
ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2 ОК. 1-9 |
Раздел 4. Травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда. |
22 |
12 |
2 |
_____ |
8 |
_____ |
ПК 1.1-1.5;2.1. -2.4;3.1-3.2 ОК. 1-9 |
Раздел 5. Формы и методы организации труда на предприятии. |
4 |
4 |
______ |
______ |
_____ |
_____ |
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.3. ОК 1-10. |
Раздел 6. Меры безопасности при ведении горных работ. |
9 |
4 |
______ |
______ |
5 |
_____ |
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.3. ОК 1-10. |
Раздел 7. Вентиляция и пылегазовый режим. |
14 |
8 |
2 |
------ |
4 |
------ |
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2. ОК 1-9. |
Раздел 8. Меры безопасности при обслуживании забойных, транспортных и других механизмов и машин. |
4 |
4 |
______ |
______ |
_____ |
_____ |
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2. ОК 1-9. |
Раздел 9. Меры безопасности при работе с шахтным электрооборудованием. |
28 |
18 |
2 |
______
|
8 |
_____ |
ПК 1.1-1.2, 1.5; 2.3; 3.1 ОК 2-4, 6. |
Раздел 10. Меры безопасности при взрывных работах. |
10 |
6 |
______ |
______ |
4 |
_____ |
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2. ОК 1-9. |
Раздел 11. Меры безопасности на рудничном транспорте и подъеме. |
16 |
12 |
|
|
4 |
|
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2. ОК 1-9. |
Раздел 12. Электрический ток и его воздействие на человека и механизмы. |
26 |
14 |
2 |
|
10 |
|
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2. ОК 1-9. |
Раздел 13. Электроснабжение и защита электрооборудования. |
18 |
12 |
2 |
|
4 |
|
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2. ОК 1-9. |
Раздел 14. Безопасная эксплуатация подземных электроустановок. |
20 |
10 |
2 |
|
8 |
|
ПК 1.1-1.5; 2.1-2.4; 3.1-3.2. ОК 1-9. |
Раздел 15. Противопожарная безопасность шахты и объектов. |
32 |
18 |
2 |
|
12 |
|
ПК 1.4;2.2-2.4;3.1-3.3 ОК 1-10. |
Раздел 16. Промышленная санитария. |
14 |
12 |
|
|
2 |
|
ПК 1.4;2.2-2.4;3.1-3.3 ОК 1-10. |
Раздел 17. Горноспасательное дело. |
18 |
8 |
2 |
|
8 |
|
6 семестр – промежуточная аттестация 7 семестр - экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов: |
270 |
160 |
20 |
|
90 |
|
3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.09 Охрана труда
Наименование разделов и тем учебной дисциплины |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. Общие положения. Основные начала трудового законодательства. |
Содержание учебного материала |
14 |
Тема 1.1 Введение. Понятие и содержание дисциплины охрана труда. |
Сущность и главные аспекты дисциплины охрана труда. Краткая история возникновения охраны труда. Международная организация труда МОТ.
|
2 |
Тема 1.2. Ориентирование в основных законодательных актах, постановлениях и распоряжениях касательно ОТ. |
Что такое НПА и их назначение. Условия действия и прекращения действия НПА на территории Луганской Народной Республики. |
2 |
Тема 1.3. Основные положения законодательства «Об охране труда». Трудовое законодательство. |
Понятие трудового законодательства. Трудовой кодекс ЛНР, РФ. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии. Понятие прогула. |
2 |
Тема 1.4. Служба охраны труда на предприятии.
|
Порядок создания службы охраны труда на предприятии. Назначение и функции службы охраны труда (инспектора). |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/р №1 Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда. Заполнение документа о проведении инструктажа на предприятии. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Государственные органы надзора Основные функции и задачи Госгорпромнадзора. Структурные подразделения. История возникновения. |
||
Раздел 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений. |
|
12 |
Тема 2.1. Гарантии прав граждан на охрану труда. Требования к организации работ. |
Конституционные гарантии для граждан. Виды обучения по охране труда. Виды производственных инструктажей. Требования к организации рабочего процесса. |
2
|
Тема 2.2 Понятие отпуска. Порядок предоставления ежегодных отпусков.
