Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
Рассмотрено Руководитель ШМО _____________/М.В.Пакина/ Протокол №1 от «30»августа 2018г. |
Согласовано Замдиректора по УВР ____________/Ю.В.Чичагова/ «____»_____________20__г. |
Рекомендовано Педагогическим советом Протокол №______ от «___»__________2018г. |
Утверждаю Директор МОУ Судиславской СОШ ____________/Л.Г.Лебедева/ Приказ №107А от «31»августа 2018г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
предмет «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
5-9 класс
Срок реализации 5 лет
п. Судиславль
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Личностные результаты:
1. 5-6 класс:
1.развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2.формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3. воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
2. 7-9 класс:
1.усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
2.формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
3.усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
4.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
5.формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
6.формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
7.освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
8.развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10.формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11.осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12.формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности » является формирование универсальных учебных действий (УУД) -регулятивных, познавательных, коммуникативных:
Регулятивные УУД
1. 5-6 класс
1.самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
2.выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3.определять последовательность промежуточных целей и операций;
4.составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
5.вносить необходимые коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия или его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем одноклассниками;
6.в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
7.выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
2. 7-9 классы
1.вносить необходимые коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия или его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем одноклассниками;
2.в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
3.выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
4.самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
5.выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
6.определять последовательность промежуточных целей и операций;
7.составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Познавательные УУД:
5-9 классы
1.проводить наблюдение под руководством учителя;
2.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
3.анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
4.давать определения понятиям;
5.структурировать знания;
6.выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
7.анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные УУД
5-9 классы
1.уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
2.самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
3.в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
4.учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
5.понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
6.уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
7.оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
8.определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты |
|
Предметные |
|
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
5 класс |
|
· классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности · безопасно использовать бытовые приборы; · безопасно использовать средства бытовой химии; · безопасно использовать средства коммуникации; · классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; · предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; · безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; · безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; · безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; · адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; · безопасно применять первичные средства пожаротушения; · соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; · соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; · использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; · предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты; · предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; · классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; · классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; · классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; · классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; · предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; · оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; · характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; · классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; · безопасно использовать ресурсы интернета; · анализировать состояние своего здоровья; · определять состояния оказания неотложной помощи; · использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; · классифицировать средства оказания первой помощи · оказывать первую помощь при ушибах; · оказывать первую помощь при отравлениях; · оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе. |
· безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; · анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; · анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; · безопасно вести и применять права покупателя; · анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; · предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; · характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; · классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; · усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; · исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; · творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
|
6 класс |
|
· классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; · соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); · классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; · готовиться к туристическим походам; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; · адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; · добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; · добывать и очищать воду в автономных условиях; · добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; · подавать сигналы бедствия и отвечать на них; · безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; · безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; · комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; · классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; · анализировать состояние своего здоровья; · определять состояния оказания неотложной помощи; · использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; · оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; · оказывать первую помощь при укусе насекомых. |
· классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; · готовиться к туристическим поездкам; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; · классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; · усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; · творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
|
7 класс |
|
· классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; · предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты; · характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; · предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; · безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; · безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; · комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; · классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; · классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; · планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; · адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; · выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; · анализировать состояние своего здоровья; · определять состояния оказания неотложной помощи; · использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; · классифицировать средства оказания первой помощи; · оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; · извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; · оказывать первую помощь при ушибах; · оказывать первую помощь при переломах. |
· анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; · предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; · владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; · классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи · усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; · исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; · творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
|
8 класс |
|
· классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; · использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; · использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; · классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; · безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; · безопасно использовать средства коммуникации; · адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; · безопасно применять первичные средства пожаротушения; · соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; · соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; · классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде · подавать сигналы бедствия и отвечать на них; · характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; · безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; · безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; · комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; · классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; · классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; · оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; · классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; · планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; · выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья · анализировать состояние своего здоровья; · определять состояния оказания неотложной помощи; · использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; · классифицировать средства оказания первой помощи; · оказывать первую помощь при отравлениях; |
· безопасно вести и применять права покупателя; · анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; · предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; · характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; · владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; · классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; · усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; · исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; · творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
|
9 класс |
|
· безопасно использовать средства коммуникации; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; · безопасно применять первичные средства пожаротушения; · соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; · соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; · соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); · характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; · предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; · безопасно использовать средства индивидуальной защиты; · характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; · предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; · классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; · безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; · безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; · комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; · классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; · классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; · адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; · оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; · характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; · классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; · планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; · адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; · выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; · анализировать состояние своего здоровья; · определять состояния оказания неотложной помощи; · использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; · классифицировать средства оказания первой помощи; |
· безопасно вести и применять права покупателя; · анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; · предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; · характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; · классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; · владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; · классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; · усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; · творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
|
Содержание программы учебного курса
5 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства - 22
Раздел I. Основы комплексной безопасности - 13
Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека - 5
Роль городов в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения современных городов. Опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электричеством, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Меры профилактики опасных и аварийных ситуациях.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город - столица, город-порт и др. ). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения.
