Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Сахалинский индустриальный техникум"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09.
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
2019
г.
Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г.) на основе примерной программы.
Рассмотрено
на заседании Председатель МО _________ Т.Г. Балковая
|
|
Составитель: Линчевский А.С., преподаватель ГБПОУ «СИТ»
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ......................................................................................... 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................... 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................................................ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ........................................................................................................................ 15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы".
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина "Основы алгоритмизации и программирования" является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- формализовать поставленную задачу;
- применять полученные знания к различным предметным областям;
- составлять и оформлять программы на языках программирования;
- тестировать и отлаживать программы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общие принципы построения и использования языков программирования, их классификацию;
- современные интегрированные среды разработки программ;
- процесс создания программ;
- стандарты языков программирования;
- общую характеристику языков ассемблер: назначение, принципы построения и использования
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1. Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 219 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 73 часа.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
219 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
146 |
в том числе: |
|
практические занятия |
39 |
контрольные работы |
7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
73 |
подготовка докладов и рефератов |
17 |
создание блок-схем, алгоритмов |
2 |
разработка, отладка и выполнение программ |
54 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Основы алгоритмизации и структурного программирования |
6 / 18 / 0 |
|
|
Тема 1.1. Основы алгоритмизации |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Основы алгоритмизации. Историческая справка. Алгоритм и его свойства. |
2 |
||
Разновидности структур алгоритмов. Алгоритмы в жизни и программировании |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1. Подготовить сообщение на тему: Алгоритмы в жизни и программировании |
2 |
||
Способы описания алгоритмов. Виды записи алгоритмов |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2. Подготовить сообщение на тему: Виды записи алгоритмов |
2 |
||
Стандартизация графического представления алгоритмов. Блок-схемы |
2 |
||
Тема 1.2. Общие сведения о системах программирования |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Виды, назначение и состав системы программирования. |
2 |
||
Виды языков программирования. Классификация языков программирования |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3. Создание блок-схем алгоритмов |
2 |
||
Этапы решения задач по программированию на компьютере. |
2 |
||
Современные интегрированные и дискретные среды разработки программ. |
2 |
||
Контрольная работа по теме: «Основы алгоритмизации и структурного программирования». |
2 |
||
Раздел 2. Программирование на базовом алгоритмическом языке высокого уровня Паскаль
|
54 / 112 / 39 |
|
|
Тема 2.1. Основные понятия языка программирование Turbo Pascal |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Система программирования TurboPascal. Основные понятия языка программирования Pascal. |
2 |
||
Структура построения программы на языке Pascal. Простые типы данных в языке Pascal. |
2 |
||
Операции с данными в Pascal. Приоритет операций. Выражения. |
2 |
||
Основные операторы в языке Pascal. Ввод/вывод данных на языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4. Составить опорный конспект «Основные операторы в языке Pascal». |
2 |
||
Составление простейших линейных программ (алгоритмов) на языке Pascal. |
2 |
||
Выполнение, тестирование и отладка программ. Работа с окнами. Метод пошагового выполнения программы. |
2 |
||
Практическое занятие № 1 Знакомство со средой программирования TurboPascal. Особенности среды программирования TurboPascal (или ABCPascal). |
2 |
||
Практическое занятие № 2 Составление, тест, отладка линейных программ в среде программирования TurboPascal. |
2 |
||
Тема 2.2. Основные алгоритмические конструкции и их реализация на языке Pascal |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Реализация разветвляющихся алгоритмов в языке Pascal. Полный и неполный условный оператор. |
2 |
||
Операторные скобки. Реализация циклических алгоритмов в языке Pascal. Цикл с параметром. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5. Решение примеров на тему «Реализация циклических алгоритмов в языке Pascal». |
2 |
||
Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Вложенные циклы. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Решение примеров на тему «Цикл с предусловием в языке Pascal». |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 Решение примеров на тему «Цикл с постусловием в языке Pascal». |
2 |
||
Практическое занятие № 3 Составление, тестирование, отладка задач с ветвлением в среде TurboPascal (или ABCPascal).