|
Что такое отпуск. Виды отпусков: ежегодный, декретный, творческий и т.д. Их продолжительность и порядок предоставления. |
2 |
Тема 2.3 Порядок проведения аттестации рабочих мест на предприятии. |
Понятие аттестации. Сроки проведения аттестации. Порядок проведения аттестации на предприятиях. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/р №2 Аттестация рабочих мест по условиям труда. Заполнение документации по аттестации рабочих мест различных видов предприятий (на выбор). |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
||
Льготные категории граждан согласно ТК.
|
4 |
|
Раздел 3. Санитарно – гигиенические требования на предприятии. |
|
9 |
Тема 3.1 Санитарно – гигиенические параметры производственных помещений. |
Что такое санитарно-гигиенические параметры. Как определить соответствие производственных помещений этим параметрам. Сравнительные нормативные показатели. |
2 |
Тема 3.2 Влияние электромагнитного и ионизирующего излучения на человека. |
Виды электромагнитного излучения. В чем заключается вред и польза различных видов излучений для человека. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
Шум и шумовые нагрузки.
|
5
|
|
Раздел 4. Травматизм. Обеспечение прав работников на охрану труда. |
|
22 |
Тема 4.1 Производственный травматизм. Методы анализа производственного травматизма. |
Что такое травма, виды травм. Травматизм и профзаболевания. Методы анализа производственного травматизма. |
2 |
Тема 4.2 Профессиональные заболевания, подлежащие расследованию. |
Что такое проф. заболевания. Основания для расследования профзаболеваний. Порядок расследования профзаболеваний. |
2 |
Тема 4.3 Составление актов о несчастных случаях на производстве.
|
Виды несчастных случаев: одиночный, групповой, смертельный и т.д. Правила и порядок оформления актов о несчастных производственных случаях. |
2 |
Практические занятия |
||
П/р №3 Составление актов о несчастных случаях, связанных с производством по форме Н-1. Заполнение примера Акта по соответствующей форме. |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Сроки расследования несчастных случаев. |
||
Тема 4.4 Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах. |
Специфика труда работников, занятых на подземных работах. Порядок предоставления и выплаты льгот и компенсаций. |
2 |
Тема 4.5 Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
|
Порядок выделения финансирования на мероприятия по охране труда. Аспекты производства, требующие финансирования. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Возмещение убытков за повреждение здоровья вследствие несчастного случая или профзаболевания. |
||
Тема 4.6 Государственная экспертиза по охране труда. |
Что такое «экспертиза». Для чего проводится экспертиза по охране труда. Кем и как часто проводится экспертиза. |
2 |
Раздел 5. Формы и методы организации труда на предприятии. |
|
4 |
Тема 5.1 Табельный учет рабочего времени. |
Виды табельного учета рабочих номеров. Для чего нужна табельная система на шахте. Что выдается и фиксируется по табельным номерам. |
2 |
Тема 5.2 Обеспечение работников самоспасателями, спецодеждой и другими средствами защиты. |
Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты: каска, самоспасатель, респиратор и т.д. Правила хранения и эксплуатации средств индивидуальной защиты. |
2 |
Раздел 6. Меры безопасности при ведении горных работ. |
|
9 |
Тема 6.1 Устройство выходов из горных выработок. |
Главные и запасные выхода из горных выработок. Их количество и их устройство. Кто ответственный за устройство главных и запасных выходов. |
2 |
Тема 6.2 Безопасное выполнение работ по креплению очистного забоя. |
Техника безопасности при проведении и креплении подземных выработок. Виды крепи, правила установки крепи. Разделы паспорта проведения и крепления выработок, кем утверждается и как составляется. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
5 |
|
Общие сведения по правилам безопасности при ведении очистных работ. |
||
Раздел 7. Вентиляция и пылегазовый режим. |
|
14 |
Тема 7.1 Требования ПБ к составу рудничного воздуха. Нормы предельной концентрации вредных газов. |
