Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»
РАССМОТРЕНО: Руководитель ШМО ___________ С.О. Пименова «____» августа_ 2021 г.
|
СОГЛАСОВАНО: Председатель МС ___________ Т.В. Зарипова «____» августа_ 2021 г.
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №197» ____________ М.В.Васильева «_____» августа_ 2021 г.
|
Рабочая программа
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на 2021/2022 учебный год
10 а класс
(базовый уровень)
Учитель:
Лысенко Сергей Николаевич
Северск 2021
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Пояснительная записка
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
· Рабочая программа по ОБЖ для 10а класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Поддерживается УМК А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2011. Количество часов и содержание соответствует примерной программе среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, базовый уровень
· Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);
· приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №197»;
· учебного плана МБОУ «СОШ №197» на 2021-2022 учебный год.
Специфика класса.
Рабочая программа по ОБЖ рассчитана на учащихся 10х классов и разработана с учетом их индивидуальных особенностей. Класс достаточно работоспособный, учащиеся принимают активное участие на уроках, присутствует интерес к предмету. Однако психологическая устойчивость, мотивация к учёбе, уровень подготовки, сформированность учебных навыков у школьников совершенно разная. Вместе с тем, в классе достаточно учащихся, проявляющих явный интерес к предмету, следовательно, очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Количество часов на изучение программы
Предмет «ОБЖ» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе по 1 час в неделю, 34 часа в год, что является оптимальным для изучения дисциплиныи 35 часов учебных военных сборов в конце обучения.
Структурно программа состоит их трех разделов.
Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» - 20 часов Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - 4 часа
Раздел III «Основы военной службы» - 10 часов
Программа рассчитана на 34 учебных часа (и 35 ч — на учебные сборы).
Всего 69 часов.
Вклад учебного предмета в общее образование
.
В курсе ОБЖ предполагается понимание и принятие учащимся основных человеческих ценностей, которые осуществимы в случае его полной безопасности. Это:
1.Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
2.Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
3.Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
4.Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
5.Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
6.Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
7.Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
8.Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
9.Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Изменения в авторскую рабочую программу внесены не были.
Цели:
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
-усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание ими
важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной
и общественной ценности;
-антиэкстремистское
и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость
к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
-отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
-готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивают формирование важнейших компетенций школьников.
Формы и методы, используемые при реализации программы:
Лабораторная работа по документальным источникам, учебнику;
Групповая и парная работа;
Индивидуальное изучение отдельных исторических проблем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
Проектная деятельность;
Исследовательская деятельность.
Также не маловажную роль играет применение таких методов, как РКМЧП, кейс-стади, кластер и тд. Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Типы уроков:
Урок ознакомления с новым материалом
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Формы контроля: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы контроля: устный, письменный, практический, зачет.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения по пятибалльной системе оценивания.
Критерии оценивания ответов и работ учеников в курсе обучения ОБЖ
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, выполненное домашнее задание, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 50 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 49% и менее от максимально возможного количества баллов.
Важной обязанностью преподавателя ОБЖ является проверка практических навыков учащихся. На основании этих проверок преподаватель получает четкое представление об уровне навыков и умений ученика. Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить учащихся, правильно выполняющих задания и тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия. Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь ученика и преподавателя, который следит за работой и помогает им сосредоточить внимание на отработке практических навыков в рамках изучаемой темы.
Правила проверки практических навыков учащихся:
· Если ошибка легко устранима, то попросите исправить и сразу проведите повторную проверку.Результаты контроля и оценки знаний и умений учащихся являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в систему обучения учащихся по ОБЖ
2. Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
Личностные результаты:
Предметные результаты:
По окончанию обучения ученик получает возможность научиться:
· самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
· классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций;
· адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя;
· анализировать последствия возможных опасных ситуаций;
· безопасно использовать ресурсы интернета;
· выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
· анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· оказывать первую помощь пострадавшему;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками для достижения целей в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время моделирования возможных опасных и чрезвычайных ситуаций;
· слушать собеседника, понимать его точку зрения и признавать право другого человека на иное мнение при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
3.Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование уроков
Структурно программа состоит их трех разделов.
Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний, обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, по лученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (и 35 ч — на учебные сборы).
Раздел 1. «Безопасность и защита человека в ЧС техногенного характера» (20 часов)
Производственные аварии и катастрофы.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу
распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.).
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.
Взрывы и пожары.Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Классификация опасности вещество степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах. Понятие о радиационноопасном объекте. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.
Защита от радиационных аварий. Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания.
Гидродинамические аварии.Аварии на гидродинамические опасных объектах, их причины и последствия. Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамические опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамические опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамические опасных объектах.
Чрезвычайные ситуации на транспорте.Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге.
Чрезвычайные ситуации экологического характера.Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Антропогенные изменения в природе: преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайных ситуациях экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влияйте на загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.
Раздел 2. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (4 часа)
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно- кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения, дыхательные пути, глаза и кожу).
Основы здорового образа жизни. Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростные качеств.
Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.
Раздел 3.Основы военной службы (10 часов)
Основные понятия о воинской обязанности. Исполнение военной службы в Российской федерации. Воинский учет. Подготовка граждан к военной службе. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Правовые основы военной службы. Конституция Российской Федерации. Федеральные законы в области обороны. Общевоинские уставы Вооруженных Сил. Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России. Прохождение военной службы. Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил РФ. Военная форма одежды. Ответственность военнослужащих.
Устав внутренней службы ВС РФ о взаимоотношениях между военнослужащими.
Устав внутренней службы ВС РФ о размещении военнослужащих.
Устав внутренней службы ВС РФ о распределении времени и повседневном порядке.
Устав внутренней службы ВС РФ о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих.
Устав внутренней службы о суточном наряде.
Содержание учебных сборов.(35 часов).
Основы военной службы (практические занятия на базе в/ч 3478 с выездом в воинскую часть и в Учебный центр на стрельбище)
I.1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.
Вводное занятие проводимое перед началом военных сборов. Ознакомление с историей отдельных частей Вооруженных сил России, их боевом пути, подвигами воинов в военное и мирное время, боевыми традициями и задачами частей, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и распорядком дня, с требованиями к правилам безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.
I.2. Размещение и быт военнослужащих.
Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.
Распределение учебного времени и повседневный порядок.
Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подьем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения воинской части. Посещение военнослужащих.
I.3. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
I.4. Организация караульной службы, обязанности часового.
Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
I.5 Строевая подготовка:
Отработка строевых приемов и движения без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в стою на месте и в движении.
I.6. Огневая подготовка
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведение огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.
I.7. Тактическая подготовка
Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижения солдата в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
I.8.РХБЗ защита.
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
I.9. Медицинская подготовка
Средства оказания первой медицинской помощи. Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.
I.10. Физическая подготовка
Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей.
по ОБЖ
на 2019/2020 учебный год
Тематический план.
10 класс.
Полугодие |
Примерные сроки |
|
Содержание программы |
Кол-во часов |
Кол-во практических работ |
1 |
|
|
1.Основы безопасности личности, общества, государства. |
17
|
2
|
2 |
|
|
2.Основы безопасности личности, общества, государства. 3.Основывоенной службы. 4.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 5.Учебные сборы. |
3 10 4 35 |
1
1 35 |
Итого |
|
|
69 |
39 |
I четверть.
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства. (9 часов).
№ п/п |
дата по плану |
дата по факту |
тема урока |
Дом задание |
тип урока |
характеристика деятельности учащихся |
1. |
|
|
Вводный инструктаж. Автономное существование человека в природе. |
§ 1 |
Урок контроля |
Работа с терминами, работа с таблицами, работа с учебником. Практикум, тренинг, работа с тестами. |
2. |
|
|
Практическая подготовка человека к автономному существованию человека в условиях природной среды |
§ 2 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учебником. |
3. |
|
|
Обеспичение личной безопасности в ситуациях криминогенного характера. |
§ 4.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учебником. |
4. |
|
|
Уголовная ответственность (УО) несовершеннолетних в террористической и экстремальной деятельности. |
§ 21-22. |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями. |
5. |
|
|
Правила безопасного поведения в условиях террористического акта |
§ 23.0 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями. |
6. |
|
|
Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. |
§ 5.0-§ 7.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учебником. |
7. |
|
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), предназначения, задачи, структура. |
§ 12.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
8. |
|
|
Законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общество, государства. |
§ 11.0 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями. |
9. |
|
|
Контрольная работа |
|
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
II четверть.