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера - 6
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход - участник дорожного движения Общие обязанности пешехода. Меры безопасности поведения пешеходов на дороге.
Пассажир. Общие обязанности пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Транспортное средство и водитель.
Общие обязанности водителя. Велосипедист - водитель транспортного средства. Требования к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста. Правила поведения на дороге.
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность. Основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Профилактика травм при занятии физической культурой и спортом.
Глава 3. Опасные ситуации природного характера - 2
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасной природных явлений.
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах.
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего (поселка) города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.) Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 2
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 2
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасном объекте, аварии на пожаро - взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.
Раздел III. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ - 7
Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение – 3
Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Решение ситуативных задач.
Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства - 4
Экстремизм и терроризм, основные понятия, причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 13
Раздел 4. Основы здорового образа жизни - 5
Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни - 3
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, вода.
Гигиена питания.
Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье - 2
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.
Вредные привычки ( курение, употребление алкоголя ), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровья.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.
Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия алкоголя. Алкоголь и преступность.
Собеседование на тему « Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек».
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 8
Глава 9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания - 8
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызвать « Скорую помощь».
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях (практические занятия).
6 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства-25
Раздел I. Основы комплексной безопасности -25
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе -6
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность -5
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности -6
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде -4
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях -4
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни-10
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи -4
Глава 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях - 4
Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
Раздел IV. Основы здорового образа жизни - 6
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 6
Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
7 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства -28
Раздел I. Основы комплексной безопасности -3
Глава 1.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера-3
Природные явления. литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Классификация природных явлений по месту возникновения: геологические, метеорологические, гидрологические, природные, биолого-социальные, космические.
Круговороты веществ и энергии.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация. Стихийное бедствие. Чрезвычайная ситуация.
Раздел II. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций- 21
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения -6
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения.
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни, обвалы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода оползня, обвала. Правила безопасного поведения вовремя и после схода оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия.
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения -3
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения- 8
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после наводнений.
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Сели и снежные лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода сели, лавины. Правила безопасного поведения во время и после схода сели, лавины,безопасный выход из зоны стихийного бедствия.
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального характера -4
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.
Эпизоотии и эпифитотии.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел III. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации- 4
Глава 6.Духовно-нравственные основы противодействия экстремизму и терроризму- 4.
Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -7
Раздел IV. Основы здорового образа жизни - 3
Глава7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничной жизни человека- 3
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи -4
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях- 4
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
8 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства -23
Раздел I. Основы комплексной безопасности -16
Глава 1.Пожарная безопасность-3
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Глава 2. Безопасность на дорогах-3
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Глава 3.Безопасность на водоёмах-3
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само - и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
Глава 4. Экология и безопасность-2
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Глава 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера-5
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций -7
Глава 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций -4
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера -3
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -12
Раздел IV. Основы здорового образа жизни -8
Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие-8
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи -4
Глава 9.Первая медицинская помощь при неотложных состояниях-4
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.
9 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства -24
Раздел I. Основы комплексной безопасности -8
Глава 1.Национальная безопасность России в современном мире-4
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России-4
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Угроза военной безопасности России.
Раздел II.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций- 7
Глава 3.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени -3
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени -4
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел III. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации -9
Глава 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме-2
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации-3
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Глава 7.Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации-2
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.
Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости-2
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Профилактика наркозависимости.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -11
Раздел IV. Основы здорового образа жизни -9
Глава 8. Основы здорового образа жизни-3
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Глава 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Глава 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- 2
Глава 11. Основы первой медицинской помощи-2
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
Тематическое планирование
5 класс
№ раздела, модуля, темы |
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Контроль |
М-1 |
Основы безопасности личности, общества, государства |
22 |
|
Р-1 |
Основы комплексной безопасности |
13 |
|
Глава1 |
Человек, среда его обитания, безопасность человека |
5 |
|
Глава 2 |
Опасные ситуации техногенного характера |
6 |
|
Глава 3 |
Опасные ситуации природного характера |
2 |
|
Р-2 |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
2 |
|
Глава 4 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
2 |
|
Р-3 |
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации |
7 |
|
Глава 5 |
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение |
3 |
|
Глава 6 |
Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства |
4 |
|
М-2 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
13 |
|
Р-4 |
Основы здорового образа жизни |
5 |
|
Глава 7 |
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни |
3 |
|
Глава 8 |
Факторы, разрушающие здоровье |
2 |
|
Р-5 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
8 |
|
Глава 9 |
Первая медицинская помощь и правила ее оказания Итоговый тест |
8 |
1 |
|
Всего часов |
35 |
|
6 класс
№ модуля, раздела, темы
|
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов
|
Контроль |
М-1 |
Основы безопасности личности, общества и государства |
25 |
|
Р-1 |
Основы комплексной безопасности |
25 |
|
Глава 1 |
Подготовка к активному отдыху на природе |
6 |
|
Глава 2 |
Активный отдых на природе и безопасность |
5 |
|
Глава 3 |
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
|
6 |
|
Глава 4 |
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде |
4 |
|
Глава 5 |
Опасные ситуации в природных условиях |
4 |
|
|
Итоговое занятие |
|
|
М-2 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
10 |
|
Р-5 |
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи |
4 |
|
Глава 6 |
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях |
4 |
|
Р-4 |
Основы здорового образа жизни |
6 |
|
Глава 7 |
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
|
6 |
1 |
|
Всего часов |
35 |
|
7 класс
№ модуля, раздела, темы |
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Контроль |
М-1 |
Основы безопасности личности, общества и государства |
28 |
|
P-I |
Основы комплексной безопасности |
3 |
|
Глава 1 |
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера |
3 |
|
Р-II |
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций |
21 |
|
Глава 2 |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения |
6 |
|
Глава 3 |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения |
3 |
|
Глава 4 |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения |
8 |
|
Глава 5 |
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения |
4 |
|
Р-III |
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации |
4 |
|
Глава 6 |
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму |
4 |
|
М-2 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
7 |
|
P-IV |
Основы здорового образа жизни |
3 |
|
Глава 6 |
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека |
3 |
|
P-V |
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи |
4 |
|
Глава 7 |
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях |
4 |
1 |
|
Всего часов |
35 |
|
8 класс
№ модуля, раздела, темы |
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Контроль |
М-1 |
Основы безопасности личности, общества и государства |
23 |
|
Р-I |
Основы комплексной безопасности |
16 |
|
Глава 1 |
Пожарная безопасность |
3 |
|
Глава 2 |
Безопасность на дорогах |
3 |
|
Глава 3 |
Безопасность на водоемах
|
3 |
|
Глава 4 |
Экология и безопасность |
2 |
|
Глава 5 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия |
5 |
|
P-II |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
7 |
|
Глава 5 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения |
4 |
|
Глава 6 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
3
|
|
|
Итоговое задание
|
|
|
М-2 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
12 |
|
Р- IV |
Основы здорового образа жизни |
8 |
|
Тема 7 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
8 |
|
P-V |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
|
4 |
1 |
|
Всего часов |
35 |
|
9 класс
№ модуля, раздела, темы |
Наименование модуля, раздела, темы |
Количество часов |
Контроль |
М - I |
Основы безопасности личности, общества и государства |
24 |
|
Р - I |
Основы комплексной безопасности |
8 |
|
Глава 1 |
Национальная безопасность России в современном мире |
4 |
|
Глава 2 |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России |
4 |
|
Р - II |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
7 |
|
Глава 3 |
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени |
3 |
|
Глава 4 |
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени |
4 |
|
Р-III |
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
9 |
|
Глава 5 |
Общие понятия о терроризме и экстремизме |
2 |
|
Глава 6 |
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
3 |
|
Глава 7 |
Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации |
2 |
|
Глава 8 |
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости |
2 |
|
M - II |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
11 |
|
Р - IV |
Основы здорового образа жизни |
9 |
|
Глава 9 |
Здоровье - условие благополучия человека |
3 |
|
Глава 10 |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
3 |
|
Глава 11 |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
3 |
|
Р- V |
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи |
2 |
|
Глава 12 |
Оказание первой медицинской помощи |
2 |
1 |
|
Всего часов |
35 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.