Атмосферный и рудничный воздух. Его состав и ПДК вредных газов (сероводород, окислы азота и т.д.). Понятие «мертвого воздуха». Чем отличается атмосферный воздух от рудничного. |
2
|
Тема 7.2 Метан. Меры предосторожности и правил поведения при повышенной концентрации метана. |
Основные меры техники безопасности и правила поведения рабочих при обнаружении повышенной концентрации метана в забое, у работающих машин и механизмов, в тупиковой части выработки. ПДН метана на исходящей струе, крыле шахты, в тупике и возле трубопроводов. |
2 |
Тема 7.3 Требования ПБ к шлюзам, кроссингам, глухим перемычкам, вентиляционным дверям и ГВУ. |
Что такое шлюз, кроссинг (воздушный мост), перемычка (двойная или одинарная, глухая или с окном), вентиляционная дверь. Назначение вентиляционных сооружений. Материалы, используемые для изготовления перемычек. Что такое «реверс» воздушной струи и для чего он необходим. |
2 |
Тема 7.4 Борьба с пылью, меры предупреждения и локализации взрывов угольной пыли. |
Что такое шахтная пыль, ее размеры и свойства. Места интенсивного скопления пыли в выработках, ее воздействие на организм человека. Методы борьбы с пылью: побелка, осланцевание, обмывка, водяной заслон. Средства индивидуальной защиты от пыли. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/Р №4 Изучение устройства самоспасателей и приемов включения в самоспасатель. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Метеорологические и климатические условия в горных выработках. |
||
Раздел 8. Меры безопасности при обслуживании забойных, транспортных и других механизмов и машин. |
|
4 |
Тема 8.1 Меры безопасности при работе конвейеров. |
Техника безопасности при эксплуатации скребковых и ленточных конвейеров. Виды лент. Можно ли ездить на конвейерах. Посадочные площадки. |
2 |
Тема 8.2 Меры безопасности при обслуживании комбайнов. |
Техника безопасности при эксплуатации очистных комбайнов. Принцип работы комбайнов, технические характеристики и правила эксплуатации. |
2 |
Раздел 9. Меры безопасности при работе с шахтным электрооборудованием. |
|
28 |
Тема 9.1 Условия применения электрооборудования общего назначения с уровнем защиты РВ, РП, РН, РО. |
Виды защиты шахтного электрооборудования и область их применения. РН-рудничное нормальное, РВ- рудничное взрывобезопасное, РП- рудничное повышенной надежности и т.д. Область их применения. |
2 |
Тема 9.2 Порядок осмотра и ревизии РВ электрооборудования. |
Работа с электрооборудованием типа РВ. Порядок наружного и внутреннего осмотра. Этапы ревизии: наладочный, эксплуатационный, ремонтный. |
2 |
Тема 9.3 Схемы электроснабжения и электрооборудование. Электроснабжение щитовых агрегатов. |
Электроснабжение и электрооборудование горных выработок шахт не опасных по газу. Щитовые агрегаты, их размещение и назначение. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Порядок присвоения персоналу групп по электробезопасности в подземных электроустановках. |
||
Тема 9.4 Телефонная связь и виды сигнализации в шахте. |
Назначение телефонной связи в шахте. Расположение телефонных аппаратов на высоте не более 1,5 м по ПБ. Виды производственной сигнализации: транспортная, аварийная, диспетчерская, резервная. Как подаются сигналы при подъеме и спуске людей. |
2 |
Тема 9.5 Максимальная токовая защита шахтных аппаратов. Инструкция по проверке МТЗ. |
Назначение максимальной токовой защиты. Принцип срабатывания МТЗ. Инструкция по проверке МТЗ. |
2 |
Тема 9.6 Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ с электроустановками. |
Инструкции по ТБ при работе с электроустановками. Проведение целевых и повторных инструктажей с работниками. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/Р № 5 Разбор причин конкретных несчастных случаев произошедших при эксплуатации электрооборудования. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Требования правил безопасности к электрическим проводкам. |
||
Тема 9.7 Рудничные автоматические выключатели и магнитные пускатели. |