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства. (8 часов)
10. |
|
|
Гражданская оборона (ГО)-состовная часть обороноспособности страны |
§ 30.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
11. |
|
|
Организация защиты учащихся от ЧС в общеобразовательном учреждении. |
§ 36.0 |
Урок открытия знаний |
|
12. |
|
|
Ядерное оружие. |
§ 31.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами. |
13. |
|
|
Химическое оружие.2 |
§ 31.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
14. |
|
|
Биологическое оружие. |
§ 31.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
15. |
|
|
Современные обычные средства поражения. |
§ 31.0 |
Урок контроля ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
16. |
|
|
Оповещение и информирование населения. |
§ 32.0 |
Урок контроля ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
17. |
|
|
Контрольная работа. |
|
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
III четверть.
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства.2(3 часа)
18. |
|
|
Организация инженерной защиты населения. |
§ 33.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
19. |
|
|
Средства индивидуальной защиты населения. |
§ 34.0 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
20. |
|
|
Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС. |
§ 35.0 |
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
Раздел 2. Основы военной службы. (6 часов)
21. |
|
|
История создания ВС РФ. |
§ 37.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
22. |
|
|
Организационная структура ВС РФ. |
§ 39.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
23. |
|
|
Функции и основные задачи ВС РФ. |
§ 40 - § 45.0 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
24. |
|
|
Другие войска, их состав и предназначение. |
§ 46.0 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
25. |
|
|
Памяти поколений – дни воинской славы России |
§ 38.0 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
26. |
|
|
Контрольная работа. |
|
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
IVчетверть
Раздел 2. Основы военной службы. (4 часов)
27. |
|
|
Размещение и быт военослужащих |
§ 49.- 51 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
28. |
|
|
Обязательная подготовка граждан к военной службе. |
конспект |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
29. |
|
|
Добровольная подготовка граждан к военной службе. |
конспект |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
30. |
|
|
Автомат Калашникова |
§ 64.0 |
Урок систематизации ЗУН Практика |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
Раздел 3. Основы медицинский знаний и здорового образа жизни. (4 часа)
31. |
|
|
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. 1 часть |
§ 24. - § 25. |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
32. |
|
|
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. 2 часть |
§ 24. - § 25. |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, представление слайдовых презентаций, обсуждение презентаций, работа с таблицами, работа с учеб-м. |
33. |
|
|
Значение двигательной активности для здоровья человека |
§ 27. - § 28. |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
34 |
|
|
Контрольная работа. |
|
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
Контрольных работ:7 Практических работ: 4
|
|
|
|
Итого: 34 часа.
Учебные военные сборы с учениками 10-х классов проводятся по отдельному плану, на Основании решения Главы ЗАТО Северск.
Итого:35 часов.Всего за курс : 69 часов
5. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение курса
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Преподаватель-организатор ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподавателю-организатору ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент преподавателя-организатора ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средства оснащения ОБЖ.