|
2 |
||
Практическое занятие № 4 Использование полного и неполного условного оператора при составлении программ, вложенность условий. Операторные скобки. |
1 |
||
Практическое занятие № 5 Использование оператора выбора Case при составлении задач на ветвление. |
1 |
||
Практическое занятие № 6 Циклы в в языке Pascal. Цикл с параметром. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Вложенные циклы. |
2 |
||
Решение типовых задач на языке Pascal. Часть 1. Примеры составления блок-схем и алгоритмов, подготовка программного кода в среде TurboPascal (или ABCPascal). |
2 |
2 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 Решение типовых задач на языке Pascal. Тест «Основы языка» |
2 |
||
Решение типовых задач на языке Pascal. Часть 2. Примеры составления блок-схем и алгоритмов, подготовка программного кода в среде TurboPascal (или ABCPascal). |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 Решение типовых задач на языке Pascal. Тест «Операторы ветвления» |
2 |
||
Решение типовых задач на языке Pascal. Часть 3. Использование циклических алгоритмов. Примеры составления блок-схем и алгоритмов, подготовка программного кода в среде TurboPascal (или ABCPascal). |
4 |
||
Сравнительная характеристика циклов WHILE, REPEAT, FOR. |
2 |
||
Практическое занятие № 7 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием циклов WHILE, REPEAT. |
2 |
||
Практическое занятие №8 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием цикла FOR. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 Решение типовых задач на языке Pascal. Тест «Циклы» |
2 |
||
Тема 2.3. Сложные типы данных |
Содержание учебного материала |
|
|
Массивы. Работа с одномерными массивами в языке Pascal. Примеры типовых программ с использованием одномерных массивов |
2 |
2 |
|
Работа с двумерными массивами в языке Pascal. Примеры типовых программ с использованием двумерных массивов |
2 |
||
Практическое занятие № 9 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием одномерных массивов. Одномерные массивы в программах на языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием одномерных массивов. Одномерные массивы в программах на языке Pascal. |
4 |
||
Практическое занятие № 10 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием двумерных массивов. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием двумерных массивов. |
4 |
||
Сортировка массива. Метод «перестановки». |
2 |
||
Сортировка массива. Метод «пузырька». |
2 |
||
Практическое занятие № 11 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ для сортировки массива. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием массивов |
4 |
||
Контрольная работа. Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием массивов. |
2 |
||
Строки. Работа со строками в языке Pascal. |
2 |
||
Типовое использование строковых переменных в программах на языке Pascal. |
2 |
||
Операторы и функции для работы со строковыми переменными в языке Pascal. Примеры типовых программ с использованием строковых переменных в языке Pascal. |
4 |
||
Практическое занятие № 12 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием строковых переменных в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием строковых переменных в языке Pascal. |
4 |
||
Структуры данных различного типа. |
2 |
||
Работа со структурами данных различного типа. |
2 |
||
Записи. Использование данных типа записи при составлении программ на языке Pascal. |
2 |
||
Практическое занятие № 13 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием данных типа записи в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15 Разработка, отладка и выполнение нелинейных программ с использованием данных типа записи в языке Pascal. |
4 |
||
Практическое занятие № 14 Подготовка в контрольной работе по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 1 «Строковые переменные» |
1 |
||
Контрольная работа по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 1 «Строковые переменные» |
1 |
||
Практическое занятие № 15 Подготовка в контрольной работе по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 2 «Работа с массивами». |
3 |
||
Контрольная работа по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 2 «Работа с массивами». |
1 |
||
Практическое занятие № 16 Подготовка в контрольной работе по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 3 «Работа с записями». |
3 |
||
Контрольная работа по теме: «Использование данных различного типа в программах на языке Pascal» Часть 3 «Работа с записями». |
1 |
||
Тема 2.4. Подпрограммы |
Содержание учебного материала |
|
|
Структура пользовательской подпрограммы. Типы параметров подпрограмм. |
2 |
2 |
|
Организация вызова подпрограммы. |
2 |
||
Практическое занятие № 17 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием процедур с различными типами параметров в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием процедур с различными типами параметров в языке Pascal. |
4 |
||
Рекурсивные подпрограммы. |
2 |
||
Практическое занятие № 18 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций с различными типами параметров в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций с различными типами параметров в языке Pascal. |
4 |
||
Тема 2.5. Файлы |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Файлы. |
2 |
||
Работа с файлами. |
2 |
||
Организация ввода/вывода. |
2 |
||
Практическое занятие № 19 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций работы с файлами в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 18 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием функций работы с файлами в языке Pascal. |