Назначение и принцип срабатывания автоматических выключателей. Их размещение в сети электроснабжения. Магнитные пускатели и их питание. |
2 |
Тема 9.8 Меры безопасности при устройстве камер для трансформаторов и передвижных подстанций. |
Назначение и устройство камеры (конструкция, количество выходов). Меры безопасности при эксплуатации трансформаторов и ЦПП. |
2 |
Тема 9.9 Компрессорные установки. Их назначение и правила эксплуатации. |
Назначение и устройство компрессоров. Места их установки в выработках и правила эксплуатации. Дежурное обслуживание установок. |
2 |
Раздел 10. Меры безопасности при взрывных работах. |
|
10 |
Тема 10.1 Классификация взрывчатых материалов и порядок допуска к их применению. |
Классы и виды взрывчатых материалов. Степени опасности ВМ и их применение по цвету оболочки. Время срабатывания детонаторов. Правила перевозки взрывчатых веществ. |
2 |
Тема 10.2 Условия безопасного хранения взрывчатых материалов. |
Виды складов для хранения ВМ: поверхностный, полу углубленный, углубленный, подземный. Требования ТБ к хранению и выдаче ВМ. Раздаточные камеры (ячейки), их устройство. |
2 |
Тема 10.3 Условия безопасности при производстве взрывания. |
Техника безопасности при производстве взрывания: безопасное расстояние, время проветривания забоя после взрывания. Как и кто производит опытные взрывания, кто контролирует. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Особенности взрывных работ во встречных забоях. |
||
Раздел 11. Меры безопасности на рудничном транспорте и подъеме. |
|
16 |
Тема 11.1 Безопасное передвижение и перевозка людей по горизонтальным и наклонным выработкам. |
Техника безопасности при передвижении людей по выработкам. Устройство проходов для людей по левой стороне выработки на всем ее протяжении. Ширина прохода составляет 0,7 м. Техника безопасности при перевозке людей в пассажирских и грузолюдских вагонетках типа ВП и ВПГ. Скорость движения электровоза и его тормозной путь. |
2 |
Тема 11.2 Требования ПБ к рельсовому хозяйству шахт. |
Что включает в себя рельсовое хозяйство. Типы рельс. Техника безопасности на рельсовом транспорте. Правила укладки рельсового пути. Стрелочные переводы и правила их эксплуатации. |
2 |
Тема 11.3 Локомотивная откатка. Требования ПБ к электровозам. |
Что такое локомотивная откатка. Виды электровозов. Правила безопасности при эксплуатации электровозов. Требования предъявляемые к машинисту электровоза. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Меры безопасности во время передвижения людей и грузов. |
||
Тема 11.4 Основные опасности, связанные с работой транспорта в шахте. |
Основные причины травматизма на подземных работах: технические, личностные, организационные. Классы опасностей связанных с работой транспорта в шахте и пути их устранения. |
2 |
Тема 11.5 Конвейерный транспорт. |
Назначение и правила эксплуатации ленточных и скребковых конвейеров. Виды лент и скребков. Допустимая скорость движения конвейерного транспорта. |
2 |
Тема 11.6 Требования предъявляемые к оборудованию подъемных установок. |
Для чего служат подъемные установки. Скорость движения людских клетей. Правила эксплуатации подъемных установок. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Действие парашютов. |
||
Раздел 12. Электрический ток и его воздействие на человека и механизмы. |
|
26 |
Тема 12.1 Действие электрического тока на организм человека. |
Какие факторы влияют на поражение человека электрическим током. Понятие «болевого порога». Пути прохождения тока через тело человека. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Меры по предупреждению поражения электрическим током. |
||
Тема 12.2 Общие и индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током. |
Техника безопасности при работе с электроустановками. Коллективные и индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током: диэлектрические боты и перчатки, коврики, изолирующие клещи и т.д. |
2 |
Тема 12.3 Назначение и область применения защитного заземления. |
Сущность защитного заземления в шахте. Главный и вспомогательный заземлители, их сечение. Сопротивление заземления в шахте не должно превышать 2 Ом.