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Кол-во |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Нормативно-правовые документы. |
||||
1 |
Конституция РФ |
шт. |
1 |
|
2 |
Закон «Об образовании» |
шт. |
1 |
|
3 |
Концепция противодействия терроризму в РФ. |
шт |
1 |
|
4 |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2007 г. № 804 «О единой государственной предупреждения и ликвидации ЧС» |
шт. |
1 |
|
5 |
Стратегия национальной безопасности |
шт. |
1 |
|
6 |
Федеральный закон «О безопасности». |
шт. |
1 |
|
7 |
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» |
шт. |
1 |
|
8 |
ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера» |
шт. |
1 |
|
9 |
Федеральный закон «О гражданской обороне» |
шт. |
1 |
|
10 |
Федеральный закон «О пожарной безопасности» |
шт. |
1 |
|
11 |
Федеральный закон «О противодействии терроризму» |
шт. |
1 |
|
12 |
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» |
шт. |
1 |
|
13 |
ФЗ «О аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» |
шт. |
1 |
|
14 |
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |
шт. |
1 |
|
15 |
Общевоинские уставы ВС РФ |
шт. |
1 |
|
16 |
ФЗ «Об обороне» |
шт. |
1 |
|
17 |
Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы |
шт. |
1 |
|
18 |
Военная доктрина РФ |
шт. |
1 |
|
19 |
Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» |
шт. |
1 |
|
20 |
Указ Президента РФ «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» |
шт. |
1 |
|
21 |
ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» |
шт. |
1 |
|
22 |
ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» |
шт. |
1 |
|
23 |
ФЗ «О статусе военнослужащих» |
шт. |
1 |
|
24 |
Правила дорожного движения РФ |
шт. |
1 |
|
Учебная литература. |
||||
25 |
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 классов |
шт. |
По кол-ву учащихся |
|
26 |
Наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62 мм (или 5,45 мм) модернизированный автомат Калашникова. |
шт. |
1 |
|
27 |
Учебник по основам медицинских знаний (для девушек) |
шт. |
По кол-ву учащихся |
|
Учебные и учебно-наглядные пособия. |
||||
28 |
Набор плакатов или или электронные издания: |
|
|
|
|
- Организационная структура ВС РФ |
компл. |
1 |
|
|
- Ордена России |
компл. |
1 |
|
|
- Текст Военной Присяги |
шт. |
1 |
|
|
- Воинские звания и знаки различия |
компл. |
1 |
|
|
- Военная форма одежда |
компл. |
1 |
|
|
- Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе |
компл. |
1 |
|
|
- Военно-прикладные виды спорта |
компл. |
1 |
|
|
- Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин. |
компл. |
1 |
|
|
- Военно-образовательные учреждения профессионального образования РФ. |
компл. |
1 |
|
|
- ТТХ вооружения и военной техники |
компл. |
1 |
|
|
- Приемы и правила метания ручных гранат |
компл. |
1 |
|
|
- Мины Российской армии |
компл. |
1 |
|
|
- Фортификационные сооружения |
компл. |
1 |
|
|
- Индивидуальные средства защиты |
компл. |
1 |
|
|
- Приборы радиационной разведки |
компл. |
1 |
|
|
- Приборы химической разведки |
компл. |
1 |
|
|
- Организация и несение внутренней службы |
компл. |
1 |
|
|
- Строевая подготовка |
компл. |
1 |
|
|
- Оказание первой помощи |
компл. |
1 |
|
|
- Гражданская оборона |
компл. |
1 |
|
29 |
Средства индивидуальной защиты: |
|
|
|
|
- Общевойсковой противогаз |
шт. |
30 |
|
|
- Общевойсковой защитный комплект |
шт. |
4 |
|
|
- Респиратор |
шт. |
10 |
|
30 |
Приборы: |
|
|
|
|
ВПХР |
шт. |
1 |
|
|
ДП-5А |
шт. |
1 |
|
|
ДП-22 |
шт. |
1 |
|
31 |
Компас |
шт. |
1 |
|
32 |
Телевизор |
шт. |
1 |
|
33 |
DVDплеер |
шт. |
1 |
|
34 |
Компьютер |
шт. |
1 |
|
35 |
Проектор |
шт. |
1 |
|
Медицинское имущество. |
||||
36 |
Индивидуальные средства медицинской защиты; |
|
|
|
|
- Аптечка АИ |
шт. |
1 |
|
|
- Пакеты перевязочные ППИ |
шт. |
1 |
|
|
- Пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 |
шт. |
1 |
|
37 |
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи |
шт. |
1 |
|
38 |
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластари: |
|
|
|
|
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см |
шт. |
3 |
|
|
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см |
шт. |
3 |
|
|
- вата медицинская компрессная |
кг. |
0,1 |
|
|
- косынка медицинская (перевязочная) |
шт. |
3 |
|
|
- повязка медицинская большая стерильная |
шт |
3 |
|
|
- повязка медицинская малая стерильная |
шт. |
3 |
|
39 |
Медицинские предметы расходные: |
|
|
|
|
- булавка безопасная |
шт. |
3 |
|
|
- шина проволочная (лестничная) для ног |
шт. |
1 |
|
|
- шина проволочная (лестничная) для рук |
шт. |
1 |
|
|
- шина фанерная длиной 1 м. |
шт. |
1 |
|
42 |
Носилки медицинские |
шт. |
1 |
|
43 |
Тре.нажер сердечно-легочной и мозговой реанимации «Александр 2-0,2» |
шт. |
1 |
|
Литература.