4 |
||
Тема 2.6. Работа с модулями
|
Содержание учебного материала |
|
2 |
Назначение модулей в языке программирования. |
2 |
||
Подключение модулей к программе. Примеры использования программы с использованием графики. |
2 |
||
Практическое занятие № 20 Разработка, отладка и выполнение программы с использованием графики.в языке Pascal. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 19 Разработка, отладка и выполнение программы с программы с использованием графики.в языке Pascal. |
4 |
||
|
Итоговый семинар по разделу 2 «Программирование на базовом алгоритмическом языке высокого уровня Паскаль» «Составление, тестирование и отладка программ с помощью языка программирования Pascal». |
2 |
2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 20 Подготовка реферата к семинару по разделу 2 «Программирование на базовом алгоритмическом языке высокого уровня Паскаль» «Составление, тестирование и отладка программ с помощью языка программирования Pascal». |
4 |
||
Раздел 3. Особенности алгоритмизации и программирования на других языках, в том числе на машинно-ориентированном языке ассемблер |
13 / 16 / 0 |
|
|
Тема 3.1. Среда разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0. |
Содержание учебного материала |
|
3 |
Объектно-ориентированное программирование. Особенности объектно-ориентированного программирования. |
2 |
||
Среда разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 Особенности интерфейса в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 21 Изучение особенностей интерфейса в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
2 |
||
Примеры типовых программ в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 22 Разработка, отладка и выполнение программы в среде разработки программ объектно-ориентированного программирования Delphi 7.0 |
4 |
||
Тема 3.2. Языки программирования высокого уровня |
Содержание учебного материала |
|
3 |
История языков программирования высокого уровня. Характеристика языков программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика языков программирования высокого уровня. |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 23 Подготовить реферат на тему «Характеристика языков программирования высокого уровня» |
4 |
||
Тема 3.3. СУБД |
Содержание учебного материала |
|
3 |
СУБД. Сравнительная характеристика СУБД |
2 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 24 Подготовить реферат на тему «Характеристика СУБД Visual FoxPro» |
3 |
||
Тема 3.4. Машинно-ориентированный язык Ассемблер |
Содержание учебного материала |
|
3 |
Машинно-ориентированный язык Ассемблер. Особенности использования. Область применения. Примеры программ с использованием машинно-ориентированного языка Ассемблер.
|
6 |
||
|
|
||
Всего: |
219 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: персональные компьютеры с необходимым программным обеспечением по количеству посадочных мест (оболочки языков программирования Pascal, Pascal ABC, Delphi 7.0 и Assembler, офисные приложения, приложение для чтения форматов электронных пособий), интерактивная доска, медиа-проектор, локальная сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основная литература:
1. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.Г. Семакин, А.П.Шестаков - 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с..
2. Семакин, И.Г. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: учеб. пособие для СПО/ И.Г.Семакин, А.П.Шестаков. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2015
Дополнительная литература:
3. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: Учебное пособие. - М.: Издательский центр академия, 2013. - 144с.
4. Голицина О.Л. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие / О.Л.Голицына, И.И.Попов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2008. - 432с. - (Профессиональное образование)
Интернет-ресурсы:
5. Каталог: алгоритмы и дискретные структуры: алгоритмы http://www.intuit.ru/catalog/algorithms/algorithms
6. Каталог: программирование: языки и системы программирования http://www.intuit.ru/catalog/se/pl
7. Программирование PascalABC.NET http://pascalabc.net/
8. Программирование Pascal-Паскаль http://www.pascal.helpov.net
9. Язык Pascal. Программирование для начинающих. http://www.pas1.ru
10. The Delphi – программирование http://thedelphi.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: - формализовать поставленную задачу; |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания (оценка) |
- применять полученные знания к различным предметным областям; |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания (оценка) |
- составлять и оформлять программы на языках программирования; |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания(оценка) |
- тестировать и отлаживать программы. |
Практические занятия (наблюдение, письменный отчет) Домашние задания(защита презентаций) |
знания: - общие принципы построения и использования языков программирования, их классификацию; |
Письменный опрос Фронтальный опрос Домашние задания (оценка) |
- современные интегрированные среды разработки программ; |
Фронтальный опрос |
- процесс создания программ; |
Фронтальный опрос Домашние задания(оценка) |
- стандарты языков программирования; |
Домашние задания (оценка) |
- общую характеристику и синтаксис языка ассемблера |
Письменный опрос (тестирование, самостоятельная работа) Домашние задания(оценка) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.