|
2 |
Тема 12.4 Контактный провод. Обслуживание и ремонт контактной сети шахты. |
Контактный провод делят на секции для удобства ремонта. Высота подвески контактного провода от 1,8 до 2,2 м на различных участках выработок. Правила обслуживания контактной сети шахты. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Требования правил безопасности к использованию электрических кабелей. |
||
Тема 12.5 Заземление трубопроводов, передвижного и переносного электрооборудования. |
Принцип заземления трубопроводов, передвижного и переносного оборудования. Сечение главных и местных заземлителей, места их установки. |
2 |
Тема 12.6 Особенности заземления электрических установок постоянного тока тяговых сетей. |
Заземление корпусов электрооборудования постоянного и переменного тока. Заземление токоведущих частей к рельсам и корпусам. |
2 |
Тема 12.7 Меры предупреждения пожаров от электрического тока. |
Пути возникновения пожаров от электрического тока. Наиболее «уязвимые» места электрооборудования. Как происходит ликвидация пожаров. Какими огнетушителями можно тушить электроустановки под напряжением и без. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/Р №6 Регистрация состояния электрооборудования и заземления. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Причины электротравматизма при подземной разработке угольных месторождений. |
||
Раздел 13. Электроснабжение и защита электрооборудования. |
|
18 |
Тема 13.1 Электротехническое хозяйство шахты. Общие требования. |
Электроустановки шахты должны отвечать требованиям правил устройства и эксплуатации электроустановок. Общее время отключения поврежденной сети напряжением до 660 В и контактных сетей не должно превышать 0.2 с, а напряжением 1200 В – 0.12 с. Для зарядных сетей время срабатывания аппаратов защиты от утечек тока не должно превышать 0.2 с. |
2 |
Тема 13.2 Защита кабелей, электродвигателей и трансформаторов в угольной шахте. |
Виды защиты электрооборудования. Для чего нужна защита и как она осуществляется. Лица, ответственные за электрическое хозяйство. Виды кабелей: гибкие, бронированные и т.д. |
2 |
Тема 13.3 Защитное отключение. |
Понятие защитного отключения. Принцип работы и условия срабатывания защитного отключения. Время срабатывания реле утечки 0.2 с. |
2 |
Тема 13.4 Электроснабжение участка и управление машинами. |
Электроснабжение участка должно осуществляться от передвижных трансформаторных подстанций, присоединяемых к распределительной сети с помощью КРУ. Допускается подключать к одному КРУ несколько передвижных подстанций или трансформаторов, питающих электроэнергией технологически связанные машины участка. В отдельных случаях электроснабжение участка может осуществляться от стационарных участковых подстанций. |
2 |
Тема 13.5 Электроснабжение и применение электрооборудования в проветриваемых ВМП тупиковых выработках шахт опасных по газу. |
Электрооборудование, применяемое в тупиковых выработках. Вентиляторы местного проветривания – место установки, расстояние. Электроснабжение тупиковых выработок. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/Р №7 Изучение схем электроснабжения и проветриваемых ВМП тупиковых выработок шахт, опасных по газу. |
||
Тема 13.6 Основные опасности, связанные с работой электрооборудования в шахте. |
Основные причины травматизма при работе с электрооборудованием: технические, личностные, организационные. Наиболее «уязвимые» места в электрооборудовании. Методы профилактики травматизма. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Порядок присвоения групп для работы в подземных электроустановках. |
||
Раздел 14. Безопасная эксплуатация подземных электроустановок. |
|
20 |
Тема 14.1 Требования к оборудованию, материалам, технологиям и программным средствам. |
Правила эксплуатации технического оборудования, согласно постановлениям Российской Федерации. Ведение технической документации на горном производстве. |
2 |
Тема 14.2 Технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в подземных электроустановках. |
Необходимость технических мероприятий по технике безопасности. Виды мероприятий для обеспечения безопасной эксплуатации электроустановок. Лица, ответственные за соблюдение данных мероприятий. |
2 |
Тема 14.3 Перечень работ, проводимых в электроустановках напряжением до 1140 В в процессе эксплуатации. |
Электроустановки, работающие под напряжением до 1140 В. Перечень работ, проводимых в данных электроустановках. Инструкция по эксплуатации и технике безопасности. |