Нормативно-правовые документы РФ.
Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.
Конституция РФ (последняя редакция).
Общевоинские уставы ВС РФ (последняя редакция).
Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).
Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).
Основная и дополнительная литература.
1. |
Аварийно-химически-опасные вещества.-М.,2000. |
2. |
Боевой устав сухопутных войск.-М., 1989. |
3. |
Вооруженные силы России.-М., 2000. |
4. |
Верность воинскому долгу.-М.,2000. |
5. |
Дисциплинарный устав.-М.,1989. |
6. |
Женевская конвенция от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним.-МККК.,2000 |
7. |
Знай и умей: Учебное пособие по ГО и ЧС.-М.,1991. |
8. |
Защита населения в ЧС.-М.,2000. |
9. |
Защита Отечества - обязанность каждого гражданина.-М.,2000. |
10. |
Кодекс поведения участников боевых действий.-МККК.,2000. |
11. |
Международное гуманитарное право. Введение.-МККК.,2000. |
12. |
Международное гуманитарное право:Учебно-методические материалы для9-х классов.-МККК.,2000 |
13. |
Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Защитные сооружения.- М.,2000 |
14. |
Мошкин В.Н. Как уберечься от преступника.-Барнаул, 1995. |
15. |
Михайлов Л.А., Копылов Н.Д. Основы безопасности жизнедеятельности |
|
человека: Пособие для учителя для 7-9 классов.-М., 1998. |
16. |
Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи.-М.,2000. |
17. |
Нарицын Н. Азбука психологической безопасности.-М.,2000. |
18. |
Наставления по стрелковому делу "Ручные гранаты".-М.,1972. |
19. |
На службе Отечеству.-М.,2000. |
20. |
Наставления по стрелковому делу "АК и РПК".-М., 1967. |
21. |
Общевоинские уставы ВС РФ.-М., 1980. |
22. |
Основные положения права войны.-МККК., 2000. |
23. |
Основы РСЧС. Эвакуационные мероприятия.-М., 2000. |
24. |
Помощь пострадавшим. Защитные меры.-М., 2000. |
25. |
Первая помощь в экстремальных ситуациях.-М., 2000. |
26. |
Правила безопасности для взрослых и детей.-М., 2000. |
27. |
Программные и методические материалы по курсу ОБЖ.-М., 2008. |
28. |
Программно-методические материалы ОБЖ, 1-11 классы.-М., 2008. |
29. |
Развитие и принципы международного гуманитарного права.-МККК., 2000. |
30. |
Россия и Красный Крест.-МККК., 2000. |
31. |
Русак О.Н. Предупреждение и ликвидация ЧС.-М., 1998. |
32. |
Радиоактивные загрязнения.-М., 2000. |
33. |
Состояние преступности в России.-М., 1998. |
34. |
Современная война и гражданская оборона.-М., 2000. |
35. |
Стихийные бедствия, аварии, катастрофы: Правила поведения.-М., 2000. |
36. |
Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ, 1-9 классы.-М., 1999. |
37. |
Топоров И.К. ОБЖ - учебное пособие.-М., 1992. |
38. |
Учебно-методические рекомендации по ориентированию и |
|
целеуказанию на местности.- Омск, 1988. |
39. |
Уголовный кодекс РФ.- М., 2010. |
40. |
Устав Внутренней службы.-М., 1990. |
41. |
ЧС - краткая характеристика и классификация.-М., 2000. |
42. |
Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения.-М., 2000. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.