2 |
Тема 14.4 Графики осмотра и ремонта машин и механизмов, графики плановых наладок. |
Для чего нужны графики осмотра и ремонта. Кто составляет графики осмотра, ремонта и наладок. Лица, ответственные за выполнение данных работ. Этапы выполнения графика: осмотр, ремонт и т.д. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Дополнительные требования по проведению работ в электроустановках для шахт опасных по газу. |
||
Тема 14.5 Контроль электрооборудования. Условия проведения наладочных и др. специальных работ под напряжением. |
Параметры проведения
наладочных и других специальных работ в электроустановках. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/Р №8 Схемы заземления стационарных установок, кабельных муфт и трубопроводов. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Надзор и контроль за состоянием электрооборудования. |
||
Раздел 15. Противопожарная безопасность шахты и объектов. |
|
32 |
Тема 15.1 Организация пожарной охраны шахт. |
Задачи пожарной охраны, профилактические мероприятия. Контроль за проведением противопожарных мероприятий. Обязанности участка ВТБ при обходах горных выработок. |
2 |
Тема 15.2 Противопожарная защита промплощадки шахты и стволов. |
Необходимость противопожарной профилактики и защиты шахты и шахтных объектов. Защита промплощадки. Защита шахтных стволов с помощью армировки. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Защита выработок от затопления. |
||
Тема 15.3 Противопожарная защита подземных объектов шахты. |
Что входит в перечень подземных шахтных объектов. Как осуществляется противопожарная защита подземных объектов. Лица, ответственные за выполнение противопожарных мероприятий. |
2 |
Тема 15.4 Предупреждение подземных пожаров от самовозгорания угля. |
В чем заключается опасность подземных пожаров. Порядок, способы и сроки осуществления пожарно-профилактических мероприятий при разработке пластов угля, склонных к самовозгоранию, устанавливаются Госгортехнадзором России. |
2 |
Тема 15.5 Мероприятия пожарной безопасности на наиболее пожароопасных объектах поверхности шахт. |
Защита угольных складов, складов лесных материалов, кислот. Предупреждение самовозгорания угля. Защита породных отвалов. |
2 |
Тема 15.6 Виды пожаров. Средства пожаротушения. |
Разновидности пожаров: экзогенные и эндогенные. Средства пожаротушения и их размещение в горных выработках. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Вскрытие участков с потушенными пожарами. |
||
Тема 15.7 Способы тушения пожаров в шахте. |
Эффективные способы тушения пожаров в выработках: активный, пассивный, комбинированный. Условия применения способов тушения в зависимости от вида и места пожара. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/Р №9 Изучение конструкций средств пожаротушения. |
||
Тема 15.8 Способы обнаружения подземных пожаров и контрольно-наблюдательная служба. |
Задачи и функции контрольно – наблюдательной службы. Способы и методы обнаружения подземных пожаров и их ликвидация. В чем заключается опасность подземных пожаров. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Противопожарные водоемы. |
||
Тема 15.9 Предотвращение прорывов глины и пульпы в действующие горные выработки. |
Как осуществляется разведка заиленных участков. В чем заключается опасность прорывов глины и пульпы в выработки и как это предотвратить. |
2 |
Раздел 16. Промышленная санитария. |
|
14 |
Тема 16.1 Медицинское и гигиеническое обеспечение работников шахт. |
Право на медицинское обслуживание работников. Обеспечение санитарных норм на шахте. Устройство АБК. Лечебно – профилактические мероприятия. |
2 |
Тема 16.2 Силикоз. Профилактика заболеваний силикозом. |
Что такое силикоз (антракоз) и в чем их отличие. Стадии развития силикоза. Лечебные мероприятия, направленные на сохранение и улучшения здоровья работников шахт. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Профессиональные заболевания работников угольной промышленности. |
||
Тема 16.3 Способы оказания первой помощи. |
Оказание первой помощи при различных видах кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное) ушибах, переломах, вывихах. |
2 |
Тема 16.4 Требования ПБ к освещению горных выработок. |
Выработки и места в выработках, подлежащие первоочередному освещению. Стационарные и переносные светильники. Требования техники безопасности к освещению горных выработок. |
2 |
Тема 16.5 Действие шума на организм человека. Меры борьбы с шумовыми нагрузками. |
Что такое шум. Опасность воздействия шума на организм человека. Методы борьбы с шумом: звукоизоляция и звукопоглощение. Индивидуальные средства защиты от шума (бируши, наушники). |
2 |
Тема 16.6 Вибрация и меры борьбы с ней. |
Что такое вибрация. Виды вибрации. Воздействии вибрации на организм человека (местная и локальная). Методы борьбы с вибрацией (вибропоглощение). Индивидуальные средства защиты. |
2 |
Раздел 17. Горноспасательное дело. |
|
18 |
Тема 17.1 Виды шахтных аварий. Составление ПЛА и ознакомление с ним. |
Разновидность шахтных аварий и их классификация. Степень опасности возникновения аварий и сложность их ликвидации. Что представляет собой ПЛА и из каких частей состоит (графическая часть и пояснительная записка). |
2 |
Тема 17.2 Содержание ПЛА и введение его в действие. |
Структура и содержание ПЛА. Сроки утверждения плана. Введение плана в действие и ответственные лица за выполнение ПЛА. |
2 |
Практические занятия |
2 |
|
П/Р №10 Составление отдельных позиций ПЛА по заданным ситуациям. |
||
Тема 17.3 Структура и задачи ВГСЧ. |
Назначение и функции горноспасательной части. Количественный состав части. Порядок обслуживания каждой шахты отдельными взводами ВГСЧ. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Горноспасательная и газозащитная аппаратура. |
||
Тема 17.4 Организация горноспасательных работ при ликвидации аварий |
Порядок действий спасателей при горноспасательных работах. Должностные инструкции командира и бригады. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
Развитие горноспасательного дела в Луганской Народной Республике |
||
Промежуточная аттестация, экзамен. |
|
|
Всего часов: 270 ч |
|
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета: «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности». Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект бланков документов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (по охране труда).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор;
- обучающие видеофильмы.
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины ОП.09 «Охрана труда».
Преподавание дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение дисциплины предусматривает прохождение обучающимися учебной и производственной практик в стенах образовательной организации (учреждении) и в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки профессионального модуля.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы права», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данной дисциплины или изучается параллельно.
Теоретические и практические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии и специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.
4.4 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Трудовой кодекс ЛНР, РФ.
Правила безопасности в угольных шахтах.
Дополнительные источники:
Конспект лекций к ОП.09 Охрана труда
Интернет-ресурсы:
1. https://fsnslnr.su/basa.html
2. http://gosnadzorlnr.ru
3. http://ohranatruda.in.ua
5. Контроль и оценка результатов освоения
Освоенные профессиональные компетенции
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
Знать: законодательство в области охраны труда; нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты; правовые и организационные основы охраны труда в организации; систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; права и обязанности работников в области охраны труда; виды и правила проведения инструктажей по охране труда; правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
|
Заполнение документов: Бланков проведения различных видов инструктажей; Документ о проведении аттестации рабочего места на производстве; составление актов о производственных несчастных случаях по форме Н-1. |
Тестирование; устный и письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания. |
Уметь: вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте; применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда; соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. |
Знание основных положений Трудового Кодекса Луганской Народной Республики и содержание нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности. |
Оформление отчетов по практическим занятиям. Оценка выполнения практических занятий. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.